Контрольная работа по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 23:49, контрольная работа

Описание работы

Финансовый рынок (от лат. financia — наличность, доход) в экономической теории — система отношений, возникающая в процессе обмена экономических благ с использованием денег в качестве актива-посредника.

Содержание

Рынок капитала. ……………………………………………………....……3
Инфляция и ее виды. ………………………………………………...….…6
Причины возникновения монополизма в экономике. Основные направления антимонопольного регулирования: мировой опыт и специфика в России. ……………………………………………………....8
Теневая экономика: формы проявления, причины возникновения. ….12

Список литературы ……………………………………………………….…15

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

Естественная. Такая монополия возникает в такой отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. Это характерно для предприятий общественного пользования, где для низких цен необходима общественная деятельность. Пример: Монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами;

Открытая. Одна фирма на определенный срок является единственным поставщиком продукции, но не имеет юридической защиты от конкуренции. Пример: Фирмы впервые выходящие на рынок со своей продукцией.

Мировая практика антимонопольного регулирования.

Уже с  самого чала ХХ столетия многие страны мира с целью поддержания конкуренции в различных отраслях народного хозяйства начинают принимать антимонопольные законы. Из разряда первых — закон Шермана (США) — 1898 год. Второй — закон Клейтона (США) — 1914 год.

Цели  которые ставит перед собой антимонопольная политика:

  1. Сдерживание, или предупреждение монопольных цен.
  2. Предупреждение дефицитности производства.
  3. Попытка перераспределения монопольного богатства.
  4. Децентрализация экономических ресурсов в обществе.

Современное антимонопольное законодательство (мировое) имеет 2 принципиальных направления: первое связано с запрещением некоторых видов деятельности фирм; второе связано с регулированием преимущественно структуры отрасли (или отраслей) через попытки расформировать, если чересчур огромное монополистическое объединение, либо не допустить слияния крупных монополий.

Сегодня можно говорить о двух типах антимонопольного законодательства:

  1. Американский тип. Отвергает любую форму монополистического сговора или союза, если ставится цель монополизации рынка.
  2. Западно-европейский тип. Более либеральный. В нем объектом противодействия выступают не любые монополии, а лишь те из них, которые ограничивают возможности конкуренции в том или ином секторе рынка. Выделяют антитрестовскую и анти картельную направленность законодательства.
  • Антитрестовские направлены на противодействие таких объединений в рамках которых происходит полная утрата самостоятельности входящих в такой союз фирм.
  • Антикартельные законы направлены на противодействие различного рода сговорам между фирмами картельного типа. Предметом сговора выступает раздел рынка сбыта по потребителям или районам.

Положительные стороны принятых законов заключаются  в том, что они стимулируют  конкуренцию, способствуют диверсификации капиталов и производства, помогают фирмам осваивать новые сегменты рынков.

Особенности монополии в Российской экономике.

Монополии сейчас имеют место быть в хозяйстве  большинства стран мира, но главной  особенностью монополизации российского  рынка является то, что эта монополизация  сложилась в России в результате наследования государственного монополизма социалистической экономики. В бывшем СССР своеобразной монополией выступала командная экономика, которая была построена на всеобъемлющем ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов. Такая монополия не допускала конкуренции ни в одной своей части. Часто удовлетворение потребностей всей страны в определенном продукте поручалось 1-2 крупным предприятиям.

Причины:

  • Желание использовать большой масштаб производства, которое само по себе дает положительный эффект.
  • Удобство централизованного планирования, управления крупными предприятиями.

В итоге  советские монополисты были узко специализированны, а самой советской  экономике была свойственна непропорциональная доля крупных и крупнейших предприятий. И в экономике очень маленький удельный вес мелких и средних предприятий.

Стоимостные показатели (уровень издержек, прибыль) не являлись главными для советских  предприятий. Позиции монополистов, в условиях советской экономики, постоянно укреплялись дефицитностью нашей экономики. Советская экономика была изолирована от внешнего мира и позиции монополистов были защищены от иностранных конкурентов. Из-за этого сильно страдало качество продукции советских предприятий, ее новизна.

В результате рыночных реформ в России монополистические тенденции резко усилились. Это происходило из-за распада СССР и ослабления экономической связи, как в пределах СССР, так и в пределах Совета Экономической Взаимопомощи. К прежним монополиям добавились новые. Уже в начале 90-ых годов стало ясно, что нужно принимать антимонопольные законы.

Российская  антимонопольная политика имеет  несколько начал:

  1. Стимулирование предпринимательской деятельности.
  2. Развитие конкурентных начал.
  3. Организационно - правовое обеспечение антимонопольной политики.

Специфика Российских монополий сказалась  и на особенностях законодательного регулирования из деятельности. Так  в других странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения и государство, что  бы воспрепятствовать удушению конкуренции стало вводить ограничительные нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось уже при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Проблемы, которые достались Российской экономике от СССР, и особенно проблемы по преодолению монополизма, являются очень серьезными.

Закон РФ, который является первым нормативным  актом, направленным на развитие конкуренции: «О конкуренции и ограничению  монополистической деятельности на товарных рынках» принят 22 марта 1991 года. 25 мая 1995 года вступают в силу изменения и дополнения к этому закону. В них были определены понятия монопольно высокой и монопольной низкой цены, объяснялось такое понятие как доминирующее положение хозяйственного субъекта на рынке. В частности для такого субъекта доля его на рынке составляет 65 % и более, а в отдельных случаях достаточно и 35 %.

Против  монополистической деятельности направлен  реестр хозяйствующих субъектов  имеющихся на рынке, и за которыми значится товары более 35% на рынке.

Таким предприятиям государство дает официальное разрешение на монополию, но эти предприятия в конце каждого года представляют сведения о своей работе — ассортимент, цены и т.д.

В настоящее  время действует комитет по антимонопольной  политике. В 1999 году было создано министерство по антимонопольной политике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Теневая экономика:  формы проявления, причины возникновения.

"Теневая"  составляющая экономики - это  такой уклад экономических отношений,  который складывается в обществе  вопреки законам, правовым нормам, формальным правилам хозяйственной жизни, т.е. находится вне рамок правового поля.

Все теневые  экономические деяния условно можно  разделить на три группы.

Первая  группа - это неофициальная экономика (ее еще называют второй, параллельной, неформальной). Те самые подпольные цеха, незаконное предпринимательство в различных секторах народного хозяйства. Наибольший ущерб обществу наносят они при производстве алкоголя, рыбной продукции, в области добычи, переработки и оборота драгоценных металлов и камней.

Вторая  группа - это фиктивная экономика. За ширмой официально зарегистрированной организации (коммерческой или общественной), совершаются противоправные действия. Например, вывоз капитала из России по фиктивным контрактам или неуплата налогов. Налогообложение - один из самых болезненных узлов российской экономики, клубок множества проблем.

Третья  группа теневой экономики - черная экономика: производство и продажа наркотиков, разбой, грабежи, кражи, вымогательство и иные преступления, в результате которых одни люди обогащаются, нанося вред другим, обществу и государству. К этой же группе относятся монополистические действия на рынке, ограничения конкуренции, например.

Обычно  выделяют три группы факторов, которые  способствуют развитию теневой экономики.

  1. Экономические факторы:
    • высокие налоги (на прибыль, подоходный налог и т.д.);
    • переструктуризация сфер хозяйственной деятельности (промышленного и сельскохозяйственного производства, услуг, торговли);
    • кризис финансовой системы и влияние его негативных последствий на экономику в целом;
    • несовершенство процесса приватизации;
    • деятельность незарегистрированных экономических структур.
  2. Социальные факторы:
    • низкий уровень жизни населения, что способствует развитию скрытых видов экономической деятельности;
    • высокий уровень безработицы и ориентация части населения на получение доходов любым способом;
    • неравномерное распределение валового внутреннего продукта.
  3. Правовые факторы:
    • несовершенство законодательства;
    • недостаточная деятельность правоохранительных структур по пресечению незаконной и криминальной экономической деятельности;
    • несовершенство механизма координации по борьбе с экономической преступностью.

Теневая экономика порождает ряд следствий, негативно сказывающихся на экономике  государства в целом. Вот лишь некоторые из этих следствий:

  • Сокращается налоговая база. Как следствие, растет налоговый пресс на легальный сектор экономики.
  • Снижается конкурентоспособность легальной экономики. Это в свою очередь подталкивает и другие экономические структуры к уходу в тень.
  • Усиливается ресурсное обеспечение коррупции, что ведет к росту ее масштабов.
  • Крупные неконтролируемые финансовые ресурсы позволяют влиять на государственную политику, СМИ и избирательные компании различного уровня. Это также способствует развитию коррупции.
  • Происходит перераспределение национального дохода в пользу элитной группы, обусловленное коррупцией и контролем криминальных групп над теневой экономикой. Это ведет к сильному имущественному расслоению и росту конфронтации в обществе.
  • Происходит утечка капиталов за границу.
  • Расширяется неконтролируемая торговля низкокачественными товарами и товарами, опасными для потребителя.
  • Трудность оценки масштабов теневой экономики приводит к большим ошибкам в определении важнейших экономических и социальных показателей развития общества. Это затрудняет выработку верных управленческих решений на различных уровнях.

Кроме того, в предыдущем пункте было сказано  об ошибках в государственном  управлении, к которым ведет наличие  развитой теневой экономики и  неверная оценка ее масштабов.

Масштабы  теневой экономики в России сейчас весьма велики, они значительно возросли с момента начала экономической  либерализации, и продолжают расти. Более того, теневой и легальный  виды деятельности сейчас настолько  переплетены, что нередко их почти  невозможно отличить друг от друга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы:

  1. Курс экономической теории./ Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Кисилевой – Киров, - 1999
  2. Агапов Т.А., Мерегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник М.:МГУ 2006
  3. Сенина М.А., Чибриков Г.Г. Учебное пособие для студентов М.: Экономика 2007
  4. Финансы: Учебник/Под ред. В. В. Ковалева М: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004
  5. Финансы и кредит:Учебник/Под ред проф. М. В. Романовского, роф. Г. Н. Белоглазовой. М: Высшее образование, 2006
  6. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие,   2007

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"