Категория цены в экономической науке

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 12:57, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является изучение, исследование цены как экономической категории, ее функций.
В связи с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
1) Выявить сущность цены как экономической категории;
2) Изучить функции цены;
3) Рассмотреть систему цен и их классификацию;
4) Сравнить ценообразование на различных типах рынка;
5) Изложить цели ценовой политики;
6) Рассмотреть методы ценообразования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Характеристика категории цены………………….…………………..4
1.1.Сущность и функции цены как экономической категории………….4
1.2.Система цен и их классификация……………………………………..8
Раздел 2. Модели и методы ценообразования …………………………….…..14
2.1. Образование цен на различных типах рыночных структур…….....14
2.2.Цели ценовой политики………………………………………………16
2.3.Методы ценообразования…………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список используемой литературы……………………………………………...

Работа содержит 1 файл

оглавление (Автосохраненный).docx

— 52.25 Кб (Скачать)

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Раздел 1. Характеристика категории цены………………….…………………..4

1.1.Сущность и функции цены как экономической категории………….4

1.2.Система цен и их классификация……………………………………..8

Раздел 2. Модели и методы ценообразования …………………………….…..14

2.1. Образование цен на различных типах рыночных структур…….....14

2.2.Цели ценовой политики………………………………………………16

2.3.Методы ценообразования…………………………………………….21

Заключение……………………………………………………………………….24

Список используемой литературы……………………………………………...27

 

Введение

Цена – экономическое  понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять  и доказывать. С детских лет, как  только человеку приходится наблюдать  или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и жизни других людей.

В условиях рыночной экономики цена имеет ключевое значение для всех хозяйствующих субъектов. Она является основным источником информации, необходимым для принятия хозяйственных решений. В силу этого, проблемы рыночного механизма формирования цен, сущность цен представляют большой практический интерес для всех участников рынка.

Цена - сложная экономическая  категория. В ней фокусируются практически  все основные экономические отношения  в обществе. Прежде всего, это относится  к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, а также  к созданию, распределению и использованию  денежных накоплений.

Целью работы является изучение, исследование цены как экономической категории, ее функций.

В связи с поставленной целью можно выделить следующие  задачи:

  1. Выявить сущность цены как экономической категории;
  2. Изучить функции цены;
  3. Рассмотреть систему цен и их классификацию;
  4. Сравнить ценообразование на различных типах рынка;
  5. Изложить цели ценовой политики;
  6. Рассмотреть методы ценообразования.

H. Mapeнкoв, Ф. Котлер и др. занимались изучением цены как экономической категории.

 

Раздел 1. Характеристика категории цены

1.1 Сущность и функции цены как экономической категории

Цена представляет собой  экономическую категорию, означающую сумму денег, за которой продавец хочет продать, а покупатель готов  купить товар. Цена определенного количества товара составляет его стоимость, отсюда цена – денежная стоимость товара. Когда единица конкретного товара обменивается на определенное количество другого товара, это последнее  становится товарной ценой данного  товара.

Цена – экономическое  понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять  и доказывать. С детских лет, как  только человеку приходится наблюдать  или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и жизни других людей.

Высокая цена означает, что  вещь дорогая, и её покупка требует  больших денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однако цена, а точнее, цены, вся их совокупность представляют собой не только индивидуальную, личную, но и общественную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы, в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм.

Будучи широко употребляемыми в экономике любого типа (централизованной, рыночной, смешанной), цены формируются и действуют в разных экономиках по-разному. В соответствии с коммунистической (чисто распределительной) доктриной экономика вообще может обойтись без денег, а следовательно, и без цен, тогда как рыночная экономика без цен становится бессмысленной. [5]

Цены представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизм людьми. В управляемой экономике цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной они образуют часть системы саморегулирования.

Дать общее, единое определение  понятия «цена» столь же сложно, как найти всеобщее толкование термина «деньги». Тем более что эти понятия тесно связаны между собой и что термин «цена» производен от слова «деньги». Для покупателя цена – это количество денег, которое ему приходиться платить за единицу товара, за вещь, за услугу. Для продавца – это количество денежных единиц, которое можно получить за продаваемую вещь. [7]

Цена – сильная экономическая  категория. Она может активно  участвовать в решении многих задач, поэтому и государство, и  различные субъекты рынка учитывают  и используют все качества цены в  своих действиях. Роль цены проявляется  через функции.

Первичной функцией цены следует  считать измерительную. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи. Зная цену весовой, объемной, штучной единицы товара и умножая ее на количество продаваемых продавцом и приобретаемых покупателем единиц, мы устанавливаем величину денежного платежа за товары и услуги. Исходя из цены рабочей силы, труда, измеряется заработная плата.

С измерительной функцией цены соседствует соизмерительная, заключающаяся в сопоставлении ценностей разных товаров. Сравнивая цены, мы получаем возможность различать более или менее дорогие товары, дорогие и дешевые. Если цена адекватно отражает полезность, то она может использоваться и при сопоставлении не только денежной ценности, но и полезности товаров.

Благодаря соизмерительной функции цена обретает учетную функцию. С помощью цен разнообразный и многообразный мир товаров из натурально-вещественной формы переводится в денежную оценку. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение общественно признанных затрат труда и его полезности. 

На практике с помощью  цены в ее учетной функции исчисляются  все стоимостные показатели на макро- и микроуровне: валовой внутренний продукт, национальный доход, объем розничного товарооборота, объем произведенной и реализованной продукции отдельных отраслей, предприятий и т. д. Цена выступает также как инструмент расчета таких качественных показателей, как производительность труда, рентабельность изделий и производства и т. п.

В качестве измерительной, соизмерительной, учетной функции цена является носителем важнейшей экономической информации и тем самым сильно влияет на поведение субъектов рынка: покупателей и продавцов.

Поскольку цена является носителем  информации, она выступает как  важный инструмент анализа, прогнозирования, планирования всех показателей в  денежном выражении и занимает ключевое место в системе хозяйственного механизма управления как предприятия, региона, так и национальной экономики в целом.[2]

Из перечисленных функций  цен вытекает возможность их использования  в качестве инструмента регулирования  экономических процессов. Так, в  рыночной экономике цены – это  основной инструмент уравновешивания  спроса и предложения, увязывающий  денежный запрос производителя или  продавца товаров на их оплату с  ответной реакцией потребителя, покупателя. При этом характерно, что сама регулирующая цена рождается в процессе регулирования  и является в этом смысле регулируемой. Поэтому точнее было бы говорить о функции саморегулирования товарно-денежных процессов с помощью равновесных, то есть самоустанавливаю-щихся цен, уровень которых соответствует выравниванию спроса и предложения. В нерыночной экономике такие функции насильственно навязываются ценам, которые сами навязываются экономике. Такая искусственность делает назначаемые государством цены малоэффективным средством балансирования доходов и расходов, а в более широком плане – регулирования экономики.[9]

Цены выполняют стимулирующую функцию, влияя на заинтересованность производителей в повышении объемов производства и качества продукции во имя увеличения выручки от продажи.

В систему экономического стимулирования кроме цены включены все базирующиеся на цене стоимостные  экономические рычаги: прибыль, рентабельность, налоги и т.д. Эффективность функционирования всего механизма хозяйственного стимулирования зависит от правильного  сочетания и использования субъектами рынка основополагающей роли цены и  других стимулирующих рычагов. Выбор  в пользу цены или другого стимулирующего рычага делают субъекты рынка.

Следующая функция цены - перераспределительная. Посредством цен осуществляется распределение и перераспределение доходов. Другими словами, распределительная, или более правильно – перераспределительная, функция цен означает, что с помощью цен осуществляется перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, социальными группами и тем самым происходит регулирование доходов отраслей, предприятий, населения.

Перераспределение доходов  через цены осуществляется через  уровень цен, их структуру, соотношения  цен на различные виды продукции  добывающих и обрабатывающих отраслей, продукции сельского хозяйства  и промышленности.

Изучая функции ценообразования, необходимо учитывать, что одни и  те же экономические процессы можно выполнять с помощью различных элементов хозяйственного механизма. Разница состоит в том, что финансовый, кредитный, плановый аппараты воздействуют на производство и распределение, как правило, административными методами, цена же воздействует всегда на экономические интересы.[7]

1.2 Система цен и их классификация

Цена товара состоит из следующих элементов:

1.     Себестоимость - это расходы предприятия на производство и реализацию товаров;

2.     Прибыль - это часть дохода предприятия принадлежащая ему (стимулирование труда работников, покупка оборудования, сырья);

3.     Акцизный  сбор - это не прямой налог,  входящий в цену высокоприбыльных товаров (товарные изделия, автомобили, спиртные напитки);

4.     Налог на  добавленную стоимость - это доход,  установленный в ценах на большинство  товаров (исключения: квартплата, детское питание, медикаменты);

5.     Транспортные  расходы - оплачивают двумя путями: за счет предприятия-изготовителя  или за счет бытовых организаций;

6.     Торговая  наценка - является источником  исчисления, затрат торгующих организаций  и обеспечивает им нормальную  рентабельность, (окупаемость). Взаимодействие  спроса и предложение товара  ведет к установлению цены  равновесия или рыночной цены, т.е. цены товара при которой  он будет действительно обменен  на деньги.[15]

Цены классифицируют по различным  направлениям.

1. По характеру обслуживаемого оборота различают следующие виды цен:

- Оптовые цены покупки и продажи. Оптовой считается цена, по которой предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям обычно крупными партиями (оптом).

- Закупочные цены. К числу оптовых цен относятся закупочные цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию предприятиям, организациям, фирмам, промышленным предприятиям для последующей переработки.

- Биржевая цена также считается оптовой.

- Розничные цены – это  цены   продажи   индивидуальному   или          мелкооптовому потребителю, преимущественно населению.

- Цены на услуги населению – особый вид розничной цены.

- Отпускная цена на предприятиях общественного питания – также особая форма розничной цены.

2. В зависимости от  государственного воздействия, регулирования,  степени конкуренции на рынке  различают следующие виды цен:  свободные (рыночные) и регулируемые.

Свободные цены – это  цены, устанавливаемые производителями  продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке.

К свободным ценам относятся: цена спроса, цена предложения, цена производителя.

- Цена спроса – цена, которая складывается на рынке  покупателя

- Цена  предложения   – рыночная  цена,  указывается   в  официальном    пред-ложении продавца (офорте) без скидок.

- Цена производства –  цена, определяемая на основе  издержек производства с добавлением  средней прибыли на весь авансированный  капитал.

Регулируемые цены – это  цены, устанавливаемые соответствующими органами управления: Президентом РФ, правительством РФ, Федеральными органами исполнительной власти и т.д.

В числе регулируемых цен  выделяют:

- Предельные цены –  это такие цены, выше которых  предприятия не могут устанавливать  цену своей продукции или услуг.

- Гарантированные цены  – единые для всех производителей  цены, по которым закупается продукция,  устанавливаемые в целях создания  оптимальных экономических условий  производства продукции.

- Рекомендуемые цены –  цены, которые предполагается устанавливать  на тот или иной вид продукции,  однако рекомендация не носит обязательного характера.[1]

Информация о работе Категория цены в экономической науке