Кредитно-денежная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.
Деньги существуют на протяжении тысячелетий. Напротив, центральные банки появились на исторической сцене сравнительно недавно. Что же касается современной модели центральных банков, то ее формирование восходит, когда начали определяться функции центральных банков в экономике с бумажными деньгами и коммерческими банками.

Содержание

Введение
1.Кредитная система и денежно-кредитная политика государства.
1.Кейнсианская теория денег.
2.Монетаристский подход.
2.Основные инструменты денежно-кредитной политики.
2.1. Политика обязательных резервов.
2.2. Рефинансирование коммерческих банков.
2.3. Операции на открытом рынке.
2.4. Некоторые прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы.
3.Особенности развития денежно-кредитной системы России.
3.1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов.
3.2. Политика валютного курса
3.3. Инструменты денежно-кредитной политики и их использование
4. Приложение
4.1. Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов.
4.2. Мероприятия Банка России по совершенствованию финансовых рынков в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов.

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

в3.docx

— 74.10 Кб (Скачать)

     В    рамках   выполнения   задач   по   повышению   эффективности функционирования   инфраструктуры   российского  финансового  рынка  и развитию  его  инструментария  Банк  России  в 2010 - 2012 годах будет осуществлять деятельность по следующим направлениям:

     - выполнение    плана    мероприятий   по   созданию   в   Москве международного финансового центра;

     - совершенствование нормативной  базы, регламентирующей проведение сделок  РЕПО,  в  том  числе внесение в законодательство всестороннего определения операции РЕПО, отражающего как стандартные для российского рынка,  так  и  новые  элементы,  в  целях  развития денежного рынка и повышения его ликвидности;

     - внедрение  механизмов предоставления  ценных бумаг на возвратной основе   под   завершение  расчетов  в  целях повышения устойчивости финансовых рынков и их ликвидности;

     - участие  в  совершенствовании   налогового  законодательства для урегулирования  вопросов, связанных с налогообложением операций РЕПО и операций  по  предоставлению  ценных  бумаг  на  возвратной основе – в частности,  расширение  возможностей  по  управлению  обеспечением при проведении  сделок  РЕПО,  внедрение института РЕПО до востребования и создание  механизма изменения ставки РЕПО, вопросов по налогообложению дивидендов  по  ценным  бумагам,  составляющим  обеспечение по РЕПО, а также создания резервов и проведения переоценки по операциям РЕПО;

   - введение  в законодательство механизма ликвидационного неттинга

(в   первую   очередь   для   производных  финансовых  инструментов)  и

распространение его на операции РЕПО;

     - внесение    изменений    в   нормативные   акты   для   допуска государственных  ценных  бумаг  к  вторичному  обращению на российских фондовых биржах;     - продолжение  работы  по  совершенствованию  законодательства  о клиринговой  деятельности  в  целях повышения эффективности управления рисками  по  сделкам,  проводимым  участниками финансовых рынков через организатора торгов;

   - продолжение   работы   по  совершенствованию  законодательства, регламентирующего  деятельность  по организации торговли для повышения степени защиты прав и интересов инвесторов;  

  - содействие   совершенствованию   системы   индикаторов  рыночных процентных  ставок  в  целях  развития  денежного  рынка  и  механизма управления процентным риском.

4.3. Мероприятия Банка России по совершенствованию платежной системы России в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов

В 2010 - 2012 годах Банк России будет осуществлять мероприятия по совершенствованию  платежной  системы  Российской  Федерации  в  целях обеспечения   ее   эффективного   и  бесперебойного  функционирования, способствующего устойчивому развитию банковской системы и поддержанию макроэкономической стабильности.

     Банк  России  продолжит  работу  по  участию  в совершенствовании законодательства,  устанавливающего  организационные и правовые основы платежной  системы  Российской  Федерации,  а  также по формированию в нормативной   базе   Банка  России  основных  положений,  определяющих функционирование платежных систем.

     С   целью   создания   условий   для  развития  платежной   системы Российской  Федерации,  повышения  эффективности обработки платежей на всех  этапах  перевода  денежных  средств и сближения с международными стандартами  Банк  России  продолжит  работу по модернизации платежных инструментов  и  совершенствованию  правил  осуществления  платежей  и переводов   денежных   средств   в   Российской   Федерации  с  учетом международного опыта и российской банковской практики.

     Основные мероприятия по совершенствованию  платежной системы Банка России   будут  связаны  с  комплексным  преобразованием  существующей платежной   системы   в   направлении  централизации  ее  архитектуры, предусматривающей  прежде  всего централизованное управление платежной системой   и  осуществление  расчетов  в  рамках  единого  регламента, создание   комплексной  нормативной  базы,  что  будет  способствовать повышению  прозрачности функционирования платежной системы, сокращению текущих  издержек и снижению рисков, влияющих на функционирование всей банковской системы.

     В  целях  реализации  участниками   финансовых  рынков расчетов на условиях  "поставка против платежа" денежными средствами, размещенными на  счетах  в  Банке  России, будет создаваться и внедряться интерфейс системы  банковских  электронных  срочных  платежей  (БЭСП)  и системы расчетов на рынке государственных ценных бумаг.

     При  переводе  денежных  средств   в  бюджетную систему Российской Федерации   будет  реализован  механизм  передачи  через  Банк  России кредитными  организациями Федеральному казначейству в электронном виде информации из платежных документов физических лиц.

     В   платежной   системе   Банка   России   продолжится   внедрение усовершенствованных    форматов    расчетных   документов,   а   также международных  стандартов  передачи  и обработки платежной информации, прежде  всего  в  части  форматов  электронных  сообщений и порядка их использования,   для  обеспечения  участников  возможностями  сквозной автоматизированной обработки платежей.

     С  целью  ускорения осуществления  безналичных расчетов через Банк России   будет   организован  электронный  документооборот  между  его клиентами  в  части  направления  запросов и ответов для подтверждения правильности реквизитов расчетных документов.

     Банком  России  будет  продолжена  работа  по  развитию розничных платежных услуг банковского сектора и повышению финансовой грамотности населения в Российской Федерации в сфере розничных платежных услуг.

. 
 
 
 
 
 
 

 План  важнейших мероприятий Банка  России на 2010 год

по совершенствованию  банковской системы Российской

Федерации, банковского надзора, финансовых рынков

и платежной  системы России

  Содержание  мероприятий Срок   исполнения
|               Банковская система и банковский  надзор
1 Участие в подготовке проекта Федерального закона "О      внесении изменений в Федеральный  закон "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О  Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" в части расширения перечня  мер воздействия, которые Банк   России мог бы применять к кредитным  организациям исходя  из рекомендаций документа Базельского комитета по банковскому надзору I - IV  кварталы
2 Участие в доработке  проекта Федерального закона "О

внесении  изменений в Федеральные законы "О банках и   банковской деятельности" и "О Центральном банке          Российской Федерации (Банке России)" в части уточнения  основных положений  консолидированного надзора и требований к раскрытию кредитными организациями, банковскими группами, банковскими  холдингами информации о своей деятельности перед заинтересованными пользователями

I - III кварталы
3 Участие в подготовке проекта федерального закона,

закрепляющего возможность привлечения организаций

федеральной почтовой связи для осуществления  отдельных

технологических операций, связанных с осуществлением  банковских операций

I - IV  кварталы
4 Продолжение работы по проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральные законы "О банках и банковской деятельности", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в части конкретизации           требований к должностным лицам кредитных организаций, предоставления Банку России права определять критерии и деловой репутации, собирать информацию и вести базу данных о руководителях и сотрудниках кредитных организаций, деятельность которых способствовала нанесению ущерба деятельности кредитных организаций или нарушениям законодательства Российской Федерации и  нормативных актов Банка России I - III    кварталы
5 Участие в разработке проекта Федерального закона "О  внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в части законодательного закрепления за Банком России права на обработку персональных данных, полученных Банком России в рамках выполнения возложенных на него функций (с учетомнакопления и использования в настоящее время Банком России персональных данных физических лиц (в том числе руководителей кредитных организаций и их подразделений, учредителей (участников) кредитных организаций и иных  лиц) I - III  кварталы
6 Участие в разработке проекта Федерального закона "О       внесении изменений в Федеральный  закон "О рынке ценных бумаг", предусматривающего изменения, обязывающие номинальных держателей предоставлять кредитной  организации сведения о владельцах акций кредитной организации и о владельцах акций акционерных обществ,   посредством которых реальным владельцем акций кредитной организации осуществляется косвенно существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной  организации I - IV   кварталы
7 Участие в разработке проекта федерального закона,         предусматривающего упрощение эмиссии  ценных бумаг в части итогов их выпусков (отмена обязательности регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг), отмену ограничения объема выпуска облигаций уставным капиталом, а также рационализацию контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, в частности, путем установления дополнительных мер воздействия в отношении приобретателей, нарушивших требования законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России II - III кварталы
8 Продолжение работы по проекту Федерального закона "О  внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О  несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" в  части передачи имущественного комплекса ликвидируемо кредитной организации действующему банку, а также  использования отступного при расчетах с кредиторами в    ходе конкурсного производства II - III кварталы
9 Участие в подготовке изменений и дополнений в Федеральный  закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию       терроризма", а также проведение работы по  совершенствованию нормативно-правовой и рекомендательной базы Банка России в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма I - IV кварталы
10 Завершение  работы и введение в действие нормативных  документов Банка России, предусматривающих реализацию наиболее простых подходов к оценке достаточности собственных средств (капитала) банков (в том числе с учетом операционного риска) в соответствии с документом  Базельского комитета по банковскому надзору      "Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы" (Базель II) I - IV  кварталы
11 Участие в проведении работы по повышению финансовой грамотности населения в области банковской деятельности, а также в сфере розничных платежных услуг I - IV  кварталы
Финансовые  рынки
12 Выполнение  плана мероприятий по созданию в  Москве  международного финансового  центра I – IV кварталы
13 Продолжение работы по совершенствованию нормативной базы, регламентирующей проведение сделок РЕПО I квартал
14 Участие в работе по внедрению механизмов предоставления   ценных бумаг на возвратной основе I - II кварталы
15 Участие в совершенствовании  налогового законодательствадля урегулирования вопросов, связанных с налогообложением операций РЕПО и операций по предоставлению ценных бумаг  на возвратной основе I - IV  кварталы
16 Введение в  законодательство механизма ликвидационного   неттинга I - IV  кварталы
17 Внедрение сервисов для участников рынка, касающихся управления обеспечением по сделкам РЕПО (трехстороннее  РЕПО) I - IV    кварталы
18 Продолжение работы по совершенствованию законодательства о клиринговой деятельности I - II  кварталы
19 Внесение изменений  в нормативные акты для допуска         государственных ценных бумаг к  вторичному обращению на  российских фондовых биржах I - II  кварталы
20 Продолжение работы по совершенствованию законодательства, регламентирующего деятельность по организации торговли I - IV  кварталы
21 Содействие  развитию системы индикаторов рыночных   процентных ставок I - III  кварталы
  Платежная система  России  
22 Продолжение работы по участию в совершенствовании    законодательства по платежной системе  Российской Федерации и формированию в нормативной базе Банка России основных положений, определяющих функционирование  платежных систем I - IV  кварталы
23 Проведение  работы по совершенствованию платежных  инструментов, правил осуществления  платежей и переводов денежных средств  и их сближению с международными  стандартами I - IV  кварталы
Платежная система Банка России
24 Проведение  комплекса работ по переводу в  систему БЭСП  расчетов по сделкам  на рынке государственных ценных бумаг и единой торговой сессии межбанковских  валютных бирж I – IV кварталы
25 Организация электронного документооборота между Банком России, Федеральным казначейством и  банками в части направления  в электронном виде информации из платежных документов, а также  между клиентами Банка России в части  направления запросов и ответов для подтверждения    правильности реквизитов расчетных  документов IV квартал
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

Первоочередной  задачей государственного сектора  является  стабилизация экономики. Необходимо обеспечение экономического роста, борьба с инфляцией. Государство  этим занимается, проводя фискальную и денежно - кредитную политику.  Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой или уровнем ссудного процента - все это  делается для регулирования  денежного предложения в стране.

Центральным звеном денежной политики государства  является  центральный банк (ФРС - в США,  ЦБ - в РФ). Именно он своими действиями и проводит денежную политику. В мировой практике основными  инструментами ЦБ  являются:  операции на открытом рынке ценных бумаг,  уровень процентной ставки по займам коммерческим банкам и  величина обязательных резервов.  Также  Центральный  банк разрабатывает требования к  коммерческим банкам, выполнение которых  обеспечивает ликвидность банков.

Банк  Росии сохраняет преемственность  в определяющих принципах формирования денежно-кредитной политики, соподчиняя ее цели главным задачам экономической  политики государства. на предстоящий 2002 год снижение инфляции при обеспечении  роста ВВП по-прежнему остается конечной целью денежно-кредитной политики. Задачей определения количественных параметров экономической политики является выбор наилучшего сочетания  экономического роста и инфляции. Критерием такого выбора должно быть повышение доходов населения  в реальном выражении.

При проведении денежно-кредитной политики Банк России предполагает использовать не только все имеющиеся в настоящее  время в его распоряжении инструменты, но и расширить их состав, сделав набор располагаемых методов  контроля и управления денежным предложением полностью адекватным складывающимся общеэкономическим условиям.  Однако возможность и эффективность  применения конкретных инструментов денежно-кредитного регулирования в значительной степени  будут связаны с восстановлением  и развитием сегментов финансового  рынка и укреплением банковской системы. Достижение поставленных целей  также будет зависеть от  наличия  соответствующих условий, создаваемых  функционированием всех секторов экономики  и проведением необходимых институциональных  преобразований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Н.Г. Антонов, М.А. Пессель “Денежное обращение, кредит и банки”. “Финстатинформ” Москва 1995.

2. Э.Дж.Долан  "Деньги, банки и денежно-кредитная  политика"  "Санкт-Петербург  Оркестр", С-Пб, 1994 г.

3. Э.Дж.Долан  "Макроэкономика" "Санкт-Петербург  Оркестр", С-Пб, 1994 г.

4.Казаков  А.А., Минаев Н.В. «Экономика» Учебное  пособие. М., «Тендем» 1998 г.

5. В.Д.Камаев  и др."Учебник по основам  экономической теории" "Владос", М. 1994 г.

6. Куликов  А.Г. и др. "Кредиты и инвестиции" "Приор", М.1994 г.

7.Лебедев  О.Г., Филиппов Г.Ф., «Основы экономики»  Учебное пособие, С-Петербург  «МиМ» 1998 г.

8. К.Р.Макконелл,  С.Л.Брю "Экономикс"  "Республика", М. 1993 г.

9.П.Самуэльсон "Экономика" , М. 1992 г.

10.Фишер  С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика»  М. «Дело» 1993 г.

11. «Экономическая  теория» Учебник, п/р И.П.Николаевой,М.: ПРОСПЕКТ, 1999

12.«Экономическая  теория национальной экономики  и мирового хозяйства (Политическая  экономия)» Учебное пособие, Москва, ФА, 1997

13. Интернет-ресурсы  официального сайта ЦБ РФ www.cbr.ru

14. Интернет-ресурсы  официального сайта Российской  газеты www.rg.ru

Информация о работе Кредитно-денежная политика государства