Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 19:53, курс лекций
Работа содержит курс лекций по " "Экономической теории"
Предмет экономической теории, ее функции и задачи.
Экономические законы и экономические категории.
Этапы развития экономической теории.
Методы экономической теории.
Чтобы получить
максимальную прибыль производство
товаров нужно увеличивать до
тех пор, пока предельные издержки,
связанные с производством дополнительной
единицы продукции, будут меньше, чем предельный
доход, получаемый от реализации единицы
продукции.
4. Менеджмент – это управление в условиях рыночной экономики, что означает:
1) ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей, на организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом;
2) стремление
к повышению эффективности
3) хозяйственную
самостоятельность,
4) постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
5) необходимость
использования современной
Менеджмент в зависимости от видов и последовательности деятельности можно разделить на три стадии:
- организацию необходимой структуры;
- руководство
в условиях созданной
3) контроль: включает анализ достигнутых результатов и является основой для принятия управленческого решения в следующем цикле производства.
Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности (доходности) в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством, развитие технологической базы, эффективное использование кадров.
Маркетинг – система организации деятельности предприятий (фирм) в условиях товарно-денежных отношений, при которых в основу хозяйственных решений положены требования рынка, запросы и потребности покупателей и производственные возможности предприятия.
Цель маркетинга – обеспечить высокую эффективность и доходность производства для достижения необходимого объема сбыта продукции, обеспечивающего удовлетворение потребностей общества, обеспечивающего повышение качества жизни.
Принципы маркетинга:
Субъектами маркетинга являются отдельные лица, предприятия, организации. Упорядоченная система элементов маркетинга составляет его структуру.
Элементами системы маркетинга являются: формирование товарного портфеля, определение цен, затрат, конкурентов, распределение и сбыт продукции, рекламная деятельность, упаковка, обслуживание, транспортировка, сбор информации.
Различают стратегию и тактику маркетинга.
Виды стратегий маркетинга:
Тактика
маркетинга – формирование и реализация
задач предприятия на каждом рынке в конкретный
период времени на основе стратегии маркетинга
и текущей рыночной ситуации.
Издержки фирмы.
Доход
и прибыль фирмы.
1. Основной капитал – денежные средства, инвестированные (вложенные) в основные фонды.
Оборотный капитал – денежные средства, инвестированные в оборотные фонды и фонды обращения.
Оборотные
фонды: производственные запасы, незавершенное
производство, расходы будущих периодов,
фонды обращения, денежные фонды, готовая
продукция.
2. Затраты производственных факторов, используемые для производственной и реализационной деятельности в денежной форме – есть издержки – это материальные, производственные, энергетические, информационные, трудовые и прочие затраты в денежной форме.
W=(C+V)+m, где
С+V – затраты капитала;
m – прибавочная стоимость.
- издержки общества (затраты живого и общественного труда, отраженные в стоимости продукции);
- издержки фирмы – денежные затраты на приобретение в производстве и реализации ресурсов, т.е. средства производства и зарплата.
Издержки производства – денежное выражение затрат на производство продукции.
Издержки обращения – денежное выражение затрат на реализацию продукции.
Бухгалтерские (явные) издержки включают стоимость сырья, полуфабрикатов, топлива, амортизацию оборудования, зарплату.
Экономические издержки – сумма явных и неявных издержек.
Неявные издержки (издержки упущенных возможностей) – те доходы, которые могли бы быть получены собственные ресурсы, если их предоставить за плату, установленную рынком другим пользователям.
Издержки фирмы подразделяются на:
- Постоянные издержки, которые остаются постоянными, независимо от количества производимой т реализуемой продукции (зарплата экономиста, руководителя и т.д.);
- Переменные издержки изменяются в зависимости от объема производимой и реализуемой продукции (зарплата рабочего, затраты на сырье).
В начале производства издержки быстро растут. Затем они растут несколько медленнее, после определенного предела они увеличиваются быстрее, чем темпы роста продукции. Это происходит потому, что в данном случае действует закон убывающей отдачи.
- Предельные издержки – отношение приращения издержек к приращению объема продукции. Необходимость измерять предельные издержки исходит из закона убывающей эффективности (производительности), который гласит, что, начиная с некоторого момента, каждая добавочная единица переменного фактора приносит меньшее приращение общего выпуска продукции, чем предыдущая.
- Общие издержки на производство продукции – сумма постоянных и переменных издержек.
- Средние издержки = сумма общих издержек делится на количество произведенной продукции.
Поскольку сумма
постоянных издержек неизменна, то средние
постоянные издержки уменьшаются с
ростом объема продукции. При увеличении
объема производства средние постоянные
издержки снижаются. Их величина стремится
к нулю.
3. Доход – денежная сумма, полученная фирмой в результате производства и реализацией благ или услуг за определенный период времени.
Динамика дохода, его величина свидетельствуют о степени эффективности деятельности фирмы.
Различают общий (валовой) доход TR – общая сумма денежной выручки, полученная фирмой в результате реализации произведенной продукции:
TR=P*Q, где
P – цена;
Q – объем.
Средний доход – величина денежной выручки на единицу реализованной продукции:
AR=TR/Q.
Предельный доход – это приращение валового дохода, полученное в результате производства и реализации дополнительной единицы продукции:
.
Сравнение предельного дохода и предельных издержек имеет важное значение для товаропроизводителя при выработке хозяйственной политики.
Валовой доход фирмы включает: выручку от реализации продукции и внереализационные доходы – денежные средства, получение которых не связано с непосредственной производственной деятельностью (дивиденды, проценты, штрафы).
От дохода фирмы зависит прибыль фирмы. В количественном отношении прибыль представляет собой разницу между выручкой и издержками.
Прибыль делится на:
- бухгалтерскую – разность между выручкой от реализации продукции, услуг и явными издержками;
- экономическую – разность между выручкой и суммой явных и неявных издержек.
На изменение
прибыли оказывают влияние
- объективные: не зависят от деятельности фирмы (изменение конъюнктуры рынка);
- субъективные:
непосредственно зависят от
Прибыль выполняет следующие функции:
4. Относительный показатель фирмы – рентабельность – отношение эффекта к затратам или ресурсам.
Виды рентабельности:
;
- прибыль; - сумма капитала.
; И – издержки.
; В – выручка.
В условиях конкуренции не все фирмы могут обеспечить себе постоянную и достаточную прибыльность, поэтому рыночной экономике присуща проблема банкротства.
Банкротство – долговая несостоятельность; отказ субъекта хозяйствования платить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия средств.
Неплатежеспособность хозяйствующего субъекта удостоверяется судом. Решение выносится или по просьбе самого предприятия или по требованию кредиторов.
Банкротство –
крайняя мера и применяется тогда,
когда не ожидаемых результатов
не дали такие мероприятия как: реорганизация
фирмы, внешнее управление и т.д.