Контрольная работа по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 08:45, контрольная работа

Описание работы

6. Рыночная цена и ее точка на общем графике спроса и предложения; механизм рыночного саморегулирования равновесной цены. Вмешательство государства в процесс ценообразования.
22. Государственное регулирование рыночной экономики и его отличие от госуправления в «командных системах»; основные цели и направления государственного регулирования.
31. При повышении цены товаров с 5 до 6 денежных единиц за единицу товара, количество купленного товара сократилось с 15 до 10 единиц. Эластичен ли спрос на этот товар? Имеет ли смысл продавцу повышать цену?

Работа содержит 1 файл

экон теор.docx

— 99.67 Кб (Скачать)

- предельных  цен для предприятий-монополистов;

- льгот по  налогам и другим платежам  в бюджет сельскохозяйственным  предприятиям и поставщикам в  случае продажи продукции ниже  уровня предельных цен;

- предельного  уровня торговых надбавок к  отпускным ценам производителя  для оптовой и розничной торговли;

- коэффициентов  повышения цен с целью сдерживания  их роста;

- рекомендации  по применению:

- единой  номенклатуры издержек производства  и обращения;

- единого  порядка формирования финансовых  результатов;

- декларирование  повышения свободных цен.

Эффективность государственного регулирования цен  во многом зависит от его взаимодействия с другими мерами воздействия на экономику. Например, блокирование цен, введение фиксированных цен, изменение налоговых ставок на прибыль, как правило, должно сочетаться с регулированием заработной платы.

К нарушениям государственной дисциплины цен, в  частности относятся:

- завышение:

- государственных  регулируемых цен и тарифов  на товары и услуги, в. т.  ч. фиксированных цен и тарифов,  предельных уровней рентабельности, предельных коэффициентов повышения  цен и тарифов;

- установленных  надбавок (наценок) к ценам и  тарифам, начисление непредусмотренных  надбавок, а также непредставление  установленных скидок;

- цен  на продукцию, по которой из-за  конструктивных или технологических  недостатков не достигнуты потребительские

свойства, принятые при согласовании их уровня и т. д.;

- применение  свободных оптовых (отпускных)  цен, тарифов, наценок и надбавок, не согласованных с интересами  и возможностями потребителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22.  Государственное регулирование рыночной экономики и его отличие от госуправления в «командных системах»; основные цели и направления государственного регулирования.

 

Ответ:

Роль государственных органов  заключается главным образом, во-первых, в контроле соблюдения законов субъектами экономики и, во-вторых, подготовке недостающих законов и нормативов.

Главная задача хозяйственного законодательства и государственных органов, обеспечивающих его исполнение, — недопущение крупных сбоев в экономике и ее зашита от хозяйственных злоупотреблений. Наряду с этим немыслимо и невозможно пытаться централизованно, с помощью приказов регулировать неисчислимое многообразие явлений и процессов, происходящих в каждом звене экономики страны. Государственные органы управления ставят перед хозяйственными структурами задачи общественного значения, а также вводят отдельные ограничения на их действия, способные нанести ущерб экономике страны или отдельным лицам. Наряду с этим государство определяет основные направления, развивает программы развития экономики и добивается безусловного выполнения этих программ. Практически во всех странах фундаментальные (поисковые) исследования, определяющие основные направления развития современной науки, техники и производства, в основном финансируются из государственного бюджета.

Методы  государственного воздействия на экономику  подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые  методы государственного регулирования  в основном связаны с использованием административных средств воздействия  на экономические отношения, которые  характеризуются непосредственным властным воздействием государственных  органов на регулируемые отношения  и поведение соответствующих  субъектов.

Прямой  характер применяемых при государственном  регулировании административных средств  выражается в принятии субъектом  управления в рамках компетенции  управленческого решения в виде правового акта управления, юридически обязательного для адресата и  содержащего прямое предписание  императивного (директивного) характера  на совершение определенных действий. При этом используются как меры убеждения, так и меры принуждения. К административным средствам государственного регулирования  относятся, например, государственная  регистрация субъектов предпринимательской  деятельности, лицензирование отдельных  видов предпринимательской деятельности и т.д.

Косвенные методы государственного регулирования  основываются на экономических средствах  воздействия на регулируемые отношения  со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности. Они опосредованно  через экономические интересы без  прямого властного воздействия  отражаются на поведении участников экономических отношений путем  создания условий, влияющих на мотивацию  должного поведения, созданием материальных стимулов, как материального поощрения, так и ответственности. К экономическим  средствам относятся:

 прежде  всего средства денежно-кредитной  и бюджетной политики, косвенное  планирование, инструменты ценообразования  и другие.

Прямые  и косвенные методы государственного управления экономикой и соответственно административные и экономические  средства государственного регулирования  экономики имеют единые цели и  задачи и всегда облекаются в соответствующую  правовую форму.

Как уже  отмечалось, право следует рассматривать  в качестве самостоятельного и одного из основных средств государственного регулирования экономики. Основная задача государства заключается  в формировании правовой базы экономической, предпринимательской деятельности. Без правовых норм невозможно применение административных и экономических  средств государственного регулирования. Любые средства, будь то административные или экономические, не могут быть применены вне правовой формы  их существования.

Особо следует  отметить самостоятельную группу средств  государственного регулирования экономики, так называемые правовые средства. К числу правовых средств относятся  такие широко применяемые инструменты, как договор, ответственность, юридическое  лицо и др. Указанные и иные правовые средства широко применяются не только во взаимоотношениях между субъектами предпринимательской деятельности в пределах гражданско-правовых отношений, но и при государственном регулировании  экономики и предпринимательской  деятельности.

Средства  административного регулирования  в сфере экономики чрезвычайно  разнообразны. Среди них следует  назвать разрешение совершения определенных действий, например, лицензирование; утверждение  конкретных заданий тем или иным субъектам предпринимательской  деятельности; обязательные предписания  совершения каких-либо действий; запрещение конкретных действий; регистрацию определенных действий; установление квот и других ограничений; применение мер административного  принуждения; применение материальных санкций; выдача государственных заказов; контроль и надзор и т.д.

Лицензирование — одно из наиболее характерных административных средств  государственного регулирования экономики, которое представляет собой разрешение государства в лице его органов  на определенные действия, в том  числе нате или иные виды предпринимательской  деятельности.

Лицензия  представляет собой разрешение (право) на лицензируемый вид деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим  органом юридическому лицу или индивидуальному  предпринимателю.

К лицензируемым  относятся лишь те виды деятельность, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых невозможно иными методами, кроме как лицензированием. Вид деятельности, на выполнение которого на территории государства требуется получение лицензии в соответствии с законом является лицензируемым.

Полномочия  лицензирующих органов помимо собственно лицензирования включают также:

  • надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий;
  • приостановление действия лицензии;
  • возобновление действия лицензии;
  • переоформление документов, подтверждающих наличие лицензии;
  • формирование и ведение реестра лицензий.

Лицензия  выдается отдельно на каждый лицензируемый  вид деятельности.

Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом  или индивидуальным предпринимателем.

Деятельность, на ведение которой федеральными органами государственной власти выдана лицензия, может осуществляться на всей территории государства.

Срок  действия лицензии устанавливается  документом о лицензировании конкретного  вида деятельности.

В различных  государствах лицензия выдается на различные  сроки действия. Обычно срок действия лицензии составляет не менее чем  один год.

Срок  действия лицензии может быть продлен  по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено документом о лицензировании конкретного вида деятельности.

В продлении  срока действия лицензии может быть отказано, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.

Одно  из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении  лицензиатами лицензируемых видов  деятельности — соблюдение законодательства страны, экологических санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений  о лицензировании конкретных видов  деятельности.

В отношении  лицензируемых видов деятельности, требующих для их Осуществления  специальных знаний, в лицензионные требования и условия могут дополнительно  включаться квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности квалификационные требования к работникам юридического лица.

В отношении  лицензируемых видов деятельности, требующих специальных условий  для их осуществления, в лицензионные требования и условия могут дополнительно  включаться требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, в котором или с помощью  которого выполняется такой вид  деятельности. Под объектами понимаются здание, сооружение, оборудование и  иные технические средства, с помощью  которых ведется лицензируемый  вид деятельности.

Перечень  дополнительных лицензионных требований и условий в отношении лицензируемого вида деятельности определяется документом о лицензировании конкретного вида деятельности.

Для получения  лицензии соискатель представляет в  соответствующий лицензирующий  орган необходимые документы.

Устанавливается максимальный размер платы за рассмотрение заявления соискателя лицензии.

Обычно  срок для принятия лицензирующим  органом решения о выдаче или  об отказе в выдаче лицензии не превышает 30 дней со дня получения заявления  соискателя лицензии со всеми необходимыми документами.

Соискатель  лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством  страны, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или бездействие  лицензирующего органа.

Надзор  за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется государственными надзорными и контрольными органами, лицензирующими органами в  пределах их компетенции. Лицензирующие  органы могут приостанавливать и  аннулировать действие лицензии в случаях, установленных законом.

Перечень  видов деятельности, на выполнение которых требуются лицензии, устанавливается  государственным законом, и со дня  вступления его в силу введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений и дополнений в установленный законом перечень.

Таким образом, для каждой фирмы-производителя  в настоящее время вопрос стоит  не в плоскости, нужно ли государственное  регулирование и участие государственных органов в управлении экономикой. Российские предприниматели ставят задачу однозначно: «государство, исходя из своих социальных, политических, экономических и других интересов, должно ставить цели перед бизнесом и стимулировать его в достижении этих целей. Оно очень поможет бизнесу, если сформулирует государственную политику в отношении развитии бизнеса. По мнению бизнесменов, централизованно, под патронажем государственных органов необходимо, во-первых, сформулировать принципы отношения государства к бизнесу  и отразить их в законодательной и нормативной базе, во-вторых, установить государственные социально-экономические приоритеты и,  в-третьих, создать государственную инфраструктуру, способствующую деятельности бизнеса. Должна быть обеспечена государственная поддержка:

а)   социально ориентированного бизнеса;

б) отечественного производителя в конкурентной борьбе с иностранными компаниями;

в)  глобализации российского бизнеса и выхода его на зарубежные рынки;

г) приоритетности  экономических  методов управления  перед 
административными методами

Опираясь прежде всего на собственный  опыт и традиции, заимствуя мировые  достижения в области государственного регулирования   экономики, Россия вырабатывает и налаживает собственную  систему, отвечающую ее конкретным интересам, задачам и реальным возможностям. При отсутствии государственного регулирования экономика страны не в состоянии эффективно развиваться.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"