Эволюция теорий государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 01:09, курсовая работа

Описание работы

Государство в рыночной экономике обеспечивает благополучие нации в целом, охрану ее интересов, стабильность и укрепление экономического строя внутри страны и за рубежом. Этим и определяются цель государственного регулирования экономики и роль государства в рыночной экономике. Но, если государственное регулирование является объективной необходимостью в условиях современной рыночной экономики, то для экономики переходного периода его роль неизмеримо более высока, ибо здесь имеют место и другие, не свойственные рынку проблемы, решение которых возможно только посредством действенного государственного вмешательства.

Содержание

Введение 2

1. Краткая историческая справка 4

2. Понятие государственной экономической политики 5

3. Типы экономических систем 6

4. Понятие, содержание и характеристики государствен-

ного регулирования экономики 10

5. Формы и методы государственного регулирования

экономики 13

6. Субъекты государственного регулирования экономики 15

7. Объекты государственного регулирования экономики 17

8. Средства государственного регулирования экономики 20

9. Модели рыночной экономики 29

а) Американская модель

б) Японская модель

10. Проблема построения рыночной модели Украины 34

11. Взгляды на тенденции развития экономических

систем 35

Заключение 37

Литература 38

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 68.15 Кб (Скачать)

     Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном сектореэкономики, играющем важнейшую роль в государственном регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство. Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам. Государственный сектор существовал во многих странах задолго до развития капитализма, включая почту, частично транспортную службу, изготовление оружия и др. По мере становления системы государственного регулирования экономики государство строило, выкупало у частных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было всегда выгодно и необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала. В одних странах государственный сектор возник в основном в результате национализации ряда отраслей и предприятий (во Франции, Италии, Великобритании, Австрии), в других государство строило либо приобретало разоряющиеся хозяйственные объекты (в США, Швеции, Японии). В первой группе стран доля государственного сектора в национальном богатстве выше, чем во второй. Значительная  часть государственного сектора - это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно- государственных компаний.

     Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства. Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности государственного сектора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности, транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе. Активно используется государственный сектор как средство государственного регулирования экономики. Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, растут. Таким образом, правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы. Государственный сектор играет заметную роль в государственной структурной политике. Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал притекает недостаточно. Так, государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, подготовке и переподготовке кадров. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж, зачастую выступая пионерами во внедрении национального капитала в какую-либо страну (например, участие германского концерна “Volkswagen”, частично находившегося в собственности федерального и земельного правительств, в автомобильной промышленности Чехии). В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства там и такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате государственный сектор служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения валового внутреннего продукта (валовый внутренний продукт - это совокупная стоимость продукции сферы материального производства и сферы услуг, независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны). Размеры государственного сектора, его доля в национальной экономике, изменяются не только в результате нового строительства и приобретения, но и как следствие приватизации - продажи рентабельных, реконструированных объектов государственного сектора частному капиталу. В 80-х и 90-х годах эта тенденция заметно усилилась.

     Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования. Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и др. Однако имеются и специальные инструменты непосредственного воздействия на хозяйственные связи с заграницей. Это, в первую очередь, меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического и административного опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных ограничений, изменение пошлины во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение условий его функционирования, качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы капитала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных государственных объединениях. Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться в различных целях, в различных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования экономики в конкретный период.

     В мире функционирует несколько моделей рыночной экономики в зависимости от регулирующей роли государства и его экономических задач: американская, японская, французская, шведская. Наличие разных моделей экономики объясняется различными возможностями, традициями тех или иных стран. Все эти модели можно обобщить  двумя основными – американской и японской.

Для США характерно прогнозирование и стратегическое планирование. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений. При разработке стратегического плана учитывается ряд важнейших факторов: технологические, экономические, социальные, политические, рыночные, международные, конкурентные. Система стратегического планирования рассматривается как совокупность подсистем. Выделяются три уровня прогнозных исследований: прогнозирование в системе государственного регулирования; внутрифирменное планирование; коммерческое прогнозирование. На уровне государственного регулирования выделяют два  основных вида государственных подразделений – федеральные, а также штаты, и местные органы власти. Система государственного регулирования состоит их многих звеньев: 1) регулирующий механизм федерального правительства; 2) механизм штатов и местных органов власти; 3) государственный инструментарий экономического регулирования (федеральный бюджет, налоговая система, механизм кредитно-денежной политики); 4) аппарат административно правового регулирования деятельности различных отраслей экономики. Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики США является государственный (федеральный) бюджет. Бюджетно-налоговое регулирование применяется правительством прежде всего для сглаживания остроты кризисных явлений и для создания стимулов по поддержанию темпов экономического роста. Система государственных финансов США отражает трехступенчатую организацию государственной власти. Соответственно имеется и три уровня финансовой структуры: федеральный бюджет, бюджеты штатов и местных органов управления. Федеральные расходы составляют примерно 60% общегосударственных расходов. Около 40% государственных расходов осуществляется через бюджеты штатов и местные органы власти. В настоящее время в США возрастает экономическая роль государства с целью создания экономики, базирующейся на современном уровне науки. Для этого она наращивает расходы на НИОКР в области новейших технологий, оказывает финансовую помощь ученым, инженерам. В порядке помощи мелким фирмам только в виде поддержки 27 центров распространения технологий тратится в общей сложности 50 млн. долларов в год.

     Налоговая система в США включает прямые и косвенные налоги (акцизы). По степени пропорциональности к облагаемой сумме они делятся на прогрессивные и регрессивные. На всех уровнях взимаются: индивидуальные подоходные налоги, налоги с прибыли корпораций, налоги и взносы в фонды социального страхования, налоги на наследство и дарение, акцизы, таможенные пошлины. Штаты и местные органы управления взимают налоги с розничной продажи, налоги на движимую и недвижимую собственность. Применяется льготное налогообложение. В США развита кредитная система. Ее основным государственным компонентом является Федеральная резервная система (ФРС), выполняющая функции центрального банка США. ФРС осуществляет кредитно-денежную политику государства, воздействуя на экономику через сферу кредита и денежного обращения. В США целый ряд отраслей именовался «регулируемыми», потому что в отношении их действовал особый правовой режим. Так, в начале 80-х гг. федеральные органы контролировали параметры ценообразования, производства продукции в отраслях на которые приходилось около 24% ВНП (гражданская авиация, железные дороги, автомобильный грузовой транспорт, телефонная связь были национализированы). Но регулирование отраслей все больше оказывалось направленным в пользу производителей, а не потребителей. Поэтому в США стало осуществляться «дерегулирование», т.е. снятие ограничений на предпринимательскую деятельность.

     Особенность общегосударственного регулирования в Японии заключается в использовании системы социально-экономических планов и научно-технических программ как инструментов правительственного регулирования экономики. Планирование носит индикативный характер. Планы социально-экономического не являются законом, а представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизующих звенья структуры экономики на достижение общенациональных целей. Планы-прогнозы, во-первых, дают представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики, во-вторых, показывает проблемы, с которыми могут столкнуться правительство и деловые круги внутри страны и за ее пределами, в-третьих, обосновывают рекомендации, как решать эти проблемы. Цель таких планов-прогнозов заключается в том, чтобы дать правительству и предпринимательским кругам общую ориентировку, рекомендации для руководства экономическим и социальным развитием различных отраслей народного хозяйства и регионов страны. Стратегию развития экономики определяют  управления и министерства совместно с Министерством финансов. Министерство финансов осуществляет контроль за выполнение государственного бюджета и контролирует всю систему финансов. Детальные планы для всех отраслей промышленности разрабатывает Министерство внешней торговли и промышленности. Для разработки этих планов изучается статистика, конкурентоспособность продукции, спрос и предложение. На основании данных делается детальный научный анализ и прогноз по каждой отрасли и экономики страны в целом. Правительство концентрирует свои ресурсы в основном на получении принципиально новых знаний, т.е. на фундаментальных исследованиях, и обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов. Вторая особенность общегосударственного регулирования состоит в том, что основным средством достижения социально-экономических целей является технологическое развитие, ориентированное на отраслевую структуру промышленности в зависимости от конкурентоспособности продукции на мировом рынке. В последние годы, когда японская промышленность вышла на открытую борьбу с фирмами США и ЕЭС за рынок высококвалифицированных рабочих и продукции, правительство и частный сектор вынуждены были резко увеличить затраты на науку и технологии (в 1989г.они достигли почти 3% от ВНП – больше, чем в любой другой стране с развитой рыночной экономикой), притом средства стали направляться прежде всего в базовые исследования.

     Особый интерес для нас представляет использование Японией экономических рычагов и стимулов. Правительство стимулирует исследования и разработки посредством налоговых льгот и ускоренной амортизации. Так, Управление по науке и технологии разработало ежегодно обновляемый перечень тематики исследований, номенклатуры новых изделий и услуг, в отношении которых представляются льготы при кредитовании и налогообложении. В частности по предприятиям, выпускающим новую продукцию, налоговые льготы могут достичь 25 или 50%, а в отношении особо важных изделий разрешается производить в первый год амортизационное отчисление до 25% объема продаж. Дополнительно могут применяться и специальные налоговые льготы. Для малых и средних фирм в налоговом кодексе сделана специальная оговорка, которая позволяет им применять 20%-ное снижение дохода, подлежащего налогообложению. Существуют и другие виды налоговых льгот. Ускоренная амортизация введена для компаний, применяющих энергосберегающее, ресурсосберегающее оборудование и не наносящие вред окружающей среде. Нормы ускоренной амортизации колеблются в пределах от 10 до 50%, однако наиболее распространенная ставка составляет в среднем 15-18%.

     Основной источник финансовых ресурсов для технологического обновления – льготное кредитование. Одним из направлений поддержки рискованных инновационных проектов являются долгосрочные кредиты. Гарантии иногда распространяются на 80% общей суммы займа новой фирмы, но не могут превышать 40 тысяч долларов. В случае успешной реализации поддержанного таким образом проекта фирма выплачивает государству определенное вознаграждение. Особенностью Японии является умелое преодоление кризисных явлений. Темы экономического роста в Японии достаточно высокие (6-10% в год). Но это не означает, что в ходе хозяйственного развития не встречалось никаких проблем. В течение последних 20 лет Японии пришлось столкнуться с двумя крупными проблемами: нефтяным кризисом 1973г. и кризисом «высокой иены» в 1985г. В первом случае Японии удалось выйти из депрессии через 16 месяцев за счет изменения промышленной структуры, практически исчезли предприятия, занимающиеся выплавкой алюминия, которые требовали чрезвычайно много электроэнергии в процессе производства, и поднялась электронная индустрия. Выход из второго кризиса был найден через 17 месяцев. Трудности, вызванные ростом курса иены, были преодолены за счет расширения прямых зарубежных инвестиций и повышения производительности труда на основе НТП.

     Еще один признак умелого преодоления кризисных явлений—это проведение антидепрессионной политики правительства, которое в период ухудшения общеэкономической конъюнктуры увеличивало ассигнования на общественные строительные работы, снижало налоги и ставку учетного процента банка Японии. Ни одна из действующих моделей рыночной экономики не может быть полностью использована в нашей стране, хотя в большей мере нам импонирует японская модель экономики. 
 

 Экономика  Украины

     Украина, получив в 1991 году статус отдельного политического субъекта международных  отношений, в специфических условиях развития ее собственной экономики  и нового политического порядка  вынуждена была искать свое место в мирохозяйственной системе. Украина активно входит в глобальную экономическую систему. Наиболее общими критериями оценки участия национальных производительных сил в глобальных экономических процессах является их роль в международной торговле товарами и услугами и в инвестиционной деятельности. При этом необходимо отметить, что имеющиеся производительные силы Украины обеспечивают ей активное участие в международных экономических отношениях.

     Экономика Украины находится в состоянии  депрессии. В настоящий момент отсутствуют  как тактические (приближения курса  гривны к равновесному уровню), так  и стратегические (создание нормальной бизнес-среды и привлекательного инвестиционного климата) предпосылки для ее преодоления. Более того, завышенный курс гривны может привести к резкому кризису по сценарию. При этом экономика окажется на грани краха. Россия располагает гораздо большими рычагами влияния на Украину, нежели международные организации, но, тем не менее, оказывает гораздо более слабое влияние на Украину. Это обуславливается отсутствием у российского государства четко разработанной стратегии отношений с Украиной. В настоящий момент подобные стратегии существуют только у российских бизнес-групп, которые весьма успешно лоббируют на Украине свои интересы. Вместе с тем, представители России концентрируют свое внимание на предприятиях сырьевого и промышленного комплексов, игнорируя мировые тенденции к повышению роли предприятий постиндустриальных секторов, что может негативно сказаться на структуре будущих российских активов на Украине.

     России  следует определиться со своей стратегией отношения к Украине, что особенно актуально на пороге мирового кризиса экономики, в ходе которого в результате полной энергетической зависимости этой страны от России вектор развития Украины может быть повернут в желательном для России направлении.

     Известно, что наиболее надежным стабилизатором развития страны является внутренний рынок, поэтому ее экономическую  политику необходимо направлять так, чтобы  мировые процессы глобализации не создавали  проблем зависимости и функционирования национальной экономики.

     В экономической литературе взгляды на тенденции развития хозяйственных (экономических) систем различны. Одни считают, что определяющей тенденцией развития систем является тенденция к единообразию, унификации всех структурных элементов. Так Е. Преображенский писал, что различные системы хозяйствования могут существовать в рамках национального хозяйства на основе полного экономического равновесия между ними, но такое равновесие длительно существовать не может, потому что одна система должна «пожирать» другую. Такое теоретическое представление составляет базу экономической политики в периоды реформ, направленных на «полное истребление» каких-либо экономических явлений и процессов и создание новых. Другие экономисты считают, что сосуществование различных экономических систем взаимно обогащает эти системы, что ведет к экономическому росту и возникновению качественно новой хозяйственной системы. Так, Н. Бухарин считал: самый глубокий смысл нэпа заключается в том, что впервые открыта возможность взаимного оплодотворения разных хозяйственных сил, на основе чего и обеспечивается рост. Современная теория конвергенции строится на тезисе о том, что разные экономические системы в процессе собственного развития и совершенствования в конечном счете сольются и создадут новую хозяйственную систему. Такая противоречивость взглядов отражает противоречивость развития экономической системы, когда одна тенденция приходит на смену другой. Современное развитие многих стран подтверждает этот теоретический вывод: всеобщее огосударствление сменяется  разгосударствлением; всеобщее планирование – отказом от него; централизация – децентрализацией и т.д. Чем сильнее колебания, тем больше трудности в развитии экономики страны.  Современный мир характеризуется наличием самых разных экономических систем, которые, возникая в тот или иной исторический период, не оставались неизменными, а постоянно развивались. Чтобы лучше понять то или иное явление в жизни общества, необходимо наблюдать его не у одного какого-нибудь народа и не в одну какую-либо эпоху, а рассматривать его в процессе исторического развития, т.е. уяснить его как нечто изменчивое, формирующееся, проходящее определенные фазы, ступени развития.  Объективная необходимость государственного регулирования состоит в том, что рыночная система учитывает лишь индивидуальные потребности. Но существуют такие потребности производство которых  не может фиксироваться индивидами через посредников рынка. Такие товары и услуги, как автомагистрали, борьба с наводнениями, национальная оборона, не могут быть куплены в желаемом размере не индивидуальной основе. Рыночная система не способна учитывать такие общественные и коллективные потребности. Здесь необходимо вмешательство правительства. Недостатком рынка является и то, что ряд товаров, называемых общественными благами, не обладает свойствами конкуренции. К ним относятся оборона, которая не обладает свойством соперничества и не может быть предоставлена одному лицу; поддержание национальной безопасности; уход за городскими улицами и т.д.

Информация о работе Эволюция теорий государственного регулирования экономики