Эластичность спроса и предложения. Практическое применение эластичности. Кривые Энгеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе рассматривается эластичность спроса по ценам, доходам, перекрестная эластичность, что позволяет оценить влияние перечисленных показателей на спрос, а также теория потребительского выбора, которая объясняет, каким образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими доходы в целях максимального удовлетворения своих потребностей.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Эластичность спроса и предложения. Кривые Энгеля
Эластичность спроса………………………………………………….5
Эластичность предложения……………………………………….. ..13
Кривые Энгеля………………………………………………………..15
Глава 2. Практическое применение эластичности
Практическое применение эластичности…………………………...19
Заключение…………………………………………………………..24
Список использованной литературы……………………………..26

Работа содержит 1 файл

курсовая по эконом теории.docx

— 166.70 Кб (Скачать)

     При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния  на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.

Теоретически  можно предусмотреть случай бесконечно эластичного предложения, которое  на графике имело бы вид горизонтальной линии. Оно возможно как реакция увеличения поставок товара на рынок при крайне

незначительном  увеличении его цены.     
 
 
 
 

Кривые  Энгеля. 

     Проведенные в разных странах обследования, показали, что эластичность спроса по доходу зависит не только от категории товара, но и от уровня среднедушевых доходов  в стране. Так, эластичность спроса по доходу на товары первой необходимости  может быть очень высока при низком уровне дохода и снижаться при увеличении дохода. Эта закономерность была выявлена еще в XIX в. Немецким статистиком Эрнстом Энгелем, который обнаружил, что доля расходов на питание в семейных бюджетах снижается по мере роста доходов потребителей.

     Значение  эластичности зависит и от уровня доходов конкретной социальной группы. В группе с низким доходом  Еd  таких товаров, как хлеб и картофель, высока, и, следовательно, доля расходов на них в бюджете продолжает возрастать, а сами эти товары могут быть классифицированы для данной группы людей как блага высшего порядка. В группах с более высоким доходом все большую роль в бюджете начинают играть мясо, яблоки, некоторые виды овощей, а доля хлеба и картофеля начинает снижаться, хотя эти товары все еще могут рассматриваться как нормальные. Для слоев населения с еще более высоким уровнем дохода питание становится все более разнообразным и качественным, и в то же время увеличивается доля расходов на бензин, электроэнергию, товары длительного пользования, телефонные переговоры и т. д. Для этих слоев хлеб и картофель —безусловно, блага низшего порядка. Чем больше население страны тратит на питание, тем ниже уровень благосостояния.

     Кривая  Энгеля показывает зависимость между объемом потребления благ и доходом потребителя при неизменных ценах и предпочтениях.

Рис. 4. Кривая Энгеля.

     На  рис.4.денежный доход нанесен на вертикальной оси, а объем приобретенного за определенный период блага X - на горизонтальной оси.

     Данные  кривые могут быть выведены для потребителя  с определенными предпочтениями (вкусами) и при заданных ценах  на благо X и другие блага.

     Считается, что получить для некоторого блага  кривую Энгеля достаточно несложно. Для этого нужно отложить доход на вертикальной оси и равновесное количество реализованного блага, соответствующего этому доходу, - на горизонтальной оси. Так, на рис. 4 кривая "доход-потребление" изображает, что когда потребитель имеет еженедельный доход в размере I1$, равновесное количество приобретаемого блага X составляет QX1 единиц в неделю. Это обозначено точкой А. Точка В ,для которой доход равен I2 $ в неделю и потребляемый объем X равен QX2.

     Кривая  Энгеля образуется посредством соединения всех точек, соответствующих различному доходу и связанному с ним равновесному количеству покупок благ X. Кривая Энгеля для нормального товара имеет положительный наклон, поскольку увеличение дохода всегда вызывает увеличение потребляемого объема такого блага.Наклон кривой Энгеля может быть выражен как:

     dI/dQx или

     (Изменение  в доходе)/(Изменение количества  покупок блага X) 

     Наклон  кривой Энгеля, изображенной на рис.4., увеличивается по мере увеличения еженедельного дохода. Форма кривой Энгеля отражает информацию о способности покупок блага реагировать на изменения в доходах.

     Кривая  Энгеля для блага, которое потребляется безотносительно к уровню дохода покупателя, имеет форму вертикальной прямой (рис. 5). На рис.5 показана кривая Энгеля для такого блага. Так, ваши расходы на яблочный сок не зависят от ваших доходов. Если вы покупаете 5 литров сока в неделю, то и при увеличении дохода все равно будете покупать 5 литров сока в неделю. Итак, кривая Энгеля демонстрирует, что независимо от размера дохода вы приобретаете в неделю один и тот же объем сока, т. е. изменения в доходе не приводят к изменениям в объеме приобретаемого блага. 

     Рис. 5. Кривая Энгеля, отражающая эластичность покупок блага независимо от уровня доходов.

     Рис. 6 показывает, что наклон кривой Энгеля уменьшается по мере увеличения доходов, при этом восприимчивость количества покупок блага X на изменение дохода возрастает, т. е. объем покупок увеличивается с увеличением доходов. Блага, которые приобретаются с увеличением доходов, часто рассматриваются как предметы роскоши. С уменьшением доходов объем покупки этих благ, наоборот, уменьшится.

     Рис. 6. Кривая Энгеля, отражающая эластичность покупок блага с изменением уровня доходов

     Немецкий  статистик А. Швабе отмечал ограниченность положений закона Энгеля. В частности, он указывал, что от доходов зависят тенденции изменения расходов на жилище. С. Струмилин пришел к выводу, что доля расходов на питание находится в более тесной связи с размером семьи и возрастом ее членов. 

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Практическое применение эластичности 

Практическое  применение теории эластичности. 

     Теория  эластичности спроса и предложения  имеет важное практическое значение.Разберём  ее применение на конкретных примерах. Увеличение производственных издержек толкает предприятие на повышение цены продукции. Что произойдет со сбытом? Снизится ли он значительно или вообще не изменится? Компенсирует ли рост цены сокращение прибыли за счет потери части потребительского спроса?

     Чтобы ответить на эти вопросы и правильно  выбрать ценовую стратегию предприятия, надо знать эластичность спроса и предложения на данный товар. Ниже приведены коэффициенты ценовой эластичности спроса на некоторые виды товаров и услуг :     

 

Хлеб  0,15
Говядина  0,64
Баранина  2,65
Яйца  0,32
Электричество в домах  0,13
Табачные  изделия  0,46
Газеты  и журналы  0,42
Одежда  и обувь  0,20
 

     Приведенные данные характерны для экономики  США. Для России показатели ценовой эластичности рыночного спроса будут несколько иными в зависимости от наличия товаров-заменителей и других обстоятельств, о которых говорилось выше.

     Для фирмы важно иметь в виду, что  эластичность спроса на ее продукцию  и

     эластичность  рыночного спроса не совпадают. Первая всегда (за исключением абсолютной монополии фирмы на рынке) выше второй. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы достаточно сложно, так как необходимо принимать во внимание и реакцию конкурентов на повышение или понижение фирмой цены. Помочь в этом может использование математических моделей или опыт руководителей фирмы.

     Если  фирма при принятии решения о  цене будет руководствоваться только данными об эластичности рыночного  спроса, то потери сбыта от повышения  цен могут стать более значительными, чем ожидались. Например, если примем эластичность рыночного спроса на табачные изделия 0,46, то это совершенно не означает, что эластичность спроса на сигареты фабрики «Ява» или «Дукат»  будет  иметь то же значение. Конкуренция повысит коэффициент эластичности спроса на сигареты каждой из этих фабрик .

     Эластичность  спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Предположим, что какая-то фирма построила  стоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует предлагать квартиры съемщикам. Расходы на строительство и эксплуатацию фактически не зависят от того, сколько квартир будет сдано (за исключением расходов на текущий ремонт, которые составляют небольшую долю от общих расходов).

     Если  фирма знает спрос на квартиры и его эластичность, она может  определить, по какой цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этом максимальная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квартир останется пустовать. Проиллюстрируем это графически.

     Допустим, что фирма столкнулась с линейной кривой спроса, как это показано на рис. 8. При арендной плате 1 тыс. руб. в месяц ценовая эластичность спроса равна единице и сумма поступлений от аренды наибольшая. Однако, как видно из рис.8, по этой цене может быть сдано только 80 квартир, а не 100. Если же 88 фирма установит арендную плату ниже 1 тыс. руб., она может сдать оставшиеся 20 квартир, однако ее выручка при этом сократится.

    

                                                               22

Рис. 8. Эластичность спроса (а)  и изменение валовой выручки (б):

     Р — плата за аренду квартиры; Q — количество квартир;

     R — доход (выручка) фирмы от сдачи квартир в аренду

     Другим  примером практического использования  теории эластичности является государственная налоговая политика. При введении косвенных налогов государство преследует цель увеличить объем налоговых поступлений в бюджет для перераспределения ресурсов в экономике, перераспределения доходов населения и поддержки малоимущих, развития социальной сферы, инфраструктуры, обороны и т.п. Однако в зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налоговое бремя будет распределяться по- разному между производителями и потребителями продукции.

     Рассмотрим  распределение налогового бремени  при эластичном и неэластичном спросе на продукцию  (эластичность предложения принимается постоянной).

     На  рис. 9. показано, как изменятся цена и объем продаж после введения налога.

     График  спроса D на рис. 9, а показывает, что он имеет высокую

эластичность, а на рис.9, б — относительно неэластичен. График предложения S0 — предложение до введения налога.

     Соответственно  Р0 и Q0 — равновесные цена и объем производства до введения налога.

                             

Рис. 9. Распределение  налогового бремени при эластичном (а) и

неэластичном (б) спросе: D — спрос; S0, S1, — предложение до и после введения налога.

     Что произошло, когда государство ввело  налог? Кривые предложения переместились  влево вверх на величину налога. Возникла новая ситуация равновесия Q 1 и Р1.

     Таким образом, цена товара будет повышена производителем. Но насколько?

     Производитель в условиях рыночной экономики может  увеличить цену на сумму налога (хотя в России в переходной экономике  это часто наблюдалось), установить ее выше равновесной, так как в  условиях конкуренции он будет вытеснен с рынка. Единственное, что он может  сделать — это поднять цену до равновесного уровня.

     В случае если спрос эластичен, потери производителя будут выше, бремя  налога ляжет в основном на него. На рис.9, а  выделенный прямоугольник показывает величину налога, его часть ниже пунктирной линии — потери производителя от налога. Кроме того, производитель будет вынужден сократить производство до Q1, потеряв часть покупателей своей продукции за счет более высокой цены на нее.

     В случае если спрос неэластичен, налоговое  бремя ляжет преимущественно  на потребителя. Кроме того, абсолютный размер налога также будет выше при неэластичном спросе. Именно поэтому государство облагает акцизными и другими косвенными налогами товары, спрос на которые неэластичен (сигареты,  алкогольные напитки и т.п.).

     Следует обратить внимание на заштрихованные треугольники на рис.9. Они очерчивают продукцию, которая была бы произведена и куплена, если бы государство не ввело налог. Это те потребители, которые хотят, но не могут купить товар, и те производители, которые хотят, но не могут произвести его.

Информация о работе Эластичность спроса и предложения. Практическое применение эластичности. Кривые Энгеля