Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 13:27, контрольная работа
Экономическая система представляет собой частный случай системы понимаемой в широком смысле этого слова. Система – это отграниченное множество элементов, выполняющее определённые функции в системе более широкого класса или уровня составляющим элементом которого это множество является. Всё, что находится за пределами этого множества, образует внешнюю среду рассматриваемой системы. Всё, что находится внутри – это внутренняя среда или структура.
1 Раскройте различия между микро, макро и мегаэкономикой.................3
2 Что такое спрос, суть закона спроса, эластичность спроса.....................6
3 Задача............................................................................................................16
4 Задание .........................................................................................................17
Список использованных источников............................................................18
Кривая спроса
Обратную зависимость между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси.
Помещение цены на вертикальной оси и величины спроса на горизонтальной — это экономическая традиция. Математик поместил бы цены на горизонтальной оси, а величину спроса на вертикальной, так как цена — это независимая переменная, а величина спроса — зависимая переменная.
2. Кривая спроса
Каждая точка графика представляет собой конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель решил купить по данной цене. График отражает все возможные варианты соотношения цены и величины спроса в своих приделах. Закон спроса находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса. График позволяет четко представить определенную связь цены и спроса, а также манипулировать различными ее комбинациями.
Анализируя спрос, следует обратить внимание на два обстоятельства:
Закон спроса предполагает движение вдоль кривой спроса из одной ее точки в другую.
Закон спроса устанавливает обратную зависимость между ценой, количеством спрашиваемого при прочих равных условиях, которые, однако, не остаются раз и навсегда данными. Их изменения приводят к сдвигу кривой спроса влево или вправо. Сдвиг вправо означает, что потребители будут покупать большее количество данного товара при любой цене. Сдвиг влево означает, что потребители будут покупать меньшее количество товаров при любой цене.
Факторы, влияющие на сдвиг прямой:
Доходы потребителей. Рост доходов потребителей обычно приводит к увеличению спроса на эти товары, что сдвигает линию спроса вправо. И наоборот, уменьшение доходов потребителей обычно приводит к уменьшению спроса на эти товары, что сдвигает линию спроса влево.
Вкусы и предпочтения потребителей. Приводит к изменению спроса на товары.
Цены на соотнесенные товары. Соотнесенные товары – это такие спросы, которые взаимосвязаны, а именно, когда изменение цены на один приводит к изменению спроса на другой.
Существует 2 вида соотнесенных товаров:
1) товары-субституты (товары-заменители);
2) дополняющие товары.
Товары-субституты
– это такие товары, для которых
изменение цены на один, приводит к
увеличению спроса на другой. Дополнительные
товары – это такие товары, для
которых повышение цены на один из
них приводит к уменьшению спроса да другой.
Неценовые факторы, влияющие на спрос:
1. Уровень доходов в обществе.
2. Размеры рынка.
3. Мода, сезонность.
4.
Наличие товаров-субститутов (
5. Инфляционные ожидания
Ценовые ожидания потребителей. Если ожидается рост относительно цен в ближайшем будущем, то при прочих равных условиях потребители будут покупать больше данных товаров в настоящий момент времени. Ожидание более низких цен приведет к сокращению спроса в настоящее время.
Число покупателей и/или рост населения. Увеличение числа покупателей на рынке данного товара сдвигает линию спроса вправо, а их уменьшение – влево. Увеличение покупателей может произойти как в силу естественного роста, так и в результате миграции населения. Уменьшение покупателей может произойти естественным путем.
Все перечисленные факторы сдвигают линию спроса влево или вправо, изменяя количество покупок при любой цене. Движение же вдоль линии спроса означает, что внешние факторы не меняются, меняется только цена и объем спроса.
Эластичность спроса.
Для характеристики степени влияния изменения цены на поведение покупателей и продавцов в экономике используется понятие «эластичность», которое можно определить как степень реакции одной величины на изменение другой.
Данное
понятие весьма важно с практической точки
зрения. Так, проведение разумной ценовой
политики фирмой немыслимо без понимания
того, как, скажем, понижение стоимости
телевизоров или стиральных машин может
сказаться на объемах их продаж, а значит,
и на выручке.
Оценка эластичности в процентном исчислении
позволяет избежать путаницы, неизбежной
при абсолютных измерителях, и построить
единый показатель для всех случаев. Его
называют коэффициентом эластичности.
Такой показатель можно определить как
отношение процентного изменения одной
величины к процентному изменению другой.
Зависимость изменения спроса на товар от изменения его цены называется эластичностью спроса по цене, или ценовой эластичностью. Выражение «эластичность Х по Y» означает, что измеряется реакция величины Х (зависимой переменной) на изменение Y (независимой переменной). Принято различать три варианта ценовой эластичности спроса:
1)
эластичный спрос, когда при
незначительных понижениях
2) единичная эластичность спроса, когда изменение цены, выраженное в процентах, равно проценту изменения объема продаж;
З) неэластичный спрос, если вслед за изменением цены не происходит существенного изменения продаж.
Эластичность можно измерить с помощью уже упомянутого коэффициента эластичности. Представим его в виде формулы
Изменение Q в % ∆Q ∆P
E
D =
Изменение Р в %
Q P
Приведенная формула позволяет количественно определить все три варианта ценовой эластичности спроса. Так, в случае эластичного спроса, когда прирост количества больше уменьшения цены, величина коэффициента превышает единицу (E D > 1); при неэластичном спросе, напротив, E D < 1; а в случае спроса единичной эластичности, когда процентное изменение цены строго равно изменению количества, устанавливается равенство E D = 1 (от которого, собственно, и определено название «единичная эластичность»).
Эластичным спрос по цене бывает, как правило, для предметов роскоши – драгоценностей, мехов, некоторых продуктов питания (например, черной икры) и т.п. и дорогих предметов потребления, таких, как автомобили, телевизоры, стиральные машины, аудио- и видеотехника, компьютеры и др. Неэластичен спрос на товары первой необходимости с относительно низкими ценами – хлеб, картофель, повседневную одежду и обувь, белье, расходы на общественный транспорт.
Давая
графическую интерпретацию
2.2 Графическая интерпретация спроса с различной эластичностью
Кроме рассмотренных трех случаев эластичности спроса по цене, можно выделить еще два – абсолютно эластичный спрос и абсолютно неэластичный спрос.
На
рисунке даны графики спроса
для этих двух случаев.
2.3 Экстремальные случаи эластичного спроса:
а) абсолютно эластичный; б) абсолютно неэластичный
В случае абсолютно эластичного спроса – это горизонтально кривая полоса (а) – потребители платят одну и ту же цену за товар, невзирая на величину спроса (Е = ∞). В случае абсолютно неэластичного спроса они покупают одно и то же количество товара при любых уровнях цен, т.е. изменение цены не вызывает ни какого изменения спроса (Е = 0),а кривая вырождается в вертикальную прямую (б).
В качестве примера спроса, приближающегося к абсолютно неэластичному, можно привести ситуацию с некоторыми медикаментами (спрос на инсулин). Абсолютно эластичный спрос характерен для условий совершенной конкуренции.
Изменение
объема продаж, которое мы имели
в виду, давая определение эластичности
спроса по цене, влияет на объем выручки
и финансовое положение продавца.
Ведь, зная размеры спроса, можно
вычислить объем выручки – это произведение
P × Q, или площадь прямоугольника, одна
сторона которого равна цене товара, а
вторая, количеству товара, проданного
по этой цене. Проанализируем ситуацию
с объемом выручки при различных вариантах
эластичности при помощи графика.
2.4 Изменение выручки продавца при различной эластичности спроса: а) эластичный спрос; б) спрос единичной эластичности; в) неэластичный спрос
На рисунке наглядно показано, как изменяется общая выручка при одинаковом изменении цены для товаров с различной эластичностью спроса:
а) при эластичном спросе снижение цены вызывает такое увеличение объема продаж, которое ведет к увеличению общей выручки (площадь прямоугольника, соответствующего низкой цене, явно больше площади прямоугольника, соответствующего высокой цене);
б) при спросе единичной эластичности прирост объема продаж при снижении цены таков, что общая выручка остается неизменной (обе площади равны);
в) при неэластичном спросе снижение цены ведет к столь малому увеличению продаж, что объем общей выручки уменьшается (площадь прямоугольника, соответствующего низкой цене меньше площади прямоугольника, соответствующего высокой цене).
Эластичность спроса по цене зависит от ряда факторов, к которым относятся такие, как:
1) незаменимость. Если у товара есть заменители (товары-субституты), то спрос будет более эластичным, отсутствие таковых влияет противоположным образом;
2)
значимость товара для
3) удельный вес в доходах и расходах. Товары, на которые тратится значительная доля средств, эластичны, а занимающие незначительную долю потребительского бюджета — неэластичны;
4) временные рамки. Эластичность спроса увеличивается в долгосрочном периоде и становится менее эластичной на коротких промежутках времени.
Эластичность спроса по доходу.
Помимо
эластичности спроса по цене важный экономический
смысл имеет также эластичность спроса
по доходу, которую можно определить как
отношение процентного изменения объема
спроса на товар к процентному изменению
дохода (I):
∆Q / Q
E
D =
∆I / I
Поскольку потребитель по-разному меняет спрос на различные товары при изменении дохода, постольку и данный показатель может иметь положительные и отрицательные значения. Та, если потребитель увеличивает объем закупок при возрастании дохода, то эластичность по доходу положительна (Е1 > 0). В этом случае речь идет, скорее всего, о стандартном нормальном товаре, например, о дополнительной паре обуви, которую потребитель может позволить себе при возрастании дохода. Если при этом рост спроса опережает рост дохода (Е1 < 1), то говорят о высокой эластичности спроса по доходу. Так бывает, в частности, со спросом на товары длительного пользования, например, автомобили или компьютеры, для приобретения которых люди берут кредит или тратят сбережения.
Информация о работе Контрольная работа по «Экономической теории»