Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:23, курсовая работа
Одной из важнейших долгосрочных целей экономической политики правительства любой страны, в том числе и России, является стимулирование экономического роста, поддержание его на стабильном и оптимальном уровне. Для этого необходимо иметь четкое представление о том, что такое экономический рост, какие факторы его стимулируют, а какие, наоборот, сдерживают. Этому посвящен первый вопрос.
Во втором вопросе говорится о динамических моделях экономического роста, которые помогают исследовать условия достижения оптимального (равновесного) темпа экономического роста для каждой конкретной страны и вырабатывать эффективную долгосрочную экономическую политику.
Введение………………………………………………………………..3
1. Понятие, факторы и типы экономического роста.………………..4
1.1. Понятие и черты экономического роста…………………………4
1.2. Типы и факторы экономического роста…………………………9
2. Модели и механизм экономического роста………………………12
2.1. Неоклассические модели………………………………………...12
2.2. Классическая модель…………………………………………….17
2.3. Кейнсианские модели……………………………………………18
3. Особенности экономического роста в России……………………25
3.1. Особенности экономической динамики России……………….25
3.2. Основные направления макроэкономической политики ……..27
Заключение……………………………………………………………29
Приложение…………………………………………………………...31
Список использованной литературы………………………………..33
Таким образом, увеличение численности населения и поступательное движение технического прогресса являются естественными условиям экономического роста.
Методом исследования и систематизации факторов экономического роста в модели Харрорда является основное уравнение:
G x C = s,
где G = ΔYt/Yt–1 – рост выпуска продукции, измеряемый в темпах прироста; С = ΔYt/ΔKt – предельная капиталоёмкость, выражающая количество капитальных благ, фактически произведённых ex–post за каждый период, делённое на прирост продукции за тот же период; s = S/Y – предполагавшаяся норма сбережения. Основное уравнение определяет, какой должна быть норма сбережения для достижения экономического роста, а так же фактический темп роста, наблюдающийся как при подъёме, так и при рецессии.
Для характеристики
условий стабильного
Gw x Cr = s,
Где Gw – темп роста, гарантирующий полную занятость растущего капитала, при котором производители из периода в период остаются в положении равновесия. Так Харрорд вводит понятие гарантированного темпа роста.
Cr – это требуемая предельная капиталоёмкость, выражающая, в отличие от фактического показателя предельной капиталоёмкости С, потребность в добавочном капитале для выпуска добавочной продукции.
Таким образом, для поддержания стабильного и равновесного роста необходима такая норма сбережений, величина которой равна произведению показателей гарантированного темпа роста и требуемой для его обеспечения предельной капиталоёмкости.
Однако рост G имеет естественные ограничители в виде темпов роста населения и темпа технического прогресса. Харрорд вводит понятие естественного темпа роста GN, учитывающий эти естественные условия экономического роста. GN – это темп роста, при котором полностью используется растущее предложение труда. Он характеризует такую линию развития, которая обеспечивает равновесие на рынке труда. Если фактический темп роста G равен GN то экономика развивается в условиях полной занятости. GN – это верхний предел фактического темпа роста G.
Харрорд исследует связь между G, Gw, GN с помощью системы уравнений:
GN Cr = s или GN Cr ≠ s
Иными словами,
идеальные условия для
Cr Gw = s = GN Cr
Соотношение GN, G, и Gw имеет решающее значение для определения тенденций экономической конъюнктуры: тенденция бума или кризиса определяется не величиной Gw, а степенью отклонения от неё.
Таким образом, политика государства, стимулирующая экономический рост, должна опираться на корректирующую инвестиционную политику, на регулирование баланса между сбережениями и инвестициями. Государственное регулирование так же должно стремиться к минимизации отклонения между гарантированным и естественным темпом роста. Однако для поддержания равновесного темпа роста и сохранения уровня процентной ставки (а не снижения заработной платы, как считают классики). В рыночной системе процентная ставка неизбежно колеблется, и поддержание её на стабильно низком уровне, по мнению кейнсианцев – долгосрочная задача экономической политики.
3.
Особенности экономического
3.1.
Особенности экономической
Обращаясь к структуре экономики России до и после начала реформ, необходимо отметить тот контраст, который наблюдается в ней. Если доля третичных отраслей в структуре общественного производства едва достигала 18 %, то в настоящее время она приближается к 50 %, и по данному показателю мы почти догнали Европу.
Но в структуре преобразований российского общественного сектора имеются свои особенности.
Во–первых, изменения в национальной экономике осуществлялись на фоне неутешительной экономической ситуации: реальный ВВП за годы реформ сократился более чем на 45 %, промышленное производство – более чем в два раза, сельскохозяйственное производство – примерно на 60 %. Это свидетельствует о глубоком экономическом спаде, сопровождавшемся социально–политическим кризисом в стране. Вышеотмеченные структурные сдвиги – результат не созидательных, а разрушительных сил в обществе и власти.
Во–вторых, обратившись к показателям, характеризующим структурные изменения в экономике, можно заметить, что среднегодовые темпы падения материального производства в 1992–1998 гг. были примерно 10 %, тогда как темп свёртывания хозяйственной деятельности в сфере услуг и торговли в ВВП является всего лишь результатом более мощных разрушений, которым подверглась сфера материального производства.
В–третьих, любые существенные структурные преобразования в общественном производстве сопровождаются инвестиционным бумом, так как для их реализации требуется мобилизация значительных финансовых ресурсов. В нашей стране за эти годы объём инвестиций непрерывно падал (не менее чем на 13 % в год). В табл. 1, в Прил. даны основные показатели уровня жизни в стране, видно, что их номинальный рост значительно отстаёт от господствующей галопирующей инфляции.
Таким образом, достигнутый структурный сдвиг – результат экономической несостоятельности избранной модели «развития», дополненной элементами реализации узкоклановых, сословных, национальных, криминальных, бюрократических и идеологических интересов и вступившей в противоречие с решением задач экономической и национальной безопасности России.
Лишь после 2000 года наметились кое–какие действительные положительные сдвиги (см. табл. 2 в Прил.).
3.2.
Основные направления
Несмотря на то, что в России очень слабый фактический рост, и чтобы реально поднять страну, нужны решительные меры, в политике роста отечественной экономики присутствуют противоречия. Например, необходимый нам технико-экономический и социально–экономический рынок невозможен на основе «свободного рынка» вообще и сложившейся рыночной системы с недооформленными структурными компонентами в частности – здесь нужна воля и целенаправленные усилия государства.
Этот концептуальный тезис противоречит правительственной «Программе социально–экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003–2005 г.г.)». Она говорит об установке на существенное сокращение государственного вмешательства в экономику. Административная реформа, сокращение «нерыночного» сектора, дебюрократизация, снижение административных барьеров, и т. п., разумеется, необходимы, но внимание следует уделять не «количественному», а «качественному» улучшению присутствия государства в экономике, оптимизации размеров госсектора и других количественных параметров этого присутствия.
К этому можно добавить запланированное уменьшение налогов на уровне 1 % к ВВП обернулось дестабилизацией и снижением налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, прежде всего, территориальных. Большой ошибкой было лишение местных бюджетов важного источника дохода – налога с продаж.
Отметим важные направления роста экономики.
Во–первых,
это активизация инновационной
деятельности в народном
Во–вторых, необходимы структурные трансформации. Императив повышения национальной конкурентоспособности и продвижение к «экономике знаний» требуют создания мощного сектора «новой экономики» с одной стороны, и модернизации структуры существующей промышленности с другой. Другим направлением диверсификации промышленности призвано стать ускоренное развитие отраслей индустрии народного потребления – пищевой, лёгкой, фармацевтической и пр. политику в их отношении следует увязывать со стимулированием малого среднего бизнеса, мерами по активизации внутреннего спроса и по мотивированию ориентации деятельности на внутренний рынок.
Важное место занимает и стимулирование инвестиций. Скачкообразное наращивание объёмов и улучшение структуры инвестирования народного хозяйства – залог быстрого и качественного экономического роста, успеха национальной инновационной и структурной политики. Для ускоренного экономического роста требуется порядково больший, нежели нынешний объем инвестиций. Для этого необходимо вовлечение в процесс долгосрочного инвестирования всех внутренних ресурсов: сбережений населения, резервов пенсионного фонда, страховых компаний и др. привлечению же иностранного капитала способствовало бы создание государственного гарантийного фонда. Но в настоящее время правительство планирует создать стабилизационный фонд, т. е. расширить нынешнюю практику льготного кредитования зарубежных экономик.
Один из изъянов российской экономики – недостаточный внутренний спрос. Расширение его произойдёт при увеличении зарплаты не менее прожиточного минимума, особенно это касается бюджетников. Так же повышению внутреннего спроса будут способствовать развитие ипотечного жилищного кредитования при страховании строительных рисков за счёт бюджета, дорожное строительство и реализация крупных инвестиционных проектов федерального значения.
Решению одной из общенациональных задач – снижения издержек производства – способствует повышение ответственности предприятий за эффективность использования производственного аппарата, увеличив, в частности, ставку налога на имущество в отношении неиспользуемых мощностей и площадей – для стимулирования их вовлечения в хозяйственный оборот и в целях облегчения доступа малого предпринимательства к технологиям крупного бизнеса.
Критически важное для ускоренного роста экономики вовлечение в инвестиционный процесс максимума свободных денежных средств немыслимо без государственного содействия упрочнению отечественного фондового рынка. Главные направления такого содействия связаны, прежде всего, с совершенствованием соответствующей общенациональной инфраструктуры и воссозданием единого экономического пространства страны, с улучшением институционально–правового обеспечения всех сторон корпоративного хозяйствования.
При несомненном прогрессе малого бизнеса в сфере торговли и услуг его роль в промышленном секторе очень мала. Одна из задач в обеспечении экономического роста состоит в интеграции малого бизнеса с крупнокорпоративными структурами, превращения банковского сектора в основного кредитора мелких предприятий.
Раскрытие отдельных направлений роста экономики.
Ещё одно
направление активизации
Следует использовать поощрение инвестиций в прикладные исследования.
Особенность современного этапа – довольно высокий инвестиционный спрос на импортное оборудование, и он останется существенным до тех пор, пока в России не возникнет новое машиностроение. Отсюда следует необходимость либерализации таможенных режимов ввоза высокотехнологичного импортного оборудования.
Ещё одно
перспективное направление
Результативность
хозяйствования в обрабатывающих отраслях
зависит от их затрат на услуги естественных
монополий. Поэтому важнейшее направление
структурной политики государства – реформирование
электроэнергетики, ж/д транспорта и газовой
отрасли с обязательной нацеленностью
на снижение издержек главная задача здесь
– резкое повышение эффективности функционирования
соответствующих инфраструктурно–
Но в обозримой перспективе можно заметить, что инвестиций только из внутренних источников окажется недостаточно, поэтому важно работать над привлечением их из–за рубежа (по имеющимся данным их ежегодный прирост должен составлять не менее 7–8 млрд. долл.).