Контрольная работа по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 20:54, контрольная работа

Описание работы

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Известно, что наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции. На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....... 3
Контрольный теоретический вопрос ........................................................... 4
Контрольные тестовые задания .................................................................... 14
Задача .............................................................................................................. 18
Заключение …………………………………………………………………. 24
Список литературы ........................................................................................

Работа содержит 1 файл

контрольная по экономической теории.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

     

Рис. 4. Равновесие на конкурентном рынке труда (а) и для конкурентной фирмы (б). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Закон убывающей предельной полезности иллюстрирует перечень общей полезности:

   а) 200, 150, 100, 50;

   б) 200, 300, 400, 500;

   в) 200, 200, 200, 200;

  г) 200, 250, 270, 280. 

  Обоснование ответа:

     Закон убывающей предельной полезности утверждает, что, при постоянном потреблении  определённого продукта, его предельная полезность начинает уменьшаться. Как  видно, перечисленные значения под пунктом "г" полностью совпадают с законом.

     С ростом количества блага его предельная полезность убывает. Это и есть закон  убывающей предельной полезности. Такое  свойство предельной полезности называют первым законом Госсена (немецкого  экономиста). Этот закон отражен в форме графика функции полезности. Кривая функции полезности выпукла вверх (вогнута вниз), а это и означает убывание предельной полезности. На (рис. 5) количество блага, начиная с нуля, прирастает каждый раз точно на единицу. 

     

Рис. 5. Кривая функции убывающей предельной полезности 
 

Введем обозначения: Q – количество блага; U – полезность блага. Здесь MU1, MU2, MU3 – предельные полезности первой, второй и третьей единиц блага. Видно, что MU1 > MU2 >MU3 и т.д., т.е. предельная полезность, убывает. Сам график построен с учетом закона убывающей предельной полезности. Это, собственно, не закон, а постулат, т.е. утверждение, не требующее доказательств. Истинность его подтверждается непосредственными наблюдениями за поведением потребителей. Если нечто является благом для человека и отсутствует у него (Q=0), то он испытывает настоятельную потребность в этом благе.

Первая порция блага приносит наибольшее удовлетворение, после того потребность в этом благе снижается. Каждая следующая  порция блага приносит меньшее удовлетворение, и, следовательно, имеет меньшую предельную (добавочную) полезность, чем предыдущая. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задача

  4. Рынок товара Х характеризуется следующими данными.

Цена, руб. 5 10 15 20 25
Спрос, тыс. шт. 100 80 60 40 20
Предложение, тыс. шт. 40 50 60 70 80
 

  1) Постройте графики спроса и предложения.

  2) Определите  равновесную цену.

  3) Какая  ситуация будет на рынке при цене 10 руб.?

  4) Какая  ситуация будет на рынке при  цене 25 руб.?

  5) Если  при увеличении доходов спрос  увеличился на 20 тыс. шт., то какими будут новые условия равновесия? 
 
 

Решение:  

     1. Построим графики  спроса и предложения.

     Спрос, предложение и цена являются основными элементами рынка. Весь комплекс их многомерных связей и взаимодействий образует рыночный механизм. Это механизм соединения продавцов и покупателей через формирование спроса на благо и предложения блага.

     Спрос - это количество товаров или услуг, которое потребитель готов приобрести по конкретной цене из ряда возможных за определенный период времени.

     В этом определении надо обратить внимание на два момента: наличие целого ряда цен (шкалы цен) и конкретный временной  отрезок. Изменение цены ведет к изменению спроса, эта зависимость определяется законом спроса. 
     Закон спроса говорит об обратной зависимости между ценой и величиной спроса. Иллюстрацией закона спроса является кривая спроса (рис. 6).

     

Рис. 6. График спроса.

     Предложение - это количество товаров и услуг, которые производитель готов произвести для продажи по конкретной цене из ряда возможных цен в определенный период времени.

     Закон предложения показывает прямую зависимость  между изменением цены и изменением величины предложения.

     Таким образом, высокие цены побуждают  производителя предлагать на рынке  больше своих товаров, а низкие - меньше. Принимая решение о производстве того или иного продукта и его  количестве, предприниматель постоянно  сопоставляет цену единицы товара с издержками его производства. Предложение, как и спрос, можно представить в виде графика. Каждой цене, из ряда возможных цен, будет соответствовать готовность производителя изготовить и предложить для продажи определенное количество товара (рис.7).

     

Рис. 7. График предложения.

2. Определим равновесную  цену.

     Именно  через учет предпочтений продавцов  и покупателей формируется в  рамках различных рынков система  цен на продукты и ресурсы. Среди  множества цен (шкалы цен) существует только одна, по которой продавцы желают и могут приобрести, а продавцы готовы реализовать определенное количество товара. Такая цена называется равновесной (рыночной) ценой.

     Дадим графическую интерпретацию формирования рыночной цены. Совместим графики  спроса и предложения на одном  графике (рис. 8)

Рис. 8  Рыночное равновесие. 

     Рыночное  равновесие (Е) характеризуется равновесной  ценой (в нашем примере - 15 рублей), которая уравнивает величину спроса и предложения на рынке, а также  равновесным объемом продаж (в примере - 60 тыс. штук). Любое отклонение от цены равновесия вызывает либо дефицит на рынке (при снижении цены против равновесной), либо излишек (при завышении цен). Вместе с тем, при наличии конкуренции одно лишь отклонение от равновесной цены приводит в действие рыночные силы, которые возвращают рынок в прежнее равновесное состояние.  
 
 
 

     3. Анализ ситуации  на рынке при  цене 10 руб.?

     При любой другой цене, которая будет  выше или ниже равновесной, существует разрыв между спросом и предложением.

     В зоне, где цена ниже равновесной объем продаж составит 50 тыс. штук, образуется дефицит товаров в 10 тыс. штук, который «работает» на повышение цен. В точке равновесной цены Е все, кто желает покупать, могут найти всех тех, кто желает продавать свои товары. Подобная ситуация реализуется в условиях совпадения цены равновесия с рыночной ценой (см. рис. 9).  

Рис. 9  Отклонение от равновесия 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Анализ ситуации  на рынке при  цене 25 руб.?

     В зоне, где цены выше равновесных  объем продаж составит 80 тыс. штук, образуется избыток товаров в 20 тыс. штук (см. рис. 9). Цена выше равновесной стимулирует производителей производить больше продукции, но у потребителей снижает желание покупать этот товар, переключая их спрос на другие товары. Как следствие, на рынке появляется избыточное предложение данного товара. Однако такое положение не может сохраняться постоянно. Наличие избыточного товара у производителей будет побуждать их к снижению цены, в результате цена может упасть даже ниже равновесной. По новой цене производители будут готовы предложить гораздо меньшее количество товара, но число покупателей, готовых приобрести этот продукт, возрастет. Спрос превысит предложение, образуется дефицит. В свою очередь, конкуренция между покупателями приведет к росту цены, а рост цены подтолкнет производителей к увеличению выпуска товара. 
     Таким образом, избыток товара будет опускать его цену, а нехватка (дефицит) вызовет рост цены на продукт. Так будет продолжаться до тех пор, пока при определенной цене количество продукта, которое готовы приобрести покупатели, не совпадет с количеством товара, которое производители готовы выпустить и продать по этой же цене. Это и будет равновесная цена, а объем продукции будет называться равновесным количеством.

     В данном случае мы видим действие уравновешивающей функции цен. Суть этой функции заключается в том, что конкурентные силы спроса и предложения способны прийти к такому уровню цен, при котором решения о купле и продаже будут совпадать по месту и времени. Существуют и другие функции цен: информационная, организующая, регулирующая, санирующая (побуждающая наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы) и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     5. Если при увеличении  доходов спрос  увеличился на 20 тыс.  шт., то какими  будут новые условия  равновесия?

     Рассчитаем данные по новым условиям задачи 

Спрос, тыс. шт. 120 100 80 60 40
Цена, руб. 5 10 15 20 25
Предложение, тыс. шт. 40 50 60 70 80
 
 

      На  основании табличных данных построим новый график спроса и предложения (рис. 10).

Рис. 10.  Рыночное равновесие. 

     Рыночное  равновесие (Е) характеризуется равновесной  ценой в 18 рублей, которая уравнивает величину спроса и предложения на рынке, а также равновесным объемом  продаж в 68 тыс. штук.

 

Заключение

     Чистая  монополия подразумевает единственного в отрасли продавца товара, не имеющего заменителей. Продукт монополии должен быть уникальным в том смысле, что не существует хороших и близких заменителей данного продукта. Монополист выбирает и цену своего продукта, и объем его предложения. Рынок чистой монополии – тип рыночной структуры, характеризующийся высокой степенью рыночной власти продавца и отсутствием конкуренции. Для поддержания монопольной власти устанавливаются барьеры для входа в отрасль новых фирм.

     Кривая  спроса в условиях чистой монополии является нисходящей, спрос на продукцию фирмы не является абсолютно эластичным, то есть при повышении цен спрос на товар падает, при уменьшении цен – увеличивается. Кривая предельной выручки проходит ниже кривой спроса при любом положительном количестве продаваемого товара. Для достижения равновесия в условиях монополии монополист выбирает такой объем производства и цену, при которых возможно получить наибольшую массу прибыли. В условиях монополии долгосрочное получение экономической прибыли более вероятно в силу отсутствия конкуренции на рынке.

     Спрос, предложение и цена являются основными  элементами рынка. Весь комплекс их многомерных  связей и взаимодействий образует рыночный механизм. Это механизм соединения продавцов и покупателей через  формирование спроса на благо и предложения блага.

     Именно  через учет предпочтений продавцов  и покупателей формируется в  рамках различных рынков система  цен на продукты и ресурсы. Среди  множества цен существует только одна, по которой продавцы желают и  могут приобрести, а продавцы готовы реализовать определенное количество товара. Такая цена называется равновесной ценой.

 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"