Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 13:25, контрольная работа
Перспективная модель национальной экономики Беларуси. 2. Фондовый рынок страны: понятия, функции, тенденции и проблемы развития. 4.Выберите верное утверждение
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Полоцкий государственный университет»
«Национальная
экономика Беларуси»
Зачетная книжка № У 1025010869
Вариант № 3
Проверила
Новополоцк, 2011
Термин
«национальная экономика» вошел
в научный арсенал как синоним
понятия «экономика суверенной страны»,
«экономика республики». В советский период
экономика БССР была составной частью
единого народнохозяйственного комплекса
Советского Союза. С июля 1990 года после
распада СССР начала формироваться национальная
экономическая система в рамках суверенного
белорусского государства.
Современные ученые рассматривают национальную
экономику как пространственно определенную,
национально специфическую организацию
жизни общества.
Национальная экономика – это и отрасль науки,
изучающая экономический потенциал страны,
национальный рынок, место страны в мировой
экономике. Как наука национальная экономика
имеет собственный объект, предмет и методологию
исследования. Объектом исследования
выступает экономика страны в масштабе
нации, государства. Предметом – социально-экономические
процессы воспроизводства, закономерности
функционирования и развития хозяйственной
системы, ее структурно-функциональных
элементов, потенциалов, механизмов. Потенциал
развития экономики определяется источниками,
ресурсами, движущими силами и составляет
сущностный аспект национальной экономики.
Содержательный аспект раскрывается в
анализе состояния, тенденций, механизмов
хозяйственной деятельности и разработке
вопросов макроэкономической политики.
Анализ хозяйственной деятельности должен
проводиться с учетом институциональной
среды, включающей систему формальных
(законодательно закрепленных) и неформальных
(базирующихся на обычаях, традициях, нормах
поведения) институтов, в условиях которой
ведется любая, в том числе и экономическая,
деятельность.
Методология
исследования национальной экономики
базируется на системном и структурно-функциональном
подходах. Важнейшими принципами такого
анализа являются:
- комплексность – взаимоувязанное рассмотрение
различных аспектов экономической деятельности
в рамках национальной экономической
системы в целом;
- сопоставимость – рассмотрение структурных
показателей, рассчитанных для однотипных
по масштабам структурных подразделений
национальной экономики и одинаковых
периодов времени;
- динамичность-рассмотрение всех явлений
в динамике за определенный период с целью
выявления тенденций развития.
Важнейшими
условиями существования
- суверенитет нации и государства;
- территориальная целостность;
- единство экономического пространства
и социальной среды; ;
- наличие единой денежной единицы и целостной
финансовой системы;
- общность характера хозяйственных институтов; ;
- развитость внутреннего рынка и т. д.
Национальная
система выступает как сложная
система, включающая в себя комплекс
структурных, функционально-ресурсных,
институциональных и других подсистем.
В функционально-ресурсном
плане – это совокупность потенциалов:
природно-ресурсного, трудового, производственного,
научного, инновационного и др.
В структурном
плане – это совокупность субъектов
хозяйствования: предприятий, организаций,
отраслей, хозяйственных комплексов, регионов,
их взаимосвязей и отношений.
В институциональном
плане – это совокупность институтов
рыночной экономики.
Национальная
экономика – это структурированная в
отраслевом и региональном пространстве
экономическая деятельность в масштабах
страны, регулируемая институциональной
системой, отвечающей складывающимся
в этой стране экономическим, политическим
и идеологическим условиям.
Для анализа
процесса структуризации национальной
экономической деятельности в региональном
пространстве необходимо выделить факторы,
влияющие на размещение экономических
единиц по территориальным образованиям.К
таким факторам относятся:
- геополитическое и экономико-географическое
значение территориальных образований;
- совокупность ресурсов, присущих тому
или иному территориальному образованию;
- природно-климатические условия, складывающиеся
в том или ином территориальном образовании;
- предпринимательский климат и инвестиционная
привлекательность региона.
В рамках
национальной экономики экономическая
деятельность регулируется институциональной
системой. Институтом принято называть
правила и нормы, укоренившиеся в обществе.
Эти правила могут быть объектами статутного
(юридически оформленного соответствующими
законами) или обычного (принятого в данном
обществе на основе обычаев, традиций)
права. Институты, получившие законодательную
основу, называют формальными, а институты,
базирующиеся на неписаных законах, называют
неформальными. Совокупность формальных
и неформальных институтов составляет
институциональную среду, в условиях которой
ведется любая деятельность, в том числе
и экономическая.
Институциональная
система страны исторически обусловлена,
она складывается в течение продолжительного
периода под влиянием политических, идеологических,
экономических факторов. Она отражает
форму государственного правления, политический
строй, менталитет народа, исторически
сложившиеся принципы ведения хозяйства.
Поэтому попытки переустройства институциональной
системы без учета этих факторов могут
привести к существенным нарушениям социальных
устоев жизни общества. Институциональная
система страны, по существу, предопределяет
особенности поведенческих установок
экономических агентов в процессе осуществления
ими любого направления экономической
деятельности.
Национальную экономику как сложную систему
можно представить в форме абстрактно-логической
модели, отражающей наиболее значимые
отношения и связи, способ организации
и функционирования общества. Системная
модель экономики может выступать в двух
аспектах: позитивном и нормативном. В
первом случае модель – это описание какого-то
процесса в экономике, во втором – это
образец для воспроизведения. Закономерности
функционирования и развития социально-экономической
системы Беларуси, ее конкретно-исторической
формы отражает белорусская экономическая
модель.
Важнейшими
составляющими модели развития Национальной экономики
Республики Беларусь
являются:
- сильная и эффективная государственная
власть, обеспечивающая политическую
стабильность, безопасность, социальную
справедливость и общественный порядок;
- равенство различных форм собственности,
в основе которого лежит главный критерий
развития экономики – эффективность ведения
хозяйства;
- многовекторность внешнеэкономической
политики как важнейший принцип адекватного
развития страны в условиях глобализации
мирохозяйственных связей;
- активизация интеграционных процессов
со странами СНГ и Россией, Евросоюза;
- эффективная социальная политика государства,
инвестиции в здоровье, образование, профессиональное
и культурное развитие личности, а также
адресная социальная помощь.
Каждая
страна стремится к общим целям
развития цивилизации, но идет к ним своим
путем, исходя из национальных интересов,
постоянно действующих и долговременных
факторов (территории, населения, природных
ресурсов, климата и др.), исторического
пути развития, особенностей культуры,
традиций, обычаев, психического склада,
типа мировоззрения или менталитета народа,
а также общей стратегии развития. Зрелая
рыночная экономика, которая сегодня является
для большинства стран Восточной и Центральной
Европы, республик СНГ желаемой целью,
сформировалась в течение нескольких
веков эволюционного развития. Исторический
опыт показывает, что реформы идут успешно,
если проводятся последовательно, эволюционно,
без попыток методом кавалерийских атак
решать сложные проблемы экономической
жизни, имеющие огромный инерционный потенциал
и требующие концентрации средств и усилий
в течение длительного отрезка времени.
Исходное
состояние системы – это первое, что определяет,
с одной стороны, набор средств воздействия
на нее, с другой – результативность их
применения. Исходное состояние экономики
Республики Беларусь к началу переходного
периода характеризовалось следующими
чертами:
- сильная и достаточно длительная по времени
интеграция хозяйственного комплекса
республики в единый народнохозяйственный
комплекс СССР;
- чрезвычайно тесная взаимосвязь Беларуси
и России как по ввозу, так и по вывозу
продукции;
- размещение подавляющей части рынков
сбыта продукции в республиках СНГ;
- неконкурентоспособность отечественной
продукции на мировых рынках из-за ее низкого
качества;
- односторонняя привязка к России по топливно-энергетическим
и некоторым сырьевым ресурсам;
- отсутствие собственной достаточной
минерально-сырьевой базы;
- доминирование государственной формы
собственности; ;
- «социалистический» менталитет народа; ;
- несоответствие структуры производства
потребностям общества;
- чрезвычайная монополизация экономики
и слабое развитие конкуренции;
- глубочайший социально-экономический
кризис. .
Признание,
во-первых, преимуществ эволюционной формы
ее рыночного реформирования; во-вторых,
необходимости недопущения дальнейшего
снижения благосостояния народа; в-третьих,
закономерности проведения реформ под
руководством и при непосредственном
участии государства однозначно свидетельствовали
о целесообразности создания в республике
социально ориентированной модели экономики.
Ключевую
роль в выборе сыграли следующие
факторы:
- длительная принадлежность к социалистической
системе обусловила социальную ориентацию
рыночной экономики, отвечающую коллективистским
традициям солидарности и народным ожиданиям;
- историческая вера в необходимость сильного
государства обусловила сохранение ведущей
роли государства в рыночных преобразованиях;
- традиционная сдержанность, терпеливость,
осмотрительность народа Беларуси обусловила
взвешенный подход к рыночным реформам,
отказ от «шокового» пути преобразований;
- неприятие народом ложных ценностей
определило отказ от массовой приватизации,
обогащения немногих за счет большинства
населения.
Наша страна
отвергла принципы как либеральной, так
и огосударствленной экономики, выбрала
путь построения будущей системы с сильным
государством, эффективным рыночным механизмом
и его социальной ориентацией. Социальная
ориентация рыночной экономики предполагает
смягчение таких признаков модели чистого
рыночного хозяйства, как эксплуатация
чужого труда, безработица, социальная
дифференциация и др.
Типовая модель
социально ориентированной экономики
отличается следующими чертами:
- «смешанная экономика», в которой достаточно
весома доля государственной собственности;
- макроэкономическое регулирование осуществляется
не только средствами денежно-кредитной
и налогово-бюджетной политики, но охватывает
и другие сферы экономики: инвестиционную,
структурную области, трудовые отношения;
- особое значение для государственных
органов имеет поддержание конкурентных
отношений, которое обеспечивается средствами
структурной политики и содействием развитию
малого и среднего бизнеса;
- развитая система социальной поддержки
населения при ведущей роли в ней государства,
расходы которого составляют значительную
часть государственного бюджета.
Белорусская
перспективная модель экономики включает
следующие принципы и направления государственной
политики, определяющей контуры будущего
общества:
- общую социальную ориентацию общества,
государства, экономической системы;
- построение политических и идеологических
структур конституционно закрепленного
социального демократического правового
государства;
- формирование развитого гражданского
общества и самоуправления;
- приоритетное развитие человеческого
потенциала; ;
- переход на инновационный ресурсосберегающий
тип воспроизводства;
-повышение эффективности производства
и страновой конкурентоспособности;
- интенсивное внедрение наукоемких высоких
технологий информационного общества;
- следование экологическим стандартам.
Перспективная
модель служит инструментом:
- научно обоснованного отражения перспектив
преобразования системы;
- формирования эффективной структуры
экономики и механизмов управления;
- выработки целенаправленной на перспективу
экономической политики.
Исходя
из мирового опыта выхода государств из
кризисного состояния и с учетом национального
контекста, были выделены три этапа преобразования
экономической системы;
- стабилизационный, в течение которого
необходимо преодолеть кризисные явления
в экономике;
- структурной перестройки, ориентированной
на потребности общества и учитывающей
тенденции международного разделения
труда;
- экономического роста, основанного на
результатах деятельности общества на
предшествующих двух этапах.
Рынок, рыночные
механизмы хозяйствования рассматриваются
как средства достижения поставленных
целей, недопущения на первых двух этапах
снижения реального уровня жизни народа,
а на третьем – как стержневой рычаг его
существенного повышения. В качестве стратегических
целевых ориентиров должны выступать социальные индикаторы
развития. Национальная
стратегия устойчивого социально-экономического
развития на период до 2020 г. определяет
стратегическую цель как динамичное повышение
уровня благосостояния, обогащение культуры,
нравственности на основе интеллектуально-инновационного
развития экономической, социальной и
духовной сфер, сохранения окружающей
среды для нынешнего и будущего поколений.
2.
Фондовый рынок
страны: понятия, функции,
тенденции и проблемы
развития
Под понятием фондового рынка подразумевается совокупность механизмов и действий, имеющих своей целью торговлю ценными бумагами (такими, как акции, облигации и т.п.). Фондовый рынок является составной частью рынка капиталов. Фондовый рынок часто путают с фондовой биржей. Между тем, эти два понятия отличны друг от друга. Фондовая биржа – это организация, имеющая своей целью сведение покупателей и продавцов ценных бумаг в специально предоставленном месте.
Существуют различные виды фондовых рынков. Во-первых, все фондовые рынки делятся на первичные (на которых выпускаются и размещаются впервые новые ценные бумаги) и вторичные (на которых происходит оборот ранее эмитированных на первичном рынке ценных бумаг). Вторичные фондовые рынки также могут подразделяться на организованные и неорганизованные.
Во-вторых, фондовые рынки также классифицируются по таким критериям, как территориальность (международные, национальные, региональные); вид сделок (кассовый, форвардный); вид ценных бумаг (рынок акций); сроки (кратко-, средне-, долгосрочные и бессрочные ценные бумаги); по эмитентам (рынок государственных ценных бумаг, рынок ценных бумаг предприятий) и др.
Фондовые рынки также подразделяются на биржевые и внебиржевые фондовые рынки. Участниками биржевого фондового рынка являются фондовые биржи, фондовые отделы товарных и валютных бирж.
Внебиржевой фондовый рынок характеризуется участием инвестиционных фондов, банков, брокерских фирм, а также других организаций, занимающихся операциями с ценными бумагами.
При характеристике фондовых рынков следует учитывать то, что они являются сегментами как рынка капиталов, так и денежного рынка. В условиях рыночной экономики фондовый рынок и фондовая биржа – это основные механизмы, предназначенные для перераспределения денежных накоплений.
Таким образом, на основе фондового рынка создается рыночный механизм свободного и одновременно регулируемого перелива капиталов из наименее эффективных отраслей хозяйствования в наиболее эффективные.
Особенности фондового рынка определяются в зависимости от каждой конкретной страны. Они во многом зависят от экономической, политической ситуации в стране, ее международной политики, степени вмешательства государства в экономику, уровня производственного развития и т.п.
Информация о работе Контрольная работа по «Национальной экономике Беларуси»