Классические теории и основы международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Международная торговля является наиболее развитой и распространённой формой международных экономических отношений. Она занимает основное место среди современных внешнеполитических интересов и проблем стран мира. Поэтому изучение её сущности, динамики развития и современной структуры является важным элементом для определения внешней политики государства его программ развития.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Становление и понятия мировой экономики 4
1.1 Сущность международной торговли 6
1.2. Международная торговля услугами 8
1.3. Международная торговля товарами 12
Глава 2. Классические теории и основы международной торговли 14
2.1. Основные этапы в развитии мировой торговли и ее динамика 18
в современных условиях
2.2. Ценообразование на мировом рынке товаров 20
2.3. Основные проблемы международной торговли 21
Заключение 22
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

курсовая по эконом.docx

— 65.22 Кб (Скачать)

     Участие в международной торговле и специализация  страны на производстве капиталоемких товаров приводят к переливу капитала в экспортные отрасли. Спрос на избыточный в данной стране фактор производства превосходит предложение последнего и его цена (процентная ставка) повышается. Напротив, спрос на труд, являющийся дефицитным в данной стране фактором, относительно сокращается, что приводит к снижению его цены — заработной платы.

     В другой же стране, относительно лучше наделенной трудовыми ресурсами, специализация на производстве трудоемких товаров приводит к значительному перемещению трудовых ресурсов в соответствующие экспортные отрасли. Возрастание спроса на труд ведет к росту заработной платы. Спрос на капитал относительно уменьшается, что обусловливает уменьшение его цены — процентной ставки. 

     Парадокс  Леонтьева 

     В соответствии с теорией соотношения факторов производства относительные различия в наделенности ими определяют структуру  внешней торговли отдельных групп  стран. В странах, относительно более  капиталонасыщенных, в экспорте должны преобладать капиталоемкие товары, а в импорте — трудоемкие. И наоборот, в странах, относительно более трудонасыщенных, в экспорте будут преобладать трудоемкие товары, а в импорте — капиталоемкие.

     Теория  соотношения факторов производства многократно подвергалась эмпирическим проверкам путем анализа конкретных статистических данных применительно к различным странам. При этом экономисты стремились выяснить существование корреляционной зависимости между соотношением капитале- и трудонасыщенных отраслей экономики отдельных стран и реальной структурой их экспорта и импорта.

     Наиболее  известное исследование такого рода было осуществлено в 1953 г. известным американским экономистом российского происхождения В. Леонтьевым. Он проанализировал структуру внешней торговли США в 1947 г. и 1951 г.

     Экономика США после Второй мировой войны  характеризовалась высокой насыщенностью капиталом и относительно более высокой по сравнению с другими странами оплатой труда. В соответствии с теорией соотношения факторов производства Соединенные Штаты Америки должны были экспортировать преимущественно капиталоемкие, а импортировать преимущественно трудоемкие товары.

     В. Леонтьев определил соотношение затрат капитала и труда, необходимых для производства экспортной продукции на 1 млн. долл. и такого же по стоимости объема импорта. Вопреки ожиданиям, результаты исследования показали, что американский импорт оказался на 30% более капиталоемким, чем экспорт. Этот результат стал известен как «парадокс Леонтьева».

     В экономической  литературе существуют различные объяснения парадокса Леонтьева. Наиболее убедительное из них состоит в том, что США раньше других промышленно развитых стран достигли значительных преимуществ в создании новых наукоемких товаров. Поэтому в американском экспорте значительное место занимали товары, в которых относительно велики были затраты на квалифицированную рабочую силу, а в импорте преобладали товары, требовавшие относительно больших затрат капитала, включая и различные виды сырьевых товаров.

     Парадокс  Леонтьева предостерегает от излишне  прямолинейного и упрощенного использования  выводов теории Хекшера— Олина в  практических целях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        2.1.Основные  этапы в развитии  мировой торговли  и ее динамика  в современных  условиях

         Зародившись в глубокой древности, мировая торговля достигает значительных масштабов и приобретает характер устойчивых международных товарно-денежных отношений на рубеже XVIII и ХIX вв. Мощным импульсом этого процесса послужило создание в ряде стран (Англии, Голландии и др.) машинного производства, ориентированного не только на внутренний, но и на внешний рынок. К концу XIX – началу XX вв. сложился мировой (всемирный) рынок. В первой половине ХХ в. мировая торговля пережила глубокий кризис. Он начался в годы Первой мировой войны и привел к длительному нарушению мирового товарооборота, продолжавшемуся до окончания Второй мировой войны, которая до основания потрясла всю структуру международных экономических отношений. Характерной чертой послевоенного периода явилось замечательное ускорение темпов развития мировой торговли, достигших наиболее высокого уровня за всю историю человеческого общества.

        Так, среднегодовой темп роста мирового экспорта товаров составил: в 50-х  гг. - 6%; 60-х гг. - 8,2; 70—80-х гг.-9,0 и  в 90-97 гг. — 6% (среднегодовые темпы  роста ВВП за этот период составили 1,5%). Соответственно возрастал и  объем мировой торговли. Так, в 1970 г. он составил 0,3 трлн. долл.; в 1980 г.— 1,9; в 1997 г. — 5,4 трлн. долл. ( с учетом экспорта услуг — 6,4 трлн. долл.). Сегодня же всемирная торговая организация  ожидает роста объема мировой  торговли на 9,5% в 2010 году. ВТО прогнозирует, учитывая текущие прогнозы по росту мирового ВВП, а также стабильность цен на нефть и курс основных валют, что экспорт развивающихся стран вырастет на 11%, при этом экспорт развитых стран возрастет на 7,5% в 2010 году.

     Если  данный темп роста объемов мировой  торговли будет сохраняться в  течение двух лет, объем мировой  торговли превысит пик 2008 года. Однако экономикам развитых стран понадобится  для этого три года.

     В то же время, реальный объем мировой  торговли в 2010 году может превзойти  прогноз экспертов, например, в случае более сильного, чем ожидалось, сокращения уровня безработицы в развитых странах. При этом отмечается, что прогноз  по объему мировой торговли более  чувствителен к изменениям ситуации в развитых странах в связи  с их большей долей в мировой  торговле по сравнению с развивающимися странами.

     Следует отметить, что прогноз ВТО отражает существенное улучшение ситуации в  мировой торговле. Объем мировой  торговли упал в 2009 году на 12%, что стало  самым резким снижением со времен окончания Второй мировой войны. Главной причиной уменьшения объема торговли стало одновременное снижение совокупного потребительского спроса во всех лидирующих мировых экономиках. Еще одним негативным фактором стало сокращение торгового финансирования. Снижению товарооборота также способствовали, однако в гораздо меньшей степени, увеличение госпошлин, внутренних субсидий и принятие дополнительных антидемпинговых мер.

        График:1 «Объем мирового товарного экспорта, 1965-2009»

          

       Беспрецедентно  высокие темпы послевоенного  роста мировой торговли обусловлены, в первую очередь, более высокими темпами экономического развития в этот период. Кроме того, оно сопровождается все большим разделением труда в мире, что стимулирует международный товарооборот. Наконец, значительную роль в ускорении темпов роста мировой торговли сыграло активное включение в нее новых групп стран, ранее экономически отсталых. По имеющимся прогнозам, высокие темпы роста мировой торговли сохраняются и в дальнейшем: к 2003 г. объем мировой торговли увеличится на 50% и превысит 7 трлн. $. Ситуация в 2010 году явно выправляется по сравнению с 2009 г, когда падение объемов мировой торговли достигло 12%. Спад объема мировой торговли в 2009 году в результате мирового финансового кризиса, стал самым значительным более чем за 70 лет. В стоимостном выражении мировая торговля сократилась в минувшем году на 23% - с 16,1 трлн. $ до 12,5 трлн. $. Согласно распространенному в марте прогнозу ВТО, объемы мировой торговли вырастут в 2010 г. на 9,5%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2.Ценообразование  на мировом рынке  товаров.

       Характерной чертой мировой торговли является наличие  особой системы цен – мировых  цен. В их основе лежат интернациональные  издержки производства, которые тяготеют к среднемировым затратам экономических  ресурсов на создание данного вида товаров. Интернациональные издержки производства формируются под преимущественным влиянием стран, являющихся главным поставщиками данных видов товаров на мировой рынок. Кроме того, значительное воздействие на уровень мировых цен оказывает соотношение спроса и предложения на данный вид товара на мировом рынке.

     Для международной торговли характерна множественность цен, т.е. существование различных цен на один и тот же товар. Мировые цены различаются в зависимости от времени года, места, условий реализации товара, особенностей контракта. На практике в качестве мировых цен принимаются цены крупных, систематических и устойчивых экспортных или импортных сделок, заключаемых в определенных центрах мировой торговли известными фирмами – экспортерами или импортерами соответствующих видов товаров. На многие сырьевые товары (зерновые, каучук, хлопок и др.) мировые цены устанавливаются в процессе операций на крупнейших мировых товарных биржах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Основные проблемы  международной торговли  

Международная торговля представляет собой процесс купли  и продажи, осуществляемый между  покупателями, продавцами и посредниками в разных странах. Он связан с множеством практических и финансовых затруднений для фирм, участвующих в нем. Наряду с обычными проблемами торговли и коммерции, которые возникают в любых типах бизнеса, в международной торговле существуют дополнительные проблемы:

время и расстояние - кредитный риск и время выполнения контракта;

изменение курсов иностранных  валют - валютный риск;

различия в законах  и правилах;

правительственные постановления - валютный контроль, а также суверенный риск и страновой риск.

Основным последствием колебания валютных курсов для международной  торговли является риск для экспортера или импортера, заключающийся в том, что стоимость иностранной валюты, которую они применяют в своих торговых оборотах, будет отличаться от той, на которую они надеялись и рассчитывали.

Экспозиция к иностранной  валюте и валютный риск могут принести дополнительные прибыли, а не только убытки. Предприятия отыскивают способы сведения к минимуму или полного устранения экспозиции к иностранной валюте, чтобы планировать деловые операции и более достоверно прогнозировать прибыль. Импортеры стремятся минимизировать экспозицию к иностранной валюте по тем же причинам. Но, как и в случае с экспортером, импортеры предпочитают точно знать, сколько им придется заплатить в своей валюте. Существуют различные способы устранения экспозиции к иностранной валюте, осуществляющиеся при помощи банков.

В международной торговле экспортер должен выставить счет покупателю в иностранной валюте (например, в валюте страны покупателя), или Покупатель должен оплатить товары в иностранной валюте (например, в валюте страны экспортера). Возможно также, чтобы валюта платежа была валютой третьей страны: например, фирма в Украине может продать товары покупателю в Австралии и попросить оплатить их в долларах США. Поэтому одной из проблем импортера является необходимость получения иностранной валюты для выполнения платежа, а у экспортера может возникнуть проблема обмена полученной иностранной валюты на валюту своей страны.

Стоимость импортных  товаров для покупателя или стоимость  экспортных товаров для продавца может быть увеличена или уменьшена  из-за изменения валютных курсов. Поэтому фирма, осуществляющая платежи или получающая доход в иностранной валюте, имеет потенциальный «валютный риск» из-за неблагоприятных изменений в обменных курсах.

Временной фактор состоит  в том, что может пройти очень  много времени между подачей  заявки иностранному поставщику и получением товара. Когда товар доставляется на большое расстояние, основная часть  запаздывания между заявкой и  доставкой, как правило, связано с продолжительностью периода перевозки. Задержки могут быть вызваны также необходимостью подготовки соответствующей документацией для перевозки. Время и расстояние создают кредитный риск для экспортеров. Экспортер обычно должен предоставлять кредит на оплату на более длительное время, чем ему потребовалось бы, если бы он продавал товар внутри своей страны. При наличии большого числа иностранных дебиторов возникает необходимость получения дополнительного оборотного капитала для их финансирования.

Недостаточное знание и понимание правил, обычаев и  законов страны импортера или  экспортера приводит к неопределенности или недоверию между покупателем  и продавцом, что может быть преодолено только после длительных и успешных деловых взаимоотношений. Один из путей преодоления затруднений, связанных с различиями в обычаях и характерах, состоит в стандартизации процедур международной торговли.

Суверенный риск возникает, когда суверенное правительство  страны:

получает ссуду  от иностранного кредитора;

становится должником  иностранного поставщика;

выдает гарантию на ссуду от имени третьей стороны  в своей стране, но затем либо правительство, либо третья сторона отказывается погасить ссуду и заявляет об иммунитете от судебного преследования. Кредитор или экспортер будет бессилен взыскать долг, поскольку ему будет запрещено проводить свое требование через суд.

Информация о работе Классические теории и основы международной торговли