Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 17:03, контрольная работа
Возраст экономической науки как самостоятельной отрасли знания насчитывает уже третье столетие. Как известно, экономическая наука – продукт Нового времени. Ее возникновение обычно относят к ХVIII в. Но, как и в других областях знания, многие элементы новой науки складывались веками. Первоначально и на протяжении многих столетий экономическая мысль была частью морально-философских представлений традиционного общества: она складывалась под влиянием античных философов, а позже – средневековых богословов, которые, анализируя экономическое поведение индивидуума или микрохозяйства (домохозяйства), исходили из представлений о допустимом и недопустимом в области практической жизни
1. Основные черты и этапы развития экономики средневековья.
2. Экономические идеи экономики средневековья в Западной Европе.
3. Экономические идеи экономики средневековья в России.
4. Экономические идеи экономики средневековья в Украине.
5. Экономические идеи экономики средневековья Востока
6. Экономический быт и хозяйственная культура средневековья.
Основные
черты экономической мысли средневековья.
Содержание:
1. Основные черты и этапы развития экономики средневековья.
2. Экономические идеи экономики средневековья в Западной Европе.
3. Экономические идеи экономики средневековья в России.
4. Экономические идеи экономики средневековья в Украине.
5. Экономические идеи экономики средневековья Востока
Возраст
экономической науки как
1. Основные черты и этапы развития экономики средневековья
Экономика
средневековья связана с
Феодальная экономика имеет следующие черты:
- господство крупной земельной собственности, находившейся в руках класса феодалов;
- сочетание ее с мелким индивидуальным хозяйством непосредственных производителей, сохранявших в индивидуальной собственности основные орудия труда;
- своеобразный статус крестьян, которые не являлись собственниками земли, а были ее держателями на различных условиях вплоть до наследственного пользования;
- различные формы и степень внеэкономического принуждения крестьян;
- преобладание аграрного сектора над торговым и промышленным в условиях господства натурального хозяйства;
- низкий в целом уровень знаний и техники, ручное производство, что придавало особое значение индивидуальным производственным навыкам.
Особое
значение для развития экономики
имела эволюция феодальной собственности.
Ее своеобразие проявлялось в
том, что, являясь частной, она тем
не менее не была абсолютной собственностью
на землю, поскольку содержала
Эксплуатация крестьянства осуществлялась в рамках феодальной вотчины, которая стала основой для взимания феодальной ренты.
Феодальная рента – часть прибавочного продукта зависимых крестьян, присваиваемая землевладельцем и являющаяся экономической формой реализации собственности феодала на землю.
Известны три формы феодальной ренты: отработочная (барщина), продуктовая (натуральный оброк) и денежная (денежный оброк).
Многие проблемы истории экономики феодализма достаточно дискуссионны, в частности его периодизация. В последнее время наибольшее распространение получило выделение следующих этапов (табл. 2).
Таблица 1
Периодизация экономики средневековья
2. Экономические идеи экономики средневековья в Западной Европе.
Экономическая
мысль средневековья тесно
В связи с тем, что церковь в средние века играла исключительную роль, экономическая мысль в ряде случаев облекалась в религиозную оболочку, принимала богословское оформление.
Представление об экономических идеях раннего средневековья (VI-X вв.) дает старинная запись судебных обычаев франков "Салическая правда», составленная в начале VI в. н. э.
Приводя
перечень штрафов за всевозможные преступления,
она характеризует
"Салическая правда" отстаивала позиции общины, устойчивость общинного землевладения, приоритет общинной собственности над частной. Вместе с тем общинные принципы экономической жизни совмещались в ней с признанием рабства, колоната крупного землевладения и королевской власти как правомерных явлений.
"Салическая правда" отразила разложение родового строя, начавшийся процесс феодализации дифференциации франкского общества и интересы служилой аристократии, группировавшейся вокруг короля.
Спустя три столетия экономические вопросы средневекового поместья получили отражение в "Капитулярии о виллах" (закон о поместьях), изданном при Карле Великом. В нем закреплялась крепостная зависимость крестьян, задача экономической политики сводилась к утверждению крепостничества.
Экономические воззрения канонистов
Своеобразие
экономической мысли
Завершителем взглядов канонистов был итальянский богослов Фома Аквинский (1225-1275), создавший обширное сочинение "Сумма богословий». Он выделялся как крупный представитель экономической мысли средневековья. Сочинение Аквинского стало своего рода энциклопедией католицизма. И поныне его учение широко используется Ватиканом.
Аквинский рассматривал такие экономические проблемы, как собственность торговля, «справедливая цена»», процент.
Общественное разделение труда он характеризовал как естественное природное явление и считал, что оно лежит в основе разделения общества на сословия. Аквинский утверждал, что люди рождаются разными по своей природе и, исходя из естественных различий, делал вывод, что крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные сословия должны посвящать себя духовной деятельности "во имя спасения остальных". Подобно античным мыслителям он ставил интеллектуальный труд выше физического и трактовал последний как рабское занятие.
Много внимания Ф. Аквинский уделял частной собственности. В ней он видел основу хозяйства и полагал, что человек от природы имеет право на присвоение богатства. Отсюда собственность, приобретаемая для удовлетворения необходимых нужд является естественным и необходимым институтом человеческой жизни.
Важное место в учении Аквинского занимает теория "справедливой цены". Идею справедливой цены каноническая теория унаследовала от античности. В средние века как крестьянин, так и ремесленник имели более или менее точное представление о затратах труда на производство своих товаров и при обмене определяли их цены в зависимости от труда, затраченного на производство. Закон стоимости действовал задолго до возникновения капиталистического способа производства. Цена, которая основывалась на трудовых затратах, т.е. на обмене эквивалентов, считалась справедливой ценой.
С
одной стороны Аквинский
Следовательно, с точки зрения Аквинского, справедливой считалась не одинаковая, а разная для различных сословий цена на один и тот же товар.
С
теорией «справедливой цены»
тесно связаны рассуждения
Прибыль получаемая купцами, не противоречит, по его мнению христианской добродетели и ее следует рассматривать как плату за труд. Уровень прибыли является нормальным, если он обеспечивает семье купца возможность жить соответственно его месту в сословной иерархии общества.
Отдавая
дань времени, Аквинский делает попытки
найти компромиссное решение вопроса
о взимании процента, которое в середине
XIII в. было запрещено и осуждалось церковью.
Он трактует его как вознаграждение кредитору
за риск неуплаты, за предоставление отсрочки
должнику в платеже его долга или как получение
от должника бескорыстных подарков, а
также в случае использования должником
ссуженных денег с целью извлечения прибыли.
Другая памятка западноевропейской экономической мысли раннего средневековья «Капитулярий о виллах» (начало IX ст.) Карла Большого (или его сына — Людовика Благочестивого) дает представление об организации и управлении вотчиной. Согласно «Капитулярием» вся земля вотчины была в собственности ее властителя (вотчинника), а большинство населения представляли закрепощенные крестьяне. В имении должны были также жить «добрые мастера», что вырабатывали какую-то ремесленную продукцию. Хозяйство мало натуральный характер, король приписывал продавать только излишки, а покупать то, что не вырабатывалось в вотчине, взимать оброки натурой и создавать продуктовые запасы.
Проблеме денег был посвящено «Трактат о происхождении, природе, юридическом основании и изменению денег», написанный французским ученым Школой Оремом (Оресмом) (приблизительно. 1323 — 1382). В нем высказанная мысль, что деньги является искусственным инструментом, что люди изобрели ради облегчения товарообмена. Золото и серебро стали деньгами благодаря своим естественным свойствам. Сначала они были обычными товарами и лишь постепенно приобрели роль денежных металлов. Никола Орем был неприятелем порчи монеты, поскольку она не является собственностью короля, хотя и отчеканивается с его портретом. Он отмечал, что изменение веса и ценности монет наносит убытка торговли и кредита, обесценивает разные денежные доходы. Итак, заслугой Орема есть попытка раскрыть происхождение и суть денег, закономерности денежного обращения.
На
экономическую мысль
Информация о работе Экономическое развитие в эпоху средневиковья