Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:51, контрольная работа
Как показывает опыт индустриально развитых стран с рыночной экономикой, действующая система отношений между экономической системой и государством прошла длительный и сложный путь становления и развития. Если на начальной стадии формирования капиталистической системы хозяйствования главную свою задачу зарождавшийся предпринимательский класс усматривал в освобождении от жесткой опеки государства, утверждении принципов свободной конкуренции и свободного рынка, то на протяжении всего XX в. имела место тенденция к постоянному расширению регулирующей и контролирующей роли государства в социальной и экономической сферах.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Методы государственного регулирования ценообразования……………4
2. Новая политика развитых стран…………………………………………...9
Заключение……………………………………………………………………13
Список литературы……….……………………..……………………………14
Возвращаясь к генезису антимонопольного законодательства, необходимо отметить, что исторически сложилось два типа антимонопольных законов.
Первый из них предусматривает формальное запрещение монополии, второй строится на принципе контроля за монополистическими объединениями и ограничения их злоупотреблений. Речь идет об антитрестовском законодательстве США и европейской системе антимонопольного законодательства, которая предусматривает контроль за монополистическими объединениями в целях недопущения их злоупотреблений своим господствующим положением на рынке. В странах европейской системы антимонопольного законодательства предусмотрена регистрация определенных видов соглашений о создании монополий или существенном ограничении конкуренции. При противоречии указанных соглашений публичным интересам они признаются государственным органом, регистрирующим подобные соглашения, вышестоящим государственным органом или судами недействительными.
Американская система антимонопольного законодательства принята в Аргентине и ряде других стран. Европейская система помимо стран Западной Европы действует в Австралии, Новой Зеландии, ЮАР. Промежуточное положение между этими двумя системами занимает законодательство ФРГ, что объясняется тем фактом, что антимонопольное законодательство этой страны наряду с общей нормой о запрете монополий предусматривает большое количество исключений из этого принципа.
В настоящее время во всех развитых странах существует антимонопольное законодательство, которое хотя и представлено под различными названиями, но суть его одна — поддержка конкуренции и ограничение монополизации.
Антимонопольными считаются законы, запрещающие соглашения и действия, направленные на ограничение конкуренции: раздел рынка, вертикальное или горизонтальное фиксирование цен, дискриминация в торговле.
Что касается методологии формирования цен, порядка их регламентирования, то в большинстве стран в качестве общей тактики используют определенные правила ценообразования, административно-юридические методы, которые разрабатываются государственными органами. Последние берут на себя обязанность регулирования и введения конкретных цен на товары и услуги, имеющие значение для национальной экономики.
Государственные органы осуществляют и контроль за ценами. В целом сфера контролируемого государством ценообразования составляет от 10 до 30% общего объема выпускаемой продукции.
Способы и методы государственного воздействия на цены в различных странах с рыночной экономикой неодинаковы, что зависит от национальных, климатических, политических, ресурсных и других факторов, определяющих положение страны в мировом разделении труда.
Следует отметить и исторический аспект. В странах Западной Европы с развитой системой рыночных отношений эволюция государственного регулирования экономики в поствоенный период проходила в три этапа: дирижистском, кейнсианском, неоконсервативном. Каждый из них примерно соответствует особому периоду развития послевоенной экономики: восстановления, экстенсивно-интенсивного роста, глубокой структурной перестройки. Во многом из-за того, что и при дирижистском, и при кейнсианском периоде существовало прямое государственное вмешательство в экономику, в странах Западной Европы и сегодня существует более жесткие механизмы регуляции экономики, чем, например, в США.
Заключение
Государственное регулирование ценообразования призвано способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, то есть через цены нивелировать циклические колебания процессов производства.
Современные условия рыночной экономики требуют преодоления многих теоретических и методологических догм и ошибочных представлений, в том числе и в области ценообразования. Прежде всего, необходимо указать принципиально важную проблему, от решения которой зависят все другие вопросы, связанные с теорией, методологией и практикой ценообразования, - каковы место и роль цены в рыночном хозяйстве.
В рыночной экономике существуют многие механизмы регулирования деятельности предприятия, но, что принципиально важно, они базируются на использовании экономических методов, которые создают условия для повышения заинтересованности предприятия в удовлетворении потребностей общества или же имеют ограничительный характер, защищают интересы общества, государства. В условиях рыночных отношений регулирование воспроизводства осуществляется наряду с другими экономическими законами законом стоимости, который действует через механизм цен и ценообразования. Здесь нет места для административного, принудительного установления цен, часто допускающего волевые решения, искажающие реальное положение дел в экономике. Поэтому развитие рыночного ценообразования требует кардинального изменения принципов формирования цен и модели цены.
Список литературы
1. Вальтух К.К. Краткосрочная динамика отраслевых цен: теория, исслед. систем. статистики. М.: Янус-К, 2007.
2. Герасименко В.В. Управление ценовой политикой компании: учебник.
М.: Эксмо, 2006.
3. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. М.: БЕК, 2007.
4. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. М., 2007.
5. Шуляк П.Н. Ценообразование. М., 2006.
6. Ценообразование на финансовом рынке / под ред. Проф. В.Е. Есипова. СПб., 2007.