Контрольная работа по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 19:50, контрольная работа

Описание работы

Ответы на поставленные вопросы,решения.

Содержание

Контрольные теоретические вопросы 3
1. Эластичность спроса по цене и по доходу 3
2. Национальная экономика, ее цели и результаты 8
Контрольные тестовые задания ................................................................. 13
Задача ........................................................................................................... 15
Список литературы ..................................................................................... 18

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по ЭТ.doc

— 395.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО 

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра экономической теории 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Экономическая теория»

с использованием компьютерной обучающей программы 

Вариант № 10 
 
 

         Преподаватель:  

        Студент  3     курса: 
 

 

      

План  работы

      Стр.

Контрольные теоретические вопросы 3
1. Эластичность спроса по цене и по доходу 3
2. Национальная экономика, ее цели и результаты 8
Контрольные тестовые задания ................................................................. 13
Задача ........................................................................................................... 15
Список  литературы ..................................................................................... 18
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     

Контрольные теоретические вопросы

  1. Эластичность спроса по цене и по доходу.

     Для того чтобы дать определение «эластичности  спроса по цене и по доходу», необходимо дать определения самим понятиям цены, спроса и дохода.

     Существует множество подходов к определению цены. Рассмотрим научную теорию Цены, созданную К. Марксом. Он раскрыл содержание, закономерности формирования и движения цены. "Цена есть денежное название овеществленного в товаре труда..., показатель величины стоимости товара..." То есть, цена есть денежное выражение стоимости товара; экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины затраченного на производство товаров общественно необходимого рабочего времени.

     Спрос можно определить как объем потребностей в товаре данного вида, представленный на рынке в данном месте и в данное время и выраженный в деньгах

     Для характеристики степени влияния  изменения цены на поведение покупателей и продавцов в экономике используется понятие эластичность, которую можно определить как степень реакции одной величины на изменение другой.

     В математике эластичность - это отношение  относительного прироста функции (зависимой  переменной) к относительному приросту аргумента (независимой переменной).

     Показатель  эластичности выражает чувствительность одной переменной по отношению к другой. Говоря более конкретно, это численный показатель, который показывает процентное изменение одной переменной в ответ на изменение значения другой переменной на 1%. Например, ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ выражает чувствительность величины спроса к изменениям цены. Она показывает, на сколько процентов изменится величина спроса на товар вслед за увеличением цены этого товара на 1%.

     Эластичность  спроса можно рассчитать по следующей  формуле:

      ,

     где % означает процентное изменение объема спроса на товары, а означает процентное изменение цены товара. Изменение переменной в процентном выражении представляет собой абсолютное изменение переменной, деленное на первоначальное значение этой переменной. (Так, если индекс потребительских цен был равен 200 в начале года и увеличился до 204 к концу того же года, то процентное изменение – или годовой уровень инфляции – окажется равным 4/200 = 0,02, или 2%.).

     Эластичность  спроса по цене обычно измеряется отрицательным  числом, так как закон спроса предполагает, что для всякого изменения в цене изменение объема спроса является противоположным. Это значит, что если знаменатель положительный, то числитель имеет отрицательное значение и наоборот.

     Эластичность  спроса по цене – это мера изменения  объема спроса(Qd) по мере изменения цены(P)

     Коэффициент эластичности спроса по цене можно  рассчитать с помощью формул:

     Формула 1:

            ,где Edp - коэффициент эластичности спроса по цене, P – цена, Q – объем спроса, ∆Q -  величина изменения объема спроса, ∆P- -величина изменения цены

     Формула 2:

            ,где Edp - коэффициент эластичности спроса по цене, ∆Q -  величина изменения объема спроса в процентах, ∆P- -величина изменения цены в процентах

     Если  рассматривать реакцию спроса на изменение цены на товар, существует несколько ситуаций:

     1 ситуация. Если покупатель быстро и однозначно реагирует на изменение цены, то говорят, что спрос эластичен. Спрос эластичен по цене. Edp<1. Увеличение цены приводит более чем к пропорциональному увеличению спроса

     2ситуация. Если покупатель реагирует на изменение цены, слабо, вяло, то, значит, то говорят, что спрос эластичен. Спрос не эластичен по цене. Edp(-1;0)  Изменение цены приводит к менее чем к пропорциональному уменьшению объема спроса

     3 ситуация. Если изменение цены влечет за собой такое же (в процентном отношении) изменение объема спроса, то, значит, эластичность спроса равна 1 единичная эластичность»). Положительное  Edp.

     Таким образом, различают три вида эластичности спроса: эластичный, неэластичный, с  единичной эластичностью.

     Эластичность  спроса по цене у различных товаров  может заметно различаться. Могут встречаться ситуации, когда спрос оказывается абсолютно неэластичным к любому самому большому изменению цены, или, наоборот, обладает бесконечной эластичностью. Например, спрос на продукты первой необходимости (пища, одежда, жилище и т.д.) неэластичен. Поскольку они абсолютно необходимы для жизни, отказаться от их применения нельзя вопреки росту цен. Предметы роскоши проявляют более высокую эластичность к изменению цены.

     Эластичность  спроса по цене зависит  от ряда факторов:

     1. Наличие достаточного количества и качества товаров-субститов (заменителей), удовлетворяющих сходную потребность человека. Чем больше по количеству и качеству субститов, тем выше эластичность спроса на них. Спрос на товары, имеющие мало заменителей, являются относительно неэластичными (например, услуги электроосвещения).

     2. Фактор времени. Спрос тем более эластичен, чем длительнее период наблюдения. Продолжительность временного периода, позволяет потребителям адаптироваться к изменению цен. Как правило, эластичность увеличивается в течение более длительных временных интервалов, поскольку они повышают возможность для покупателей находить больше товаров-заменителей. Например, спрос на бензин является относительно неэластичным в короткий период времени, но более эластичным в длительные периоды. Рост цен на бензин побуждает покупать более экономичные по расходу горючего автомобили, чаще использовать общественный транспорт.

     3. Доля расходов в бюджете на данный товар. Чем она выше, тем сильнее эластичность спроса. Если покупатель тратит на какой-то товар незначительную часть своего бюджета, то изменение цен на этот товар обычно мало влияет на потребительский спрос. Например, потребитель тратит значительную долю своего дохода на покупку дома или автомобиля. Спрос на товары, на которые затрачивается большая часть дохода, ощутимо влияет на эластичность спроса. А повышение цены на зубную пасту или карандаши на 10 % мало скажется на бюджете потребителя и, следовательно, на эластичность спроса на подобные товары.

   Hа  эластичность спроса  оказывают влияние  также другие факторы:

  1. Универсальность использования товара. Чем специфичнее характеристики товара, тем ниже эластичность спроса на него.
  2. Уровень доходов потребителя. Эластичность спроса на один и тот же товар у потребителей с разным уровнем доходов различна.
  3. Консерватизм потребителей. Эластичность индивидуального спроса ниже всего у тех товаров, которые с точки зрения данного потребителя являются для него наиболее необходимыми.
  4. «Hеоткладываемость» в удовлетворении конкретной потребности. Эластичность спроса на товары, потребление которых не может быть отложено на другой срок, крайне низкая (цветы к праздничным дням, лекарства от болезни и т. п.).

  ЭЛАСТИЧНОСТИ  СПРОСА ПО ДОХОДУ. Когда мы говорим о спросе, то подразумеваем, конечно, платежеспособный спрос. Поэтому, одним из важнейших факторов, влияющих на спрос, является уровень доходов. Нас также интересуют эластичности спроса по отношению к другим переменным, отличным от цены товара. Например, спрос на большинство товаров обычно возрастает, когда растет совокупный доход. Эластичность спроса по доходу (Еd)  определяется как процентное изменение количества продукции, на которую предъявляется спрос, к процентному изменению дохода:

   

     где ∆Q и QСР — приращение и средняя величина спроса, 
                      ∆I и IСР — приращение и средняя величина дохода

     Изменение эластичности по доходу тесно связано  с понятием нормальных товаров низшего качества. Для нормальных товаров рост дохода вызывает повышение спроса. Поскольку в этом случае доход и спрос изменяются в одном направлении, эластичность спроса по доходу на нормальные товары положительна. Для товаров низшего качества увеличение дохода вызывает уменьшение спроса. Здесь доход спрос изменяются в противоположном направлении, а значит, эластичность спроса по доходу на товары низшего качества отрицательна. Товары первой необходимости не чувствительны к доходам: их потребление, как правило, не меняются в зависимости от роста или падения дохода.

     Таким образом, эластичность спроса по доходу можно разделить условно на три основные формы:

  1. положительная. Здесь объем спроса растет с ростом дохода – это нормальные блага;
  2. отрицательная. Здесь объем спроса падает с ростом дохода – это блага низшего качества;
  3. нулевая (нейтральная). Здесь объем спроса не чувствителен к изменению дохода – это товары первой необходимости.

     Для большинства товаров зависимость  между доходами и спросом прямая, то есть с ростом доходов спрос  увеличивается. Однако в некоторых  случаях зависимость может быть обратной. Обычно это касается товаров  низкого качества, с низкими потребительскими свойствами, которые потребляют наиболее бедные слои населения. С ростом доходов также обычно падает спрос на такие продукты питания, как хлеб и картофель, поскольку потребители получают возможность включать в свой рацион больше мяса, овощей и фруктов. Таким образом, нет четких границ для отнесения товаров к товарам необходимости или предметам роскоши. Эластичность спроса на товар может меняться в разные периоды. 

  2. Национальная экономика,  ее цели и результаты.

    Национальная экономика — это целостная система взаимосвязей между хозяйствующими субъектами по поводу производства, распределения и использования национального продукта в целях повышения благосостояния нации. Важнейшими сферами национальной экономики являются материальное и нематериальное производство, непроизводственная сфера. Каждая из сфер также имеет свои структурообразующие элементы — отрасли.

    Цели  национальной экономики:

  1. Стабильный рост национального объема производства.

 Растущая  экономика характеризуется приростом годового национального объема производства, который может использоваться не только для эффективного удовлетворения потребностей, но и для разработки социальных или научно-технических программ.

  1. Высокий уровень занятости.

Все граждане, желающие работать, находят работу, затрачивая на ее поиски минимум времени. Полная занятость предполагает в среднем 6% безработных от трудового населения в год.

    3. Экономическая эффективность.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"