Казначейское дело

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 09:59, контрольная работа

Описание работы

Переход на современную казначейскую систему исполнения бюджета был связан с необходимостью восстановить в значительной мере способность государства управлять исполнением бюджета. Однако проблемы, возникающие в ходе исполнения бюджета, не теряют своей остроты и остаются актуальными, несмотря на то, что казначейская система в России существует уже почти пятнадцать лет.

Работа содержит 1 файл

реф по казн д.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

     – осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;

     – осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;

     – осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

     – обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в Федеральном казначействе;

     – осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;

     – осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

     Федеральное казначейство с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

     – запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам установленной сферы деятельности;

     – давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

     – организовывать проведение необходимых экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;

     – привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, а также ученых и специалистов;

     – осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Федерального казначейства;

     – создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы Федерального казначейства по согласованию с Министром финансов Российской Федерации;

     – применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;

     – создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.

     Таким образом, на современном этапе перед органами Федерального казначейства стоят следующие основные задачи:

     – проведение кассовых операций, осуществляемых в ходе исполнения федерального бюджета;

     – осуществление предварительного и текущего контроля за соблюдением бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса;

     – распределение (по законодательно установленным нормативам) доходов, поступивших в бюджетную систему, между бюджетами разных уровней;

     – осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

     – своевременное и качественное составление отчетности об исполнении федерального бюджета. 

     3. Основные направления  развития казначейской  системы в РФ 

     Процесс развития казначейской системы, учитывая значимость решаемых органами федерального казначейства задач, и в настоящее время остается одним из ключевых элементов государственной бюджетной политики и всего комплекса реформ бюджетной сферы.

     Органы  казначейства, организованные в виде трехзвенной структуры, способствуют реализации принципов бюджетного федерализма. Через систему этих органов обеспечивается вертикальное и горизонтальное выравнивание доходов бюджетов, они имеют полный набор средств и методов для перераспределения средств между соответствующими бюджетами. Казначейства в состоянии обеспечить и претворение в жизнь принципа фактического равноправия всех элементов бюджетной системы в межбюджетных отношениях при условии выработки определенных правил и процедур. Вместе с тем необходимо отметить, что возможности казначейской системы исполнения бюджетов используются не в полной мере. В настоящее время органы федерального казначейства должны рассматриваться, прежде всего, в качестве ведущего института, на базе которого могут быть сконцентрированы все направления управления бюджетными потоками государства.

     Целью проводимой модернизации казначейской системы Российской Федерации является создание условий для:

     – полного и обособленного учета государственных бюджетных и внебюджетных средств;

     – эффективного контроля за полнотой и своевременностью зачисления платежей в доход бюджетов и целевым характером расходов федерального бюджета, а так же субсидий и субвенций, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам;

     – эффективного управления государственными бюджетными средствами на едином счете Федерального казначейства [31].

     Обновлению  казначейской системы должно сопутствовать наделение ее соответствующими полномочиями в области регулирования исполнения бюджета и управления государственными финансами. Это предполагает принятие федерального Закона о казначействе, согласованного с существующим законодательством, в частности, с Бюджетным кодексом.

     Казначейство, таким образом, должно стать основным распорядителем государственных финансовых средств, что предполагает его право  осуществлять все государственные операции, независимо от того, в какой валюте они проводятся – национальной или иностранной.

     К числу перспективных задач, наряду с упорядочением правовой основы деятельности федерального казначейства, относятся следующие:

     – совершенствование механизмов мобилизации, учета и использования государственных финансовых ресурсов;

     – развитие организационного, материального и технического обеспечения федерального казначейства;

     – развитие, внедрение и организация эффективного использования единой информационной, телекоммуникационной системы органов казначейства с учетом обеспечения безопасности информации [14, c. 17].

     Министерство  финансов Российской Федерации в  соответствии с постановлением Правительства  №677 от 23 июня 1999 года реализует Федеральную целевую программу развития органов федерального казначейства на (далее – Программа). Основной целью Программы является развитие системы органов федерального казначейства, необходимое для повышения эффективности управления и контроля за государственными финансовыми ресурсами. Основными задачами Программы являются:

     – совершенствование механизмов мобилизации, учета и использования государственных финансовых ресурсов;

     – упорядочение правовой основы деятельности органов федерального казначейства в целях создания достаточных условий для выполнения возлагаемых на них функций;

     – развитие организационного, материального и технического обеспечения органов федерального казначейства;

     – развитие, полномасштабное внедрение и организация эффективного использования единой информационной, телекоммуникационной системы органов федерального казначейства, с учетом обеспечения безопасности информации [26].

     Одним из основных мероприятий программы  является внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации, закрепляющих принцип казначейского учета государственных финансовых ресурсов и исполнения федерального бюджета, обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, а также местных бюджетов

     Составной частью Программы является Проект модернизации казначейской системы Российской Федерации. Финансирование Проекта предполагается осуществлять за счет средств займа Всемирного банка и средств бюджета Российской Федерации. Общие цели проекта заключаются в следующем:

     – расширение возможностей эффективного исполнения бюджета, а также возможностей Минфина по осуществлению надзора за бюджетом;

     – создание прозрачной системы бухгалтерского учета, отражающей использование финансовых ресурсов страны и обеспечивающей управление этими ресурсами.

     Стратегия развития казначейской системы, принятая в Проекте, предусматривает поэтапный подход.

     В рамках подготовки Проекта, в течение 1999–2001 годов, была разработана стратегия создания современной системы исполнения бюджета, выработаны и согласованы решением Коллегии Минфина России (от 25 июля 2001 г. №4/1) основные направления развития казначейского исполнения федерального бюджета (далее по тексту – Индикативный план) [31].

     В Индикативном плане были детализированы наиболее существенные в краткосрочной  и среднесрочной перспективе  проектные мероприятия, без осуществления  которых создание эффективной системы  федерального казначейства невозможно. Эти мероприятия включали в себя расширение степени охвата бюджетной системы казначейскими технологиями, определение статуса бюджетных организаций, усовершенствование функций и процедур исполнения бюджета, управления ресурсами федерального бюджета, бюджетной отчетности и пр.

     Проект  модернизации включает три компонента – по техническому содействию, оборудованию и программному обеспечению, обучению.

     Компонент А включает оценку имеющейся бюджетной  классификации и разработку нового плана счетов, разработку правовой, нормативной и операционной баз (включая руководства, процедуры, формы и инструкции для прогнозирования бюджетных расходов, отчетности, управления наличностью), разработку функциональных спецификаций для системы ведения главной книги казначейства (TLS) и связанной технологической архитектуры, разработку и реализацию технической архитектуры, связанной с казначейской системой.

     Компонент В предполагает закупку и внедрение  оборудования (серверы, рабочие станции и сопутствующая периферия), системного ПО, инструментария для разработки прикладных программ для центральных ГУФК и региональных офисов, прикладного ПО для казначейской системы в центре, региональных и районных органах казначейства, офисного оборудования и учебных средств.

     Компонент С включает разработку общей стратегии обучения, курсы обучения по конкретным техническим и функциональным вопросам, учебные командировки официальных лиц правительства для обогащения опытом других правительств.

     Реализация  Проекта осуществляется в два  основных этапа.

     На  первом этапе осуществляются мероприятия  по разработке и внедрению новых процедур кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, которые обеспечивают проведение через казначейство всех федеральных выплат и поступлений, консолидацию всех средств федерального бюджета на счетах казначейства, а также расширение сферы применения этих процедур за счет включения в бюджет целевых бюджетных фондов и внебюджетных средств. Кроме того, в рамках этого этапа необходимо завершить разработку законодательной и нормативной базы, формирующей правовые основы деятельности казначейской системы.

     В рамках первого этапа планируется  закончить проектирование автоматизированной системы (далее – АС ФК) и осуществить  её внедрение на нескольких выбранных  пилотных площадках (в управлениях Федерального казначейства по Самарской, Саратовской и Ульяновской областях) и распространение ее основных (первоочередных) функций в территориальных органах Федерального казначейства, с тем, чтобы кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета обеспечивалось преимущественно с использованием основных казначейских технологий.

     По  завершении первого этапа будет  реализована значительная часть  преимуществ, связанных с внедрением полнофункциональной АС ФК. Завершение первого этапа планируется к 1 января 2008 г.

Информация о работе Казначейское дело