Контрольная работа по "Макроэкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:30, контрольная работа

Описание работы

Макроэкономический анализ базируется на микроэкономических основаниях, т.е. на законах спроса и предложения и теории равновесия. Экономисты признают, что макроэкономические теории должны согласовываться с принципами поведения миллионов домашних хозяйств и фирм, которые в совокупности и образуют национальную экономику.

Содержание

Теоретические вопросы
Особенности макроэкономического анализа. Агрегирование. Макроэкономические модели
Экономическая теория предложения (теория экономики предложения). Кривая Лаффера
Политика дорогих и дешевых денег

Ответьте на следующие вопросы и обоснуйте свой ответ
Какое из следующих утверждений относительно модели IS-LM ложно:

а) снижение ставки процента увеличивает плановые инвестиции;

б) снижение ставки процента сдвинет кривую плановых инвестиций вверх;

в) снижение ставки процента сдвинет кривую IS вправо;

г) по мере падения ставки процента плановые расходы будут равны действительным расходам на более высоком уровне дохода.
Объясните, можно ли на современном этапе решить проблему бедности в развитых странах? К каким последствиям это может привести?

Задачи
Функция потребления задана уравнением С = 450 + 0,8Y. Постройте графики потребления и сбережений. Определите равновесный ВНП, если инвестиции равны 800. Определите величину мультипликатора расходов.
Экономика характеризуется данными, представленными в таблице. Объем производства в 2003 году составил 7500 млрд.у.е. Акселератор равен 0,25. Используя теорию акселератора, определите объем производства в экономике в эти годы.

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 60.33 Кб (Скачать)

      Прежде  всего высокие подоходные налоги снижают стимулы к эффективному труду, поскольку теряется его привлекательность  в сравнении с досугом, и часть  людей, не удовлетворенных своими реальными доходами, предпочитают оставаться безработными. Ослаблению желания незанятых искать работу способствует и система государственного социального обеспечения: рост пособий по безработице, увеличение периода времени, в течение которого они выплачиваются. Все это отрицательно сказывается на предложении труда.

      Под воздействием высоких налогов снижаются  привлекательность инвестиций и  желание делать сбережения. Так, большие  налоги на доходы от сбережений (проценты и дивиденды) ведут к свертыванию  сбережений и увеличению текущего потребления. В результате уменьшается предложение ссудного капитала, растет процентная ставка, что обусловливает сокращение инвестиций и замедление темпов экономического роста. Уменьшению объема сбережений, по мнению сторонников экономической теории предложения, способствует и социальная политика государства, предусматривающая крупные социальные выплаты работникам после их выхода на пенсию. Рассчитывая на государственную поддержку в будущем, они снижают долю сбережений и увеличивают объем текущего потребления в своих доходах.

      Замедление  инвестиционных процессов может  быть следствием высоких налогов  и на прибыль корпораций: уменьшаются  выплачиваемые акционерам дивиденды, падает спрос на ценные бумаги, снижается  привлекательность заемных средств. Сокращение объема инвестиций частных  фирм также связано с существованием бюджетного дефицита. Превышение государственных расходов над доходами сопровождается эффектом вытеснения частного спроса на кредитные ресурсы государственным .

      Преодолеть  кризис и остановить инфляционные процессы, с точки зрения сторон- 
 

ников теории экономики предложения, призваны изменения в проводимой микро- и  макроэкономической политике. Государство обязано обеспечить условия для реализации потенциальных возможностей рыночного механизма: содействовать развитию свободного предпринимательства, ограничить вмешательство в экономические процессы, снизить государственные расходы, создать эффективно действующую службу занятости, провести налоговую реформу. Последнее направление является важнейшим, поскольку именно налоговая реформа может в наибольшей степени способствовать реализации потенциала рыночной экономики, преодолению кризисных и инфляционных процессов. Вместо высоких ставок налогов на прибыль и широкой системы налоговых льгот, как это было в 1970- е гг., были предложены умеренные налоговые ставки на прибыль и ограничения налоговых льгот, что должно способствовать росту инвестиций в экономику, расширению производства и созданию новых рабочих мест.

     Сторонники  теории экономики предложения выступили  с идеей уменьшения «прогрессивности» личного подоходного налога. Данная мера, по их мнению, способна подтолкнуть семьи с высокими доходами к увеличению сбережений, изменить предпочтения работников в пользу занятости и расширить таким образом предложение труда.

     Уменьшение  «прогрессивности» налогообложения  населения отвечало принципу социальной справедливости, так как нельзя «наказывать» высокими налогами людей, выполняющих высокооплачиваемую работу. Предложение о. снижении налогов рассматривалось как устранение «налогового клина», как бы «вбиваемого» государством между производством и предложением ресурсов.

      Решающую роль в формировании экономической  теории предложения сыграли взгляды  американского экономиста А. Лаффера. Он обосновал идею о том, что более  низкие ставки налогов создадут дополнительные стимулы к работе, накоплению сбережений и инвестициям, к инновациям и принятию деловых рисков и обеспечат тем самым существенный рост национального производства. Кроме того, снижение налоговых ставок не обязательно приводит к уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет, поскольку одновременно сокращаются масштабы уклонений и неплатежей налогов. Графически кривая Лаффера (LC) обычно изображается следующим образом (рис. 4).

           T

                                T max

           LC

       

                                       0                   t max          1        t

     Рисунок 4. Кривая Лаффера

     Кривая  LC показывает зависимость налоговых поступлений (Т) в бюджет от размера усредненной ставки налога (t), отражая идею о возможности сохранения или даже увеличения этих поступлений путем снижения налоговых ставок, находящихся в запретительной области. При нулевой (t = 0) и стопроцентной (t = 1) ставках налога налоговые поступления будут равны нулю. По мере повышения налоговой ставки от 0 до tmax налоговые доходы растут, при tmax достигают своего максимального значения, а затем начинают сокращаться. Область налоговых ставок от 0 до tmax называют нормальной, а от tmax до 1 — запретительной.

     Более реалистичным было бы считать, что кривая Лаффера «покрывает» не весь интервал (0, 1), а более короткий, усеченный  отрезок (0, t0), где tmax < to < 1. С учетом этого предположения кривая Лаффера принимает следующий вид (рис. 5). Проблема в том, что равенство налоговых поступлений нулю означает отсутствие самого государства, что нереально; ситуация, когда все чистые доходы забирает государство и налоговые поступления равны нулю (т.е. производство полностью сворачивается), также невозможна, о чем свидетельствует многолетний опыт функционирования командной экономики. 
 
 
 
 

Рисунок 5. Кривая Лаффера в условиях неопределенности граничных условий 

По мнению Дж. Бьюкенена и других экономистов, существуют краткосрочная и долгосрочная кривые Лаффера. Долгосрочным периодом в данном случае считается такой промежуток времени, которого вполне достаточно для приспособления налогоплательщиков к любой измененной ставке налога. Кривые Лаффера для краткосрочного (SRLC) и долго- 
 
 
 
 
 
 
 

      Рисунок 6. Кривая Лаффера в краткосрочном  и долгосрочном периодах

      Из  рис. 6 следует, что точка Лаффера (tmax) для долгосрочного периода меньше, чем для краткосрочного {t1 тах < t^). Поэтому ставку t2^ целесообразно сократить, что обеспечит в долгосрочной перспективе дополнительные налоговые поступления в бюджет. Однако, поскольку в краткосрочной перспективе поступления сократятся, правительство не пойдет на этот шаг. Оно будет стремиться к установлению ставки t2,^ в то время как предприниматели станут требовать от него движения к t1^ с целью стимулирования экономики со стороны предложения, приводящего к росту налоговых поступлений в долгосрочной перспективе.

      В 80-е гг. XX в. идеи А. Лаффера и других представителей экономической теории предложения нашли практическое применение в развитых странах. Экономическая политика правительства М. Тэтчер в Великобритании, администрации Р. Рейгана в США включала меры, которые ассоциировались с данной теорией: сокращение государственных расходов с целью высвобождения ресурсов для частного сектора; снижение налогов для повышения стимулов к эффективному труду (в ходе налоговой реформы в США максимальная ставка налога на корпоративную прибыль была снижена с 46 до 34 %, а индивидуального подоходного налога — с 70 до 28 % с резким уменьшением его прогрессивности); ограничение монопольной власти профессиональных союзов в целях повышения эффективности рынка труда; уменьшение автоматического права на социальные выплаты для стимулирования ориентации работников на собственные силы; поощрение конкуренции; отмену мер валютного контроля.

      Взгляды создателей экономической теории предложения  и в настоящее время оцениваются экономистами по-разному. Основная критика сводится к тому, что идея А. Лаффера о возможностях роста государственных доходов при снижении налоговых ставок носит достаточно упрощенный характер, поскольку отсутствует высокая степень зависимости между налогами на заработную плату и предложением труда, нормой процента и объемом сбережений. Трудность практического применения кривой Лаффера связана с необходимостью точного определения точки нахождения на ней экономики. Например, для американской экономики начала 1980-х гг. этого сделано не было. 
 
 
 
 

     3 Политика дорогих  и дешевых денег

     Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики представляет собой каналы ее влияния на организацию и функционирование экономики. Эти каналы охватывают процесс от принятия решений денежными властями до конкретного механизма воздействия денежных шоков на реальный сектор экономики с учетом обратных связей, т.е. реакции денежных властей на изменение ситуации в экономике после реализации мер в области денежно-кредитной политики. Структура передаточного механизма состоит из цепочек макроэкономических переменных, передающих изменения в денежно-кредитной политике, и зависит от конкретных условий, особенностей поведения экономических субъектов, структуры финансовой системы страны и методов денежно-кредитной политики. Существуют теоретические разногласия между кейнсианцами и монетаристами относительно передаточного механизма денежно-кредитной политики.

     Кейнсианский  подход. Общий спрос на деньги изменяется обратно пропорционально процентной ставке. Рост номинального ВНП будет сдвигать кривую спроса вправо и наоборот. Предложение денег - некоторая постоянная величина, не зависящая от процентной ставки. Денежно-кредитная политика (т.е. изменение предложения денег) способствует установлению ставки процента, но сама процентная ставка не воздействует на предложение денег. В данном случае именно реальная, а не номинальная ставка процента будет влиять на принятие инвестиционных решений. Здесь мы исходим из постоянства цен и предполагаем, что равновесная ставка процента является реальной (рис 7).

        г а

                Ms

                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                    ->М

                         Рисунок 7. Денежный рынок Равновесная ставка процента определяет кривую спроса на инвестиции. При г* предприятиям выгодно инвестировать I* (рис. 8). Изменение процентной ставки скорее влияет на инвестиционный компонент  общих расходов, чем на изменение  расходов на потребление. Инвестиционные расходы являются более крупными по размеру и долгосрочными по природе по сравнению с потребительскими, поэтому процентные ставки именно через этот канал способны воздействовать на производство, занятость и уровень цен.

          г 
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

                        Рисунок 8. Спрос на инвестиции На рис. 9. представлена простая  доходно-расходная модель частной  закрытой экономики для определения равновесного уровня ВНП (Y*), при котором сбережения равны инвестициям I*. 
 
 
 
 
 

            Рисунок 9. Равновесный ВВП

     Какие варианты денежно-кредитной политики могут применяться, если:

  1. равновесному ВНП на уровне Y* сопутствует безработица и недоиспользование производственных мощностей, то центральный банк прибегает к политике дешевых денег (кредит дешевый и легкодоступный). Рост денежного предложения приведет к снижению процентной ставки, вызывая рот инвестиций и ВНП;
  2. равновесному уровню ВНП (Y*) соответствует инфляция спроса, то центральный банк прибегает к политике дорогих денег, которая понижает доступность кредита и увеличивает его издержки. Сокращение предложения денег повысит процентные ставки, в результате чего сократятся инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию спроса.

     Изменения величин процентных ставок, инвестиций и ВНП будут зависеть от определенной формы кривых спроса на деньги и спроса на инвестиции. Чем круче кривая спроса на деньги, тем сильнее будет влияние изменения предложения денег на процентную ставку (рис. 7). Каждое данное изменение процентной ставки будет тем сильнее влиять на объем инвестиций и на ВНП, чем более пологой будет кривая спроса на инвестиции (рис. 8).

     Существует  проблема обратной связи, которая усложняет  результативность денежно-кредитной политики. Надо признать, что уровень ВНП также может определять равновесную ставку процента (движение от рис. 9 к рис. 7). Эта связь существует, т.к. относящийся к спросу на деньги для сделок компонент кривой спроса на деньги прямо зависит от уровня номинального ВНП. Рост ВНП, вызванный политикой дешевых денег, в свою очередь увеличивает спрос на деньги, частично тормозя и притупляя усилия политики дешевых денег по понижению процента, и наоборот.

     Таким образом, кейнсианский передаточный механизм денежно-кредитной политики можно представить следующим образом.

     Изменение денежно-кредитной политики - изменение  резервов коммерческих банков - изменение денежного предложения - изменение процентной ставки - изменение инвестиций - изменение номинального ВНП.

Информация о работе Контрольная работа по "Макроэкономике"