Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 22:36, курсовая работа
В этой работе были использованы такие источники как:
учебники по экономической теории;
статистические данные российской федерации;
ресурсы интернета.
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты экономического роста 4
1.1. Понятие экономического роста и его показатели 4
1.2. Факторы экономического роста 7
1.3. Предпосылки экономического роста 11
ГЛАВА 2. Экономический рост в современной России 15
2.1. Экономический рост в России в период с 2000 по 2007 год 15
2.2. Экономический рост в России в период с 2008 по 2009 23
2.3. Перспективы и прогнозы экономического роста на будущее 27
2.3.1.Пеерспективы развития на 2011 27
2.3.2. Прогноз на 2011- 2013 28
2.3.3. Пессимистический вариант прогноза экономического роста на 2010-2011 и 2012-2013 30
Заключение 32
Список используемой литературы 33
2007 г. был назван в докладе Минэкономразвития РФ в экономическом развитии страны едва ли не переломным в работе правительства.
Темпы
роста ВВП промышленного
Таблица 1 - Темпы прироста основных показателей экономического и социального развития РФ
|
ВВП (в % к предыдущему году) возрос в 2000 г. на 10%, в 2001 г. - на 5,1, в 2002 г. - на 4,7, в 2003 г. - на 7,3, в 2004 г. - на 7,2, в 2005 г. - на 6,4, в 2006 г. -на 6,7 и в 2007 г. - на 7,з%. Промышленное производство -соответственно на 8,7, 2,9, з,1, 8,9, 8,3, 4,0, 3,9 и 6,0%. Выпуск продукции сельского хозяйства увеличился на 7,7%, 7,5, 1,5, 1,з, 3,0, 2,4, 2,8 и 2,0%, инвестиции в основной капитал выросли на 17,4, 10,0, 2,8, 12,5, 13,7, 10,9, 13,7 и 17,0%, реальные денежные доходы - на 12,0, 8,7, 11,1, 15,0, 10,4, 11,1, 10,2 и 12,5% (табл. 1).
B
современной высоко-
За годы же проводимых реформ по определяющим стратегическим направлениям не достигнуто заметных сдвигов, а институциональные и структурные реформы, о необходимости, которых говорится постоянно в течение последних 15 лет, так и не начались.
По поводу приведенных выше данных о темпах прироста важнейших показателей социально-экономического развития РФ на 2000-2007 гг. можно отметить следующее. При таких «высоких» темпах за восьмилетие в 2007 г. объем промышленного производства составил лишь 79,1% уровня 1990 г., продукция сельского хозяйства – 76,5, инвестиции в основной капитал – 55,4, реальные доходы населения – 77,1%.
Сложившиеся темпы роста экономики за данный период во многом обусловлены, как известно, эффектом импортозамещения в связи со стихийной девальвацией отечественной валюты в период после августа 1998 г. и одновременно благоприятной конъюнктурой цен на энергоносители. При таких условиях они не могут быть долговременными. Начиная уже со второй половины 2000 г. поддерживать конкурентоспособность отечественной легкой, пищевой и перерабатывающей промышленности в рамках указанной конъюнктуры и проводимой политики было невозможно.
Опыт реформирования экономики в России показал, что рыночный механизм и либеральная политика в отсутствие государственной стратегии экономического развития, промышленной политики и активной роли государства для решения проблемы вывода экономики из состояния отсталости непригодны. О6 этом также свидетельствует и весь мировой опыт экономического строительства, включая опыт СССР времен индустриализации и осуществления ракетноядерных проектов.
B
мировой экономической системе
экономика России за годы
Таблица 2 - Доля России и других стран в мировой экономике
|
Проводимая экономическая политика должна претерпеть существенные изменения, учитывая также необходимость решения экономических проблем: повышения уровня инвестиций в реальный сектор экономики, подъема сельского хозяйства, реструктуризация банковского сектора, прекращения отгона капитала, повышения уровня жизни граждан. Но страна по-прежнему живет в рентной, а не производительной экономике; основные доходы базируются на нефти, газе, металлах, на другом сырье; получаемые доходы от экспорта либо проедаются, либо питают отток капитала, пи6о в лучшем случае инвестируются в этот же сырьевой сектор. И эти инвестиции крайне незначительны (при положительном сальдо торгового баланса в 2003 г. - 54 млрд. долл., в 2004 г. -76 млрд. долл., в 2005 г. - 107 млрд. долл. и в 2006 г. - 122 млрд. долл. в нефтяную отрасль инвестировано ежегодно в пределах 5-6 млрд. долл.).
Ослабление
участия государства в
B кредитно-денежной политике не видна роль ЦБ РФ, который не выполняет свои главные функции - кредитора последней инстанции и эмиссионного центра. Его подход к формированию рублевых денежных ресурсов в экономической практике последних лет сводится к покупке валюты у экспортеров (или иностранных инвесторов), выступая, по сути, в роли «обменного пункта». Поскольку главным генератором валюты являются сырьевые экспортеры и они же основные получатели рублей после продажи валюты, - они формируют дополнительный спрос для остальной экономики, которая вынуждена выполнять их заказы или связанные с ними виды деятельности. B итоге все больше консервируется сырьевая направленность экономики. К сожалению, судя по основным направлениям единой государственной денежной кредитной политики, объем рублевой эмиссии по-прежнему определяется масштабами покупки валюты, в то время как в ведущих станах мира основой финансовых потоков и главным источником роста финансовых ресурсов является бюджетная эмиссия.
Доля бюджетной эмиссии в общем объеме эмитируемых средств в США и Японии, например, находится на уровне 70-90%, что свидетельствует о6 основополагающей структурной и монетарной роли бюджета. Это позволяет обеспечивать финансирование приоритетов экономического развития через бюджетные каналы, а затем по цепочке формировать спрос и стимулировать рост в смежных и иных отраслях.
Новый подход в экономической политике должен состоять в том, чтобы государство на качественно новой основе усилило свою экономическую и социальную функции, связанные с необходимостью корректировки рыночных регуляторов и механизмов, с учетом органичной связи роста потребностей и инвестиций, необходимости обеспечения устойчивого баланса между финансовой, производственной и ресурсной сферами. Ключевыми элементами при этом выступают повышение эффективности управления экономикой и собственностью, в первую очередь со стороны государства, создание финансово-кредитной и инвестиционной инфраструктуры.
Вертикально
интегрированные структуры
Необходима целенаправленная стратегия промышленного развития с механизмом реализации в приоритетном порядке новейших технологий и производств, имея ввиду такие прорывные направления, как электроника, нанотехнологии, достижения в области использования атома в мирных целях, авиа- и судостроение, морские буровые платформы и др.
Вызывает тревогу проблема Трудовых ресурсов, квалификации кадров и науки, которая переросла в первоочередную, и даже не столько в количественную (хотя и она остра), сколько в качественную. Поэтому нужна комплексная государственная программа, содержащая институциональные, медицинские, социальные, экономические целевые ориентиры и меры по их достижению, с тем чтобы не только сохранить, но и расширить воспроизводство физически и духовно здорового, высококвалифицированного человеческого потенциала, способного отвечать требованиям времени. Следует принять неотложные меры по повышению регулирующих функций государства, направленных на восстановление научно-технического и интеллектуального потенциала страны, опираясь на внутренние источники развития.
Последние мероприятия правительства, связанные с формированием институтов развития (осо6тх экономических зон, инвестиционного фонда, Банка развития, корпораций), осознанием значимости «экономики знаний», разработкой и осуществлением национальных проектов в области образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и сельскохозяйственного производства, долгосрочной концепции до 2020 г. должны стать основой поворота к новому экономическому курсу в стране.