Кредитно - денежная политика правительства России: противоречивость и эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ денежно-кредитной политики России в современных условиях. Для этого необходимо рассмотреть, как Центральный Банк справлялся с задачами стоящими перед ним на современном этапе экономических реформ, какие основные методы и инструменты денежно-кредитного регулирования необходимо применять в условиях России.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность кредитно-денежной политики правительства России.
1.1. Статус и задачи ЦБ России……………………………………5
1.2. Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ
России……………………………………………………………....8
Глава 2. Проблемы и эффективность денежно-кредитной политики правительства России.
2.1. Направления и тактика борьбы с последствия мирового финансового кризиса в России…………………………………..14
2.2. Необходимые меры по развитию кредитной системы для средних и мелких предприятий………………………………….19
2.3. Реформирование ЦБ России………………………………...23
Заключение………………………………………………………..24
Библиография……………………………

Работа содержит 1 файл

Наша курсовая по кредитно-денежной политике_2.doc

— 1.48 Мб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

«КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ: ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ»

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение………………………………………..3

Глава 1. Сущность кредитно-денежной политики правительства России.

1.1. Статус и задачи ЦБ России………………5

1.2. Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ

России………………………………………………....8

Глава 2. Проблемы и эффективность денежно-кредитной политики правительства России.

2.1. Направления и тактика борьбы с последствия мирового финансового кризиса в России………………..14

2.2. Необходимые меры по развитию кредитной системы для средних и мелких предприятий………………….19

2.3. Реформирование ЦБ России………………………...23

Заключение………………………………………………………..24

Библиография……………………………………………………..26

Приложение……………………………………………………….27

 

Введение

Денежно-кредитная политика России, как и любого другого государства, представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых государственным центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

Денежно-кредитная политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом. В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.

Нельзя забывать и о том, что денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. Это особенно важно сейчас, в условиях наступившего экономического кризиса, когда даже считавшиеся ранее благополучными государства Еврозоны, такие как Греция и Литва, не смогли эффективно применить экономические рычаги и оказались на грани банкротства (по сообщениям СМИ, в парламенте Греции даже прозвучали предложения о продаже некоторых государственных островов для покрытия дефицита бюджета)!

В качестве проводника денежно-кредитной политики правительства России выступает Центральный банк. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать. Конкретные методы и инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка определены законом о Банке России и отличаются большим разнообразием. Центральному банку предоставлены самые широкие полномочия и полная самостоятельность в вопросе о выборе методов и мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны в рамках действующего законодательства.

Сегодня в России рациональная денежно-кредитная политика призвана минимизировать инфляцию, способствовать устойчивому экономическому росту, поддерживать курсовые соотношения валютного курса, на экономически обоснованном уровне, стимулируя развитие ориентированных на экспорт и импортозамещающих производств, существенно пополнить валютные резервы страны. Задача это достаточно сложная. Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться  успешно лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер деятельности частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно они являются базой всей денежно-кредитной системы. Это регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.

   Целью работы является анализ денежно-кредитной политики России в современных условиях. Для этого необходимо рассмотреть, как Центральный Банк справлялся с задачами стоящими перед ним на современном этапе экономических реформ, какие основные методы и инструменты денежно-кредитного регулирования необходимо применять в условиях России.

Глава 1. Сущность кредитно-денежной политики правительства России

1.1. Статус и задачи ЦБ России

Правительство России осуществляет необходимую кредитно-денежную политику с использованием Центрального Банка Российской федерации (Банка России) – далее ЦБ РФ.

Правовое положение ЦБ России и его взаимоотношения с кредитными организациями определяются на основе того, что, с одной стороны, ЦБ РФ наделен широкими властными полно­мочиями по управлению денежно-кредитной системой Россий­ской Федерации, а с другой — он является юридическим лицом, вступающим в соответствующие гражданско-правовые отношения с банками и другими кредитными организациями.

ЦБ РФ – государственное кредитное учреждение, наделенное правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является банком банков, агентом правительства при обслуживании госбюджета.

ЦБ РФ наделяется также правом выпуска денег и государственных ценных бумаг, устанавливает нормативную величину кредитного спроса, хранит денежные резервы коммерческих банков и предоставляет им кредиты, является кассовым центром. Основная его задача – это проведение государственной политики в области эмиссии, кредита, денежного обращения.

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности ЦБ РФ как публично-правовой организации законодательно определяются Конституцией Российской Федерации[1], Федеральным законом "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)"[2] и другими федеральными законами. Согласно ст.75 Конституции Российской Федерации главной задачей Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля. Основными целями деятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы России; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов государственной власти. Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России.

Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних  инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной).

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Денежно-кредитная политика правительства может осуществляется через Центральный Банк РФ, как правило, по двум направлениям:

-         проведение экспансионистской или расширительной политики, направленной на стимулирование масштабов кредитования и увеличение количества денег. В зависимости от экономической ситуации Центральный Банк осуществляет удорожание или удешевление кредитов для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. Если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, то он проводит политику дешевых денег, которая делает кредиты дешевыми и доступными. Параллельно происходит увеличение предложения денег, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, должно стимулировать рост инвестиций и деловой активности, а также реального Валового Национального Продукта (ВНП). Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денег опережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с целью привлечения заемщиков. Это особенно четко проявляется в условиях депрессивного состояния экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в средства производства, а домашние хозяйства - покупать потребительские товары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке, и создаются предпосылки для экономического роста. Эта политика проводится в период застоя;

-         проведение рестриктивной или ограничительной (жесткой) политики, направленной на увеличение процентной ставки. При росте инфляции Центральный Банк проводит политику дорогих денег, что ведет к подорожанию кредита и делает его труднодоступным. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны,  стимулируют владельцев денег побольше сберегать их, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в ссуду. В этом случае субъекты рынка стремятся приобретать ценные бумаги. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции и высоких темпов экономического роста. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечения средств. Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги. При подъеме экономики, когда деньги нужны всем, процентные ставки будут расти.

Главной задачей денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу Центральный Банк Российской Федерации считает снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении роста ВВП с одновременным созданием предпосылок для снижения безработицы и увеличения реальных доходов населения.

1.2. Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ России.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

-          нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

-          процентные ставки по операциям Банка России;

-          операции на открытом рынке;

-          рефинансирование банков;

-          валютное регулирование;

-          установление ориентиров роста денежной массы;

-          прямые количественные ограничения.

Обязательные резервы. Политика минимальных резервов впервые была опробована в США в 30-е годы, и сразу после второй мировой войны ее внедрили в практику центральные банки всех ведущих капиталистических стран. Минимальные резервы - это вклады коммерческих банков в центральном банке, размер которых устанавливается законодательством в определенном отношении к банковским обязательствам. Первоначально практика резервирования средств предназначалась для страхования коммерческих банков. ЦБ берет на себя функцию аккумулирования минимального резерва, который не подлежит кредитованию.

Другая функция подобного резервирования заключается в том, что, изменяя процент резерва, ЦБ влияет на сумму свободных денежных средств коммерческих банков. В период бума для его «охлаждения» ЦБ повышает норму резерва, а в период кризиса - наоборот. Повышение нормы резерва     на 1 - 2 процентных пункта - действенное средство ограничения кредитной экспансии. Как правило, норма минимальных резервов дифференцируется.

Норма обязательных резервов широко используется государством для увеличения или уменьшения свободной денежной массы. Естественно, увеличение нормы обязательного резервирования влечет за собой уменьшение свободной денежной массы.  Обязательные резервы – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном Банке.

Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов  вкладов (например, по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования). В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального Банка, а также для межбанковских расчетов.

Банки могут хранить и избыточные резервы – некоторые суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако это лишает банки суммы дохода, который  они могли бы получать, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.

Чем выше устанавливает Центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, Центральный Банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения.

На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия этого инструмента через мультипликатор значительна.

Рефинансирование банков.

Ставка рефинансирования – очень мощный инструмент воздействия на нижний уровень банковской системы. Именно поэтому она относительно редко изменяется, а ее изменения влекут за собой значительные последствия для банковской системы в целом. Государство не должно допускать резких изменений ставки рефинансирования. - Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов.

Колебания учетной ставки (ставки рефинансирования) отражают нестабильность российской экономики (см. график 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

График 1: Ставка рефинансирования ЦБ России с 10.03.2004 г. по 10.03.2009 г.

 

Как известно, повышение учетной ставки влечет за собой «удорожание» кредитов и, следовательно, снижение инвестиций. Этот инструмент денежно-кредитной политики не всегда использовался грамотно и часто вступал в противоречия с другими составляющими государственной политики.

В настоящее время рефинансирование осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов «овернайт» и ломбардных кредитов.

Валютное регулирование

Девизные операции (валютные интервенции) – это покупка и продажа иностранной валюты для поддержания в определенных пределах курса национальной денежной единицы.

За последние десятилетия взгляды экономистов на валютные интервенции претерпели существенные изменения. Администрация президента США  Р.Рейгана считала их дорогими и неэффективными инструментами денежно-кредитной политики. В Европе же после образования так называемого механизма обменных курсов в 1979 г. центральные банки активно использовали валютные интервенции.

Существует три альтернативных критерия определения эффективности валютных интервенций.

«Направление» - если направление движения валютного курса совпадает с направлением интервенции, то она эффективна. Иными словами, если центральный банк продает или покупает валюту, то ее курс должен, соответственно, понижаться или повышаться.

«Сглаживание» - интервенция эффективна, когда усилиями ЦБ замедляется развитие тренда. Если курс падает, то интервенция должна приводить к плавному падению, а если увеличивается – то к торможению роста.

«Разворот» - интервенция эффективна, когда выполняется не только первый критерий, но и в ходе интервенции полностью нивелируется колебание валютного курса за предыдущий период. Происходит разворот тренда или центральный банк «гребет против течения».

Операции на открытом рынке.

Операции на открытом рынке – покупка и продажа государственных ценных бумаг с целью увеличения или уменьшения средств коммерческих банков. Путем изменения объема купли-продажи ценных бумаг и уровня цен, по которым они продаются или покупаются, центральный банк может осуществлять гибкое и быстрое воздействие на кредитную активность коммерческих банков. Операции на открытом рынке – третий способ контроля над денежной массой. Он широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю – продажу Центральным банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность Центрального банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом). Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации.

Когда ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка (иногда на специальном счете коммерческого банка в Центральном Банке для подобных операций), соответственно в банковскую систему поступают дополнительные «деньги повышенной мощности» и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если ЦБ продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.

      Таким образом, воздействуя на денежную базу через операции на открытом рынке, Центральный Банк регулирует размер денежной массы в экономике. Часто подобные операции осуществляются Центральным Банком в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае банк, например, продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок. Платой за предоставленные взамен ценных бумаг денежные средства служит разница между ценой продажи и ценой обратного выкупа. Соглашения об обратном выкупе широко распространены в деятельности коммерческих банков и фирм.

Еще одним классическим инструментом в практике центральных банков является политика учетной ставки, т.е. установление ставки процента за кредиты, которые центральный банк предоставляет коммерческим банкам (ставки рефинансирования). Коммерческие банки предоставляют ЦБ платежные обязательства - векселя. Это могут быть как собственные векселя банков, так и обязательства третьих лиц, имеющиеся в банках. ЦБ покупает, учитывает эти векселя, удерживая при этом определенный процент в свою пользу. Средства, полученные от ЦБ, предоставляются заемщикам коммерческих банков. Цена этого кредита - процентная ставка - должна быть выше учетной, иначе коммерческие банки будут убыточны. Поэтому, если ЦБ повышает учетную ставку, это приводит к удорожанию кредита для клиентов коммерческих банков. Это, в свою очередь, способствует уменьшению займов и, следовательно, снижению инвестиций. Таким образом, манипулируя учетной ставкой, ЦБ имеет возможность влиять на капиталовложения в производство. Рассмотрим динамику основных показателей развития банковской системы России на начало 2008 года.

Таблица 1 «Динамика основных показателей развития банковской системы России»

Примечание: таблица составлена по материалам Банка России

Несмотря на существенный прогресс в динамике основных показателей развития банковской системы России в сравнении с банковскими системами развитых стран, она существенно отстает в развитии. Предстоит ее дальнейшее укрепление. С учетом тенденции роста ВВП, возможностей роста банковских операций Ассоциацией российских банков разработан прогноз развития бан­ковской системы России на период до 2020 г., согласно которому в ней пред­полагаются следующие изменения (табл. 2).

Таблица 2 «Темпы роста банковской системы России по активному сценарию»

 

2005 г. (факт)

Прогноз

2010 г.

2020 г.

Активы, млрд. руб.

9750

28800

93500

% к ВВП

45

70

95

 

2000-2005 г.

2006-2010 г.

2011-2020 г.

Среднегодовые темпы роста за период, %

32,1

24,0

12,5

Капитал, млрд. руб.

1242

3740

13510

% к ВВП

5,7

9.6

13,8

К активам банка

12,7

13,3

14,8

 

2000-2005 г.

2006-2010 г.

2011-2020 г.

Среднегодовые темпы прироста за период, %

33,6

25,1

13,7

Источник: Национальна банковская система России 2010-2020. с. 23

 

Глава 2Проблемы и эффективность денежно-кредитной политики правительства России.

2.1. Направления и тактика борьбы с мировым финансовым кризисом

Надежда, что Россия останется островком ста­бильности, не оправдалась. Мировой финансовый кризис подтолкнул инвесторов к выводу своих средств из развивающихся стран, в том числе и из рублевых активов. В период падения цен на нефть до 40 дол. за бар­рель усилился отток капиталов из страны, а внутри России сбережения стали активно переводиться в ино­странные валюты.

Кризис заставил пересмотреть приоритеты в бюджетной и денежно-кредитной поли­тике, внести необходимые изменения в законодатель­ство. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010—2012 годах отмечается, что бюджетная политика должна быть ори­ентирована на адаптацию бюджетной системы к из­менившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в послекризисный период. Консервативная бюджетная политика предусматривает сдерживание государственных расходов, но не в ущерб стратегичес­ким целям развития. В среднесрочной перспективе вводятся ограничения бюджетных расходов по конк­ретным направлениям государственной политики, что­бы ответственные министерства были заинтересованы в росте эффективности расходов, а не в их наращива­нии. В Послании не раскрываются конкретные пред­ложения, но указывается, что цель бюджетной поли­тики — не только сократить расходы бюджета, но и создать действенный инструмент выхода из кризиса и поддержки производства и населения.

В принятых ранее «Основных направлениях еди­ной государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов» не потеряли свою актуальность поставленные цели: переход к режиму таргетирования инфляции, использование бивалютной корзины и режима управляемого курса рубля, поддер­жание стабильности банковской системы и повыше­ние ликвидности банков в условиях кризиса.

Тактика Центрального банка России оказалась предусмотрительной. Она способствовала сохранению сбережений в национальной валюте (рублевые депо­зиты граждан, остатки на счетах юридических лиц). На определенном этапе большим риском для отечествен­ной денежно-кредитной системы являются потеря до­верия к национальной валюте и перевод рублевых сбе­режений в иностранную валюту. Повышение ставки рефинансирования, несмотря на укоры со стороны банковского сообщества и реального сектора эконо­мики, было вынужденной мерой, обеспечившей ста­бильность нового курса национальной валюты и сба­лансированность платежного баланса. Данная мера носила временный характер и 24 апреля Центральный банк снизил ставку рефинансирования до 12,5%, а с 14 мая — до 12%, чтобы стимулировать кредитование. Для экономики важен не только размер ставки кредитования, но и доступ к средствам. При сжатии денежной массы в случае резкого снижения денежного предло­жения расчеты в экономике замораживаются, возрас­тают неплатежи, задействуются бартерные схемы, уве­личивается объем векселей. Центральный банк России предпринял активные шаги по наращиванию ликвид­ности финансовых рынков. Тем не менее, денежная база сократилась с 5579 млрд. руб. на начало года до 4484 млрд. руб. на 1 мая 2009 г. Несмотря на антиинф­ляционную направленность подобных мер, снижение денежной базы свидетельствует о сокращении деловой активности.

Рост ставок по кредитам на фоне снижения до­верия хозяйствующих субъектов друг к другу, факти­чески приостановил финансирование долгосрочных проектов развития, что, наряду с нехваткой ресурсов для пополнения оборотных средств, нередко провоцирует технические дефолты крупных заемщиков. Снижение ставки рефинансирования и расширение корпоратив­ного кредитования государственными банками позво­лит постепенно остановить технические дефолты.

Шаги, предпринимаемые денежными властями, достаточно оперативны и обоснованны. Надо отметить позитивную роль законодательства, предоставившего достаточную независимость Центральному банку, а также право самостоятельно изменять обязательную норму резервирования, снижение которой позволило высвободить дополнительные средства банков, ранее замороженные в качестве обязательных резервов, став­ки рефинансирования и условий предоставления кре­дитов банкам и т.п. Тем не менее, пока говорить о вос­становлении доверия инвесторов преждевременно. Резкие колебания курсов валют — доллара по отноше­нию к евро, да и к рублю, нестабильность на фондовом рынке, несмотря на рост основных индексов весной этого года, не прибавляют уверенности инвесторам.

Структурная реформа требует длительного вре­мени. На данном этапе государственная политика в основном сводится к поддержке госкомпаний и фор­мированию новых госкорпораций на фоне некоторо­го незначительного улучшения инвестиционного кли­мата для всех хозяйственных субъектов. Механизмы государственной поддержки связаны с выделением бюджетных средств на инвестиции в госкомпании, ужесточением антимонопольного законодательства, началом реализации проектов в рамках государствен­но—частного партнерства за счет средств Внешэконом­банка и Инвестиционного фонда, созданием особых экономических зон и заключением концессионных соглашений, расширением государственных закупок. Однако такая политика не отличается системностью, и, как правило, направлена на поддержку отдельных компаний. Не только промышленная политика оста­ется слабым звеном экономических преобразований, но и банковская система не получает системной под­держки. Так из выделенных государством на попол­нение капиталов частных банков 225 млрд. руб. ис­пользовано только 32 млрд. руб., причем эта поддержка дошла только до четырех банков — Газпромбанка, Аль­фа-банка, Номос-банка, Ханты-Мансийского банка. При этом на поддержку так называемых государствен­ных банков (Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк) предо­ставлены субординированные кредиты на 725 млрд. руб. Ожидание новой волны кризиса, обусловленной высокой долей просроченной задолженности и невоз­врата банковских кредитов, требует принятия систем­ных мер. Поддержка должна оказываться не заранее известным компаниям, а предоставляться финансовым институтам, испытывающим временные затруднения, не обусловленные низким качеством корпоративного управления и высокорискованными вложениями.

Выход из мирового финансового кризиса тре­бует серьезных усилий со стороны российских властей. В то же время для смягчения негативного влияния ве­роятных финансовых катаклизмов потребуется боль­шая независимость России от финансовой политики США. Немаловажное значение приобретет придание рублю статуса мировой валюты и использование его в международных расчетах. Для этого необходимо совер­шенствование институтов, обслуживающих российс­кий фондовый рынок, повышение прозрачности от­четности и управления банками, инвестиционных фондов, аудиторских и рейтинговых компаний. Важ­но сопоставить издержки создания мирового финан­сового центра и как следствие свободного движения капитала для поддержания высокого уровня резервов с теми преимуществами, которые получает финансо­вая система и реальный сектор экономики внутри страны. Такие преимущества не всегда очевидны ни с политической, ни с экономической точки зрения.

Прямые факторы, которые затрудняют процесс реструктуризации банковской системы — это и дискриминационное налогообложение по сравнению с международной практикой, так как у нас из посленалоговой прибыли идет значительное количество расходов, и дискриминационное налогообложение доходов банков по более высоким ставкам, чем облагаются другие предприятия.

Недостаточно эффективно используются такие механизмы денежно-кредитной политики как диффе­ренцированные нормы резервирования по депозитам в рублях и иностранной валюте, ограничение откры­тых позиций на приобретение иностранной валюты банками. Возможности налогообложения доходов от роста курса валют остаются неиспользованными.

Механизмы, направленные на увеличение креди­тования населения и стимулирование потребительс­кого спроса, не следует переоценивать. Действитель­но, кредитные ресурсы длительное время служили финансовой основой развития. Однако потребитель­ский бум, в значительной мере удовлетворяемый им­портными товарами и ожиданием роста будущих до­ходов, не может продолжаться бесконечно. Снижение не только темпов роста потребления, но и незначитель­ное падение абсолютных показателей потребительс­ких и инвестиционных расходов, доходов населения, корпораций, государства — вполне естественный про­цесс, к которому постепенно приспосабливается и население, и конкурентоспособный бизнес, и государ­ство. Таким образом, надо внимательнее оценивать механизмы субсидирования процентных ставок, за­пускаемые государством по автокредитам, а в дальней­шем и ипотечным кредитам. При этом кредитование корпораций со стороны государственных банков сле­дует наращивать.

Оглядываясь назад, можно утверждать, что кредитно-денежная система России не имела «антикризисной» по сути составляющей. Наши поклонники монетаризма много говорили о «встроенных» в экономиче­скую систему стабилизаторах, но не было такого стабилизатора, как эффектив­ное кредитование, направленное на восстановление машиностроения и сель­ского хозяйства страны, в связи с чем до сих пор половина продовольственных ресурсов импортируется. Так называемые «антикризисные» меры принимаются постфактум, тогда как антикризисная составляющая всей денежно-кредитной политики должна заключаться в ее предупредительной роли. Это возможно только на основе совершенно иной концептуальной модели и банковского кре­дитования реального сектора экономики, и рефинансирования коммерческих банков, и регулирования их деятельности.

В развитии кредитной системы назрела необходимость перехода к систем­ному пересмотру кредитно-банковского законодательства, роли отдельных ин­ститутов с учетом последствий для экономики мирового финансового кризиса и просчетов в кредитной политике государства. Имеются основания утвер­ждать, что в этот этап российская кредитная система уже вступила, что связано с радикальным повышением роли новых системообразующих государственных банков и агентств. Кредитно-банковскую систему предстоит настроить на ус­корение структурной модернизации экономики, на более эффективное выпол­нение надзорных и регулирующих полномочий.

2.2. Необходимые меры по развитию кредитной системы для средних и мелких предприятий.

Кредитную систему надо модернизировать. Между тем в законодательных актах России понятие «кредитная система» не определено. Нет федерального рамочного закона о ней. Кредитная система отождествляется с понятием «бан­ковская система». Банки являются хотя и весьма существенным, но не единст­венным видом кредитных организаций.

Существуют, например, кредитные организации с преобладанием кредит­ных функций (ломбарды, лизинговые, факторинговые компании). Последние занимаются скупкой у поставщиков документов на отгрузку их получателям товаров, что предстает как беззалоговый кредит. Далее факторинговая компа­ния взыскивает (по документам на отгрузку товаров) денежные средства с по­лучателей товаров и рассчитывается с кредитующим ее банком. Лизинг, на­пример, предполагает сдачу оборудования в аренду и напоминает беззалоговый кредит. В этой связи согласно ст. 326 и 670 Гражданского кодекса РФ по ли­зинговым операциям арендатор и арендодатель в отношении с продавцом иму­щества выступают как солидарные кредиторы. В ст. 5 (п. 4) Федерального за­кона «О финансовой аренде (лизинге)» от 29 января 2002 г. № 10-ФЗ преду­смотрено, что «лизинговые компании имеют право привлекать средства юри­дических и(или) физических лиц (резидентов Российской Федерации и нерези­дентов Российской Федерации) для осуществления лизинговой деятельности».

Для развития лизинга надо создавать условия. В 2009 бюджетном году принято решение увеличить на 4 млрд. руб. (до 10 млрд. руб.) уставный капитал ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания». Подобный опыт надо накапливать. Ведь кредит на 10-15 лет невоз­можен, тогда как лизинг - вполне. Советская практика деятельности МТС в сельском хозяйстве была весьма эффективным аналогом лизинга.

Другой тип кредитных организаций - специализированные финансово-кредитные организации небанковского типа, выполняющие отдельные банков­ские операции или выступающие в роли должников и кредиторов на рынке долговых ценных бумаг, эмиссия и размещение которых есть форма займа. Часть небанковских кредитных организаций входит в банковскую систему в связи с тем, что в соответствии с лицензией Центрального банка они выполня­ют ряд банковских операций.

Состояние экономики и социальной сферы страны объективно обусловли­вает конкретный состав агентов (субъектов) банковской системы (предприятия, население, органы федеральной государственной власти, органы власти субъ­ектов Федерации; органы местного самоуправления; нерезиденты). Нынешнее состояние российской экономики таково, что «чистым» поставщиком средств в банковский сектор (его кредитором) является население. Малорентабельные предприятия ряда отраслей получают больше кредитов, чем имеют средств на счетах в банках. Соотношение потоков финансовых ресурсов, поставляемых в банковскую систему каждым ее агентом, и потоков, получаемых им от банков­ской системы в форме кредитов, объективно обусловлено как финансовым со­стоянием каждого агента, так и зрелостью банковской системы, что всегда свя­зано с состоянием экономики. Для банковской системы несущественно, какой из ее агентов является «чистым кредитором» или «чистым заемщиком». Для нее важна сбалансированность ресурсов и активов. Однако если объем собст­венных капиталов банков и привлеченных средств недостаточен, то исключена ситуация, когда одновременно все агенты выступают в качестве и «чистых кредиторов», и «чистых заемщиков».

Постоянно дает о себе знать отсутствие реальной возможности коммерче­ских банков получать кредиты Центрального банка. С одной стороны, все ком­мерческие банки, будучи «поставщиками» резервных ресурсов в Центральный банк, вправе рассчитывать на его кредиты. Но в кризисном 2008 г. сложилась ситуация, в которой на 30 крупнейших банков пришлось 85% кредитов, выдан­ных Центральным банком. Объем предоставленных кредитов этим банкам по сравнению с 2007 г. возрос в 98 раз и достиг 2863 млрд. руб. Получается, что все банки сообща формируют резервы в Банке России, а общий объем постав­ляемых в систему средств лимитирует предоставление системой кредитов (ре­финансирования). Однако фактически весь банковский сектор создает базу ре­финансирования лишь «избранных» банков. Нет гибкого механизма кредито­вания Центральным банком относительно слабых банков. Закономерно их бан­кротство только по этой причине. Но есть и другие причины. В целом «моло­дые» банковские системы, развивающиеся в разных государствах на постсовет­ском пространстве, в том числе и Российская, оказались недостаточно капита­лизированными и обеспеченными ресурсами. В переходной и полуразрушен­ной вследствие приватизации экономике платежеспособный спрос (с учетом процента по ссудам) на кредиты за счет находящихся в банках незначительных по объему средств также относительно скромен. В условиях перманентно кри­зисного состояния экономики и уровня инфляции выше 10%) «цена» кредита оказывается намного выше рентабельности предприятий. С учетом разного рода комиссионных она нередко выше 20%. Подобные проблемы не единичны и объясняются, с одной стороны, длительным периодом выхода национальной экономики из фазы трансформационного спада производства и приспособления его структуры к изменившимся условиям, с другой - недостаточно эффектив­ным регулированием банковского сектора Центральным банком. Но все же этот процесс совершенствовался и характеризовался следующими моментами.

Для эффективного управления банковскими рисками все банки должны иметь полное представление о кредитоспособности заемщиков. Решающее зна­чение имеет изучение клиентуры. Однако для создания необходимой информа­ционной базы весьма важно в каждом банке в случае необходимости иметь кредитные истории. С принятием в 2004 г. Федерального закона «О кредитных историях»[3] созданы многочисленные бюро кредитных историй, Центральный каталог кредитных историй. За определенную плату бюро кредитных историй предоставляют банкам необходимую информацию о заемщиках, соблюдая при этом банковскую тайну. Это снижает риски банков при оформлении кредита.

Однако самым негатив­ным проявлением развития и экономической, и банковской системы России является невиданная прежде социально-экономическая дифференциация ре­гионов. В «десятке» наиболее развитых территорий объем ВВП на душу насе­ления в 10 раз выше, чем в «десятке» наименее развитых. Соответственно раз­личаются и реальные доходы, и состояние банковского сектора. Фактом оста­ется неравномерное размещение эффективно функционирующих банков и дру­гих кредитных организаций, способных оказывать кредитную поддержку про­изводителям благ и услуг на местах.

 

Таблица3. «Основные показатели деятельности десяти крупнейших банков России (на 1 февраля 2009 г., млрд. руб.)»

Название банка

Активы

Собственный капитал

Прибыль

до уплаты налогов

Средства

физических лиц

Кредиты резидентам,

не являющимся банками

Сбербанк России

6811,6

788,5

5,32

3061,8

5352,6

ВТБ

3019,7

381,5

13,56

12,3

1472,6

Газпромбанк

1854,6

136,6

25,73

116,4

798,9

Россельхозбанк

854,4

67,3

0,91

49,32

480,6

Банк Москвы

814,8

59,0

0,83

144,29

482,3

Альфа-Банк

707,9

61,9

4,6

89,85

444,0

ВТБ 24

625,7

56,1

0,29

332,3

439,9

Юникредит банк

618,4

58,6

4,18

33,6

420,7

Райффайзенбанк

607,0

59,3

-0,8

124,5

368,6

Росбанк

536,9

36,9

-0,29

119,9

339,9

 

Вместо банков в регионах, возможно, вре­менной, но спасительной мерой было бы развитие кредитных кооперативов. На этой основе можно стимулировать рост потребительского спроса путем возло­жения на такие кооперативы функций потребительского кредитования. Назре­ла организационная перестройка банковской системы в целом, для чего необ­ходима соответствующая законодательная база. Субъектом права законода­тельной инициативы мог бы стать сам «регулятор» - Банк России.

В содержательном плане в развитии банковской системы как основы кре­дитной системы в обозримой перспективе должны соблюдаться следующие требования: усиление тенденции качественных преобразований системы (по­вышение уровня капитализации и ликвидности, совершенствование размеще­ния и улучшение работы филиальной сети); расширение спектра оказываемых банковских услуг на основе универсализации деятельности, преодоление отно­сительно высокого уровня банковских издержек и повышение доходности бан­ков; обеспечение способности банковской системы осуществлять долгосрочное инвестиционное кредитование реального сектора экономики; рост концентра­ции банковского капитала адекватно концентрации его в масштабе трансна­циональных корпораций и соответственно - способности полноценного бан­ковского обслуживания их.

 

2.3. Реформирование ЦБ России

Состояние и возможности кредитной системы во многом определяются ро­лью Центрального банка страны. Банк России до сих пор выполняет «переход­ную» роль. С одной стороны, он чрезмерно самостоятелен и независим, что находит подтверждение в эмиссии им своих облигаций, в существовании для его сотрудников специальной пенсионной системы, практически в неограни­ченной роли Национального банковского совета. Это, в частности, относится к «разрешению» им проведения контрольных мероприятий со стороны Счетной палаты РФ. Фактически создается ситуация бесконтрольности деятельности Банка России со стороны высшего органа государственного финансового кон­троля, сформированного в соответствии с Конституцией РФ Советом Федера­ции и Государственной думой.

В кризисных ситуациях законодатель мог бы внести изменения в статус Банка России, хотя известно, что в условиях сложившейся политической куль­туры эти изменения не всегда направлены на улучшение функционирования системы в целом. В частности, 13 октября 2008 г. в качестве антикризисной меры специальным законом № 171-ФЗ было внесено дополнение в ст. 46 Феде­рального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос­сии)», суть которого - в предоставлении ему права кредитовать без обеспече­ния (без залога) на срок не более шести месяцев российские кредитные органи­зации, имеющие рейтинги не ниже установленного уровня. Указанные меры создают наиболее благоприятные условия зарубежным банкам на территории России их «дочерним» банкам, рейтинг которых выше, чем рейтинг российских банков.

Центральный банк остается не вполне эффективным институтом, он не в состоянии своевременно приводить в действие антикризисные механизмы, ос­тается институтом без права законодательной инициативы и даже не пытается радикально улучшить банковское законодательство. Частный пример — отсут­ствие нужного и действенного закона о кредитных товариществах и кооперати­вах, о кредитных ассоциациях. Банк недостаточно активен при обсуждении законодательных актов, регулирующих национальный рынок ценных бумаг. Он не ограничен в операциях с международными резервами. Его не вполне адекватная ситуации регулирующая роль будет проявляться до тех пор, пока в качестве субъекта права законодательной инициативы он не будет влиять и на процесс демонополизации.

 

 

Заключение

Разработкой единой государственной кредитно-денежной политики занимается Правительство Российской Федерации. Инструментом проведения этой политики является Центральный банк России. Конечной целью денежно-кредитной политики является обеспечение благоприятных условий для экономического развития страны.

Осуществляя денежно-кредитную политику, Центробанк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов.

В настоящее время одной из целей является снижение, а в дальнейшем, при достижении низких значений, – сохранение инфляции на уровне, при котором обеспечиваются условия для устойчивого экономического роста. В настоящее время, по прогнозу Минэкономразвития целевым ориентиром в 2010 году по инфляции является интервал 9-10 % (в 2009 году по данным Минфина уровень инфляции составил 13 %).

Система применяемых Банком России инструментов денежно-кредитной политики соответствует мировой практике и включает изменение ставок Банка России по собственным операциям, привлечение депозитов от коммерческих банков на различные сроки, изменение нормативов отчислений в обязательные резервы, интервенции на валютном рынке.

Одно из важнейших направлений деятельности ЦБ России - рефинансирование кредитно-банковских институтов, направленное на обеспечение стабильности банковской системы. При этом использовать кредиты рефинансирования могут только стабильные банковские институты, испытывающие временные трудности.

Второе, с моей точки зрения, важное направление - это сближение системы российского банковского учета с международными стандартами банковской отчетности.

Особенно актуальным остается повышение способности банковской систе­мы проводить дифференцированную кредитную политику по отношению к различным секторам экономики, включая малые и средние предприятия. Доля кредитов реальному сектору в обшей структуре активов банков находится на низком уровне, что не позволяет развивать данный сектор экономики.

Так называемые «антикризисные» меры правительством России принимаются постфактум, тогда как антикризисная составляющая всей денежно-кредитной политики должна заключаться в ее предупредительной роли. Это возможно только на основе совершенно иной концептуальной модели и банковского кре­дитования реального сектора экономики, и рефинансирования коммерческих банков, и регулирования их деятельности.

Центральный банк остается не вполне эффективным институтом, он не в состоянии своевременно приводить в действие антикризисные механизмы, ос­тается институтом без права законодательной инициативы и даже не пытается радикально улучшить банковское законодательство. Банк недостаточно активен при обсуждении законодательных актов, регулирующих национальный рынок ценных бумаг. Он не ограничен в операциях с международными резервами. Его не вполне адекватная ситуации регулирующая роль будет проявляться до тех пор, пока в качестве субъекта права законодательной инициативы он не будет влиять и на процесс демонополизации.

В развитии кредитной системы назрела необходимость перехода к систем­ному пересмотру кредитно-банковского законодательства, роли отдельных ин­ститутов с учетом последствий для экономики мирового финансового кризиса и просчетов в кредитной политике государства. Имеются основания утвер­ждать, что в этот этап российская кредитная система уже вступила, что связано с радикальным повышением роли новых системообразующих государственных банков и агентств. Кредитно-банковскую систему предстоит настроить на ус­корение структурной модернизации экономики, на более эффективное выпол­нение надзорных и регулирующих полномочий.

 

Библиография:

Нормативно-правовые акты Российской Федерации

1.      "Конституция Российской федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) //"Российская газета", N 237, 25.12.1993.

2.      Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской федерации (Банке России)" (принят ГД ФС РФ 27.06.2002)// "Парламентская газета", N 131-132, 13.07.2002, "Российская газета", N 127, 13.07.2002, "Собрание законодательства РФ", 15.07.2002, N 28, ст. 2790.

3.      Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" //"Собрание законодательства РФ", 05.02.1996, N 6, ст. 492, "Российская газета", N 27, 10.02.1996.

4.      Федеральный закон от  30.12.2004 N 218-ФЗ (ред. от 24.07.2007) "О кредитных историях" (принят ГД ФС РФ 22.12.2004)// "Собрание законодательства РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 44, "Российская газета", N 2, 13.01.2005, "Парламентская газета", N 9, 18.01.2005.

Учебная литература и публикации в прессе

1.       Астапов К.Л. Бюджетная и денежно-кредитная политика в условиях кризиса // Финансы. - 2009. - N 6. - С.14-18.

2.       Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие.- М.: ЮНИТИ, 2000.

3.       Деньги. Кредит. Банки. Учебное пособие.- М.: КИОРУС,  2006.

4.       Нешитой А.С. Финансы и кредит: Учебник.- 4- е изд., перераб. и доп.- М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К0», 2008.- 544 с.

5.       Общая теория денег и кредита./Под ред. Жукова Е. Ф. – М.: ЮНИТИ, 2003.

6.       Селезнев А. Проблемы совершенствования кредитно-банковской системы// Экономист.-2009. - № 8. – С.18-33.

7.       Трунин С.Н. Макроэкономика: учебное пособие/ С.Н. Трунин, Вукович.- М.: Финансы и статистика, 2008.-312 с.: ил.

8.       Финансы. Денежное обращение и кредит: учебник / М. В. Романовский и др.; под ред. М.В. Романовского, О.В.Врублевской.- М.: Юрайт - Издат, 2008.-543 с.

9.       Финансы: учебн.- 2-е изд., перераб. и доп. /под ред. В.В. Ковалёва.- М.: Проспект, 2009.- 640 с.

10.   Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям «Финансы и кредит»/ Под  ред. Г.Б. Поляка.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 703 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Из отчета экспертов Международного валютного фонда (МВФ) о кредитно-денежной политике России (Дата публикации: 12 Августа 2009 года)

 

Специфика кредитно-денежной политики России усугубила нынешний кризис. Такой вывод содержится в докладе Международного валютного фонда.

Экономисты МВФ уверены, что власти России перестарались с поддержкой курса рубля. «Сосредоточенность политики в предшествующие годы на поддержании стабильности обменного курса способствовала крупным внешним заимствованиям и вызывала неприемлемо высокие темпы роста кредита. В сочетании с недостатками надзора это сделало российские банки и корпорации особенно подверженными опасности смены направленности в потоках средств», - сообщается в докладе.

МВФ не дает оценку проведенной этой зимой девальвации, отмечая важность «поддержания большей гибкости курса рубля в обоих направлениях». Эта гибкость может снизить риск оттоков-притоков спекулятивного капитала, связанного с игрой против российской валюты.

Эксперты фонда подчеркивают, что денежно-кредитная политика России должна ставить своей целью не поддержание стабильного курса рубля, а уменьшение инфляции. Российские власти, по мнению МВФ, не готовы допустить свободный курс рубля, поскольку он во многом зависим от нефтяных цен.

Относительно российской банковской системы у МВФ есть масса опасений. Эксперты фонда в своем докладе не употребляют понятие «вторая волна кризиса», но говорят, что банковская система России имеет много рисков. В частности, они указывают на недостатки в банковском регулировании, которые препятствуют адекватной оценке проблем внутри этой системы. МВФ рекомендует Центробанку создать «план активного и комплексного урегулирования ситуации в проблемных банках, базирующийся на системных стресс-тестах и планах на случай непредвиденных обстоятельств».
 

 

8

 


[1] "Конституция Российской федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) //"Российская газета", N 237, 25.12.1993.

[2] Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской федерации (Банке России)" (принят ГД ФС РФ 27.06.2002)// "Парламентская газета", N 131-132, 13.07.2002, "Российская газета", N 127, 13.07.2002, "Собрание законодательства РФ", 15.07.2002, N 28, ст. 2790.

[3] Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ «О кредитных историях» (принят ГД ФС РФ 22.12.2004)// "Собрание законодательства РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 44, "Российская газета", N 2, 13.01.2005, "Парламентская газета", N 9, 18.01.2005.

Информация о работе Кредитно - денежная политика правительства России: противоречивость и эффективность