Культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:50, реферат

Описание работы

Данная тема была выбрана мной потому, что оказалась наиболее близкой среди других предлагаемых на выбор тем контрольной работы моим личным интересам. Над вопросами религии я стала задумываться уже давно. Мне интересно наблюдать и анализировать те процессы, кото-рые происходят в мире и в нашей стране и связаны с религией. Ведь не для кого не секрет, что еще несколько лет назад религия в нашей стране находилась практически под запретом: осуждали ходивших в церковь, крестивших детей и т.п. «Религия - опиум для народа», - провозгласил всем известный исторический деятель - Карл Маркс, а В.И. Ленин

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.1. Истоки христианства, его связь с иудаизмом…………………………...5
1.2. Судьба в Римской империи………………………………………………………………………….10
2. Особенности христианского вероучения и христианский
тип личности……………………………………………………………………..14
3. Библия – памятник культуры мирового значения………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………21

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 94.00 Кб (Скачать)


2. Особенности христианского вероучения.

Источниками христианского вероучения считаются священное писание, т. е. Библия и священное предание, которое включает в себя постановления

вселенских и поместных соборов (съездов), творения отцов церкви, традиции

богослужебной практики. Основу христианского вероучения. Которое в той или иной степени признают большинство христианских церквей, особенно

православных и католических, составляет символ веры – краткое изложение

догматов религии, в которые верующий обязан верить без доказательств. Во

время богослужений символ веры читается как молитва или исполняется хором присутствующих в храме. Христианский символ веры не создан богом, а вырабатывался отцами церкви в острой борьбе различных течений.

Первоначально он был принят в 325 г. Вместо пересказа его содержания, т. е. Основных положений, догматов, в которые обязан верить христианин, лучше

воспроизвести текст полностью. Символ веры состоит из 12 членов. (1) « Верую во единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. (2) И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного  от Бога, рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через которого все сотворено. (3) Для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком. (4) Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного. (5) И воскресшего в третий день, согласно с писаниями. (6) И восшедшего на небеса  и сидящего одесную Отца. (7)И опять имеющего придти со славою судить живых и мертвых, царству, которого не будет конца. (8) И в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца (католики здесь дополняют словами « и Сына », поклоняемого и прославляемого равно с Отцом и Сыном, говорившего чрез пророков. (9) И во единую святую, вселенскую, апостольскую Церковь. (10)  Исповедую одно крещение во оставление грехов. (11) Ожидаю Воскресения мертвых. (12) И жизнь будущего века. Аминь». Таковы основные положения христианского вероучения. В их истинности христианин не должен сомневаться. К культу в христианстве относятся поклонение иконе, кресту, мощам святых, «святой» воде. Все это пережитки фетишизма. В христианском культе широко используются пережитки магии (молитва и таинства). Таинства представляют собой культовые действия, якобы способствующие нисхождению на верующих « божественной благодати». Их в христианстве семь : крещение, в результате которого человек ( чаще всего младенец) не только избавляется от т. н. первородного греха, становится правоверным христианином; миропомазание – совершается после крещения (у правоверных – сразу же за крещением, а у католиков – через определенное время) и заключается в освящении человека как христианина путем смазывания ему отдельных частей тела особым ароматическим маслом (миро), содержащим якобы « божественную благодать», «дары святого духа»; покаяние ( исповедь), в результате которого верующий сознается священнику в совершенных им грехах, кается и получает отпущение; причащение ( евхаристия, суть которого состоит в приобщении к богу путем поедания воображаемых « тела и крови Христа» в виде хлеба и вина ; брак, освящающий вступление в супружескую жизнь;  священство – посвящение в сан священнослужителя ; елеосвящение  (соборование, являющее, как правило, последней исповедью тяжело больного или умирающего, в ходе которой священнослужитель прощает грехи и «наделяет» необходимой святостью для потусторонней жизни.

Большое место в христианской религии занимают праздники, которые

посвящаются Иисусу Христу, богородице, святым, чудотворным иконам. Самым главным из них, который служители христианской религии называют «праздником праздников и торжеством из торжеств», является Пасха. Посвящена она мифическому событию – воскресению Иисуса Христа из мертвых. Отмечать пасху стали не сразу. Только  в 325 г. на Никейском  ( Вселенском) соборе было официально решено отмечать пасху в первое воскресение после полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия ( 21 марта). При этом католики день весеннего равноденствия считают по новому стилю, а православные по-старому. К тому же, если пасха совпадает с иудейской, то православные отмечают ее обязательно по истечении не менее недели после иудейской.

Кроме пасхи, церковь отмечает еще 12 главных праздников, которые

называют по их числу « двунадесятым ». Восемь из них посвящены культу

Иисуса Христа: рождество Христово,установленное в честь рождения Иисуса Христа; троица, или пятидесятница, - в память о якобы происшедшем сошествии духа святого на 50 – ый день после Воскресения Иисуса Христа (пасхи); сретение Господне, (отмечается через 40 дней после рождения Христова); крещение (богоявление), установленное, по утверждению христианских богословов, в память крещения Иисуса Христа в реке Иордан (католики отмечают 6, а православные – 19 января); преображенье, связанное с фантастическим рассказом о «преображении» (изменении облика) Иисуса Христа в присутствии верных его учеников во время одной из молитв, отмечается он 6 августа католиками, а 19 – православными; вербное воскресенье или вход господин в Иерусалим, - в честь въезда Иисуса Христа в Иерусалим в качестве мессии накануне казни и воскресения (отмечается за неделю до пасхи); вознесенье, установленное в честь вознесения  Иисуса Христа на небо (отмечается на сороковой день после пасхи); воздвиженье, посвященное культу креста, на котором будто бы был распят Иисус Христос и который якобы был найден матерью императора Константина Еленой. Остальные четыре праздника из т. н. двунадесятых посвящены культу богородицы: рождество богородицы, благовещенье, введение во храм богородицы и, наконец, успенье. Кроме того, важную роль в христианской религии играют посты, во время которых верующим предписывается усиленно молиться, каяться в грехах, совершенных ими, ограничивать себя во всех земных удовольствиях. Церковь предписывает христианину поститься около 200 дней в году.

Христианская религия не является единой. На протяжении двух тысяч лет своего развития она распалась на три наиболее значительные концессии: католицизм, православие, протестантизм движение в Европе. Сохраняя в основном канонические положения христианской догматики, эти направления отличаются друг от друга разными подходами к толкованию природы Бога и отдельными особенностями культа.

Католики настаивают на большем сближении Бога и тварного мира, Бога и материи. По мнению православных иерархов, подобное неоправданное сближение Бога и тварного мира способно растворить Бога в мире, с последующим отрицанием Бога как надмирного Абсолюта, что, в свою очередь, открывает пути для нигилизма и атеизма всех мастей.

В протестантстве тема сближения Бога и тварного мира присутствует в еще большей степени. Помимо сугубо догматических различий, протестантство отказывается от большей части обрядов и таинств христианской религии, упрощая эту обрядовую сторону, обмирщает сам религиозный культ насколько это возможно, меняя при этом систему ценностей в христианстве. Протестантизм открывает человеку возможность для реализации своих мирских устремлений, на путях служения индивидуалистическим, если не эгоистическим порывам своей души. Вместо стяжания духовного богатства оно, по сути, ориентирует человека на стяжание материальных благ, которые в пределах протестантства объявляются главным условием обретения райского блаженства.

В отличие от католицизма и протестантизма:

-        только православие сохранило в наибольшей чистоте и аутентичности изначальный нравственный импульс, который воплощен в канонических Евангелиях;

-         только православие категорично в проведении непреодолимой грани между творцом и творением;

-         только православие ориентирует человека на духовно-интенсивное стяжание не материальных, а духовных благ как единственного способа спасения бессмертной души.

Православная церковь особое внимание уделяет обрядовой стороне своей деятельности. Речь, прежде всего, идет:

-         о разнообразии во внутреннем оформлении храма;             

-         о церемонии проведения богослужения, где ведущее место отводится молитве.

Священнослужители требуют от православных верующих:

-         обязательного посещения церкви;

-         ношения нательных крестов;

-         исполнения таинств (крещения, причащения, покаяния и пр.).

Православие содержит в себе такие моральные ценности, как соборность, духовное подвижничество, нравственное самосовершенствование.

 


3. Библия – памятник культуры мирового значения.

Библия по праву считается Книгой Книг. Она неизменно занимает 1-е место в

мире по чтимости и читаемости, общим тиражом, частоте издаваемости и

переводам на другие языки. О значении ее для верующих христиан вообще

говорить не приходится. Библия – это символ и знамя культуры почти двух

тысячелетий. Библия – это жизнь целых народов и государств, городов и сел,

общин и семей, поколений и отдельных личностей. По библии рождаются и

умирают, женятся и выходят замуж, воспитывают и наказывают, судят и правят, учатся и творят. На Библии клянутся, как на самом святом из того, что только можно отыскать на земле. Библия давно и бесповоротно вошла в плоть и кровь повседневной жизни и разговорный язык. Библеизмов, которыми насыщена наша речь и которые давно превратились в поговорки, многие даже не замечают (глас вопиющего в пустыне, козел отпущения, кто не работает – тот не ест, зарыть талант в землю, Фома неверующий и пр.).

Вряд ли найдется в истории письменности другой такой памятник, о котором бы столько писали, столько бы спорили, как Библия. В религиоведческой литературе мы также находим множество сочинений, авторы которых обращались к Библии.

Библия – это сборник из нескольких десятков книг религиозно-истори­ческого, законодательного, пророческого и литературно-художественного содержания. В ней выделяют две части: Ветхий завет и Новый завет. Христиане признают священными обе эти части, но непосредственно с христианством связан Новый завет. К истории древнего Востока относится лишь Ветхий завет, наиболее объемная часть Библии.


Заключение

Христианская религия является одной из самых распространенных в мире, объединяя свыше миллиарда верующих. В значительной степени благодаря христианству определяется культурное развитие человечества в последние две тысячи лет.

Сегодня христианство представляют три конфессии, каждая из которых делится на множество течений, иногда весьма сильно различающихся по своим убеждениям. И православные, и католики, и большинство протестантов признают догмат о Святой Троице, верят в спасение через Иисуса Христа, признают единое Священное Писание - Библию.

Подсчитать точное число христиан не так-то просто. Однако общие статистические данные дают следующие цифры.

Православная Церковь насчитывает в своих рядах 120 млн. человек. Римско-католическая Церковь объединяет около 700 млн. человек. Протестантские церкви, входящие в Всемирный Совет Церквей, объединяют около 350 млн. человек.


Список литературы

1.      Крывелев, И.А. История религий: в 2 т. / И.А. Крывелев. М., 1988.

2.      Мень, А. История религии: в 7 т. /А. Мень. М., 1993.

3.      Тихонравов Ю.В. Религия мира. Учеб.-справ. пособие. М,: 1996. - 336 с

 

 

 

 

1

 



Информация о работе Культура