Этапы становления и развития экономической науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Сегодня приходится отмечать, что отечественная экономическая теория находится в сложном положении. Сформировавшиеся в советский период школы и направления экономической мысли выполняли социальный заказ - исследование процессов планового хозяйства, выработка рекомендаций по совершенствованию плановой экономики, критический анализ капиталистического хозяйства. Исследования политэкономов базировались на экономическом учении К. Маркса.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………..3
2. Основные этапы становления и развития экономической науки….5
3. Главные направления современной экономической мысли ……….14
4. Краткая характеристика российской экономической мысли ……...19
5. Предмет и методология …………………….................27
6. Заключение……………………………………………...........37
7. Список используемой литературы………………………....38

Работа содержит 1 файл

КУРсоВАЯ основные этапы становлкения и развития экорномической науки.docx

— 66.89 Кб (Скачать)

               Содержание.

        1.  Введение………………………………………………………………..3

    2.  Основные этапы становления и развития экономической науки….5

    3.  Главные направления современной экономической мысли ……….14

    4.  Краткая характеристика российской экономической мысли ……...19

    5.  Предмет и методология …………………….................27

       6.   Заключение……………………………………………...........37

        7.   Список используемой литературы………………………....38 

                       ВВЕДЕНИЕ.

    Вопросы экономики неизменно привлекают внимание людей, поэтому экономическая теория занимает видное место в системе наук. Американский экономист, лауреат Нобелевской премии П. Самуэльсон утверждает: “Экономическая теория - королева наук”.

  Сегодня приходится отмечать, что отечественная  экономическая теория находится  в сложном положении. Сформировавшиеся в советский период школы и  направления экономической мысли  выполняли социальный заказ - исследование процессов планового хозяйства, выработка рекомендаций по совершенствованию  плановой экономики, критический анализ капиталистического хозяйства. Исследования политэкономов базировались на экономическом  учении К. Маркса. Шоковый распад плановой экономики, переход к рыночным принципам  хозяйствования обусловил необходимость  пересмотра принципов отечественной  экономической науки.

    Следует отметить, что кризисный  период в развитии науки - частная  форма проявления кризиса экономики,  общества в целом. При всем  том кризис - это не катастрофа, его можно рассматривать и  как катарсис, очищение науки  от конъюнктурных элементов, удержание  в ней только того, что имеет  подлинную ценность и обеспечивает  ее дальнейшее прогрессивное  развитие.

  Нельзя  утверждать, что теория К. Маркса - ненаучная, полностью утратившая свое значение сегодня. О значении марксистской экономической  мысли свидетельствует хотя бы то, что П. Самуэльсон выделяет в истории  экономической мысли лишь три  имени: А. Смита, К.Маркса, Дж. М. Кейнса, которых он характеризует как  интеллектуальных гигантов.

  Сегодня отечественная экономическая наука  активно использует выводы и рекомендации зарубежной экономической теории. И  это не случайно. Выход России из социально-экономического кризиса  большинство ученых и политиков  видят в становлении социально  ориентированной рыночной экономики, то есть такой экономической системы, которая преобладает в большинстве современных экономически развитых стран. Значит необходимо изучать не только отечественный, но и зарубежный опыт экономического развития. Надлежит пересмотреть принципы экономической науки с учетом всего ценного, что выработано на протяжении длительной истории становления и развития экономической теории и на основе современных достижений мировой экономической науки.

 

2.  ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ  СТАНОВЛЕНИЯ И  РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  НАУКИ.

     Истоки  экономической науки мы находим  уже в учениях мыслителей древнего мира. Так, в древнеиндийских “Законах Ману” (IV - III в. до н.э.) отмечается существование  общественного разделения труда, отношений  господства и подчинения. В трудах Конфуция (551 - 479 г.г. до н.э.) есть различение умственного и физического труда; причем, по убеждению мыслителя, первый - монополия высших слоев общества, второй - удел простолюдинов. 

        Школа древней Греции.

     Экономические взгляды древнегреческих мыслителей: Ксенофонта (430 - 345 г.г. до н.э.), Платона (427 - 347 г.г. до н.э.), Аристотеля (384 - 322 г.г. до н.э.) - можно охарактеризовать как  исходные пункты современной экономической  науки, так как в них содержатся следующие важные положения :

    - идея о полезности как основе ценности благ,

    - оценка стоимости продукта также и трудом;

    - рассмотрение товарного обмена как обмена эквивалентов.

     Термин  “экономия” (oikonomia) был введен в оборот Аристотелем, исследовавшим рабовладельческие хозяйства. “Ойкос” - дом, хозяйство; “номос” - учение, закон. Сегодня в русском языке понятие “экономия” используется в другом значении, оно замещено термином “экономика”, используемым в следующих значениях:

а) хозяйство (страны, района, группы стран);

б) научная дисциплина, изучающая хозяйство;

в)исторически определенная совокупность экономических отношений, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления и образующих определенную экономическую систему.

     Все древние мыслители физический, производительный труд считали неприличным занятием для свободного гражданина.

     Христианство  совершило переворот в общественном взгляде на хозяйственную деятельность. По христианскому учению, труд - необходимое  и святое дело. В библии мы можем  выделить размышления по поводу принципа справедливой цены, общественной, а  не индивидуальной оценки ценности благ, о собственности, о богатстве  и др. экономических проблемах. Но все эти взгляды в общей  сложности не представляли целостного учения.

     Как наука экономическая теория возникла в ХVI- XVIII веках. Это - период становления  капитализма, зарождения мануфактуры, развития общественного разделения труда, формирования внутренних рынков и мировой торговли, интенсификации денежного обращения. В это время  создается первая значительная школа  в мировой экономической науке - меркантилизм (меркантильный - денежный). 

     Школа меркантилистов.

     Сущность  их учения - в специфическом определении  источника происхождения богатства. Этот источник меркантилисты выводили из сферы обращения, отождествляя богатство  с деньгами, первоначально - только с золотом. Решение многих экономических  проблем они видели в запрещении вывоза благородных металлов, ограничении  импорта, поощрении хозяйственной  деятельности, связанной с притоком в страну денег, поддерживали идею активного  торгового баланса. Составляющая меркантилизма - политика протекционизма, направленная на защиту национальной экономики от зарубежных конкурентов.

     Наиболее  известные меркантилисты - Томас Ман (1571 - 1641 г.г.) и Антуан Монкретьен (1575 - 1621 г.г.). Последний ввел в научный оборот термин политическая экономия”, опубликовав “Трактат по политической экономии” в 1615 г. Первая часть термина проистекает от греческого “политейя” - “государственное устройство”. Дословно политэкономия переводится как законы хозяйствования в государстве. Появление термина связано с усилением роли государства в экономической жизни. С тех пор понятие используется с разной интенсивностью как обозначение общей экономической теории.

     Англия XVII века была самым экономически развитым европейским государством. Не случайно здесь появилось немало мыслителей - экономистов, среди них - Вильям Петти (1623 - 1686 г.г.). Важнейшие его работы: “Трактат о налогах и сборах” (1662 г.), “Политическая арифметика” (1646 г.), “Кое-что о деньгах” (1682 г.). Знаменитый афоризм Петти: “Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля - его мать”.

       Шотландец Джон Ло (1671 - 1729 г.г.), современник В. Петти, впоследствии ставший генеральным контролером финансов Франции, известен экономистам как “отец инфляции”. Понимая, что деньги не являются реальным богатством, он считал, что увеличение количества денег в стране способствует стимулированию предпринимательства, экономическому процветанию. Ло предпринял попытку введения в обращение бумажных денег. Однако в то время еще не созрело понимание необходимости жесткого контроля за денежным обращением и попытка оказалась неудачной: деньги упали в цене десятикратно, это расстроило даже крупные состояния и экономику страны в целом. 

     Школа физиократов.

     Французский экономист Франсуа Кенэ ( 1694 - 1774 г.г.) - глава школы физиократов (термин произошел от греческих слов: phisis - природа, kratos - власть). В центре теоретической системы физиократов - сельское хозяйство, производительным они считали лишь земледельческий труд. “Экономические таблицы” ( 1758 г.) Ф. Кенэ - попытка анализа общественного воспроизводства с позиции установления пропорциональности натуральных и денежных потоков в движении общественного продукта.

     Анн Робер Жак Тюрго - французский экономист, финансист, представитель школы физиократов. И сегодня сохраняет ценность “закон убывающего плодородия”, который расширительно сегодня трактуется как “закон убывающей производительности (отдачи)”. Согласно Тюрго, увеличение приложения труда к земле приводит к тому, что каждая последующая затрата труда оказывается менее производительной. 

     Классическая  школа.

     Основоположником  классической школы в экономической  науке является Адам Смит (1729 - 1790 г.г.). Основной его труд - “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776 г.). Центральная идея - идея либерализма в экономике - минимальное вмешательство государства, рыночное саморегулирование на основе свободного движения цен. Экономические регуляторы Смит назвал “невидимой рукой рынка”. А. Смит считал, что хозяйственная деятельность осуществляется людьми, склонными к реализации прежде всего собственной выгоды, в этой связи ввел термин “экономический человек”. Ориентация на реализацию личного интереса обусловливает, согласно взглядам Смита, упорядоченность в экономических отношениях.

     Смит  утверждал: “Для того, чтобы поднять  государство с самой низкой ступени  варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь в меру легкие налоги и терпимость в управлении: все  остальное сделает естественный ход вещей”.

     А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости (но не был последовательным ее сторонником), показал значение разделения труда как условия повышения  его производительности, четко сформулировал  принципы рационального налогообложения. 
 
 

     Школа английской классической политической экономии.

     Давид Рикардо (1772 - 1823 г.г.) - другой представитель английской классической политической экономии. Основной труд Рикардо - “Начала политической экономии и налогового обложения” (1817 г.). Отличительная черта его научной системы - признание закона стоимости фундаментом, на котором выстраивается в единое целое теория политической экономии. Рикардо считал, что единственный источник стоимости - труд рабочего, который лежит в основе доходов различных классов (заработной платы, прибыли, процента, ренты). Из этого он сделал социальный вывод: прибыль - результат неоплаченного труда рабочего. Рикардо выявил тенденцию нормы прибыли к понижению, раскрыл механизм образования дифференциальной ренты.

     Принцип сравнительных издержек, выдвинутый Рикардо, и сегодня используется для обоснования эффективности  международной специализации и  кооперирования производства.

     Жан Батист Сэй - французский экономист (1767 - 1832 г.г.). Маркс называл его одним из первых представителей вульгарной политической экономии. Сэй - сторонник свободной торговли и невмешательства государства в экономику. Он идеализировал систему свободного рынка, отрицал возможность экономических кризисов, допускал возможность перепроизводства лишь отдельных товаров. Сформулировал так называемый “Закон Сэя”: “Предложение рождает свой спрос”. Иными словами, спрос в рыночной экономике, в конченом счете, определяется предложением, следовательно, экономика всегда достигает равновесия.

     Джон  Стюарт Милль (1806 - 1873 г.г.) - английский экономист, философ, общественный деятель. “Основания политической экономии и некоторые приложения ее к социальной философии”, его главная работа, была написана в 1848 г. Милль дал развернутое и систематизированное изложение положений классической школы. Основной формой преодоления пороков капитализма считал реформирование принципа частной собственности путем ограничения права наследования. Считал необходимым ради улучшения капиталистической системы осуществлять перераспределение доходов. Обосновал принципы рационального налогообложения. Заложил основы буржуазного реформизма. 

     Школа марксизма.

     Марксизм - направление в теоретической экономике, представляющее собой всестороннее исследование законов развития капиталистического общества и концепцию социализма (коммунизма) как новой экономической системы. Карл Маркс (1818 - 1883 г.г.) - основоположник марксизма, немецкий ученый, социолог, экономист, общественный деятель. Главный его труд - “Капитал”, первый том которого был издан в 1867 г. Важнейшие открытия:

    -учение об общественно-экономических формациях;

- выявление исторически преходящего характера капитализма как социально-экономической системы;

- теория воспроизводства и экономических кризисов;

- учение о двойственном характере труда, воплощенного в товаре; противоречиях товара;

-учение о прибавочной стоимости, выявление сущности наемного труда и капиталистической эксплуатации;

-оригинальный анализ эволюции форм стоимости и истории возникновения денег;

Информация о работе Этапы становления и развития экономической науки