Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:13, курсовая работа
Объектом исследования работы являются циклы в экономике. Предмет: выделение циклических закономерностей в экономике Республики Беларусь. Цель: определить влияние циклического характера экономики на экономический рост и развитие в Республике Беларусь. В соответствии с целями можно поставить следующие задачи:
определить наличие экономического роста в экономике Республики Беларусь;
определить наличие экономического развития в Республике Беларусь;
проанализировать влияние циклов на экономику Республики Беларусь.
Введение. 3
1. Экономический рост и развитие. Циклы в экономике. 5
2. Экономический рост и развитие в Республике Беларусь. 18
2.1. Экономический рост в Республике Беларусь. 18
2.2. Кризисные явления в экономике Республики Беларусь. 25
3. Антициклическое регулирование экономики. 31
Заключение. 35
Список использованных источников 36
В январе-сентябре текущего года 319,8 тыс. работников организаций (9 % среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной занятости (в январе- сентябре 2008 – 1,9 %). В сентябре 2009 г. по сравнению с августом 2009 г. численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем), уменьшилась на 4,5% и составила 66,4 тыс. человек, численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, уменьшилась на 5,4% и составила 31,3 тыс. человек.
Общее количество неотработанного времени за 9 месяцев 2009 г. составило 4,2 млн. человеко-дней, что равнозначно ежедневному невыходу на работу 21,9 тыс. человек (за 9 месяцев 2008 г. – 0,6 млн. человеко-дней). Из общего числа неотработанных по этой причине человеко-дней на промышленные предприятия приходилось 88,3%, на строительные организации – 4,6%. Условно рассчитанная численность ежедневно неработающих составила в промышленности 19,4 тыс. человек, в строительстве – 1 тыс. человек.
Численность безработных, зарегистрированных
в органах по труду,
занятости и социальной
защите, на конец октября
2009 г. составила 41,4 тыс.
человек, что на 7,6% больше,
чем в октябре 2008 г.
и на 1,9% меньше, чем в
сентябре 2009 г. Уровень зарегистрированной
безработицы составил 0,9% от
экономически активного
Реальный размер назначенной пенсии (пенсии, скорректированной с учетом индекса потребительских цен на товары и услуги) в июле 2009 года по сравнению с июлем прошлого года уменьшился на 0,8%, по сравнению с июнем 2009 года — на 0,4%.
В Беларуси реальные денежные доходы населения в августе 2009 года сократились на 3,8% по сравнению с июлем этого года и на 1,3% по сравнению с августом прошлого года. При этом по итогам восьми месяцев 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года рост реальных доходов составил 2,9%.
С 1 декабря ставка рефинансирования Национального банка снижается до 13,5 процента.
Валовой внутренний продукт составляет 99 % производства аналогичного периода прошлого года.
В целом по промышленности с апреля текущего года наметилась тенденция снижения прироста запасов в каждом месяце. Так, в апреле по сравнению с мартом запасы выросли на Br191 млрд., в мае по сравнению с апрелем - с на Br184 млрд., в июне по сравнению с маем - только на Br91,3 млрд.
Аналогичная ситуация и с соотношением темпов роста выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг и темпов промышленного производства в фактических ценах. В первом квартале 2009 года показатель составлял 90,8%, в январе-апреле - 90,9%, в январе-мае - 91,6%.
Инфляция в Беларуси в январе-
В январе-октябре 2009 г. на строительство жилых домов использовано 7,3 трлн. рублей инвестиций, что составляет 21% к их общему объему. На строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки использовано 1050,2 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, или 89,3% к предусмотренному объему на 2009 год.
Наблюдались следующие изменения в денежной базе:
Рисунок 11. Изменения денежной базы.
Таким образом, можно отметить заметное уменьшение объемов денежных агрегатов в июле 2009 года.
Несмотря на мировой экономический кризис, экономика республики Беларусь продолжает развиваться. Развитие является устойчивым, что подтверждается повышением индекса развития человеческого потенциала. Рост экономики составляет в среднем 10 % в год, что является одним из лучших показателей среди стран с развивающимися экономиками и стран постсоветского пространства. Однако, кризис не прошёл бесследно: в 3 квартале текущего года явно прослеживается присутствие кризисных явлений, которые свидетельствуют о нахождении экономики на понижательной волне цикла. Выход из рецессии, на мой взгляд, возможен только при помощи государственного регулирования, так как несмотря на рыночные отношения, экономика Беларуси не готова к саморегулированию.
Антициклическое регулирование (политика краткосрочной стабилизации) имеет долгую, противоречивую историю, в которой представлены и успехи, и разочарования. Оно проектировалось в 30-е годы Дж. Кейнсом и - независимо от него - Стокгольмской школой. Цель антициклического регулирования усматривалась ими в том, чтобы не допускать существенного отрыва совокупного спроса от совокупного предложения (считалось, что предложение приблизить к спросу гораздо сложнее, поскольку оно обеспечивается преимущественно частным сектором).
В
дальнейшем в антициклическом
В экономической теории представлены различные взгляды на причины циклических колебаний, а значит и различные подходы к проблеме их регулирования. Но все концепции регулирования тяготеют сегодня к одному из двух направлений:
Первое направление ориентируется на регулирование совокупного спроса и ставит целью воздействие на народное хозяйство в целом (макроэкономический подход). Второе - на регулирование совокупного предложения и создание стимулов деятельности отдельных фирм (микроэкономический подход).
Однако и кейнсианцы и неоклассики, хотя и различными методами, решают одну и ту же проблему сглаживания циклических колебаний.
Противодействие
колебаниям конъюнктуры достигается
с помощью «антициклической политики»,
т.е. действий, идущих в противоположном
направлении к текущей
Но
существует отличие: кейнсианцы при
сглаживании цикла уделяют
Так,
шведский экономист Б. Улин еще
в 30-е гг. обосновал необходимость
государственных инвестиций и общественных
работ как средства борьбы с безработицей.
Министр финансов Швеции Э. Вигфорс
доказал, что они являются способом
повышения покупательной
В результате проведения этих мероприятий в условиях низкой конъюнктуры происходит увеличение бюджетного дефицита. Но стимулирование совокупного спроса, а в конечном счете и производства, противодействие безработице в дальнейшем способны через некоторое время ослабить остроту бюджетных проблем.
В фазах оживления и подъема, наоборот, происходит повышение налогов, сокращаются государственные расходы, вводятся жесткие ограничения в области амортизационной политики. Такие действия направлены против перегрева конъюнктуры и инфляции. Они приводят к уменьшению дефицита бюджета и даже, в ряде случаев, к его положительному сальдо.
Неоконсерваторы тоже признают важную роль налогов (их снижение порождает рост деловой активности), но в целом они рассматривают бюджетно-налоговую политику как дополнение к политике кредитно-денежной. В условиях спада и депрессии - проводится (за это выступают и кейнсианцы) денежно-кредитная экспансия: оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительной денежной массы (экспансионистская политика «дешевых денег»), которая оказывает троякое влияние
В
условиях оживления и подъема
экономической конъюнктуры
Таким образом, антициклическое регулирование есть комплекс мероприятий в направлении, противоположном проявившимся в данный момент колебаниям экономической конъюнктуры. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход делового цикла. Оно меняет амплитуду, продолжительность, соотношение фаз цикла. В результате государственного воздействия возможно даже выпадение некоторых фаз и непоследовательность их смены с точки зрения «чистой» теории. Главной целью государства при этом является достижение стабильного, сбалансированного, равно распределенного по волне цикла и не галопирующего темпа экономического роста.
Основной целью антициклического регулирования является подготовка к кризисам, в виде резервных фондов, накопления избыточных средств и т.д., выбор правильного сочетания инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политик во время кризисов, а также смягчение последствий рецессии.
Таким
образом, успешность противокризисных
и антициклических мер зависит
от действий государства по регулированию
рынка. При проведении неправильных мер
регулирования можно привести государство
к дефолту. В таком случае не будет ни роста,
ни развития. Таким образом, меры антициклического
регулирования напрямую связаны с благосостоянием
государства и народа.
Согласно поставленным задачам, можно сделать следующие выводы.