Контрольная работа по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:11, контрольная работа

Описание работы

Экономическая теория служит общетеоретической и методологической базой для всех экономических наук, поскольку разрабатывает основные понятия, определения, термины, а также общие направления и методы научных исследований экономики.
Вот некоторые из определений экономической теории:
1. Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.
2. Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.
3. Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к существованию и использовании этих средств.
4. Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

Содержание

Введение 2
1. Возникновение и основные этапы развития экономической науки 4
2. Предмет и функции экономической теории 5
3. Методы экономического исследования 9
4. Общее представление о значении и состоянии экономической теории 11
в современном мире
Заключение 12
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 41.73 Кб (Скачать)

В центре внимания экономической теории - хозяйственная, производственная жизнь общества, экономические  связи и отношения между людьми в процессе создания, распределения, обмена и потребления благ. Конкретнее, это вопросы о том, какие ресурсы  нужны производству, как осуществляется хозяйственный процесс, зачем экономике  деньги, как согласовать экономическую  деятельность многих людей, что такое  рыночный механизм и может ли он работать без свободных цен и  конкуренции; наконец, почему возникают  кризисы, безработица, инфляция и как  их смягчить.

Однако  наука - это обязательно поиск, бесконечные  попытки найти что-то все более  совершенное. В хозяйственной сфере  это поиск наибольшей социально-экономической  эффективности, то есть наиболее благоприятную  для человека «стыковку» хозяйственных  ресурсов с общественными потребностями. Ведь люди ведут производство, чтобы  удовлетворять свои потребности. Но последние постоянно растут, так  как растет население, обновляются  и расширяются человеческие запросы. Ресурсы же производства всегда ограничены, и при их использовании возникают  свои трудности и проблемы.

Таким образом, суть социально-экономической  эффективности в том, чтобы общество могло получать максимум необходимых  ему жизненных благ при минимуме ресурсных затрат, неизбежных потерь и социальных издержек (бедность, безработица, кризисы, рост цен, преступность, вредное  воздействие производства на природу, на здоровье людей и т.п.). Оттолкнувшись  от этого, можно окончательно сформулировать сам предмет данной науки: экономическая  теория изучает хозяйственную жизнь  общества и пути достижения в ней  максимальной социально-экономической  эффективности.

Из многочисленных функций экономической теории можно выделить четыре самые важные. Так, первая -эмпирическая функция. Она говорит о том, что, как и всякая научная деятельность, экономические исследования носят эмпирический характер (от греческого empeiria - опыт), то есть основываются на живом, практическом опыте. Ученые-экономисты постоянно ведут сбор и обработку конкретной экономической информации, следя за реальными хозяйственными процессами (ростом или падением производства, за изменениями себестоимости продукции и цен, за потоками капиталов, товаров, денег и другими событиями). Только на такой, фактической, базе можно делать научные, объективные выводы и строить правильные жизненные теории.

Следующая, теоретическая функция как раз и проявляется тогда, когда ученые обобщают и систематизируют эмпирические данные, выявляют закономерности и принципы экономики, представляют полученные знания в виде тех или иных понятий, терминов, определений, а также теорий, концепций, доктрин. Без всего этого наши знания неизбежно оставались бы путаным нагромождением фактов.

Благодаря образовательной функции многие люди самых разных профессий могут овладеть экономической культурой. Жизнь современного человека буквально пронизана экономикой, поэтому предусматривается изучение ее законов и принципов. Экономические знания позволяют людям чувствовать себя увереннее и дают возможность самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения в различных жизненных ситуациях (например, при покупке товаров или услуг, найме на работу, размещении своих денежных сбережений и так далее).

Данная  функция формирует методологическую основу для почти 50 экономических  дисциплин. Среди комплекса экономических  наук выделяют отраслевые (экономика  промышленности, сельского хозяйства  и др.), специальные (экономическая  география, экономика природопользования и др.), историко-экономические (история  народного хозяйства, история экономической  мысли и др.), структурно уровневые (интро-, микро-, макро-, мегаэкономика), инструментарно-аналитические (экономико-математические методы, статистика, анализ хозяйственной  деятельности и др.).

Наконец, практическая функция, или, как ее еще называют, прагматическая, или прикладная. Она заключается в выработке конкретных форм, принципов и методов рационального хозяйствования, в составлении научных прогнозов (от греческого prognosis - предвидение, предсказание) развития тех или иных процессов в экономике, а также в разработке социально-экономических программ для проведения экономической политики государства. Это дает возможность вырабатывать научно обоснованные рекомендации по повышению эффективности производства с целью обеспечения роста жизненного уровня населения. В условиях глубокого кризиса, охватившего отечественную экономику, практическая функция экономической теории заключается и в том, чтобы найти наиболее рациональные пути выхода из кризиса, обосновать оптимальные направления перехода от командно-административной к социально-рыночной экономике. Экономическая теория должна больше внимания, чем политическая экономия, уделять проблемам повышения эффективности производства, действенности хозяйственного механизма, разработки инструментов сбалансированности различных форм собственности, вести поиск новых организационно-хозяйственных форм, что отличает ее и от экономике. Важной задачей экономической теории является изучение опыта мирового развития, заимствование из него наиболее прогрессивных экономических форм.

Таким образом, экономическая теория составляет концептуальную основу экономической  политики, обоснования мотивации  действий различных субъектов хозяйствования в сфере практической деятельности. Эта функция экономической теории наиболее ярко проявляется при разграничении  в ее содержании позитивного и  прагматического аспектов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Методы экономического исследования.

Слово «метод» (от греч. «methodas») буквально  означает: «путь к чему-то», «путь  познания» (или исследования). В самом  общем философском смысле оно  означает способ познания как определенную совокупность или систему приемов  и процедур с целью мысленного воспроизведения изучаемого предмета. Поэтому применительно к экономической  теории понятие «метод» - это путь познания системы экономических отношений в их взаимодействии с развитием производительных сил, путь мысленного воспроизведения.

Система приемов не может быть произвольной. Она должна согласовываться с  объективными законами развития самой  действительности. Эту задачу призвана решать методология как наука  о системе приемов, способов познания и преобразования мира. Название «методология» (от греч. «methodas» и «logos») буквально  переводится как учение о методах. Поскольку объективными законами развития действительности выступают, прежде всего, законы диалектики, отражающие закономерности развития природы, общества и человеческого  мышления, то диалектический метод  является гносеологическим инструментарием  и логическим отражением всей диалектики.

В то же время в рамках данного метода должен быть учтен субъективный элемент, так как объектом экономического анализа становится поведение людей, а следовательно, человеческая деятельность. К важнейшим категориям такого подхода  относятся потребности, интересы, цели, мотивы поведения человека, полезность, потребительная стоимость товаров и услуг.

Исследуя  хозяйственные процессы, экономическая  теория применяет ряд общенаучных  методов познания, то есть таких  приемов, которые используют и другие общественные и естественные науки. Важнейшими из них для сферы экономики  являются следующие девять: наблюдение и сбор фактов, эксперимент, моделирование, метод научных абстракций, анализ и синтез, системный подход, индукция и дедукция, исторический и логический методы, графический метод.

наблюдение (то есть преднамеренное, целенаправленное восприятие экономических явлений, процессов в их реальном виде) и сбор фактов, происходящих в действительности. Именно благодаря этому можно, скажем, проследить, как изменились товарные цены за тот или иной период, как возросли объемы производства, торговли и прибылей предприятия.

В отличие  от этого эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставится в специально созданные и контролируемые условия. Например, чтобы проверить эффективность новой системы оплаты труда, проводят ее пробные испытания в рамках той или иной группы работников.

Активно используется и такой метод, как моделирование. Оно предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образу - модели (от латинского modulus - мера, образец), которая замещает сам объект исследования.

Метод научных абстракций, или абстрагирование, - это особый мыслительный прием, позволяющий формулировать те или иные отвлеченные понятия - так называемые абстракции, или категории. Метод научных абстракции, предполагающий отказ от анализа поверхностных, несущественных сторон явления с целью раскрытия его внутренних, существенных, устойчивых и всеобщих связей, выявления действительной тенденции движения. Результатом применения этого метода становится «выведение» (обоснование) экономических категорий. Абстракция позволяет отразить в идеальной форме содержание, которое уже заложено в изучаемых явлениях. Чем более содержательные и емкие абстракции (в виде категорий, дефиниций, понятий) вырабатывает экономическая теория, тем полнее и точнее они отражают действительность, тем эффективнее их использование как инструмента познания.

Методы  анализа и синтеза предполагают изучение социально-экономических явлений как по частям - это анализ (от греческого analysis - разложение, расчленение), так и в целом - синтез (от греческого synthesis - соединение, сочетание, составление).

Благодаря сочетанию методов анализа и  синтеза обеспечивается системный, комплексный подход к сложным (многоэлементным) объектам исследования. Такие объекты (системы) рассматриваются как комплекс взаимосвязанных частей (подсистем) единого целого, а не как механическое соединение каких-то разрозненных элементов. Важность комплексного подхода обусловлена тем, что вся экономика по существу состоит из множества больших и малых систем (народное хозяйство - из отраслей, отрасли - из предприятий, предприятия - из цехов, стоимость товара - из элементов затрат, рынок - из многих секторов, ниш, участников и т.д.).

Индукция  и дедукция являют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения. Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу - это индукция (от латинского inductio - наведение), или обобщение. А рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией (от латинского deductio - выведение). Следовательно, смысл индукции и дедукции вытекает из самой этимологии этих слов.

Исторический  и логический методы (или подходы) тоже применяются в единстве. Здесь подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности сопровождаются логическими обобщениями, то есть оценкой этих процессов в целом и общими выводами.

Наконец, весьма широкое применение в экономических  науках имеет графический метод (от греческого grapho - пишу, черчу, рисую). Он отображает хозяйственные процессы и явления с помощью различных систем, таблиц, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала.  
 
 
 
 
 
 

4. Общее представление о значении и состоянии экономической теории в современном мире

Экономика - это  особая сфера общественной жизни  со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический  потенциал общества, производятся различные  блага для удовлетворения физиологических  и духовных потребностей людей.

Для многих поколений  советских людей основным источником экономических знаний была политическая экономия, состоящая из двух разделов: капитализма и социализма. Случилось  так, что экономическая теория была подменена традиционными догмами, схоластическими представлениями  и декларативными положениями. Отвергались  все достижения современной экономической  мысли как несостоятельные, противоречащие марксизму-ленинизму.

Сегодня интерес  образованных людей к экономической  теории все более возрастает. Объясняется  это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире. П.Самуэльсон в известном всему миру учебнике "Экономикс" писал, что человек, систематически не изучавший экономическую  теорию, подобен глухому, пытающемуся  оценить музыкальное произведение.

Экономическая мысль в странах СНГ, как и  хозяйственная практика, находятся  в глубоком кризисе. Переход от марксизма-ленинизма  к современной магистральной  экономической теории дается с большим  трудом.

В последние  годы распространилось мнение о необходимости  буквального копирования курсов, по которым экономическая теория изучается в ведущих университетах  зарубежных стран. Нет никакого сомнения в большой ценности таких курсов и учебников по экономике. Но нельзя забывать главное: они построены  на глубоком анализе реальных экономических  систем и процессов, поведении людей, сформировавшемся на базе этих процессов. Копирование невозможно потому, что  реальные экономические процессы, которые  происходят в нашей экономике, мало что имеют общего с экономическим  устройством развитых стран.

Экономические принципы анализа позволяют нам  улавливать смысл в окружающей нас  разноголосице.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"