Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 13:08, доклад
В начале 2010 года Министерство финансов Республики Беларусь обратилось к Всемирному банку с просьбой предоставить рекомендации в отношении возможных вариантов проведения фискальных реформ по приоритетным направлениям бюджетной политики и их последовательности. В ответ на запрос Правительства была достигнута договоренность о проведении программного (двухэтапного) Обзора государственных расходов.
В начале 2010 года Министерство финансов Республики Беларусь обратилось к Всемирному банку с просьбой предоставить рекомендации в отношении возможных вариантов проведения фискальных реформ по приоритетным направлениям бюджетной политики и их последовательности. В ответ на запрос Правительства была достигнута договоренность о проведении программного (двухэтапного) Обзора государственных расходов. В рамках первого этапа основное внимание уделялось формулированию: общего описания структуры бюджета органов государственного управления и ключевых источников давления на бюджет; вариантов реформ (с учетом их влияния на бюджет) в области пенсионного обеспечения, социальной помощи, жилищно-коммунальных услуг и субсидирования сельскохозяйственного сектора.
Макроэкономическая
среда значительно ухудшилась со
времени первоначального
Перед
Беларусью стоят серьезные
В условиях тяжелого кризиса обменного курса и платежного баланса, Правительству необходимо проводить строго упорядоченную стратегию макроэкономической корректировки в сочетании с надежной программой структурных реформ. Для восстановления внешнего баланса необходимо незамедлительно реализовать макроэкономическую корректировку в целях сдерживания внутреннего спроса за счет сочетания ужесточения денежно-кредитной политикию. Что касается бюджетно-налоговой политики, основная часть корректировки приходится на расходную часть, учитывая и без того высокую налоговую нагрузку в Беларуси. Краткосрочная перспектива: ужесточение бюджетно-налоговой политики может быть достигнуто путем увеличения поступления налогов в номинальном выражении в результате роста инфляции, сокращения капитальных расходов, замораживания заработной платы в бюджетном секторе, сокращения расходов на государственные программы жилищного строительства и программы субсидирования предприятий сельскохозяйственного сектора. Для решения текущих макроэкономических проблем, наряду с неизбежным сдерживанием расходов бюджета, необходимы более глубокие бюджетно-налоговые реформы, которые должны быть направлены на устойчивое сокращение доли государственного сектора. Эти реформы должны сопровождаться повышением адресной направленности системы социальной защиты для смягчения социальных последствий ускоренной реструктуризации экономики.
В данном программном Обзоре государственных расходов (ОГР) предлагаются варианты мер бюджетно-налоговой политики для одновременного решения задач консолидации бюджета и структурных проблем, в значительной мере связанных с бюджетно-налоговой политикой. Данная программная работа преследует три цели. Во-первых, она направлена на определение возможных вариантов экономии средств по отдельным направлениям бюджета с тем, чтобы способствовать макроэкономической корректировке и одновременно оказать содействие в реализации структурных реформ в экономике. Во-вторых, она дает количественную оценку влияния мер по рационализации расходов на бюджет. В-третьих, в ОГР используется новый подход на основе системного объединения анализа влияния предлагаемых реформ на перераспределение и их социальных последствий, особенно в части воздействия на наиболее уязвимые слои населения. Анализ и рекомендуемые меры экономической политики в первой части программного ОГР сосредоточены на четырех направлениях: рационализация поддержки сельского хозяйства, достижение финансовой устойчивости энергетического сектора, повышении адресной направленности расходов на социальную помощь и содействие устойчивости пенсионной системы.
Ежегодная экономия бюджетных средств в результате реализации предложенных в данном докладе вариантов фискальных реформ в среднем оценивается в размере 3,9 процента ВВП на чистой основе в среднесрочный период. Для обеспечения такой экономии бюджетных средств в среднесрочном периоде (2012-2015 годы) структурное преобразование программы расходов необходимо начать с решения проблем неэффективного субсидирования потребителей и производителей в энергетике, сельском хозяйстве и других отраслях экономики, а также с осуществления параметрических изменений системы пенсионного обеспечения. Прогнозируется, что сокращение общего объема энергетических субсидий для домашних хозяйств в реальном выражении будет идти более умеренными темпами в 2011 году, так как для компенсации значительного воздействия обменного курса на цены импортируемых энергоносителей потребуется существенно увеличить тарифы. Тем не менее, в 2012 и 2013 годах темпы корректировки тарифов необходимо будет ускорить, одновременно расширяя систему адресной социальной помощи, чтобы оградить домашние хозяйства с низкими доходами от негативных последствий. Сокращение субсидирования сельскохозяйственных предприятий в 2011 году может быть умеренным в номинальном выражении, однако темпы такого сокращения необходимо будет повышать в 2012-2014 годах в целях обеспечения достаточного фискального пространства для снижения налогового бремени.
С
учетом предусмотренных структурных
изменений в программе