Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 22:17, доклад
Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (из закона РФ «О коммерческой тайне»). Под режимом конфиденциальности информации понимается введение и поддержание особых мер по охране информации.
Также коммерческой тайной могут подразумевать саму информацию, которая составляет коммерческую тайну, то есть, научно
Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (из закона РФ «О коммерческой тайне»). Под режимом конфиденциальности информации понимается введение и поддержание особых мер по охране информации.
Также коммерческой тайной могут подразумевать саму информацию, которая составляет коммерческую тайну, то есть, научно-техническую, технологическую, производственную, финансово-экономическую или иную информацию, в том числе составляющую секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введён режим коммерческой тайны.
Обладатель информации имеет право отнести её к коммерческой тайне, если эта информация отвечает вышеуказанным критериям и не входит в перечень информации, которая не может составлять коммерческую тайну (ст.5 закона «О коммерческой тайне»). Чтобы информация получила статус коммерческой тайны, её обладатель должен исполнить установленные процедуры (составление перечня, нанесение грифа и некоторые другие). После получения статуса коммерческой тайны информация начинает охраняться законом.
За разглашение (умышленное или неосторожное), а также за незаконное использование информации, составляющей коммерческую тайну, предусмотрена ответственность — дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная и материальная. Материальная ответственность наступает независимо от других форм ответственности.
Статья 139 ГК РФ определяет понятие служебной и коммерческой тайны, не разграничивая их. Хотя, как уже говорилось, это различная по своей сути информация. Действие этой статьи распространяется на защиту прав обладателя сведений, не подпадающих под охрану норм патентного, авторского или другого специального законодательства, а также на охраноспособные решения (изобретения и пр.), не запатентованные правообладателем по каким-либо мотивам.
Для признания информации коммерческой или служебной тайной необходимо одновременное наличие трех признаков:
1) информация
составляет действительную или
потенциальную ценность в силу
ее неизвестности третьим
2) к ней нет свободного доступа на законном основании;
3) обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
За незаконное
получение такой информации предусмотрена
ответственность в форме
Объективно коммерческая тайна появляется в процессе производства конкурентоспособного товара, который получает преимущества на рынке благодаря использованию полезных сведений, неизвестных конкурентам.
Большинство стран мира не имеют специальных законов в сфере правовой охраны коммерческой тайны (за исключением, например, США). Как правило, регулирование осуществляется общими нормами гражданского права и законами о пресечении недобросовестной конкуренции. По нашему законодательству разглашение коммерческой тайны также является одной из форм недобросовестной конкуренции. И хотя не существует норм, позволяющих превратить информацию в абсолютную тайну, рассмотрим порядок введения режима коммерческой тайны в соответствии с Федеральным законом "О коммерческой тайне".
Коммерческая тайна - это конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Зарубежными синонимами нашего понятия "коммерческая тайна" являются торговый секрет, секрет промысла, ноу-хау (know how).
Однако даже при наличии названых признаков не любая информация может считаться коммерческой тайной. Чтобы хранить тайну, ее обладатель обязан:
а) определить перечень информации, составляющей тайну (например, путем издания приказа по организации или путем утверждения какого-либо локального акта);
б) установить порядок обращения с этой информацией и порядок контроля за его соблюдением;
в) вести учет лиц, которые имеют доступ к этой информации или которым она была передана;
г) урегулировать договорные отношения с контрагентами и своими сотрудниками;
д) нанести на материальные носители гриф "Коммерческая тайна".
Не относятся к коммерческой тайне:
1) учредительные
документы юридических лиц,
2) сведения об
имуществе государственных и
муниципальных унитарных
3) сведения о
численности, составе
4) информация
о нарушениях законодательства
и фактах привлечения к
5) информация об условиях конкурсов и аукционов по приватизации;
6) сведения о
доходах и имуществе
7) сведения о
лицах, имеющих право
Законом не предусмотрено государственной регистрации прав на коммерческую тайну. В этой связи представляется неверной практика заключения лицензионных соглашений об использовании ноу-хау. Секреты фирмы охраняются исключительно в силу их неизвестности третьим лицам, лицензия же может быть выдана, если соответствующее право было зарегистрировано. Например, изобретатель регистрирует свои права в качестве патентообладателя и, следовательно, может заключать лицензионные соглашения на передачу патента.
Природа коммерческой тайны исключает ее публикацию, а затем передачу в общественное достояние по прошествии определенного времени, как в случае с патентами. Государство не предоставляет обладателю коммерческой тайны временную монополию, не проводит экспертизу и не выдает охранный документ, подтверждающий легальную монополию. Право на коммерческую тайну - это только фактическая монополия обладателя сведений. Государство предоставляет лишь охрану от несанкционированного заимствования этой информации третьими лицами.
В настоящее время практически во все договоры, заключаемые между субъектами предпринимательской деятельности, включается оговорка о защите коммерческой тайны либо составляется отдельный договор о конфиденциальности. При этом сотрудники, работающие в рамках соответствующего договора, дают персональные расписки о неразглашении информации. Как правило, режим конфиденциальности действует не только в течение срока договора, но и в течение определенного периода после его прекращения (чаще всего в течение пяти лет).
Условия о неразглашении информации включаются также в трудовые договоры с работниками. Согласно ст. 57 Трудового кодекса РФ условие о неразглашении охраняемой законом тайны может быть включено в состав существенных условий трудового договора. В соответствии с подп. "б" п. 6 ст. 81 ТК РФ разглашение тайны квалифицируется как однократное грубое нарушение трудовых обязанностей (наряду с прогулом, появлением на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения) и является основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя.
Взаимоотношения работника и работодателя в сфере использования тайной информации регламентируются ст. 11 Федерального закона "О коммерческой тайне" следующим образом.
1. Работник должен быть под роспись ознакомлен с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, а также с требованиями по ее сохранности и мерами ответственности за ее разглашение. Работник вправе в судебном порядке обжаловать незаконное установление режима коммерческой тайны в отношении информации, полученной им при исполнении трудовых обязанностей.
2. В период
действия трудового договора
с работником должно быть
Таким образом,
если было заключено отдельное
За нарушения, допущенные в ходе использования тайной информации, помимо увольнения к работнику возможно применение и других дисциплинарных взысканий (замечание, выговор).
Однако остается нерешенной проблема предъявления гражданских исков к работникам. Согласно ст. 238 ТК РФ упущенная выгода взысканию с работника не подлежит. Но разглашение коммерческой тайны, как правило, влечет утрату каких-либо возможностей, а не причинение реального ущерба. Для того чтобы говорить об ущербе, нужно, чтобы коммерчески ценная информация была оценена и значилась в бухгалтерской отчетности организации в составе нематериальных активов. Следовательно, наступление гражданской ответственности работников за разглашение тайны практически невозможно.
Помимо предъявления
традиционного требования о возмещении
убытков и дисциплинарных взысканий,
за разглашение коммерческой тайны
возможно наступление административной
и уголовной ответственности. Административные
штрафы применяются в соответствии
со ст. 13.14 КоАП РФ за разглашение информации,
доступ к которой ограничен федеральным
законом. Уголовная ответственность наступает
в соответствии со ст. 183 УК РФ за незаконное
получение и использование сведений, составляющих
коммерческую, налоговую и банковскую
тайну.