Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:48, доклад
Кредитно–денежная политика – часть общей макроэкономической политики, которая влияет на монетарные факторы нестабильности.
Кредитно–денежная политика – совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в кредитно–денежной сфере с целью регулирования экономики.
Цели кредитно–денежной политики:
1) устойчивые темпы роста национального производства;
Кредитно–денежная политика – часть общей макроэкономической политики, которая влияет на монетарные факторы нестабильности.
Кредитно–денежная
политика – совокупность мероприятий,
предпринимаемых правительством в
кредитно–денежной сфере с
Цели кредитно–денежной политики:
1) устойчивые темпы
роста национального
2) стабильные цены;
3) высокий уровень занятости населения;
4) равновесие платежного баланса.
Кредитно–денежная политика осуществляется Центральным банком страны.
На первом этапе Центральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов. На втором – изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных целей.
Эффективность кредитно–денежной политики зависит от выбора инструментов (методов) кредитно–денежного регулирования. Основными общими инструментами кредитно–денежной политики являются:
1) изменение учетной ставки;
2) изменение нормы обязательного резервирования;
3) операции на открытом рынке.
Изменение учетной
ставки – старейший метод кредитно–
При понижении учетной ставки (r) увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды (Dм), которые они могут использовать для кредитования, увеличивая тем самым денежную массу. Рост предложения денег (Sм) ведет к снижению ставки ссудного процента (%) (по которому коммерческие предоставляют ссуды предпринимателям, населению). Кредит становится дешевле, что стимулирует развитие производства (Y) (политика “дешевых денег”).
Для увеличения денежной массы он начинает покупать ценные бумаги у коммерческих банков и населения, что позволяет коммерческим увеличить резервы, а также выдачу ссуд и увеличить предложение денег (политика “дешевых денег”).
Если количество денег в стране необходимо сократить, Центральный банк продает государственные ценные бумаги, что ведет к сокращению кредитных операций и денежной массы (политика “дешевых денег”).
Операции на
открытом рынке являются наиболее важным,
оперативным средством
В зависимости от состояния экономики страны Центральный банк может выбрать следующие типы кредитно–денежной политики и определенные цели. В условиях инфляции проводится политика “дорогих денег”, направленная на сокращение денежной массы: 1) повышение учетной ставки, 2) увеличение нормы обязательного резерва, 3) продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке. Политика “дорогих денег” является основным методом антиинфляционного регулирования.
В периоды спада
производства для стимулирования деловой
активности проводится политика “дешевых
денег”. Она заключается в расширении
масштабов кредитования, ослаблении
контроля над приростом денежной
массы, увеличении предложения денег.
Для этого Центральный банк:
1) снижает учетную ставку
2) сокращает резервную норму
3) покупает государственные ценные бумаги.
Денежно-кредитная политика центрального банка (монетарная политика) — это совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, рынка ссудных капиталов, порядокбезналичных расчетов с целью достижения ряда общеэкономических целей: стабилизации цен, темповэкономического роста, укрепления денежной единицы.
Банковская система. Кредитно-денежная политика
Банковская система в рыночной экономике является обычно двухуровневой и включает Центральный Банк (эмиссионный) и коммерческие (депозитные) банки различных видов. Основными функциями коммерческих банков считаются привлечение депозитов и предоставление кредитов. MMCIS Investments, ни реквотов mmcis forex отзывы. Посредством этих операций коммерческие банки могут создавать деньги, т.е. расширять денежное предложение, что отличает их от других финансовых учреждений. курсы английского языка Банки занимаются также куплей и продажей ценных бумаг.
Центральный
Банк выпускает в обращение
Во всех странах
Центральные Банки формируют
и осуществляют кредитно-
Предложение денег в экономике изменяется в результате операций Центрального Банка, коммерческих банков и решений небанковского сектора. Как уже было показано в предыдущей главе, Центральный Банк контролирует предложение денег путем воздействия на денежную базу, а также на мультипликатор. Фактический объем предложения денег складывается в результате операций коммерческих банков по приему вкладов и выдаче ссуд.
Институты кредитно-денежной политики
|
Денежно-кредитная политика выступает в качестве неотъемлемой части общенациональной стабилизационной политики. Целью денежно-кредитной политики является создание при помощи своих инструментов таких экономических условий, при которых совокупный объем производства будет достигаться при полной занятости и низком уровне инфляции.
Современная макроэкономическая
теория включает в себя несколько
конкурирующих между собой
Наиболее существенное влияние на становление и развитие современной макроэкономической теории и политики оказали два течения в экономической мысли: кейнсианство и монетаризм.
Вышедшая в 1936 году книга английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса “Общая теория занятости, процента и денег” сыграла выдающуюся роль в экономической теории и в значительной степени революционизировала отношение общества к экономической политике. Идеи, изложенные в “Общей теории”, нашли свое отражение во всех последующих экономических исследованиях по проблемам рыночной экономики, включая и те, которые принадлежат критикам Кейнса.
Кейнсианство, возникшее в конце 1930-ых годов, занимало ведущее положение в макроэкономической теории и политике после второй мировой войны вплоть до 1970-ых годов. Считается, что благодаря осуществлению на практике кейнсианских рекомендаций по государственному регулированию экономки, в США и в странах Западной Европы со второй половины 1940-ых годов и до конца 1960-ых годов ХХ века не наблюдалось глубоких экономических кризисов, а темпы инфляции были невысоки.
Трудности, возникшие в экономике США и других индустриально-развитых стран в конце 1960-ых – начале1970-ых годов, привели к необходимости пересмотра кейнсианской интерпретации государственного регулирования рыночной экономики.
Так называемое “ортодоксальное кейнсианство” почти с самого начала своего оформления являлось предметом многочисленных атак. И прежде всего, со стороны представителей “неоклассических” теорий, возрождение и распространение которых возглавила в 1950-ые – 1960-ые годы монетаристская школа. В настоящее время ее общепризнанным лидером является лауреат Нобелевской премии по экономике 1976 года американский экономист М.Фридман.
На протяжении уже более трех десятилетий монетаризм занимает ведущее место среди теорий, претендующих на роль альтернативы кейнсианству в объяснении основных макроэкономических процессов.
В 1980-ые годы монетаристская концепция находит свое практическое применение в качестве теоретической основы экономической политики правительств Р.Рейгана и Дж.Буша в США и М.Тэтчер в Великобритании. На сегодняшней день, монетаризм является официальной теорией таких международных финансовых организаций, как Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный банк Реконструкции и Развития (МБРР), Всемирный Банк (ВБ).
Хотя критика кейнсианства со стороны монетаристов шла под лозунгами – “неоклассического возрождения”, “кейнсианской контрреволюции”, “монетарной революции” – противоречия между ними не столь остры, а различия не столь противоположны, как это пытаются представить сторонники этих двух концепций.
У монетаристов и кейнсианцев наблюдается сходство взглядов и мнений по многим вопросам:
1. Методологической основой обеих концепций является теория общего равновесного анализа;
2. Главное место в их исследованиях макроэкономических явлений отводится совокупному спросу;
3. В обеих моделях деньги воздействуют на чистый национальный продукт (ЧНП) в одинаковом направлении – расширение денежного предложения увеличивает ЧНП, и наоборот;
4. В качестве основных целей государственной политики кейнсианцы и монетаристы рассматривают борьбу с инфляцией и безработицей.
Принципиальные расхождения между представителями этих теорий можно проследить по следующему ряду позиций:
1.Оценка рыночной системы и отношение к государственному вмешательству в экономику. С кейнсианской точки зрения рыночная система по своей природе неустойчива, она лишена механизма, обеспечивающего экономическое равновесие. Более того, стабильность противоречит самой природе рыночных отношений: колебания и даже резкие, внезапные спады являются неотъемлемыми чертами рынка. Для многих рынков характерна несовершенная конкуренция. Государство в этих условиях, по мнению кейнсианцев, должно и может играть активную роль в стабилизации экономики.
Монетаристы, наоборот считают, что рыночное хозяйство представляет собой в высшей степени устойчивую систему, идеально приспособленную для саморегулирования и находящуюся в естественном состоянии плавного и равномерного роста. По убеждению монетаристов ни одно, даже самое мудрое правительство никогда не сможет достичь лучших результатов в экономике, чем коллективная мудрость всех экономических агентов, проявляющаяся через рыночные взаимосвязи.
2. Аналитическая основа. Кейнсианцы и монетаристы строят свой анализ на специальных уравнениях.
В кейнсианской теории основным фактором, определяющим реальный объем производства, занятости и уровня цен являются совокупные расходы, или совокупный спрос. Он складывается из четырех основных компонентов и представляет собой валовой национальный продукт, подсчитанный через расходы. Основное кейнсианское уравнение имеет следующий вид: