Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:53, контрольная работа
Еще во времена античности отдельные представители передовой общественно-политической мысли пытались заглянуть в общество будущего, основанного на принципах равенства. Однако первые социалистические учения появились в эпоху первоначального накопления капитала. Они теснейшим образом были связаны с движением угнетенных масс за свое социальное освобождение.
Введение ……………………………………………………………………………….3
1. Утопический Социализм ……………………………..…….……………..4
2. Утопический социализм в России ……………….………..………….6
3. Шарль Фурье ……………………………………………….…………………….8
4. Роберт Оуэн 10………………………………………………………………...12
5. Учение А. Cен-Симона………………………………………………………14
Заключение ………………………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………………….16
При создании своего общественного идеала Фурье, находился под влиянием естественно-правовых воззрений. Хотя он и критиковал взгляды просветителей XVIII в., однако, воспринял ряд идей из их теоретического багажа. Прежде всего, это видно в трактовке Фурье вопросов о взаимосвязи природы, общества и человека. Взяв мысль просветителей о том, что надо «жить сообразно с природой», Фурье развивает собственную оригинальную натурфилософскую концепцию, в которой глубокие, содержательные идеи сочетаются с наивными, даже фантастическими. Мыслитель создает «теорию всемирного единства», доказывая взаимосвязь природы и общества. Он пишет о необходимости познания закономерностей их развития, о возможности господства человека над природой. Человек, по мнению Фурье, — это почка на необозримом и вечно живом древе вселенной, он ответствен не только за свою жизнь, но и за жизнь всего человечества. Мыслитель считает, что человечество идет к такому общественному строю, который будет соответствовать природе и страстям человека.
Остро и едко критикуя строй цивилизации, Фурье не был, однако, сторонником социального равенства, основанного на общности или равенстве имущества. Он называл равенство химерой, утверждал, что «всякое уравнительство — политическая отрава», так как человек по инстинкту враг уравнительности и склонен к иерархическому режиму. Поэтому и в будущем обществе следует добиваться, по мнению социалиста-утописта, «согласия неравенства». Причем это неравенство должно быть весьма значительным и стать источником дальнейшего развития общества. «Невозможно организовать серии ,по страсти, — писал он, — без большого неравенства состояний, характеров, вкусов и инстинктов: если бы не существовало этого ряда ступеней неравенств, надо было бы его создать, установить во всех отношениях, прежде чем получить возможность ассоциировать то, что относится к страстям». Тем самым Фурье порывает с грубо уравнительным, аскетическим пониманием справедливого общества, характерным для утопического коммунизма XVIII в. Поэтому в своем общественном идеале он не ликвидирует частную собственность, правда, подвергает ее определенным изменениям. По мнению социалиста-утописта, в критикуемом им обществе вопрос о собственности крайне запутан, а он, между тем, играет большую роль. «При строе цивилизации, — пишет Фурье, — царит страшный мрак в отношении всех вопросов, касающихся права собственности». Эта собственность не обеспечивает процветание общества, ведет к чрезмерной зависимости трудящихся от работодателей. А социалист-утопист постоянно думает о бедняках, считая, что они должны жить в совершенно иных условиях, не хуже, чем живут при строе цивилизации состоятельные люди. Поэтому он понимает под «общественным богатством изобилие разных степеней, ставящее наименее богатых людей в безопасность от нужды и обеспечивающее им, по крайней мере в качестве минимума, участь, которую мы называем средним 'буржуазным достатком». Отмечая необходимость сохранения частной собственности, мыслитель постоянно подчеркивал, что страсть к богатству, без которого нет удовлетворения потребностей и наслаждения жизнью, присуща «природе» человека. Чувство хозяина, сопричастность к собственности, личная заинтересованность в результатах труда играют большую роль. Поэтому, считает Фурье, надо всячески возбуждать в людях дух собственности, дать возможность и беднякам приобщиться к ней. «Инстинкт собственности, — писал он, — это самый могучий из известных нам рычагов для усиления жизнедеятельности цивилизованных народов: можно без преувеличения сказать, что производительность труда собственника вдвое выше по сравнению с трудом раба или наемного рабочего... Следовало бы, поэтому для разрешения основной проблемы политической экономии превратить всех наемных работников в собственников, заинтересованных в производстве». Однако Фурье отнюдь не был сторонником сохранения частной собственности в том виде, как она существует при строе цивилизации. Он многократно писал о «тирании индивидуальной собственности», господство которой означает противостояние интересов одного человека интересам всего общества. В будущем обществе собственность должна измениться «в соответствии с общественными удобствами».
Сама
жизнь подтвердила значимость идей
Фурье. Его творчество оказало заметное
влияние на развитие различных отраслей
науки и течений художественного творчества.
Большого внимания и дальнейшего пристального
изучения заслуживают и представления
Фурье о равенстве и справедливости, мечты
о будущем. Как заметил А. Бебель: «Идеям
Фурье еще суждено воскреснуть при будущем
переустройстве общественных порядков,
хотя в ином виде, чем это рисовалось их
творцу».
4.Роберт
Оуэн
Роберт Оуэн - выдающийся английский социалист-утопист. Оуэн родился в мелкобуржуазной семье. С десятилетнего возраста самостоятельно зарабатывал себе средства к существованию. К двадцати годам он был уже директором фабрики. С 1800 Оуэн управлял в качестве совладельца крупным текстильным предприятием в Нью-Йорке (Шотландия). Деятельность Оуэна в Нью-Йорке принесла ему широкую известность фабриканта-филантропа. Оуэн ввел на фабрике сравнительно короткий для того времени рабочий день, в 10,5 часов, создал ясли, детский сад и образцовую школу для детей и рабочих, провел ряд мер для улучшения условий труда и быта рабочих. В 1815 Оуэн выступил с проектом закона, который ограничивал рабочий день для детей и устанавливал для работающих детей обязательное школьное обучение. В 1817 Оуэн составил докладную записку парламентской комиссии, в которой выдвинул идею трудовой коммуны как средства борьбы с безработицей. К 1820 окончательно оформились социальные идеи Оуэна: он пришел к убеждению о необходимости радикальной перестройки общества на началах общности владения, равенства в правах и коллективного труда.
Будущее “рациональное” общество Оуэн представлял себе в виде свободной федерации небольших социалистических самоуправляющихся общин, включающих не более 3 тысяч человек. Главный вид занятий в общине - земледелие; но Оуэн был против отделения промышленного труда от сельскохозяйственного (община организует у себя также и промышленное производство). При общности владения и общем труде не может быть не эксплуатации, ни классов. Работа распределяется между гражданами в соответствии с потребностями. Считая, вслед за французскими материалистами 18 веке, что человеческий характер является продуктом общественной Среды, окружающей человека, Оуэн был убежден, что в его новом обществе родится новый человек.
Правильное воспитание и здоровая Среда научат его чувствовать и мыслить рационально, искоренят в нем эгоистичные привычки. Суды, тюрьмы, наказания станут не нужны.
Оуэн был убежден, что достаточно основать одну общину, и ее преимущества неизбежно вызовут стремление к организации других. Стремясь показать практическую осуществимость и преимущества трудовых коммун, Оуэн отправился в 1824 в США, чтобы организовать там опытную колонию на началах общности владения. Однако все опыты Оуэна в США послужили лишь доказательством утопичности его планов. После ряда неудач Оуэн вернулся в Англию, где принял активное участие в кооперативном и профессиональном движении.
Одновременно
с реорганизацией обращения Оуэн
пропагандировал широко задуманную
утопичную реорганизацию
Неудача “Великого союза” была началом заката оуэнизма. Осуждая политическую борьбу рабочего класса, Оуэн и большинство его сторонников остались в стороне от мощного классового движения английского пролетариата - чартизма, и отрицательно относились к нему. Тем не менее заслуги Оуэна велики. Сорок лет проповедовал Оуэн идеи социализма. Всю сознательную жизнь служил он интересам рабочего класса, борясь за фабричное законодательство, за улучшение условий труда.
Оуэн
- единственный из великих утопистов,
сделавший попытку, хотя и основанную
на неправильной, утопичной теории,
привлечь самих рабочих к делу
социалистического
5.Учение
А. Cен-Симона
А. Сен-Симон (1760 - 1825) принадлежал к высшей французской аристократии. Целью своей жизни он считал создание учения, научно объясняющего общественное развитие и предлагающего справедливые формы общественного устройства.
А. Сен-Симон первым употребил понятие "индустриального общества", подметив то обстоятельство, что промышленное машинное производство становится основой экономической системы капитализма. Все общество он делил на 3 класса - "бесплодных" (дворянство, духовенство), бесполезных для общественного прогресса, - и "индустриалов" (предпринимателей, рабочих крестьян, ремесленников), производителей материальных благ.
Коренными недостатками индустриальной системы он считал конкуренцию, обнищание широких масс населения, бедственное положение рабочих. Этой системе был противопоставлен проект так называемый "новой промышленной системы", в которой: люди будут трудиться сообща, в тесном взаимодействии, на основе плановой организации производства и распределения материальных благ по потребностям.
А. Сен-Симон
полагал, что путь к "новой промышленной
системе" лежит через осознание
предпринимателями
Заключение
Таковы
в основных чертах учения социалистов-утопистов
первой половины 19 века. Легко заметить
то общее, что было в них: критика
современного им строя основанного
на погоне за прибылью, сочувствие трудящимся,
стремление облегчить их жизнь, распределение
по потребностям или по труду, планирование
производства. Многие идеи утопистов-социалистов
вошли в идейный фонд сторонников
и продолжателей
Список
литературы:
1. Антология экономической классики. Т. 1. М.: Эконов, 2003.
2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М. Дело ЛТД. 2004.
3. Гелбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 2001. С. 36.
4. Всемирная история экономической мысли / Гл. ред.— В.Н.Черковец. Т. 4, М., 2003.
5. Жид Ш., Рист III. История экономических учений. М.: Экономика, 2004.
6. Кондратьев
Н.Д. Избранные сочинения. Ред.
7. Самуэльсон П. Экономикс. Т. 2. М.: Прогресс. 2004.
8. Столяров И.А. Предисловие // Антология экономической классики. Т. 1. М.: Эконов, 2003.
9. Титова Н.Е. История Экономических Учений. М.: ВЛАДОС. 2003.
10. Экономика и бизнес / Под ред. В. Д. Камаева. М.,2002.
11. Ядгаров Я. История экономических учений. М.,2004.
Информация о работе Экономические взгляды социалистов- утопистов