Экономические взгляды Ж.Б Сея

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 19:45, реферат

Описание работы

Во многих развитых странах Европы и в США на всём протяжении XIX века вплоть до смены классической политической экономии маржинализмом учение Смита было основополагающим для дальнейшего развития идей и концептуальных положений «классической школы» и главным образом тех из них, которые абсолютизировали политику экономического либерализма. В этом смысле последовательным и значительным продолжателем творческого наследия А.Смита в первой трети XIX столетия во Франции явился Ж.Б. Сэй.

Содержание

Введение 3
Учения Сэя 4
Заключение 15
Список используемой литературы 16

Работа содержит 1 файл

ref-19429.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

Заработная плата рабочего устанавливается взаимным соглашением между ним и предпринимателем: один старается, как можно больше получить, другой – как можно меньше дать.

Встречаются предприниматели, которые держатся того мнения, что  если платить рабочему дороже, то он будет хуже работать и что полезно, чтобы нужда заставляла его работать.

Частное потребление  в противоположность потреблению  общественному состоит в том, чтобы удовлетворять потребности  частных лиц и их семейств. Эти  потребности относятся главным  образом к пище, одежде, жилищу и  удовольствиям. Доходы каждого частного лица, получаются ли они с промышленных талантов, с капиталов или с земель, употребляются на различные предметы, которых требует удовлетворение потребностей. Богатство семьи растет, уменьшается или остается неизменным, смотря по тому, отстает ли потребление от ее доходов, превышает ли оно их или идет с ними вровень. Совокупность всех частных потреблений вместе с потреблением правительства, совершаемым в интересах государства, образует общее потребление нации.

Частная экономия учит нас  правильным образом направлять потребление семьи, т. е. в каждом данном случае, верно, соразмерять потребляемую ценность с удовлетворением, какое получает при этом семья. Слишком сдержанное потребление лишает его тех удовольствий, которые он мог бы получать по своему состоянию, а беспорядочное потребление лишает его тех средств, которые благоразумие советует ему беречь.      Крайностями в потреблении являются расточительность и скупость. И та и другая лишают человека выгод, которые доставляет ему богатство: расточительность тем, что истощает его средства, скупость тем, что мешает ему пользоваться ими.

Экономия есть суждение в применении к потреблению. Она  знает свои средства и знает, на что  лучше всего употребить их. У экономии нет никаких абсолютных принципов, она всегда сообразуется с состоянием, положением и запросами потребителя. Здравая экономия одинаково чуждается как скупости, так и расточительности. Скупость - это стремление копить не для того, чтобы потреблять или воспроизводить новые продукты, а для того, чтобы копить; это инстинкт, потребность машинальная и постыдная. Экономия – дочь благоразумия и просвещенного разума; она умеет отказывать себе в излишнем, чтобы обеспечить необходимое, тогда как скупость отказывает себе в необходимом, чтобы доставить излишнее в будущем, которое никогда не наступит. Экономию можно внести в устройство самого роскошного пиршества, и она дает средство сделать его еще более роскошным; скупость же только портит везде, куда ни покажется.

Экономия признается добродетелью, и не без основания. Она предполагает силу и власть над собой, как и другие добродетели, и более чем какая-нибудь из них, ведет к благоприятным последствиям. Беспорядок исключает экономию.

К числу причин, всего  более влияющих на частное потребление, принадлежит роскошь, которая доставляла так много материала для всевозможной декламации, о которой я мог бы и не говорить здесь, если бы все согласились правильно применять практические принципы, изложенные в этом сочинении, и если бы не было всегда полезно приводить доказательства вместо праздных разглагольствований.

Но ведь расходы, производимые не ради бесполезного потребления, делаются всегда потому, что деньги, которых  не хотят расточать на предметы роскоши, не бросаются в реку. Они идут или на более благоразумное потребление, или на новое производство. Во всяком случае, весь доход, если только он не запрятывается куда-нибудь, идет на потребление; во всяком случае, поощрение, получаемое производителями от потребления, равняется всей сумме доходов. А из этого следует:

1) что поощрение, получаемое тем или другим производством от расходов на предметы роскоши, непременно отнимается от какого-нибудь другого производства;

2) что поощрение, проистекающее из таких расходов, может возрастать только в том случае, если увеличивается доход потребителя, а известно, что он увеличивается от расходов не на предметы роскоши, а на производство новых продуктов.

Сторонники двух противоположных  систем - экономической и торгового  баланса – создали из этого положения главное основание для своих учений.

Говорят, что, возбуждая  людей к тратам, тем самым возбуждают их к производству - надо же, чтобы они вырабатывали что-нибудь для того, чтобы делать расходы. Чтобы дойти до такого рассуждения, надо прежде начать с предположения, что от людей самих зависит, как производить и потреблять, и что увеличивать свои доходы так же легко, как и проедать их. Но если бы это и было так, если бы действительно потребность бросать деньги развивала любовь к труду, что вовсе не подтверждается опытом, то все-таки производство могло бы возрастать не иначе как с помощью умножающихся капиталов, которые составляют всегда один из необходимых. Общество покупает и потребляет услуги администрации, оберегающей его интересы, войска, защищающего страну от внешнего нападения, суда гражданского и уголовного, охраняющего каждое частное лицо от посягательства других. Все эти разнообразные услуги приносят свою пользу, и если они размножаются сверх существующей в них потребности, если они оплачиваются дороже своей ценности, то лишь вследствие недостатков общественной организации.

Ценность, доставленная плательщиком налога, передана им даром; правительство воспользовалось ею, чтобы купить труд, предметы потребления, продукты - одним словом, то, что имеет такую же ценность. Покупка не есть восстановление ценности.

С какой бы стороны  ни рассматривалась эта операция и как бы она ни была усложнена в практическом исполнении, она всегда путем анализа приведет к тому общему положению, какое сейчас высказано. Потребленный продукт всегда будет потерянной ценностью, кто бы ни был ее потребителем, и притом она будет потеряна без вознаграждения того, кто не получил ничего в обмен на нее. Но в данном случае надо считать возмещением ту выгоду, которую плательщик налога получает от службы должностного лица или от потребления, сделанного на общую пользу.

Если общественные расходы  действуют на сумму богатств совершенно так же, как и частные, то те же самые принципы экономии должны руководить как теми, так и другими. Нет  двух родов экономии, как нет двух родов честности или двух родов  нравственности.

Потреблять только для того, чтобы потреблять, расходовать только для того, чтобы расходовать, требовать услуг от кого-нибудь ради того, чтобы давать ему жалованье, уничтожить предмет для того, чтобы иметь случай заплатить за него, - это такое же безрассудство со стороны правительства, как и со стороны частного лица в его частном потреблении, и так же непростительно для правителя государства, как и для всякого человека, стоящего во главе какого-нибудь частного предприятия.

Если потребление народа или его правительства причиняет потерю ценностей, а, следовательно, и богатства, то оно может быть оправдано лишь постольку, поскольку народ получает от него выгоды, равные тем жертвам, которых оно стоило ему. Стало быть, все искусство администрации заключается в постоянном и справедливом сопоставлении размера приносимых народом жертв с выгодами, извлекаемыми из них государством.

Вообще же история  показывает нам, что правительства  всегда страдали от недостатка денег  и принуждены были, подобно частным  лицам, прибегать, чтобы выпутываться из затруднений, к разорительным, а иногда и позорным средствам.

                                               Заключение

 

Жан Батист Сей (1767 - 1832) вошел  в историю экономической мысли  как автор теории полезности, он сникал себе несомненный авторитет смитианца, безоговорочно приняв принципы свободы рынков, ценообразования, внутренней и внешней торговли, неограниченной свободной конкуренции предпринимателей. В случае их принятия он предвещал человечеству объективную невозможность ни перепроизводства, ни недопотребления общественного продукта, т.е. экономических кризисов. Труды Ж.Б. Сэя достаточно легко воспринимались прогрессивной общественностью Франции, Англии, США и ряда других стран, что, как заметил один из предшественников маржинализма О. Курно, стиль изложения в сочинениях по политической экономии Ж.Б. Сэя был столь же литературно безупречен, что и у Смита. В истории экономических учений Ж.Б.Сэя ассоциируется, как правило, с образом учёного, беззаветно верившего в гармонию интересов классов общества в условиях рыночных экономических отношений и проповедовавшего для их утверждения принципы смитовской концепции экономического либерализма, саморегулируемости экономики. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

  1. Аникин А.В. Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей экономики до Маркса/ А.В. Аникин. – М.: Политиздат, 1985. – 405с.
  2. Блауг М. Экономика в ретроспективе/ М. Блауг. – М.: Делоиздат, 1994. – 354с.
  3. Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения/ Н.Д. Кондратьев. – М.: Эконом, 1993. – 325с.
  4. Реуэль А.Л. История экономических учений/А.Л. Реуэль. – М.: Высшая школа, 1972. – 422с.
  5. Сэй Ж.Б. Трактат политической экономии.
  6. Титова Н.Е. История экономических учений / Н.Е. Титова. – М.: Владос, 1997. – 285с.
  7. Удальцова И.Д. История экономической мысли/ И.Д. Удальцова – М.: Московский государственный университет, 1961.
  8. Ядгаров Я.С. История экономических учений / Я.С. Ядгаров. – М.: Экономика, 1996. – 350с.

 

 

 




Информация о работе Экономические взгляды Ж.Б Сея