Курсовая по экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ особенностей смешанной экономики. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
1. рассмотреть теоретические аспекты смешанной экономики,
2. проанализировать особенности применения смешанной экономики в Республике Казахстан,
3. предложить перспективы развития экономики Казахстана в условиях смешанной экономики.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. УСТРОЙСТВО СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИ-КИ..................................5
Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ В РК...............10
Глава 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КАЗАХСТАНА В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ....................................................17
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ.....................................................................................................27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУ-РЫ.............................................29

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа экономика.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

   В 2008 году среднемесячная номинальная  заработная плата по экономике составила 60 734 тенге, что выше уровня 2007 года на 14,1%. В реальном выражении заработная плата снизилась на 2,5%. Темп роста оплаты труда наемных работников в 2008 году относительно предыдущего года замедлился, а по некоторым видам экономической деятельности снизился. Заработная плата работников сельского хозяйства увеличилась на 27,6%, торговли – на 22,5%, добывающей отрасли промышленности – на 21,9%, транспорта и связи – на 17,6%, строительства – на 15%, здравоохранения - на 8,5%, образования – на 8,3%, государственного управления – на 3,5%, финансовой деятельности снизилась на 8,4%.

   Среднедушевые номинальные денежные доходы населения  в 2008 году составили 30509 тенге, что больше 2007 года на 20,9%. В реальном выражении денежные доходы выросли на 3,4%.

   Начиная с 3 квартала 2009 г. наблюдается некоторое  восстановление экономического роста, которое частично компенсировало существенное снижение реального ВВП в 1 полугодии 2009г. При этом база роста пока ограничена только отдельными отраслями экономики. В целом, несмотря на общий экономический спад, инвестиции в основной капитал промышленности стали основным поддерживающим фактором роста.

   Отрицательный экономический рост, сложившийся в Казахстане по результатам 9 месяцев 2009 г. (-2,2%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (4%), продемонстрировал высокую степень зависимости экономики от внешних факторов.

   Существенное  снижение притока капитала в страну и падение мировых цен на энергоносители проявилось в замедлении экономического роста практически во всех отраслях экономики: отрицательный рост по результатам 9 месяцев 2009 г. был отмечен в транспорте (-10,7%), строительстве (-8,9%), торговле (-8,4%), финансовой деятельности (-5,7%), промышленности (-0,6%) Внутригодовая динамика ВВП в отраслевой разбивке показывает, что наибольшая глубина падения пришлась на первое полугодие текущего года.

Сокращение  валового накопления основного капитала непромышленного сектора, экспорта и импорта товаров и услуг, существенное снижение товарно-материальных запасов несколько компенсировалось ростом расходов на конечное потребление домашних хозяйств и органов государственного управления.

В целом  за 2009 г. реальный рост экономики оценивается МЭБП на уровне не более 1%. Национальный Банк оценивает реальный рост экономики на уровне 0,1 – 0,3%. Альтернативные сценарии развития казахстанской экономики в 2009г. со стороны международных финансовых организаций и рейтинговых агентств, находятся в диапазоне от (-2%) до (-3,5%).

Существенное  падение кредитной активности, доходов  и ликвидности предприятий в результате мирового финансового кризиса было компенсировано увеличением расходов республиканского бюджета и притоком иностранного капитала, что поддержало объемы инвестиций в абсолютном выражении.

   Кредитная активность по выданным кредитам небанковским юридическим лицам продолжает снижаться. Так, уменьшение кредитов, выданных в третьем квартале 2009 года, по сравнению с предыдущим кварталом составило 14%, а по отношению к докризисному периоду (3 квартал 2007 года) – 45,5%.

   В то же время основными источниками  вложений в основной капитал стали  расходы республиканского бюджета, прежде всего в развитие транспортной инфраструктуры и иностранные инвестиции в горнодобывающую промышленность.

В целях  смягчения последствий финансового  кризиса в текущем году государство продолжает проводить политику сохранения уровня расходов, стимулирования деловой активности экономики за счет снижения налогового бремени и использования средств Национального фонда.

   В текущем году политика государственных  расходов направлена на сокращение неприоритетных расходов, отсрочку финансирования некоторых, ранее приоритетных, программ, в то же время сохранение прежнего уровня социальных расходов.

   В абсолютном выражении размер государственных  расходов сохранился на уровне прошлого года (График 2.1.5). По результатам 9 месяцев 2009 г. доля государственных расходов в ВВП по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась с 23% до 25%. В структуре расходов доля текущих затрат увеличилась с 61% до 71%, доля капитальных затрат сохраняется на уровне 24%.

В целях  финансирования дефицита бюджета несколько увеличился государственный и гарантированный государством долг. В частности, темп роста долга государства по результатам 3 кв. 2009 г. к аналогичному периоду прошлого года составил 16%.

   С точки зрения устойчивости долга  Правительства и гарантированного государством долга необходимо отметить некоторое увеличение рисков платежеспособности и ликвидности государственного сектора. Основное давление на платежеспособность оказывает рост долга на фоне снижения ненефтяных поступлений. Давление на уровень ликвидности оказывает увеличение расходов по погашению и обслуживанию долга Правительства и снижение доходов государственного бюджета в виде ненефтяных поступлений.

 

3.ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ  КАЗАХСТАНА В УСЛОВИЯХ  СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ

 

   Сейчас  экономика Казахстана находится на важнейшем рубеже, так как следующее десятилетие будет решающим периодом. От того, как Казахстан пройдет следующие десять лет, будет зависеть, сможет ли страна превратиться в азиатского барса или республике придется находиться на периферии мировой экономики.

   Задача  вывести Казахстан к 2030 году в  число развитых стран мира сложная, но достижимая, если правильно выбрать  способы решения этой задачи.

   Как показала реальная практика, попытки  прямо скопировать опыт развитых стран в контексте развивающихся стран Востока и Юга, как правило, не давали положительных результатов. Причина заключается в том, что ускоренная модернизация представляет собой чрезвычайно сложный и длительный процесс.

   Модернизация  и диверсификация экономики, подъем уровня экономического развития и социальной сферы до показателей развитых стран мира - это кардинальные задачи, которые нельзя решить в среднесрочной перспективе.

   Страны, достигшие успеха на пути модернизации своих экономик, затратили в среднем 20-30 лет. Финляндии потребовалось 20 лет. Странам Юго-Восточной Азии, чтобы стать «азиатскими тиграми», потребовалось 20-30 лет.    

   Исходя  из исторического опыта процессов  модернизации, можно констатировать, что Казахстан сегодня находится на половине пути.

   Как показывает исторический опыт, успешная форсированная модернизация в развивающихся странах, особенно на начальных этапах, предполагает доминирующую роль государства в лице национального лидера.

   Правильно выстроенная система государственного управления экономикой должна соответствовать той степени сложности  задач экономического развития и обеспечивать точное и своевременное исполнение задач, поставленных национальным лидером.

   Что можно понимать под усилением  роли государства в экономике?

   Во-первых, это укрепление регулятивных функций государства. В первую очередь, это касается усиления надзора над финансовой системой. Не секрет, что зачастую, особенно в период бурного роста, регулятивная способность государства начинает существенно отставать от темпов развития частного сектора. Базовые принципы экономики, такие, как честная конкуренция, неприкосновенность частной собственности и поощрение деловой инициативы должны остаться незыблемыми.

   Во-вторых, это усиление роли государства в  стратегических секторах экономики  через национальные компании, которые должны стать «национальными чемпионами» и сыграть роль «локомотивов» ускоренной модернизации.

   В-третьих, это механизм государственного планирования социально-экономического развития страны. Причем это не Госплан с директивными указаниями сверху, сколько и как производить, а тесная координация долгосрочных задач социально-экономического развития страны.

   В мире накоплен огромный опыт использования  развивающимися странами различных  стратегий экономического развития, которые можно условно сгруппировать по трем типам.

   Стратегия «догоняющего развития» направлена на повторение того пути, который прошли развитые страны, через развитие импортозамещающих и экспортоориентированных обрабатывающих отраслей экономики. (Россия, Китай, страны Латинской Америки и Юго-Восточной Азии).

   Стратегия «традиционной специализации» базируется на развитии экономики через сырьевые отрасли. Эту стратегию успешно использовали страны, богатые сырьевые ресурсами, в числе которых Канада, Австралия, Норвегия.

   Стратегия «постиндустриального развития» направлена на развитие сферы услуг.

   Ни  одна из этих стратегий не использовалось в чистом виде. Наоборот, все страны, которые добились успеха в своем  развитии, находили оптимальное сочетание различных стратегий. Вместе с тем, только одна стратегия всегда являлась доминирующей.

   Наиболее  подходящей стратегией ускоренной модернизации экономики Казахстана является стратегия  «традиционной специализации» с  опорой на нефтегазовый сектор.

   Как показывает мировой опыт, обладание  сырьевыми ресурсами зачастую трактуется как «ресурсное проклятье». Согласно этой концепции страны, богатые природными ресурсами, в долгосрочной перспективе демонстрируют более скромные темпы экономического роста по сравнению со странами, не имеющими значительных природных запасов.

   Однако, влияние сырьевого сектора на развитие экономики может быть как  положительным, так и отрицательным. Всё зависит от типа связей сырьевого сектора с остальной экономикой. В тех случаях, когда развитие ресурсного сектора на экспорт стимулировало рост отраслей находящихся на нижних этажах производственного цикла, производящих средства производства для отраслей сырьевого сектора, и отраслей на верхних этажах, связанных с переработкой сырья, экономика, основанная на экспорте природных ресурсов, постепенно диверсифицировалась. И наоборот, если связи ресурсного сектора с остальной экономикой были слабыми, диверсификация не происходила. Когда средства производства ввозились из-за границы, возникало лишь анклавное экспортно-сырьевое производство и государство попадало в так называемую ловушку сырьевой зависимости.

   Следовательно, «ресурсное проклятие» не неизбежное явление. Оно проявляется только в тех богатых ресурсами странах, которые не могут проводить эффективную  политику управления своим богатством.

   В этом отношении показателен пример таких стран как Норвегия, Канада, Австралия. Эти страны смогли разумно  распорядиться своими сырьевыми ресурсами и обеспечить устойчивое развитие своих экономик.

   В ближайшее десятилетие нефтегазовая промышленность останется главным «двигателем» экономического роста. Долгосрочный спрос на нефть и, следовательно, цены на нефть по оценкам большинство экспертов будет только расти.

   В этой связи необходима комплексная  политика в отношении нефтегазового сектора, которому предстоит решить несколько взаимосвязанных задач:

   1) развитие нефтегазовой промышленности 

   2) переход на производство продукции  с более высокой добавленной  стоимостью (диверсификация первого  типа)

   3) содействие в диверсификации  второго типа.

   Первоочередная задача на пути модернизации экономики - превратить нефтегазовую промышленность из «двигателя экономического роста» во «флагмана экономического развития». Развитие нефтегазовой промышленности предполагает не только наращивание физических объемов добычи сырья, но и превращение нефтегазовой промышленности в высокотехнологичный сектор, занимающий ведущие позиции в экономике страны. Нефтегазовый сектор должен стать образцом для остальной экономики. В нем должны находиться самые лучшие кадры, использоваться новейшие машины и оборудования, применяться самые новейшие технологии, соблюдаться самые высокие экологические стандарты и стандарты техники безопасности, достигаться высокая производительность труда, присутствовать надежная система социальной защищенности работников.

   Зарубежные  нефтегазовые компании, которые помогают нам осваивать наши месторождения, дают нам прекрасную возможность  научиться у них, перенять от них  опыт и навыки.

   Учитывая  базовую структуру национальной экономики, которая опирается на сырьевые ресурсы, можно выделить два типа диверсификации.

   Диверсификация  первого типа - переход сырьевых производств на более высокий передел, развитие обрабатывающей промышленности на базе сырьевых ресурсов и производство товаров с более высокой добавленной стоимостью.

Информация о работе Курсовая по экономике