Контрольная работа по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:09, контрольная работа

Описание работы

Спрос — это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать).

Работа содержит 1 файл

контр_экономика.docx

— 51.99 Кб (Скачать)

     1.

     Спрос — это платежеспособная потребность  покупателей в данном товаре при  данной цене. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать).

 

P – цена; Q – количество.

     Прежде  всего, крива имеет отрицательный наклон. Это значит, что при уменьшении одной переменной другая увеличивается и наоборот. Действительно, при уменьшении цены растет объем спроса = потребители согласны приобретать все большее количество товара. Этот характер зависимости между ценой и объемом спроса называется законом спроса

      Точка А - это высокая цена и наименьшее количество товара, которое может быть куплено по этой цене; точка В - несколько снизившаяся цена, вследствие чегоколичество покупок товара возросло; в точке С и любой, ниже расположенной точке на кривой можно проследить тенденцию снижения цен и соответствующего возрастания количества продаваемых по этой цене товаров. Можно представить процесс движения по кривой спроса в противоположномнаправлении: снизу - вверх, демонстрируя тенденцию повышения цен и снижения количества продаж. В точке D, например, самая низкая цена и наибольшее количество проданных товаров. Но постепенное перемещение по кривой спроса к точкам С, В, Anдалее - это неуклонное повышение цены товара, которому соответствует снижение количества продаж товара.

Изменялся ли спрос в процессе этого движения вверх или вниз по точкам, принадлежащим кривой dd. Нет, спрос не изменялся, и описывающая его кривая не перемещалась. Изменялось соотношение цен и количества товаров (которым соответствует та или иная точка на кривой), но эти изменения не затронули спроса. Движение по кривой спроса из одной точки в любую другую показывает, как изменение одной переменной вызывает обратные изменения другой переменной. Изменение цен меняет лишь объем возможной купли-продажи товаров, а меняющиеся на рынках количества товаров вызовут обратное движение их цен: дефицит товаров вызовет рост цен, а наличие товарных излишков вызовет понижательную тенденцию цен. 
 

     К числу факторов вызывающие изменение  спроса следует отнести, во-первых, денежные доходы покупателей. Например, если денежные доходы покупателей возросли, то количество покупаемых товаров возрастет, хотя цены этих товаров не изменились и до повышения доходов могли служить одной из главных причин их ограниченных закупок потребителями. Если, наоборот, денежные доходы покупателей снизились, то при тех же ценах товаров возможный объем покупок снизится.

     Во-вторых, изменения количества купли-продажи  товаров по тем же ценам может  произойти под воздействием фактора  так называемых «покупательских  ожиданий». Причины изменения ожиданий могут быть самые разные: как экономические (инфляция), так и неэкономические (например погодные, предпраздничные, сезонные условия). Под их воздействием количество покупок может как возрасти, так и снизиться вне прямой зависимости от уровня цен покупаемых товаров.

     В-третьих, объем многих товаров, покупаемых потребителями вне зависимости от цены, может измениться, например, от наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров. Так, спрос на говядину может возрасти, если отсутствуют другие виды мясной продукции (свинины, баранины, птицы). И наоборот, большой выбор мясного ассортимента рассредоточит спрос в соответствии с предпочтениями покупателей, снижая его по каждой отдельной группе этого товара. К числу взаимодополняемых товаров потребительского рынка можно отнести, например, сахар и другие сладости в дополнение к таким напиткам, как чай или кофе. Отсутствие сахара способно вызвать падение спроса на чай и кофе, поскольку многие люди не согласятся употреблять их несладкими, невзирая на специфическую полезность. Почти каждый товар имеет свои «дополнители» и «заменители», и наличие их на товарных рынках способно существенно изменить покупательский спрос.

     В-четвертых, на покупательский спрос способны влиять и такие неценовые факторы, как субъективные предпочтения и вкусы потребителей, их отношение к моде, дизайну товаров. Существенную роль может сыграть конкуренция покупателей, а также специфика покупательской психологии (например эффект толпы: многие устремятся покупать тот товар, который почему-то покупают все и т.д.). 
 

     2.

Существует  много определений денег, но ни одно из них не может полностью раскрыть все богатство их содержания.

Наиболее  распространенное определение денег: деньги — все, что все члены данного общества принимают в оплату товаров и услуг или в возмещение долгов.

Деньги сегодня в отличие от денег простого товарного производства превращаются в денежный капитал, или самовозрастающую стоимость. Это накладывает особый отпечаток на все функции денег. В первой функции деньги не только измеряют стоимость всех товаров и услуг, но и капитала. Во второй функции — при купле-продаже различных ценностей за наличный расчет — деньги выступают средством обращения товаров и капитала. В третьей функции — как средство накопления и сбережения — деньги концентрируются в кредитной системе и обеспечивают владельцу прибыль. Накопление в форме тезаврации золота защищает денежные богатства от обесценения. Четвертая функция (деньги обслуживают разнообразные платежные отношения, в том числе трудовые) способствует широкому развитию кредитной системы. Пятая функция — мировые деньги — делает возможным переливы капитала между странами. Они обслуживают производство и реализацию общественного капитала через систему денежных потоков между сферами хозяйства, отраслями производства и регионами страны. Организаторами этих потоков являются государства, хозяйствующие субъекты и отчасти отдельные лица. Причем оборот стоимости общественного продукта начинается и заканчивается у владельца капитала.

     Денежный  агрегат — это специфический показатель денежной массы, которая характеризует определенный набор ее элементов в зависимости от их ликвидности. Количество агрегатов, которые используются в статистической практике отдельных стран, не одинаковая, что объясняется существенными отличиями в элементном составе денежной массы, в спектрах активов, которые рассматриваются в национальной практике как деньги, в задачах использования денежной массы в регулятивных целях. Так, в США применяются четыре агрегата для определения массы денег, в Англии - пять, в Германии - три.

Денежные агрегаты представляют собой иерархическую  систему — каждый последующий  агрегат включает в свой состав предыдущий. Чаще всего используют следующие  агрегаты[1]:

  • М0 = C + чеки,

где С — начальная  денежная масса (cach). Наличные деньги в  свою очередь состоят из бумажных денег, банкнот и разменной монеты. Чеки — это документы установленной  формы, которые можно либо предъявлять  в банк для получения наличных денег, либо непосредственно использовать как платежное средство наряду с наличными деньгами. Использование чеков предполагает наличие текущего счета в банке. В последние два десятилетия универсальным пластиковым заменителем чековой книжки, становится кредитная карточка, занимающая гораздо меньше места в кошельке участника денежного обращения.

  • М1 = М0 + средства на расчетных и текущих банковских счетах

Очевидно, что  степень ликвидности банковских вкладов гораздо ниже, чем в  целом по агрегату М0, поэтому и  агрегат М1 менее ликвиден. Современные  деньги М1 неполноценные, но выполняют  функцию денег. Предствленные ниже признаки агрегата М1 позволяют ответить на вопрос, почему современные деньги М1, являясь неполноценными (у них  нет внутренней стоимости) и неразменными (золото), тем не менее выполняют  все функции денег. 1-й признак. Наличные деньги выпускаются в обращение  Центральным банком РФ, далее ЦБ РФ принимает меры по сохранению их покупательной способности. Таким  образом, наличные деньги — это долговое обязательство ЦБ РФ, то есть ЦБ РФ гарантирует  их покупательную способность. 2-й  признак. Безналичные деньги, числящиеся на текущих расчетах и других счетах до востребования и на срочных  счетах. Это долговые обязательства  коммерческих банков перед своими клиентами. При этом ЦБ РФ контролирует и регулирует деятельность коммерческих банков, обеспечивая  ликвидность коммерческих банков, то есть способность платить по долгам. 3-й признак. Находящиеся в обращении  банкноты, монеты, безналичные деньги в виде записи на счетах, являются законными  платежными средствами. Поэтому они  принимаются в оплату догов согласно своим функциям. 4-й признак. Современные  деньги (в узком смысле слова) удобны и приемлемы для применения людьми. 5-й признак. М1 обладает абсолютной ликвидностью, поэтому М1 денежные знаки  выполняющие функции денег.

  • М2 = М1 + срочные вклады.

При срочном  вкладе владелец счета на некоторое  время передает свои денежные средства в распоряжение банка. В случае необходимости  деньги можно снять со срочного вклада до наступления срока, но при этом у клиента могут быть потери (не выплачен процент по вкладу). Это  показывает, что срочный вклад  — почти деньги. В условиях РФ уровень ликвидности агрегата близок к абсолютному, поэтому обычно срочный  вклад выдается клиенту по первому  требованию. Средства на срочных вкладах  еще более снижают ликвидность  агрегата М2 по сравнению с М1 и  М0 и предполагают обслуживание накоплений, сбережений, инвестиций.

  • М3 = М2 + государственные ценные бумаги.

Эти бумаги (в  основном облигации государственных  займов) представляют собой уже не совсем полноценные деньги, но все  же они могут быть трансформированы в другие виды денег (проданы на открытом рынке) и по этому признаку их включают в состав денежной массы

     3.

     Кривая  производственных возможностей показывает

     г) альтернативную комбинацию производства двух товаров при наличии данного количества ресурсов.

     Допустим, в экономике производится только два вида товара: Товар 1 и Товар 2. В случае увеличения производства одного уменьшается производство другого. Значит, что мы можем представить  огромное количество комбинаций, например:

 

     Точка 1 - показывает, сколько всего при  заданных условиях мы можем произвести товара 1 (вообще не производя товар 2). Точка 5 - показывает, сколько мы можем  производить товара 2 (не производя  товар!). Точки 2, 3, 4 - показывают возможные  комбинации производства при полном использовании ресурсов. Точка 6 - показывает равные доли производства товаров, но при том она находится ниже кривой производствен­ных возможностей, то есть при неполном использовании  ресурсов, а значит, наше производство неоптимально.

     Кривая  не постоянно находится в фиксированном  положении, она может сместиться. Смещение кривой (или прямой) на графике - это изменение каких-либо условий, и кривая либо без изменений в  своей форме (дуга и yгол наклона  остаются прежними) просто «передвигается»  по графику вправо или влево, либо, меняя форму, сдвигается только по отношению  к одной из осей. Разумеется, сама кривая не смещается - мы просто рисуем новую (по отно­шению к уже существующей).

     Например, если увеличилось количество ресурсов, или изменились технологии - и мы можем себе позволить использовать наши ресурсы более оптимально: наша кривая производственных возможностей сдвинется вправо (вся целиком). А  в случае большего ограничения ресурсов - произойдет сдвиг влево, и круг наших возможных комбинаций производства двух товаров соответственно уменьшится. 

     4. Изменение объема спроса на  товар произойдет в случае, если:

     г) изменится цена товара. 

Потенциальные покупатели предъявляют определенный спрос на благо. Спросомназывается готовность приобрести то или иное количество блага в зависимости от его цены.

    Нужно заметить, что спрос покупателей  зависит также от нескольких других переменных = доходов, предпочтений, цен  на другие блага и т. д. Предположим, что все эти переменные нам  заданы и мы исследуем изменение  спроса в зависимости от цены при прочих равных.

    Обратите  внимание, что спрос = это не просто желание потребить данное благо вообще (то есть при нулевой цене). Потребители могут хотеть потреблять большое количество булочек, если те ничего не будут стоить. Но это не значит, что онизахотят купить это же количество по некоторой цене, отличной от нуля. А при очень большой цене они вообще не смогут это сделать = доходы не позволят. Поэтому под спросом подразумевается действительный спрос, который в действительности будет предъявлен на благо при том или ином значении его цены.

    Далее, когда говорят про спрос, всегда имеют в виду определенный промежуток времени, в течение которого будет предъявлен этот спрос, = это может быть спрос на булочки в течение дня, недели, месяца, года или любого другого периода. Мы будем рассматривать спрос в течение дня.

    Количество  блага, которое потребители захотят  купить в эту некоторую единицу  времени по определенной цене, называется объемом спроса. При разных ценах товара объемы спроса на него будут разные, так как для потребителей цена продукта имеет существенное значение. Например, при цене 20 рублей за булочку потребители захотят купить 2000 булочек в день, а при цене 10 рублей объем спроса составит 4150 булочек в день. Множество объемов спроса при всех возможных значениях цены и представляет собой спрос = готовность купить определенное количество в зависимости от его цены.  
 

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"