Контрольная работа по « Основам экономической теории»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:25, контрольная работа

Описание работы

1.Собственность относится к основным устоям общества. Она имеет экономический н юридический (правовой) аспекты. Экономичемская теория интересуется в основном экономической стороной собственности.
3. Приватизация: понятие, цели, подходы, методы, способы, правила и формы приватизации

Работа содержит 1 файл

экономика руденко РАСПЕЧАТАНО.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

     Каждый  из названных видов приватизации имеет собственные достоинства  и недостатки. Так большая приватизация сопряжена с большими издержками, но она имеет большую скорость осуществления. Малая и частичная имущественная приватизация не требуют огромных затрат и с этой точки зрения являются более эффективными, однако в условиях монополизма их выбор не всегда целесообразен. Спонтанная приватизация к тому же ведет к наделению правами собственности представителей номенклатуры. Приватизация является одной из сторон разгосударствления.

     Принципы, правила, способы осуществления  приватизации государственного и муниципального жилищного фонда, а также государственного и муниципального имущества регулируются законами:

     - "О приватизации государственного и муниципального имущества" ;

     - "О приватизации жилищного фонда "

     Под приватизацией государственного и  муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности страны, субъектов государства , муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.2

     Правила приватизации государственного и муниципального имущества:

     1. Приватизация государственного  и муниципального имущества основывается  на признании равенства покупателей  имущества и открытости деятельности  органов государственной власти и органов местного самоуправления.

     2. Государственное и муниципальное  имущество отчуждается в собственность  физических и (или) юридических  лиц исключительно на возмездной  основе (за плату либо посредством  передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

     3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.

     Используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:

     - преобразование унитарного предприятия  в открытое акционерное общество;

     - продажа государственного или  муниципального имущества на  аукционе;

     - продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе, через организатора торговли на рынке ценных бумаг, по результатам доверительного управления;

     - продажа государственного или  муниципального имущества без  объявления цены;

     - внесение государственного или  муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

     Приватизация  жилых помещений – это бесплатная передача в собственность граждан  на добровольной основе занимаемых ими  жилых помещений в государственном  и муниципальном жилищном фонде.

     Каждый  гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в  порядке приватизации, жилого помещения  в государственном и муниципальном  жилищном фонде социального использования  один раз.

     При условии, что собственниками занимаемого  жилого помещения в порядке его приватизации является несовершеннолетнее лицо, то сохраняется его право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения им совершеннолетия.

     Органы государственной власти или органы местного самоуправления, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, с целью более рационального их перераспределения. 
 

2. Национализация: цели, объекты, способы национализации 

     Национализация  это - отчуждение имущества у частных  лиц в собственность государства, осуществляемое на основании специального акта компетентного государственного органа.

     Национализация  затрагивает преимущественно отрасли и производства, требующие больших и долгосрочных вложений, либо наиболее пострадавшие от мирового кризиса и ставшие нерентабельными, предприятия в которых находятся под угрозой закрытия.

     К широкой практике национализация отдельных  производств или отраслей промышленности прибегли многие европейские государства после второй мировой войны; эта мера используется и до настоящего времени. Законодательство определяет порядок национализации как проводимой в общественных интересах меры с выплатой собственнику национализируемого имущества компенсации.

     Целью национализации является обеспечение  потребности Российской Федерации в продукции (работах, услугах), необходимой для обеспечения обороны страны и безопасности государства (стратегическая продукция) и в производственных мощностях, необходимых для выпуска указанной продукции.

     Объектом  национализации может выступать  производственно – технологическое  и вспомогательное оборудование, предназначенное для выпуска  стратегической продукции и неотъемлемо  связанные с ним права на объекты недвижимости, в объеме, необходимом для обеспечения выпуска стратегической продукции (производственно-технологический комплекс).

     Основной  принцип национализации состоит  в невозможности удовлетворения потребности в стратегической продукции в необходимые сроки без проведения национализации.

     Национализация  может быть осуществлена одним из следующих способов:

     - путем приобретения стратегической  продукции на открытом рынке;

     - за счет организации нового  производства по выпуску стратегической  продукции;

     - за счет мобилизационных заданий,  за счет запасов материальных  ценностей государственного материального  резерва (в том числе мобилизационного  резерва).

     Между тем, обязательно выплата возмещения собственнику рыночной стоимости имущества  и убытков, вызванных национализацией.

     Выплата возмещения происходит в денежной форме  в предварительном порядке за счет ассигнований, предусмотренных  в Законе "О бюджете" на соответствующий  год на указанные цели.

     Все выплаты должны осуществляется на основании  закона "О бюджете" на соответствующий год предусматривающего в составе целевой программы, финансируемой из бюджета перечень и необходимые объемы выпуска стратегической продукции, обоснование выделения ассигнований на национализацию конкретных объектов, состав указанных объектов и размер средств, необходимых для выплаты возмещения собственникам.

     При всем при этом, обязательно заключение соглашения с собственником о размере возмещения за объект национализации, в случаях не согласия собственника – размер возмещения устанавливается на основании решения суда.

     В случае, если для выпуска стратегической продукции необходимо использование  исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, осуществляется национализация имущественных прав на указанные  результаты. Собственники указанных прав обязаны заключить договоры с государством о передаче этих прав, предусматривающие выплату возмещения в соответствии с общим порядком выплаты возмещения собственнику при национализации. Исключительные неимущественные права собственников, а также их имущественные права на патенты, полезные модели, промышленные образцы и товарные знаки национализации не подлежат. Размер возмещения за объект национализации устанавливается на основании рыночной стоимости этого объекта, а также размера убытков, причиненных собственнику в результате национализации, определенных в соответствии с отчетом независимого оценщика.

     Национализированное имущество является имуществом государственной  казны и может быть закреплено за существующим федеральным казенным предприятием, либо такое казенное предприятие создается путем закрепления за ним национализированного имущества.

     Основания и порядок реализации национализации: принятие закона "О бюджете" на соответствующий год, предусматривающего включение стратегической продукции в перечень программ, принимаемых к финансированию из бюджета, который представляется на утверждение в собрание правительства в составе бюджета на очередной финансовый год.

     Собственник не вправе обременять национализируемый  производственно - технологический комплекс и непосредственно связанные с ним объекты недвижимости с даты принятия указанного закона.

     Решение о национализации должно приниматься Правительством с указанием состава национализируемого производственно -технологического комплекса, размера и срока выплаты возмещения собственнику, а также с указанием казенного предприятия, за которым закрепляется этот комплекс, либо с указанием о создании на базе этого комплекса нового казенного предприятия.

     После принятия решения о национализации обязательно подписание соглашения с собственником о размере и сроках выплаты возмещения.

     Прием имущества в собственность осуществляется по акту приема, подписываемого сторонами. 

     Реформа отношений собственности - один из главных элементов рыночной трансформации постсоциалистической экономики. Преодоление тотального огосударствления, свойственного административно-плановой системе,осуществляется главным образом с помощью приватизации. Под приватизацией понимают продажу или безвозмездную передачу государственной собственности в руки граждан, трудовых коллективов и юридических лиц. В результате приватизации могут возникать частные или смешанные фирмы в различных организационно-хозяйственных формах—от индивидуальных предпринимательств до всех видов корпораций. В переходной экономике известны следующие основные методы приватизации: прямая продажа за деньги активов и ценных бумаг, льготная продажа или бесплатная передача активов работникам предприятий, массовая ваучерная приватизация и реприватизация. Каждый из этих методов приватизации может реализоваться в разнообразных конкретных формах. В переходной экономике приватизация осуществляется в больших масштабах и более

быстрыми темпами, чем в развитой рыночной экономике. Россия прошла этапы массовой ваучерной и денежной приватизации. В настоящее время в большинстве стран с переходной экономикой завершена приватизация мелких предприятий торговли, общественного питания, сферы услуг. Приватизация крупных предприятий происходит медленнее, чем намечалось первоначальными государственными программами, и с большими трудностями. Рыночная реструктуризация крупных компаний требует целенаправленного участия государства, а также проведения реформ предприятий.

         

 

      Список использованной литературы 
 

    1. Курс экономики / Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 716 с.
  1. Мамедов О. Ю. Современная экономика. Лекционный курс. – Ростов н/Д.: изд-во "Феникс", 2001. – 544 с.
  1. Ребрин Ю.И. Основы экономики и управления производством. – Таганрог: ТРТУ, 2000. – 145 с.
  2. Экономика / Под ред. д.э.н., проф. А. С. Булатова. – М.: Юрист, 2000. – 896 с.
  3. Экономическая теория / Под ред. В. Д. Камаева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 640 с.

Информация о работе Контрольная работа по « Основам экономической теории»