Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 12:57, дипломная работа
Целью работы является изучение, исследование цены как экономической категории, ее функций.
В связи с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
1) Выявить сущность цены как экономической категории;
2) Изучить функции цены;
3) Рассмотреть систему цен и их классификацию;
4) Сравнить ценообразование на различных типах рынка;
5) Изложить цели ценовой политики;
6) Рассмотреть методы ценообразования.
Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Характеристика категории цены………………….…………………..4
1.1.Сущность и функции цены как экономической категории………….4
1.2.Система цен и их классификация……………………………………..8
Раздел 2. Модели и методы ценообразования …………………………….…..14
2.1. Образование цен на различных типах рыночных структур…….....14
2.2.Цели ценовой политики………………………………………………16
2.3.Методы ценообразования…………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список используемой литературы……………………………………………...
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Раздел 1. Характеристика категории цены………………….…………………..4
1.1.Сущность и функции цены как экономической категории………….4
1.2.Система цен и их классификация……………………………………..8
Раздел 2. Модели и методы ценообразования …………………………….…..14
2.1. Образование цен на различных типах рыночных структур…….....14
2.2.Цели ценовой политики……………
2.3.Методы ценообразования………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Введение
Цена – экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и жизни других людей.
В условиях рыночной экономики цена имеет ключевое значение для всех хозяйствующих субъектов. Она является основным источником информации, необходимым для принятия хозяйственных решений. В силу этого, проблемы рыночного механизма формирования цен, сущность цен представляют большой практический интерес для всех участников рынка.
Цена - сложная экономическая категория. В ней фокусируются практически все основные экономические отношения в обществе. Прежде всего, это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, а также к созданию, распределению и использованию денежных накоплений.
Целью работы является изучение, исследование цены как экономической категории, ее функций.
В связи с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
H. Mapeнкoв, Ф. Котлер и др. занимались изучением цены как экономической категории.
Раздел 1. Характеристика категории цены
1.1 Сущность и функции цены как экономической категории
Цена представляет собой
экономическую категорию, означающую
сумму денег, за которой продавец
хочет продать, а покупатель готов
купить товар. Цена определенного количества
товара составляет его стоимость, отсюда
цена – денежная стоимость товара.
Когда единица конкретного
Цена – экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и жизни других людей.
Высокая цена означает, что вещь дорогая, и её покупка требует больших денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однако цена, а точнее, цены, вся их совокупность представляют собой не только индивидуальную, личную, но и общественную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы, в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм.
Будучи широко употребляемыми в экономике любого типа (централизованной, рыночной, смешанной), цены формируются и действуют в разных экономиках по-разному. В соответствии с коммунистической (чисто распределительной) доктриной экономика вообще может обойтись без денег, а следовательно, и без цен, тогда как рыночная экономика без цен становится бессмысленной. [5]
Цены представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизм людьми. В управляемой экономике цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной они образуют часть системы саморегулирования.
Дать общее, единое определение понятия «цена» столь же сложно, как найти всеобщее толкование термина «деньги». Тем более что эти понятия тесно связаны между собой и что термин «цена» производен от слова «деньги». Для покупателя цена – это количество денег, которое ему приходиться платить за единицу товара, за вещь, за услугу. Для продавца – это количество денежных единиц, которое можно получить за продаваемую вещь. [7]
Цена – сильная экономическая категория. Она может активно участвовать в решении многих задач, поэтому и государство, и различные субъекты рынка учитывают и используют все качества цены в своих действиях. Роль цены проявляется через функции.
Первичной функцией цены следует считать измерительную. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи. Зная цену весовой, объемной, штучной единицы товара и умножая ее на количество продаваемых продавцом и приобретаемых покупателем единиц, мы устанавливаем величину денежного платежа за товары и услуги. Исходя из цены рабочей силы, труда, измеряется заработная плата.
С измерительной функцией цены соседствует соизмерительная, заключающаяся в сопоставлении ценностей разных товаров. Сравнивая цены, мы получаем возможность различать более или менее дорогие товары, дорогие и дешевые. Если цена адекватно отражает полезность, то она может использоваться и при сопоставлении не только денежной ценности, но и полезности товаров.
Благодаря соизмерительной функции цена обретает учетную функцию. С помощью цен разнообразный и многообразный мир товаров из натурально-вещественной формы переводится в денежную оценку. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение общественно признанных затрат труда и его полезности.
На практике с помощью цены в ее учетной функции исчисляются все стоимостные показатели на макро- и микроуровне: валовой внутренний продукт, национальный доход, объем розничного товарооборота, объем произведенной и реализованной продукции отдельных отраслей, предприятий и т. д. Цена выступает также как инструмент расчета таких качественных показателей, как производительность труда, рентабельность изделий и производства и т. п.
В качестве измерительной, соизмерительной, учетной функции цена является носителем важнейшей экономической информации и тем самым сильно влияет на поведение субъектов рынка: покупателей и продавцов.
Поскольку цена является носителем информации, она выступает как важный инструмент анализа, прогнозирования, планирования всех показателей в денежном выражении и занимает ключевое место в системе хозяйственного механизма управления как предприятия, региона, так и национальной экономики в целом.[2]
Из перечисленных функций цен вытекает возможность их использования в качестве инструмента регулирования экономических процессов. Так, в рыночной экономике цены – это основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, увязывающий денежный запрос производителя или продавца товаров на их оплату с ответной реакцией потребителя, покупателя. При этом характерно, что сама регулирующая цена рождается в процессе регулирования и является в этом смысле регулируемой. Поэтому точнее было бы говорить о функции саморегулирования товарно-денежных процессов с помощью равновесных, то есть самоустанавливаю-щихся цен, уровень которых соответствует выравниванию спроса и предложения. В нерыночной экономике такие функции насильственно навязываются ценам, которые сами навязываются экономике. Такая искусственность делает назначаемые государством цены малоэффективным средством балансирования доходов и расходов, а в более широком плане – регулирования экономики.[9]
Цены выполняют стимулирующую функцию, влияя на заинтересованность производителей в повышении объемов производства и качества продукции во имя увеличения выручки от продажи.
В систему экономического
стимулирования кроме цены включены
все базирующиеся на цене стоимостные
экономические рычаги: прибыль, рентабельность,
налоги и т.д. Эффективность функционирования
всего механизма хозяйственного
стимулирования зависит от правильного
сочетания и использования
Следующая функция цены - перераспределительная. Посредством цен осуществляется распределение и перераспределение доходов. Другими словами, распределительная, или более правильно – перераспределительная, функция цен означает, что с помощью цен осуществляется перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, социальными группами и тем самым происходит регулирование доходов отраслей, предприятий, населения.
Перераспределение доходов через цены осуществляется через уровень цен, их структуру, соотношения цен на различные виды продукции добывающих и обрабатывающих отраслей, продукции сельского хозяйства и промышленности.
Изучая функции
1.2 Система цен и их классификация
Цена товара состоит из следующих элементов:
1. Себестоимость - это расходы предприятия на производство и реализацию товаров;
2. Прибыль - это часть дохода предприятия принадлежащая ему (стимулирование труда работников, покупка оборудования, сырья);
3. Акцизный
сбор - это не прямой налог,
входящий в цену
4. Налог на
добавленную стоимость - это доход,
установленный в ценах на
5. Транспортные
расходы - оплачивают двумя путями:
за счет предприятия-
6. Торговая
наценка - является источником
исчисления, затрат торгующих организаций
и обеспечивает им нормальную
рентабельность, (окупаемость). Взаимодействие
спроса и предложение товара
ведет к установлению цены
равновесия или рыночной цены,
т.е. цены товара при которой
он будет действительно
Цены классифицируют по различным направлениям.
1. По характеру обслуживаемого оборота различают следующие виды цен:
- Оптовые цены покупки и продажи. Оптовой считается цена, по которой предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям обычно крупными партиями (оптом).
- Закупочные цены. К числу оптовых цен относятся закупочные цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию предприятиям, организациям, фирмам, промышленным предприятиям для последующей переработки.
- Биржевая цена также считается оптовой.
- Розничные цены – это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю, преимущественно населению.
- Цены на услуги населению – особый вид розничной цены.
- Отпускная цена на предприятиях общественного питания – также особая форма розничной цены.
2. В зависимости от
государственного воздействия,
Свободные цены – это
цены, устанавливаемые
К свободным ценам относятся: цена спроса, цена предложения, цена производителя.
- Цена спроса – цена, которая складывается на рынке покупателя
- Цена предложения – рыночная цена, указывается в официальном пред-ложении продавца (офорте) без скидок.
- Цена производства –
цена, определяемая на основе
издержек производства с
Регулируемые цены – это
цены, устанавливаемые
В числе регулируемых цен выделяют:
- Предельные цены –
это такие цены, выше которых
предприятия не могут
- Гарантированные цены
– единые для всех
- Рекомендуемые цены –
цены, которые предполагается