Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:00, контрольная работа
Задание №2.
Предмет экономической теории.
Вопрос №25.
Методика расчета чистого национального продукта,
национального дохода, личного дохода, располагаемого дохода.
Экономический смысл номинального и реального валового
национального продукта.
Понятие и расчет индекса цен.
Уровень цен выражается в виде индекса. Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых "рыночной корзиной", для данного временного периода и совокупной ценой идентичной либо сходной группы товаров и услуг в базовом периоде. Указанный ориентир, или начальный уровень, называется "базовым годом".
С помощью индекса цен ВНП можно сравнить цену объема производства каждого данного года с ценой аналогичного объема производства при ценах в базовом году. Набор индексов цен для различных лет позволяет сравнивать уровни цен в различные годы. Повышение индекса цен ВНП в данном году по сравнению с предыдущим годом указывает на инфляцию, уменьшение индекса цен указывает на дефляцию.
Рассмотрим принцип построения агрегатных индексов качественных показателей на примере.
Существует
два способа расчета индексов
цен: индексы цен Пааше и
Индекс цен Ласпейреса:
Данный способ предлагает использование весов базисного периода . Впервые был введен в 1864 году экономистом Э.Ласпейресом.
Экономическое содержание этого способа:
Индекс цен Ласпейреса показывает, на сколько изменились цены в отчетном периоде по сравнению с базисным, на товары реализованные в базисном периоде. Иначе говоря индекс цен Ласпейреса показывает во сколько товары базисного периода подорожали или подешевели из-за изменения цен в отчетном периоде.
Индекс цен Пааше:
Индекс цен Пааше -- это агрегатный индекс цен с весами (количество реализованного товара) в отчетном периоде.
Экономическое содержание этого способа:
Индекс цен Пааше характеризует изменение цен отчетного периода по сравнению с базисным по товарам, реализованным в отчетном периоде. То есть индекс цен Пааше показывает на сколько подешевели или подорожали товары.
Значения индексов цена Пааше и Ласпейреса для одних и тех же данных не совпадают, так как имеют разное экономическое содержание и, следовательно, применяются в разных ситуациях.
В отечественной статистике до перехода к рыночным отношениям отдавали предпочтение индексу цен Пааше. Но из-за особенностей расчета начиная с 1991 года вычисление общего уровня цен на товары и услуги начали проводить по формуле Ласпейреса. Связано это с тем, что во время инфляции или экономических кризисов многие товары могут выпасть из потребления. При исчислении по формуле Пааше не учитываются товары спрос на которые упал, поэтому при исчислении индекса цен по формуле Пааше необходим частый перерасчет информации для формировании правильной системы весов. В связи с этим и в международной практике прибегли к расчету индексов цен по формуле Ласпейреса.
Индекс цен, рассчитанный только по потребительским товарам (потребительской корзине), называется индексом потребительских цен (ИПЦ).
Индекс цен,
который характеризует
Вопрос №34.
СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
1. СПРОС.
1.1. КРИВАЯ СПРОСА
Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь товара, то заметим, что между ценой товара и количеством проданного (реализованного) товара существует определенная связь. Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы покупать покупатели, тем выше на него спрос (то есть мы «спрашиваем», запрашиваем то, в чем нуждаемся). То есть наблюдается обратная зависимость.
Закон спроса:
обратная
зависимость между ценой и
величиной спроса называется законом
спроса.
Эта зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть изображена графически. Кривая спроса (demand cuive - англ.) показывает, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.
По вертикальной оси мы откладываем величину цены (Р - price), а по горизонтальной - объем приобретаемого блага (Q - quantity).
На нашем графике точка А характеризует повышение цены, а значит, уменьшение объема приобретаемого блага. Точка В - показывает понижение цены, а значит, увеличение количества приобретаемого блага.
1.2. ФУНКЦИЯ СПРОСА
Изображенная
кривая характеризует состояние
цен и объема покупок определенной
продукции в определенный момент
времени. Подобная кривая - график, простейшая
экономическая модель, как Вы помните.
Она имеет отрицательный
где Q - величина спроса (quantity of demand) или величины приобретаемого товара;
Р - цена (price).
f - показатель
функциональной зависимости
То есть если
проговорить это уравнение
Величина спроса (или объем приобретаемого потребителями блага) зависит от размера цены на это благо.
Функция спроса (demand function - англ.) - функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них, как Вы уже поняли из определения величины спроса, является цена на единицу блага в данный момент. Но существуют и так называемые неценовые факторы, из-за влияния которых меняется вид кривой спроса.
2. ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
2.1. КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Что ж, мы с Вами поговорили о поведении потребителя на рынке и о характеризующей это поведение функции спроса. Потребитель - один экономический агент сделки. А с другой стороны - продавец (или производитель) товара, который предлагает товар по определенной цене. То есть теперь мы подробно изучим предложение.
Если мы рассмотрим
ситуацию, складывающуюся на рынке
со стороны предложения, то легко
заметим, что зависимость величины
предложения от цены прямая: чем
выше цена, тем большее количество
товара (при прочих равных условиях)
готовы предложить продавцы. Прямая связь
между ценой и количеством
предлагаемого продукта называется
законом предложения (law of supply). Зависимость
количества произведенных благ от уровня
цен может быть изображена графически:
Например, точка А характеризует ситуацию, когда при понижении цены производитель будет предлагать меньше товара, а точка В - наоборот, при повышении цены - больше предлагается товара. Принято откладывать цену по вертикальной оси, а зависимую переменную - объем продажи (предложение) по горизонтальной оси.
Кривая
предложения (supply curve) показывает, какое
количество экономического
То есть фактически кривая предложения характеризует зависимость величины предложения (объема продаваемых благ) от цены. Изображенная кривая S (от англ. supply) характеризует уровень цен и объем продаж блага в определенный момент времени. Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене.
В общем виде функция предложения имеет вид:
где Qs - величина предложения (quantity of supply) или объем продаваемого товара; Р - цена, f - показатель функциональной зависимости величины предложения от цены (function).
3. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ДИНАМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Давайте же рассмотрим взаимодействие потребителей и производителей на рынке. Изобразим это в виде модели пересечения графиков спроса и предложения.
Для понимания функции предложения большое значение имеет фактор времени (то есть предложение в виде динамической модели). Обычно различают краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В краткосрочном периоде все факторы производства постоянны (то есть их количество и состояние не меняется - просто ничего не успевает измениться), в среднесрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном - все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т. д.).
В условиях
краткосрочного рыночного
В условиях
среднесрочного периода
В условиях
длительного (долгосрочного)
4. РАВНОВЕСИЕ НА РЫНКЕ
В условиях
рыночной экономики конкурентные силы
способствуют сопоставлению цен
спроса и цен предложения, что
приводит к равенству объемов
спроса предложения. Рано или поздно
потребители и продавцы в условиях
рыночной экономики «договариваются»
об определенной цене продажи-покупки.
И устанавливается
Но иногда возникают ситуации, когда равновесие на рынке недостижимо и рыночную равновесную цену невозможно определить.
В условиях неразвитой рыночной экономики цена предложения может значительно превышать цену спроса (см. рисунок ниже), а объем предложения не соответствовать объему спроса:
В первом случае максимальная цена, которую в состоянии дать за данный товар (или услугу) покупатели, значительно ниже той минимальной цены, которую в состоянии предложить продавцы. Во втором случае максимальный объем спроса ниже минимально допустимого объема предложения. Объем спроса настолько мал, что производителям не выгодно поставлять товар в столь микроскопических количествах.
Согласие
продавцов и покупателей на
рынке о покупке-продаже
РЕЗЮМЕ:
Закон спроса гласит: чем ниже цена на товар, тем выше спрос на него и наоборот.
Кривая спроса
характеризует состояние цен
и объема покупок определенной продукции
в определенный момент времени. Эта
кривая изображается в виде графика,
который имеет отрицательный
наклон, что свидетельствует о
желании потребителей купить большее
количество благ при меньшей цене.
Прямая связь между ценой и
количеством предлагаемого
В зависимости
от того, какой рыночный период (краткосрочный,
среднесрочный или
Равновесие
на рынке достигается
И варианты, когда равновесие на рынке невозможно:
1) когда минимальная
цена предложения выше
2) когда обьем предложения не соответствует объему спроса.
Экономическое равновесие — это точка, в которой объём спроса и объём предложения равны.
В экономике, экономическое равновесие, характеризует состояние, в котором экономические силы сбалансированы и в отсутствие внешних воздействий (сбалансированные) величины экономических переменных не будут изменяться.
Информация о работе Контрольная работа по "Основы экономической теории"