Экономический рост: сущность, факторы, перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной мной цели предполагается решить следующие задачи:
* Выявить сущность и типы экономического роста;
* Выявить факторы экономического роста;
* Во третей главе приводятся необходимые шаги для выхода страны из возможного кризиса, приводятся полагающие аспекты стабилизации экономического роста.
Предметом исследования являются типы, факторы и модели экономического роста.
Целью данной работы является исследование сущности экономического роста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Теоретические аспекты экономического роста…………………… 4
1. Понятие, типы и факторы экономического роста………………………4
2. Факторы ускорения экономического роста……………………………..8
Глава 2. Модели экономического роста………………………………………11
2.1 Классическая модель экономического роста………………………… 11
2.2 Кейнсианская модель экономического роста…………………………..16
Глава 3. Факторы экономического роста в Республике Беларусь………….20
3.1 Корни проблемы роста национальной экономики РБ. Критический
анализ…………………………………………………………………………20
3.2 Пути совершенствования экономико-политических реформ в
ключе экономического роста в Республике Беларусь……………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………. …………………………………………….33
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………. 34
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….. 35

Работа содержит 1 файл

Экономический рост сущность, факторы, перспективы развития+.doc

— 1.28 Мб (Скачать)

    Корни консерватизма белорусского общества следует искать в особенностях развития Беларуси. Темпы роста промышленного производства в Беларуси за период 1960-1985 гг., были выше, чем в среднем по СССР: в 9 и 4,9 раза соответственно. Бурное развитие промышленности обусловило более быстрый рост городского населения. За период 1959-1987 гг. городское население Беларуси выросло в 2,62 раза, для сравнения, в России - в 1,73 раза.

    Большая, чем в других республиках, доля городского населения и элиты общества оказалась  выходцами из села в первом поколении. В советский период благосостояние белорусов росло более высокими темпами в сравнении с другими республиками СССР (самые высокие темпы роста национального дохода, низкий исходный уровень), что обусловило большую степень удовлетворенности существующим строем. К этому следует добавить обусловленную более глубокими историческими причинами слабость национального самосознания.

    До  начала 90-х Беларусь не функционировала  как целостная экономическая  система, не имела национальной экономической  политики. В результате "общесоюзного разделения труда" в БССР развивались ресурсо- и энергоемкие производства, зачастую не имевшие в республике ни сырьевой базы, ни потребителей, но в то же время позволявшие получать значительные преимущества и достаточное количество средств, чтобы стать высокоиндустриальной по социалистическим меркам страной. БССР в рамках централизованного планового хозяйства была "сборочным цехом", "конечным элементом в технологической цепи". Имевшее спрос на мировом рынке российское сырье здесь превращалось в неконкурентоспособную вне СЭВ продукцию. Однако благодаря существовавшему в СССР затратному механизму ценообразования БССР удавалось сохранять достаточно высокие темпы экономического роста.

    В целом же советская экономическая  система не смогла обеспечить рост производительности общественного труда. За 15 лет до распада СССР капиталовложения уже не вели к росту конечного продукта. После того как легкодоступные природные ресурсы и внешние кредиты были использованы, система не смогла удержать достигнутый уровень жизни. Потребление населения СССР стало приходить в соответствие с наличием ресурсов и производительностью труда.

    В силу особой зависимости от единого  народнохозяйственного комплекса  Беларусь оказалась весьма подверженной последствиям перемен у соседей. После того, как Россия, желая поддержать уровень жизни своего населения, начала приближать структуру цен к мировым, Беларусь оказалась в тяжелом положении. Восстановление "старых связей" и структуры товарооборота между Беларусью и Россией по мировым ценам на уровне, скажем, конца 80-х годов привело бы к ежегодной задолженности Беларуси перед Россией примерно в 2,5 млрд. долларов.

    Вместо  реформирования экономики руководители Беларуси занялись политическими играми в "интеграцию", добиваясь доступа  к российскому сырью и энергоносителям по внутрироссийским ценам.

    Одна  из самых сложных проблем независимой  Беларуси заключается в неподготовленности местной номенклатуры к суверенному  развитию страны, отсутствии у нее  адекватной реакции на новые вызовы времени. Все беды преподносятся как результат "разрыва хозяйственных связей", что отражает испуг и неумение руководителей использовать ситуацию для формирования нового экономического и социального качества жизни страны. Вместо модернизации в Беларуси начался процесс мутации традиционных социальных, политических и экономических структур.

    Необходимость реформ даже руководящей элитой осознавалась не вполне, несмотря на сохранявшуюся  некоторое время реформаторскую риторику. Что же до практических действий, то после некоторых робких попыток правительство отказалось от целенаправленной политики, перейдя в режим работы "пожарной команды". Этому способствовало и то, что в правительстве просто не было людей, разбирающихся в том, как на самом деле работает рыночная экономика, и то, что слишком многие белорусские проблемы порождались решениями, принимаемыми за пределами страны. Собственно говоря, у правительства не было даже опыта управления всем экономическим потенциалом страны. До распада СССР подавляющая часть промышленности Беларуси находилась в союзной собственности и управлялась из союзного центра. Номенклатурное руководство попросту испугалось стоящих перед ним проблем.

    В первые годы независимости партийно-бюрократическая  элита страны сделала все возможное, чтобы сохранить командную систему. Однако в условиях экономического спада и развития рыночных отношений она была вынуждена предоставить право предприятиям распоряжаться частью произведенной ими продукции для обмена на необходимое им сырье и материалы и дать частичную свободу ценообразованию.

    Либерализация хозяйственной деятельности госпредприятий в условиях административно заниженных цен и, следовательно, товарного  дефицита, развитие черного рынка  в соседних странах - все это создало  благоприятные условия для коррупции.

    К моменту выборов первого президента Беларуси экономическая ситуация в стране продолжала ухудшаться. В 1992-1994 гг. цены выросли в 32 раза (!), объем ВВП снизился на 20%. В стране процветала коррупция. Собственность и власть сосредотачивались в руках государственной бюрократии, формировалась экономическая модель олигархического капитализма, подобная той, которая сложилась в России.

    В течение 1990-1994 гг. уровень жизни упал в 2-3 раза, значительно выросло социальное расслоение.

    Как следует из результатов социологического опроса, в 1994 г. за "рынок" выступало только 30,3% опрошенных (в конце 1990 г. 62,69%). Таким образом, готовность населения в конце 1990г. принять неведомые ему рыночные реформы к моменту президентских выборов была утеряна.

    Президентские выборы в этих условиях явились, своего рода "восстанием масс" против "олигархического капитализма" с его коррупцией и нищетой народа.

    Несмотря  на принципиальное изменение условий  экономических взаимоотношений (кардинальный пересмотр доставшейся от периода "индустриализации" структуры цен, при которой сырье было практически бесплатным, и отказ от централизованного планирования), белорусские лидеры упорно ищут "вчерашний день", надеясь восстановить былое благополучие республики. Несмотря на многолетние усилия, цель - получение сырья и энергоносителей по внутрироссийским ценам - до сих пор не достигнута. Однако и ее достижение не способно решить проблемы белорусской экономики, главной из которых является ее низкая эффективность. Более дешевые энергоносители - один из главных аргументов в пользу белорусско-российской интеграции - действуют на нашу экономику как новая доза для наркомана. Затраты на производство в Беларуси в 8-10 раз превышают среднеевропейские.

    В постсоветский период эффективность  производства в Беларуси снизилась еще больше. В мире произошла смена поколения техники и технологий. Эффективность производства в развитых странах выросла. Многие товары на мировом рынке стали еще дешевле, в то время как издержки на производство белорусских товаров еще более возросли. Сейчас значительная часть белорусских товаров экспортируется только по демпинговым ценам. Но высокие темпы научно-технологического прогресса в постиндустриальных странах быстро меняют соотношение "цена-качество" не в пользу застывших в своей отсталости белорусской промышленности и сельского хозяйства. В ближайшие годы белорусскую продукцию перестанут покупать даже в развивающихся странах, в том числе и в России, даже по ценам, которые ниже издержек их производства.

    Сегодня, интеграционные усилия не могли принести улучшения жизни народа. Произошла, в лучшем случае, некоторая стабилизация, хотя и на весьма низком уровне. Отдельные регионы (например, Гродненщина) уже достигли уровня производства 1990 г., на что в качестве цели указывал президент, но изменений качества жизни в них это не повлекло.

    Такое неблагополучие, как показывают объективные  данные, не является чем-то уникальным для бывших социалистических стран  и уж тем более для бывших советских  республик. Многие "попутчики" Беларуси по исторической судьбе уже пережили наиболее "простой" способ перемен (через революционный кризис, обвал и возрождение с нуля) и теперь их перспективы могут рассматриваться более определенно. [14,31]

    Беларусь  же, практически исчерпав экономический  потенциал модели построения "рыночного социализма" в одной отдельно взятой стране, одновременно выпала и из европейской матрицы общественного развития. Учитывая такой фактор, как изношенность активной части производственных фондов более чем на три четверти, исторический период, в течение которого белорусы имели возможность существовать при социализме, следует полагать близким к завершению.

 

3.2 Пути совершенствования экономико-политического реформ в ключе

экономического  роста в Республике Беларусь 
 

    Приоритетной  целью экономической политики государства в предстоящий период должно быть повышение реального уровня жизни всех социальных групп, преодоление бедности. Как следует из экономической теории и мирового опыта, достижение этой цели возможно лишь на путях формирования открытой рыночной экономики. Содержание реформ сводится к перемещению принятия хозяйственных решений от государственных органов к производителям и потребителям, к созданию стабильной и безопасной хозяйственной среды для субъектов хозяйствования (деньги, законодательство, защита собственности, соблюдение контрактов и т.д.), к созданию рыночных институтов как элементов саморегулирования экономики (частные предприятия, биржи, инвестиционные фонды и т.д.). Государственное вмешательство необходимо прежде всего для соблюдения "правил игры", предотвращения негативных последствий действия рыночных сил (защита природной среды, поддержка социально не защищенных групп населения и т. д.). Государство должно взять на себя принятие решений, которые необходимы обществу, но не вызывают интереса других субъектов хозяйствования (низкая эффективность, результат в далеком будущем, большие первоначальные вложения).

    Непосредственным  результатом преобразований и обязательными  условиями достижения приоритетной цели явятся:

  • создание системы гарантий частной собственности;
  • создание стимулирующей инвестиционной среды с высокой степенью экономической свободы;
  • создание высокотехнологических рабочих мест;
  • создание эффективной адресной системы социальной защиты самых бедных членов общества;
  • включение Беларуси в процесс глобализации, формирование действительно открытой экономики.

    Это достигается путем выполнения конкретных мероприятий в сфере монетарной, фискальной, инвестиционной, промышленной, сельскохозяйственной, торговой, социальной политики, а также путем реформирования политической системы государства. Необходимые преобразования включают в себя разносторонние меры не только по изменению количественных показателей экономики, но и по формированию нового качества жизни, новой социальной среды.

    Экономические реформы предполагают выполнение триединой  задачи переходного периода: достижение стабилизации, либерализация всех рынков и построение институтов рыночной экономики. Основные направления экономической  политики должны заключаться в следующем.

    Монетарная  политика
  • Восстановление  независимости Национального банка  и его статуса как единственного  органа, ответственного за стабильность национальной валюты; создание свободных  денежно-кредитного и валютного  рынков; создание золотовалютных резервов; отказ от необоснованной кредитной эмиссии.
  • Проведение реформы финансового сектора экономики; приватизация банковской системы, ее оздоровление, повышение ликвидности; реструктуризация задолженности предприятий, вытеснение из расчетов бартера и денежных суррогатов; обеспечение жесткой финансовой дисциплины с эффективными механизмами санации и банкротства.
  • Законодательное обеспечение развития финансового рынка страховых, инвестиционных, трастовых компаний, пенсионных фондов; введение строгих норм отчетности, аудита и прозрачности проводимых операций.
    Фискальная  политика
  • Снижение  объема государственного потребления  в структуре ВВП.
  • Установление максимальной ставки подоходного налога в пределах 15-20%.
  • Строгое ограничение дефицита бюджета и постепенный переход к его запрету.
  • Централизация финансирования всех государственных расходов путем отмены всех внебюджетных фондов.
  • Централизованный механизм постатейного формирования госбюджета со строгим распределением обязанностей местных и республиканского бюджетов.
  • Установление размера внутренней и внешней задолженности в пределах 20% от ВВП.
  • Упрощение налоговой системы.
  • Равенство экономических субъектов перед бюджетом, предполагающее отсутствие многочисленных льгот и привилегий.
  • Унификация правил бухучета и приведение их в соответствие с международными стандартами.
  • Возможность контроля за расходом средств бюджетов всех уровней со стороны представительных органов власти, общественных организаций и СМИ.

Информация о работе Экономический рост: сущность, факторы, перспективы развития