Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 10:30, курсовая работа
В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу экономического роста, его факторов и современных проблем;
2. Раскрыть актуальность проблемы экономического роста в современных условиях;
3. Обозначить тенденции развития тематики "Экономический рост: факторы и современные проблемы".
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общая характеристика экономического роста 5
1.1. Теоретические подходы к категории экономического роста 5
1.2. Теория нулевого экономического роста 7
1.3. Факторы экономического роста 10
2. Модели экономического роста 14
2.1. Кейнсианские модели экономического роста 14
2.2. Неоклассическая модель роста Р. Солоу 19
3. Государственное регулирование и современные проблемы экономического роста 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Ошибка! Закладка не определена.
Таким
образом, в модели Солоу найдено объяснение
механизма непрерывного экономического
роста в режиме равновесия при полной
занятости ресурсов.
Проблемы экономического роста после социализма, устойчивости этого роста, факторов, которые на него влияют, - все это выходит сегодня на первый план. Двадцать лет назад благодаря комплексной программе научно-технического прогресса в СССР действовал мощный блок научных учреждений, которые занимались исследованием долгосрочных проблем экономического развития. Подавляющее большинство экономических институтов давали свои прогнозы относительно того, какой будет наша страна через двадцать лет. К реальной жизни такого рода исследования имели мало отношения, тем не менее, они позволяли организовывать обсуждения существовавшей экономической проблематики. В то же время практически никто не составлял прогнозы о том, какой будет отечественная экономика через шесть месяцев или в течение ближайшего года28.
Сейчас ситуация во многом обратная. Существует большое число квалифицированных публикаций, в основе содержания которых - краткосрочный анализ и краткосрочное прогнозирование событий в российской экономике. И очень слабо представлены исследования, связанные с долгосрочной перспективой. Произошла глубокая трансформация собственности. В крупных российских компаниях составляются программы долгосрочного развития, идет работа над крупномасштабными инвестиционными проектами. Для того чтобы их осмысленно осуществлять, необходимо понимать, какой станет окружающая среда к тому времени, когда инвестиционный проект будет реализован. Понимание того, что происходящее в экономике сегодня имеет свои корни в событиях начала 90-х годов (а от осуществляемого сейчас в огромной степени зависят перспективы роста в 2005-2011 годах), свойственно любому серьезному исследователю. Значительно труднее добиться, чтобы это понимание стало свойственным обществу и тем, кто принимает принципиальные политические решения.
Сущность государственного регулирования экономики заключается в целенаправленной деятельности государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм, методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе.
К основным функциям государства в современной рыночной экономике относятся:
- создание правовой основы функционирования рыночного механизма;
- организация денежного обращения;
- поддержание конкурентных начал в экономике, демонополизация производства;
- управление нерыночным сектором хозяйства (оборона, охрана правопорядка, здравоохранение, образование, фундаментальная наука и т.д.);
- стабилизация экономики, преодоление кризисных явлений, безработицы и инфляции;
- обеспечение социальной защиты и социальных гарантий членам общества29.
Если
сгруппировать все функции
Прямое регулирование рынка проявляется, прежде всего, в законодательной деятельности государства, а также в расширении государственных заказов, государственных закупок и развития госсектора в экономике.
Косвенное регулирование рынка осуществляется с помощью методов налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.
Политика стабилизации направлена на сглаживание циклических колебаний. В фазе кризиса все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности, а в фазе подъема – на ее сдерживание. В области налогово-бюджетной политики это означает: увеличение государственных расходов, снижение ставок налогов, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции в фазе кризиса и обратные мероприятия в условиях экономического подъема. Инструменты кредитно-денежной политики включают: уровень процентных ставок по ссудам, размеры кредитных ресурсов банка. В период экономического кризиса проводится политика "дешевых денег", когда снижаются процентные ставки и увеличиваются кредитные ресурсы банков. в период экономического роста, наоборот, проводится политика "дорогих денег": повышается уровень процентной ставки, сокращаются кредитные ресурсы30.
В современных условиях практически в любой стране, с любой моделью экономики существует объективная необходимость государственного регулирования общественного производства и социальных процессов за счет и в интересах всего общества. Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стимулировать этот процесс.
Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику “дешевых денег”) как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.
В противоположность кейнсианцам, сторонники “экономики предложения” делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники “экономики предложения” отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей31.
Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда32.
Подводя итоги, можно сказать, что на рост производительности труда и уровня жизни населения существенное воздействие оказывает экономическая политика государства. Прежде всего с помощью экономической политики государство может влиять на величину физического и человеческого капитала. Если растет запас капитала в экономике, то увеличивается экономический потенциал страны, и экономика может производить в будущем большее количество товаров и услуг. Поэтому, если правительство хочет увеличить производительность, ускорить экономический рост и повысить уровень жизни своих граждан, оно должно проводить государственную политику.
Можно сделать выводы для государственной политики в области экономического роста. В развитых странах усилия следует направлять на стимулирование развития НТП в части инноваций в потребительских благах (хотя это довольно сложно). В догоняющих странах усилия государства следует сосредоточивать на создании условий для ускорения темпов накопления физического капитала производственной сферой путём расширения доступа к кредитам и участия банков в качестве акционеров. В этом случае затраты на создание чистых инвестиционных благ в таком же объёме увеличивают прирост доходов сферы потребления и этим самым обеспечивают рост спроса на потребительские блага, что является единственным стимулом развития экономики.
Рассмотренные
теоретические вопросы, конечно, далеко
не исчерпывают важную для практики
область исследований экономического
роста. Современная теория социально-экономической
динамики и генетики позволяет сформулировать
несколько положений, имеющих принципиальное
значение для анализа положения и перспектив
экономического роста. Экономический
рост – феномен намного более сложный,
чем спад или депрессия. Он имеет свою
структуру, факторы, источники, последствия.
Реально существуют его конкретные виды,
выделение которых возможно по разным
классификационным признакам. Например,
по темпам увеличения главных экономических
показателей (ВВП, ВВП на душу населения,
эффективность производства и т. д.) различают
медленный, бурный и устойчивый экономический
рост; по степени использования экономических
ресурсов – экстенсивный и интенсивный
рост; по характеру взаимодействия национальной
и мировой экономики – экспорторасширяющий,
импортированный, импортозамещающий,
разоряющий рост; по отношению к действующему
законодательству–легальный, теневой
и криминальный рост и др.33 Понятно,
что характеристики содержания указанных
и других видов роста не могут быть одинаковыми
в различных социально-экономических
условиях, а потому не могут не различаться
и соответствующие механизмы их регулирования.
Но общей целью использования этих механизмов
должно быть формирование и высвобождение
созидательного потенциала ведущих факторов
современного экономического роста –
развитого профессионально-
Современный
экономический рост – системообразующий
и неравномерный процесс. Но его стратегический
первоисточник, истоки следует искать
не столько в лабиринтах мирового рынка,
сколько в ядре саморазвития национальной
экономики. Это ядро представляет собой
особое интегративно-инновационное образование,
единый и противоречивый сплав наиболее
активных составляющих технологических,
экономических и социальных укладов общества.
Основные современные модели экономического
роста, как и любые модели представляют
собой абстрактное, упрощенное выражение
реального экономического процесса в
форме уравнений или графиков. Целый ряд
допущений, предваряющих каждую модель,
уже изначально отодвигает результат
от реальных процессов, но, тем не менее,
дает возможность проанализировать отдельные
стороны и закономерности такого сложного
явления как экономический рост.
1. Базылев Н.И., Гурко С.П. Экономическая теория, – М., БГЭУ, 2003.
2. Берман Б. , Дж. Р.Эванс. Маркетинг. – М., 2001.
3. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. – М.: Юрист, 2004.
4. Булатов А.С. Экономика – М: Бек, 2005.
5. Булатов А.С. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов – М.: 2000.
6. Бункин М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. Учебное пособие. – М., 2003.
7. Кемпбелл Р., Макконнелл, Стэнли Л. Экономикс. Т.1. – М., 2000.
8. Киселева Е.А., Чепурин М.Н., Курс экономической теории. – Киров, 2002.
9. Райхлин Э. Основа экономической теории. Экономический рост и развитие. – М.: Юрист, 2001.
10. Роббинс Л. Предмет экономической науки. Т.1. – М.: 2000.
11. Чепурин М. Н. Курс экономической теории. – Киров, 2001.
12. Логинов Т.Е. Иностранные инвестиции и инвестиционные аспекты экономической безопасности России // Внешнеэкономический бюллетень. – 1998. – № 4.
13. Экономическая теория. Под ред. Камаева В.Д. – М. Изд. ИМПЭ, 2002.
14. Современная экономика. Под ред. Мамедова О.Ю. - Ростов-на-Дону, 2005.
15. Агапова Т.А.,Серегина С.В. Макроэкономика. Учебник под редакцией профессора, д.э.н. Сидоровича А.В 2-е издание, переработанное и дополненное - М: Издательство «Дело и Сервис», 2002 г.
Информация о работе Экономический рост: факторы и современные проблемы