Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 00:01, контрольная работа
Номинальный потенциал - это общая оценка всех имеющихся ресурсов независимо от использования или возможностей его использования в данное время в общественном воспроизводстве. В отличие от этого реальный потенциал - это потенциал, вовлеченный в экономический оборот.
1. Как в экономической литературе различаются понятия: "экономический 'номинальный' потенциал" и "экономический 'реальный' потенциал"?
Номинальный потенциал - это общая оценка всех имеющихся ресурсов независимо от использования или возможностей его использования в данное время в общественном воспроизводстве. В отличие от этого реальный потенциал - это потенциал, вовлеченный в экономический оборот.
Границы между
данными формами потенциала изменяются
в зависимости от изменения технологий,
экономической политики и других
потребностей национальной экономики.
примером могут служить изменения
в структуре топливно-
2. Что из себя представляет потенциальный валовой внутренний продукт? Можно ли отождествлять понятия: "потенциальный ВВП" и "экономический потенциал"?
Потенциальный ВВП (или экономический потенциал) - объём производства при полной занятости ресурсов1.
Экономический потенциал - это экономические возможности национальной экономики и общественного воспроизводства.
Наиболее часто
содержание экономического потенциала
отождествляется с
Отождествление экономического потенциала с имеющимися ресурсами отражает его важную сторону, однако это лишь исходная характеристика экономического потенциала.
Экономический потенциал - это не просто имеющиеся ресурсы, а способность, возможность общества при наличии данных ресурсов произвести максимально возможный объем продукции при росте эффективности экономики.
Методологически
в данном случае имеется единство
подхода к определению
Экономический потенциал при условии полного использования его структурных элементов должен также обеспечить в долгосрочной перспективе максимальный рост ВВП. ... Экономический потенциал - это не застывший набор ресурсов, а система ресурсов, динамично развивающаяся как по составу, так и по технологическому уровню.
3. На Ваш взгляд, реальный потенциал России способен стать основой для развития экономики по пути "инновационного сценария", почему?
В феврале 2011г. Минэкономразвития РФ было разработано 2 сценария развития России: инерционный и инновационный. Различие между сценариями не только в бюджетной политике, но в инновационном сценарии предполагается, что будут реализовываться более решительные меры по улучшению инвестиционного климата. Это и другая работа институтов, другой инвестиционный климат, другая поддержка частных инноваций.
По словам министра, Эльвиры Набиуллиной, «там также есть и разница в заложенных нами сценариях бюджетной политики». «Мы исходим из следующего: если реализуется инновационный сценарий, то должен быть определенный рост затрат, прежде всего на образование, на науку, то есть те сферы, которые важны с точки зрения развития инновационной экономики. Эти затраты не могут быть осуществлены за счет частных инвестиций. Там может быть какая-то доля частных инвестиций, но всегда в образовании, в науке, здравоохранении большая доля государства», - пояснила она необходимость роста госрасходов.
Поэтому, по ее словам, если не меняется налоговая система, «а мы против повышения налогов в общем на экономику», если сохраняются все принятые решения в области социальных обязательств, «то дополнительное финансирование может повлечь дефицит бюджета». «При этом сами же мы считаем, что дефицит бюджета - это не оптимальный вариант. Конечно, надо стремиться к нулевому дефициту бюджета», - добавила министр.
По ее словам, неправильно вести дискуссию между сценариями только в рамках дефицита бюджета, «развилки более серьезные и более серьезный выбор стоит за этими сценариями, нежели только уровень дефицита бюджета, это скорее даже результирующий вопрос».
Набиуллина сообщила, что дефицит бюджета приведет к росту госдолга. «По нашим расчетам, в определенные годы доля госдолга может доходить до 27% ВВП. Этот долг, на наш взгляд, безопасен с точки зрения того, что он не создает давления на частные инвестиции, то есть не вымывает все средства. Конечно, чем меньше долг, тем лучше, хотя госдолг должен быть - должен быть рынок долга для того, чтобы экономика нормально развивалась», - сказала министр.
Набиуллина сообщила,
что Минэкономразвития
Поэтому, по ее словам, предложен вариант, «как при умеренном дефиците бюджета - не более 2% ВВП - (после 2015 года – ред.) могут быть выстроены приоритеты». Министр согласилась, что вариант сохранения дефицита бюджета не оптимальный. «Но пока других вариантов в инновационном сценарии мы не нашли», - сказала Набиуллина.
В России реализуются 193 стратегии и концепции, еще 120 стратегических документов готовятся или согласуются. Однако качество госуправления на низком уровне, поставил диагноз министр финансов Кудрин. Например, до сих пор не приняты необходимые решения в пенсионной сфере, сказал министр: «На мой взгляд, эти изменения назрели, в частности увеличение пенсионного возраста, но коллеги и партия власти спорят со мной. Я им говорю — что нет резервов [для существования пенсионной системы в нынешнем виде], а они мне говорят, есть и принимают решение о повышении страховых взносов, т. е. ресурсов действительно нет».
На строительство новых дорог, без которых российская экономика не станет конкурентоспособной, из бюджета тратится всего 300 млрд. руб., а дыра в пенсионной системе — 1 трлн. руб., привел пример неэффективного стратегического решения правительства Кудрин.
Однако главная
критика министра была посвящена
подготовленному
Инновационный сценарий развития страны не может базироваться на цене на нефть, согласился с Кудриным ректор АНХ Владимир Мау. В повышении пенсионного возраста, по его словам, большого смысла нет: «Эта мера даст результат, если повысить пенсионный возраст до 90-95 лет, что нереально».
В Красноярске Кудрин рассказал
о новом механизме
Источники:
1. Курс экономической
теории: Общие основы экономической
теории. Микроэкономика. Макроэкономика;
Учебник под ред. А.В.
2. Инновационный путь развития для новой России/ под ред. В.П. Горегляда.- М.: Наука, 2005 г.
3. http://www.vedomosti.ru/
4. http://www.gks.ru/
Информация о работе Экономический потенциал и конкурентоспособность российской экономики