Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 18:22, реферат
16-17 века в Русской истории отметились многими знаменательными событиями.
К началу 16 века определяющую роль в влиянии на культуру и быт русского народа играло христианство. Оно сыграло положительную роль в преодолении суровых нравов, невежества и диких обычаев древнерусского общества.
Своими постановлениями
Стоглавый собор пытался
Таким образом, хотя жизнь русского человека в эпоху средневековья хотя и была сравнительно однообразной, но далеко не исчерпывалась производственной и социально политической сферами, включала многие аспекты повседневного бытия, на которые историки не всегда обращают должное внимание. 7
Культура, быт и общественная мысль в XVII веке.
1)Изменения. Тенденции изменений в России:"обмирщение", проникновение западного влияния, мировоззренческий раскол.
Эти две тенденции были в заметной степени связаны между собой, третья была скорее их следствием. При этом и "обмирщение" и "европеизация" сопровождались движением общественного развития к расколу.
Действительно, 17
век - это бесконечная цепь
волнений и бунтов. И корни
волнений находились не
2)Россия и Западная Европа. В 17 веке Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней весьма тесные торговые и дипломатические отношения, использовала европейские достижения в науке, технике, культуре.
До определенной
поры это было именно общением,
о какой-то подражательности
Русь никогда
не страдала болезнью
Хозяйственная
стабилизация в России, развитие
товарно-денежных отношений,
о объективно требовало обращения к техническим достижениям Запада. Правительство Михаила Федоровича не делало проблемы из заимствования европейского технологического и экономического опыта.
Слишком свежи
были в памяти людей события
Смутного времени и роль в
них иностранцев. Поиск
Положение Московской
Руси после Смуты было во
многих отношениях лучше, чем
ситуация в Европе. 17 век для
Европы - это время кровопролитной
Тридцатилетней войны,
Из Голландии,
германских княжеств, других стран
шел поток переселенцев в
9
Часть эмигрантов не хотела рвать с привычками и обычаями. Немецкая слобода на реке Яузе под Москвой стала уголком Западной Европы в самом сердце Московии" Многие иноземные новинки - от театральных представлений до кулинарных блюд - вызывали интерес у московской знати. Некоторые влиятельные вельможи из царского окружения - Нарышкин, Матвеев - становились сторонниками распространения европейских обычаев, свои дома устраивали на заморский манер, носили западное платье, брили бороды. При этом Нарышкин, А.С. Матвеев, также как видные деятели 80-х годов 17 века Василий Голицын, Головин были людьми патриотичными и им было чуждо слепое поклонение всему западному и полное неприятие русской жизни, столь присущее таким ярым западникам начала века, как Лжедмитрий I, князь И.А. Хворостинин, заявлявший: "В Москве народ глуп", а также Г. Котошихин - подьячий Посольского приказа, отказавшийся выполнить требования своего и бежавший в 1664 г. в Литву, а затем в Швецию. Там он и написал по заказу шведского правительства свое сочинение о России.
Такие государственные
деятели, как начальник
Ордын-Нащокин, говоря, "Доброму не стыдно навыкать и со стороны чужих", стоял за сохранение русской самобытной культуры: "Наземное платье... не по нас, а наше не по них".
3)Наука и образование. В России 17 век, по сравнению с предыдущим, отмечен и ростом грамотности среди различных слоев населения: среди помещиков грамотных было около 65 %, купечества - 96 %, посадских людей - около 40 %, крестьян - 15 %. Грамотности в значительной степени способствовал перевод книгопечатания с дорого пергамента на более дешевую бумагу. Невиданным для тогдашней Европы тиражом в 2000 экземпляров было издано Соборное уложение. Печатались буквари, азбуки, грамматики и другая учебная литература. Сохранились и рукописные традиции. В Посольском приказе с 1621 г. составлялись "Куранты" - первая газета в виде рукописных сводок о событиях в мире. Рукописная литература продолжала преобладать в Сибири и на Севере.
10
Литература 17 века в значительной
степени освобождается от
Были написаны
сотни других сочинений. Стали
выходить книги, содержащие
Наиболее известные исторические сочинения того периода "Сказание" Аврамия Палицына, "Временник" дьяка И. Тимофеева, "Словеса" кн.И.А. Хворостинина, "Повесть" кн. И.М. Катырева-Ростовского. Официальная версия событий Смуты содержится в "Новом летописце" 1630 г., написанном по заказу патриарха Филарета. В 1667 г. был издан первый печатный исторический труд "Синопсис" (т.е. обозрение), в котором излагалась история Руси с древнейших времен. Вышли "Степенная книга" - систематизированная история Московского государства, "Царственная книга" - одиннадцатитомная история иллюстрированная история мира, "Азбуковник" - своего рода энциклопедический словарь.
Немало новых тенденций проникло в литературу, появились вымышленные персонажи и сюжеты, стали распространяться сатирические сочинения на бытовые темы "Повесть о Шемякином суде", "Повесть о Ерше Ерошовиче", "Повесть о Горе-Злосчастии" и др. Герои этих повестей пытаются освободиться о религиозных догм, и в тоже время житейские мудрости "Домостроя" остаются непреодолимыми.
11
Народно-обличительное и
В 1661 г. из
Полоцка в Москву приезжает
монах Самуил Петровский-
«Домострой»
Домостро́й (полное
название — Книга, называемая «Домострой»)
— памятник русской литературы XVI века,
являющийся сборником правил, советов
и наставлений по всем направлениям жизни
человека и семьи, включая общественные,
семейные, хозяйственные и религиозные
вопросы. Наиболее известен в редакции
середины XVI века на старославянском языке,
приписываемой протопопу Сильвестру.
Написан живым языком, с частым использованием
пословиц и поговорок.
По мнению С. М. Соловьева,
И. С. Некрасова, А. С. Орлова, Д. В. Колесова
и др., «Домострой» возник в XV веке
во времена Новгородской республики
в Великом Новгороде. По мнению этих
исследователей, текст «Домостроя»
появился в результате длительного
коллективного труда на основе существовавших
на момент написания литературных источников.
Книга почти сразу получила распространение
среди новгородских бояр и купечества.
12
Исследователи прослеживают связь «Домостроя» с более ранними сборниками поучений и «слов», как славянских — «Измарагд», «Златоуст», «Златая цепь», так и западных — «Книга учения христианского» (Чехия), «Парижский хозяин» (Франция) и другими. Фактически, «Домострой» лишь систематизировал и оформил сложившиеся в то время морально-этические нормы поведения и нравоучительные тексты.
В середине XVI века «Домострой» был переписан духовником и сподвижником Ивана Грозного — протопопом Сильвестром в качестве назидания молодому царю. Однако, некоторые исследователи (Д. П. Голохвастов, А. В. Михайлов, А. И. Соболевский и др.) считают именно Сильвестра автором «Домостроя».
Обновлённая редакция «Домостроя» была составлена иеромонахом московского Чудова монастыря, работавшего справщиком московской духовной типографии, а позже игуменом — Карионом (Истомином) в XVII веке. Эта редакция объединяла несколько существовавших на тот момент версий.
В XIX веке, из-за одиозных описаний наказания жены, «Домострой» широко цитировался в негативных тонах русскими разночинцами-публицистами, Н. А. Бердяевым, а затем В. И. Лениным.
Содержание:
В Сильвестровской версии, «Домострой» состоит из 64 глав, сгруппированных по следующим основным направлениям:
1. О строении духовном (Как веровати)
2. О строении мирском (Как царя чтити)
3. Об организации семьи (Как жить с женами и с детьми и с домочадцами)
4. Об управлении семейным хозяйством (О строении домовном)
5. Кулинарная группа
6. Послание и наказание
ото отца к сыну
Последняя глава
является посланием Сильвестра своему
сыну — Анфиму.
13
Среди памятников русской литературы «Домострой» стоит в одном ряду с Святоглавом, Великими Четьи-Минеи и другими. Однако, превосходит их по выразительности и образности языка.