Макроэкономическое равновесие

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение макроэкономического равновесия на товарном рынке.
Для достижения цели исследования в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
-дать понятие макроэкономического равновесия, рассмотреть классическую и кейнсианскую модели макроэкономического равновесия;
-рассмотреть фактические и планируемые расходы; крест Кейнса и механизм достижения равновесного объема производства;
-рассмотреть колебания равновесного уровня выпуска продукции; мультипликатор автономных расходов; рецессионный и инфляционный разрывы и парадокс бережливости

Работа содержит 1 файл

введение 4.docx

— 250.16 Кб (Скачать)

- государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);

- трансферты (их стоимость не включается в ВВП);

- выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга).

Основными источниками  доходов государства являются:

- налоги (включая  взносы на социальное страхование);

- прибыль  государственных предприятий;

-  сеньораж (доход от эмиссии денег;

-  доходы от приватизации.

Разница между доходами и расходами  государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный  бюджет может находиться в трех различных  состояниях:

1) когда доходы бюджета превышают расходы (), сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета

2) когда доходы равны расходам (), сальдо бюджета равно нулю, т. е. бюджет сбалансирован;

3) когда доходы бюджета меньше, чем расходы (Т < G), сальдо бюджета отрицательное, т. е. имеет место дефицит государственного бюджета.

Целью государства согласно теории Кейнса должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 70-х годов. Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки и трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И, наоборот, если в экономике бум (перегрев), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги (доходы), что сдерживает деловую активность и «остужает» экономику, ведет к ее стабилизации. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет. Поскольку теория Кейнса была направлена на разработку рецептов борьбы с рецессией, со спадом в экономике, что предлагалось осуществлять, используя, в первую очередь, инструменты бюджетного регулирования (увеличение государственных закупок и трансфертов, т. е. расходов бюджета и снижение  налогов, т. е. доходов бюджета), то эта теория основана на идее «дефицитного финансирования». В результате использования в большинстве развитых стран в 50-е - 60-е годы кейнсианских рецептов регулирования экономики проблема хронического дефицита государственного бюджета к середине 70-х годов стала одной из основных макроэкономических проблем, что послужило одной из причин усиления инфляционных процессов.

 

3 Особенности развития национальной экономики Республики Беларусь и роль государства в достижении ее макроэкономического равновесия

 

 

При построении модели «» следует учитывать, с каким типом национальной экономики нам приходится иметь дело.

В условиях переходного периода вполне можно  ожидать, что вслед за стимулированием  совокупного спроса произойдет сдвиг кривой совокупного предложения не вправо и вниз, а именно влево и вверх (рисунок 12) [4, с. 168].

 

 

Рисунок 12 – Сдвиг кривой AD и AS в условиях белорусской экономики переходного типа

 

 

Дело в  том, что неэффективный собственник в условиях монополизированной экономики, реагируя на возросший платежеспособный спрос, будет стремиться тот же объем денежного дохода заполучить за счет более высокого уровня цен и меньшего объема выпуска (стагфляция). Это приводит к тому, что соотношение (трэнд) между темпами инфляции и темпами ВВП заметно ухудшится.

Опыт хозяйствования, накопленный в Беларуси после  1996 г. вплоть до нынешних дней, полностью подтверждает эту закономерность.

Следовательно, спонтанное повышение цен на конечный продукт и дальнейшее повышение  цен на факторы производства погашают экономические стимулы наращивать объемы производства. Поэтому в экономической политике переходного периода есть смысл ориентироваться на незамедлительную стабилизацию уровня цен.

Макроэкономическое  равновесие Республики Беларусь означает соответствие между взаимосвязанными отраслями, между объемами производимых продуктов и потребностями в них. Основу сбалансированности составляет пропорциональность. Сбалансированность и пропорциональность в реальной действительности обычно неустойчивы и постоянно нарушаются. Например, экономический рост ведет к установлению новых пропорций и новой сбалансированности. Поскольку полного соответствия между отраслями в реальной жизни не бывает, существует постоянная необходимость в поддержании сбалансированности путем корректировки пропорций между отдельными сферами экономики, а также внутри них. В материальном производстве для этого нужно, прежде всего, обеспечить соответствие между первым и вторым подразделениями, т. е. между производством средств производства и предметов потребления. Если такое соответствие будет нарушено, то I подразделение не сможет обеспечить средствами производства оба подразделения, а II подразделение – предметами потребления занятых и дополнительно привлекаемых работников обоих подразделений.

В национальной экономике  Республики Беларусь преобладает производство средств производства, характеризующееся  высокой капитало-, материало- и энергоемкостью. Это является основной причиной избыточного  спроса на инвестиции, сырье и материалы. В результате производственный потенциал  государств СНГ в совокупности превосходит  США, а уровень жизни – в  несколько раз ниже. Кроме того, по сравнению с развитыми странами наша национальная экономика отличается малым удельным весом нематериального  производства.

Нет сомнений в том, что в условиях переходной экономики о достижении общего (или идеального) равновесия можно лишь мечтать. Кризисный спад и недоиспользование национальных факторов производства надолго погружают национальную экономику в пространство, которое размещено ниже кривой производственных возможностей. Кривая производственных возможностей является геометрическим местом размещения допустимых вариантов макроэкономического равновесия.

В условиях белорусской экономики проблема общего равновесия в трансформационный период должна рассматриваться в следующих аспектах:

  1. В качестве важнейшей предпосылки общего равновесия рассматривается обеспечение соответствия между целями социально-экономического развития страны, официально заявленными в государственной доктрине, и имеющимися у страны реальными экономическими возможностями. Это предполагает освобождение экономической политики от популизма и полную мобилизацию национального сознания на преодоление кризисных явлений.
  2. На всех этапах переходного периода в проводимых социально-экономических преобразованиях должна обеспечиваться положительная динамика. До минимума должны быть сведены так называемые трансформационные издержки. В первую очередь важно ликвидировать опасность голода, затем устранить на потребительском рынке унаследованный от АКС дефицит товаров, обеспечивать постепенное повышение жизненного уровня населения.
  3. В первую очередь важно добиваться ослабления неравновесности основных макроэкономических показателей (торговый баланс, бюджет, уровень занятости, инфляция и т. п.) (приложение А). Структуру национального производства необходимо привести в соответствие со структурой потребления. Тенденции, которые не смягчают, а усиливают диспропорциональность и разбалансированность белорусской экономики, должны оперативно блокироваться. Это позволит сохранить в обществе социальное согласие, а власти – кредит доверия.

4) В качестве временной нормы общего или частичного равновесия могут быть признаны директивные значения. Они не совпадают с оптимальными, но их достижение предполагает выход национальной экономики на оптимальную траекторию развития, что само по себе должно заметно стабилизировать ситуацию. После достижения такого «условного равновесия» прежние директивные характеристики равновесия должны пересматриваться и вводиться более жесткие нормы.

Следовательно, в условиях переходной экономики важно выделять не только статическую, но и динамическую равновесность [4, с. 148].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Рассмотренный в работе анализ кейнсианского макроэкономического равновесия в данном случае строится на следующих допущениях: не учитываются налоги и амортизация; экономика закрыта, нет чистого экспорта в качестве составной части расходов; вся прибыль выплачивается домашним хозяйствам; отсутствуют трансфертные платежи; уровень цен в экономике не изменяется; фирмы готовы поставлять любое количество требуемых товаров и услуг по существующим ценам, т. е. экономика работает не на полную мощность и фирмы можно дозагружать.

Из этих предпосылок следует, что совокупный спрос на товары и услуги будет полностью определять уровень выпуска продукции в экономике.

Рынок товаров и услуг находится в состоянии равновесия, если при действующем уровне цен величина предполагаемого выпуска продукции равна совокупному спросу или запланированным совокупным расходам.

Соответственно, равновесный объем производства – это объем, который порождает совокупные расходы, достаточные для приобретения произведенной продукции.

Равновесный уровень выпуска может колебаться в соответствии с изменением величины любого компонента совокупных расходов: потребления, инвестиций, государственных  расходов или чистого экспорта. Увеличение любого из этих компонентов сдвигает кривую планируемых расходов вверх  и способствует росту равновесного уровня выпуска. Снижение любого из компонентов  совокупного спроса сопровождается спадом занятости и равновесного выпуска.

На достижение макроэкономического равновесия на товарном рынке влияет ряд факторов, влияющих следующие рассмотренные  в курсовой работе: инвестиции и  доход, мультипликатор и акселератор  инвестиций и их роль инвестиций в  достижении макроэкономического равновесия; внешняя торговля и равновесный  объем производства; государственные  закупки и расходы.

При построении модели «», что выявлено в работе, следует учитывать, с каким типом национальной экономики нам приходится иметь дело. В условиях переходной экономики важно выделять не только статическую, но и динамическую равновесность.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Вечканов, Г. С. Макроэкономика / Г. С. Вечканов. – СПб.: Питер, 2008. – 286 с.
  2. Ивашковский, С. Н. Макроэкономика: учеб. / С. Н. Ивашковский. – М.: Дело, 2002. – 472 с.
  3. Курс экономической теории: учеб. / М. И. Плотницкий,                      Э. И. Лобкович, М. Г. Муталимов [и др.]; под общ. ред. М. И. Плотницкого. – Минск: Книжный Дом, Мисанта, 2005 – 496 с.
  4. Лемешевский, И. М. Макроэкономика. Социально-экономический аспект: курс лекций / И. М. Лемешевский. – Минск: ФУАинформ, 2007. –           543 с.
  5. Макконнелл, К. Р., Брю, С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. – М.: Инфра-М, 2005. – 972 с.
  6. Макроэкономика: учеб. / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников,             А. И. Леусский. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Высшее образование, 2006. – 654 с.
  7. Макроэкономика: учеб. пособие / Т. С. Алексеенко [и др.]; под ред.            Л. П. Зеньковой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 380 с.
  8. Макроэкономика: курс интенсивной подготовки / И. В. Новикова [и др.]; под ред. И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 304 с.
  9. Макроэкономика: учеб. пособие / М. И. Плотницкий [и др.]; под ред.            М. И. Плотницкого. – М.: Новое знание, 2002. – 462 с.
  10. Макроэкономика:  учеб. пособие /  [А. В. Бондарь, В. А. Воробьев,             Л. Н. Новикова и др.]. – Минск:  БГЭУ,  2007. – 415 с.
  11. Макроэкономика: учеб.-метод. пособие / авт-сост. Т. С. Алексеенко [и др.] / под ред. Т. С. Алексеенко, Е. П. Цибиной. – Гомель: Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, 2007. – 256 с.
  12. Макроэкономическое равновесие: учеб. пособие / Э. И. Лобкович,                  Ю. М. Ясинский. – Минск: АУ, 2000. – 60 с.
  13. Национальная экономика Беларуси: учеб. / [В. Н. Шимов и др.]; под редакцией В. Н. Шимова. – Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2009. – 751 с.
  14. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг.: указ Президента Респ. Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384  // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 92. – С. 16.
  15. Республика Беларусь в цифрах, 1995-2011 гг.: годовые данные // М-во стат. и анализа Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.belstat.gov.by. – Дата доступа: 20.11.2012 г.
  16. Старченко, Т. М. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 гг.: краткое изложение /                        Т. М. Старченко, Я. М. Александрович // Экон. бюллетень НИЭИ М-ва экономики Респ. Беларусь. – 2007. – № 1. – С. 4-21.
  17. Экономическая теория: макроэкономика: учеб. пособие /                            Е. А. Марыганова, Т. В. Юрьева. – М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2005. – 290 с.
  18. Экономическая теория: системный курс: учеб. пособие / под ред.               Э. И. Лобковича. – Минск: Новое знание, 2000. – 664 с.
  19. Экономическая теория: системный курс: учеб. пособие / под ред.               Н. И. Базылева. – Минск: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2001. – 637 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

 

Основные социально-экономические  показатели 1)

Показатели

1996

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

20102)

Численность населения (на начало года), тыс. человек

10177

9957

9900

9831

9849

9800

9690

9672

 

9514

 

9500

Естественный прирост, убыль (-) населения:

                   

тыс. человек

-32,6

-41,2

-48,6

-57,9

-54,7

-51,1

-29,4

-26,0

-25,8

 

на 1000 населения, человек

-3,2

-4,1

-4,9

-5,9

-5,5

-5,2

-3,0

-2,6

-2,6

 

Среднегодовая численность  занятых в экономике, тыс. человек2)

4410

4441

4417

4381

4339

4316

4477

4594

4686,1

4692,6

Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости  и социальной защиты 
(на конец года), тыс. человек

131,0

95,8

102,9

130,5

136,1

83,0

44,1

37,3

40,3

33,1

в процентах к экономически активному населению

2,9

2,1

2,3

3,0

3,1

1,9

1,0

0,8

0,9

0,7

Денежные доходы в расчете  на душу населения, тыс. руб. в месяц2)

515,7

46,5

96,2

143,5

192,4

250,8

503,9

648,2

766,1

953,1

Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему  году

66,4

114,1

128,1

104,1

103,9

109,8

113,2

111,8

102,7

115,2

Номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата работников, тыс. руб.

755,1

58,9

123,0

189,2

250,7

347,5

694,0

868,2

981,6

1238,03)

Реальная начисленная  заработная плата, в процентах к  предыдущему году

95,0

112,0

129,6

107,9

103,2

117,4

110,0

109,0

100,1

114,93)

Средний размер назначенной  пенсии 
(на конец года), тыс. руб.

387,2

36,4

65,0

89,6

113,9

172,6

328,2

389,4

429,5

584,7

Реальный размер назначенной  пенсии (на конец года), в процентах  к соответствующему периоду предыдущего  года

130,3

143,2

122,1

102,3

101,4

132,4

105,4

104,7

100,2

123,9

Валовой внутренний продукт

                   

млрд. руб.

121403

9134

17173

26138

36565

49992

97165

129791

136790

 

в процентах к предыдущему  году

89,6

105,8

104,7

105,0

107,0

111,4

108,6

110,2

100,2

 

Продукция промышленности

                   

млрд. руб.

131373

10501

18612

24912

33387

48530

95515

130830

127316

161934

в процентах к предыдущему  году

 

88,3

107,8

105,9

104,5

107,1

115,9

108,74)

111,54)

98,0

111,3

Информация о работе Макроэкономическое равновесие