Экономические взгляды мыслителей Древней Греции и Древнего Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:29, контрольная работа

Описание работы

Хозяйственная деятельность на самых ранних ступенях развития человечества подвергалась анализу и осмыслению. С развитием и усложнением жизненного уклада, с появлением новых общественных институтов и все более прогрессивных форм хозяйствования экономика как наука прошла сложный путь от вспомогательной прикладной дисциплины до магистральной научной отрасли. Наиболее ранние из сохранившихся источников, посвященных социально-экономической проблематике, относятся к достижениям мыслителей Древней Греции и Рима.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
3
1.Экономические взгляды древнегреческих мыслителей: Ксенофонта, Платона, Аристотеля ………………………………………………………………... 4
2.Проблематика экономической мысли Древнего Рима……………………… 7
3.Отражение специфики экономики Древней Греции и Древнего Рима в особенностях экономической мысли этих обществ…………………………... 10
Заключение ……………………………………………………………………… 12
Список использованной литературы…………………………………………... 14

Работа содержит 1 файл

История Э.У..doc

— 91.00 Кб (Скачать)

          Поставленный Варроном вопрос о повышении эффективности труда рабов стал особенно актуальным для Рима в начале новой эры в связи с падением доходности сельскохозяйственного производства и нехваткой рабов. Этой проблеме уделял большое внимание писатель и агроном Луций Юний Модерат Колумелла. В его трактате «О сельском хозяйстве» последовательно излагаются, основные принципы ведения дел в поместье, сведения о сельскохозяйственных работах, об уходе за деревьями, виноградниками, о разведении домашнего скота, рыб, пчел, об обязанностях хозяина и хозяйки имения.

          Главным условием подъема сельского хозяйства, по мнению Колумеллы, должен быть рост производительности труда. И здесь особенно важным является углубление разделения труда между основными работниками – рабами. Однако он отмечал, что рабы не желают трудиться в полную силу, проявлять инициативу, старательность, выполнять сложные специализированные агротехнические операции.

         Важнейшим фактором воздействия на рабов, на производительность их труда Колумелла считает «присутствие самого хозяина».

         Некоторые мыслители в рамках политических, философских и других сочинений затрагивали и проблемы теории. Самым известным из них был выдающийся оратор, политический деятель, философ Марк Туллий Цицерон. Среди множества его произведений можно выделить трактаты «Об обязанностях», «О старости», «О законах», «О природе богов» и другие, в которых в связи с политическими и философскими проблемами рассматриваются и некоторые вопросы теоретико-экономического характера.

          Человеку, как считал Цицерон, свойственно естественное стремление к объединению с другими людьми, к справедливости и соблюдению законов. Результатом объединения становится государство, лучшим видом организации которого является республика. В ней соединены элементы трех основных государственных форм: монархии, аристократии, демократии. Главной целью государства должно быть обеспечение гражданам безопасности и свободного пользования имуществом, при этом под действие закона должны подпадать все.

          Справедливость должна распространяться на все категории населения, в том числе и на рабов. Цицерон не был уверен в справедливости рабства и предлагал относиться к рабам как к наемным работникам, предоставляя им за труд все необходимое. По его мнению, справедливость должна быть соединена с благотворительностью, ведь люди живут не каждый сам по себе, а в обществе и обязаны помогать друг другу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Отражение специфики  экономики Древней  Греции и Древнего  Рима в особенностях  экономической мысли  этих обществ 

          С появлением первых государственных образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни, т.е. со времен древних цивилизаций, перед обществом возникло множество насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества, на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.

          Как же эта проблема решалась в Древнем мире? Какими аргументами на протяжении с четвертого тысячелетия до нашей эры и до первых столетий первого тысячелетия нашего времяисчисления в странах Древнего Востока и античного рабства поддерживалась система рабовладения и приоритета натурально-хозяйственных отношений перед товарно-денежными?

Коротко ответы на эти вопросы могут быть сведены к следующему.

          Во-первых, выразители экономической мысли Древнего мира – это крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств – стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство как главные условия открытого разумом и охраняемого гражданскими законами непреходящего «естественного порядка».

          Во-вторых, доказательства идеологов Древнего мира базировались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, т.е. против свободного функционирования денежного и торгового капитала, в которых усматривали искусственную сущность, нарушающую принцип эквивалентности и пропорциональности процесса обмена товаров на рынке по их стоимости.

          Однако для более обстоятельной и полной характеристики эволюции экономической мысли Древнего мира необходимо обособленное рассмотрение особенностей хозяйственной жизни восточного рабства и классического (античного) рабства и основных идей и воззрений в дошедших до нас памятниках экономического мышления цивилизаций Древнего Востока и античных государств.

          У мыслителей древности экономической науки как таковой еще не было. В их трудах, записках, трактатах содержатся практические рекомендации, советы по организации, методам ведения хозяйства.

          В широком смысле истоки современной цивилизации находим в идеях и трудах мыслителей далекого прошлого, в частности – Древней Греции и Древнего Рима. И потому их взгляды, наблюдения, мнения представляют интерес и сегодня. 

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

          В целом, проблематика экономической мысли античности была своеобразной и довольно зрелой. Она развивалась на первых этапах под влиянием разложения общины, в условиях обострения противоречий рабовладельческого строя в период расцвета и кризиса. Трактовка проблемы рабовладения занимала главное место как в трудах древнегреческих, так и древнеримских философов.

          На экономическую мысль также оказывало большое влияние развитие городов и связанный с этим рост ремесла и торговли. Мыслители древнего мира понимали значение разделения труда. В период расцвета экономической мысли её представители пытались анализировать товарно-денежные отношения, условия обмена, деньги. Они не только давали советы о том, как вести хозяйство, но и пытались теоретически осмыслить экономические процессы. У многих мыслителей существовал натурально-хозяйственный подход к экономическим проблемам.

          В дальнейшем историческом развитии учения античности стали источниками многочисленных школ и направлений.

          В странах античного государства поддерживалась идея идеальной модели государства, существовавшей в системе рабовладения с приоритетом натурально-хозяйственных отношений, а не товарно-денежных; выразителями идей были крупные мыслители, философы и отдельные правители рабовладельческих государств, чьи доказательства основывались на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, поскольку в денежном и торговом капитале усматривалась искусственная сущность, нарушавшая принцип эквивалентности и пропорциональности обмена товаров на рынке по их стоимости. Экономическая мысль Древнего мира, хотя и не сформировалась в самостоятельную отрасль знания, но поставила важные проблемы, чем заложила основы для дальнейшего развития экономической мысли.

          Экономическая мысль Древнего мира получила значительное развитие в античную эпоху-период завершения формирования рабовладельческого способа производства и утверждения рабства в его классической или античной форме. Наибольшее развитие экономические отношения этой эпохи получили в Древней Греции и Древнем Риме. Важнейшими экономическими проблемами периода античности, нашедшими отражение в древнегреческих и древнеримских письменных памятниках, являлись: обоснование преимуществ и незыблемости устоев натурального хозяйства, обоснование законности и справедливости рабства, организация и управление частным рабовладельческим хозяйством и наконец, разработка ряда проблем товарного хозяйства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

1.Бартнев  С.А. История экономических учений: Учебник. - М.: Экономист, 2006. – 456 с. [с. 25 – 27; с. 32 - 34].

2.История экономических учений: Учебник для вузов / Под ред. В. С. Адвадзе, А. С. Квасова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

3.Титова  Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Гуманит. изд.  центр ВЛАДОС, 2007. – 228 с. [с. 9 - 15].

4.Экономическая  мысль античности [Электронный ресурс] // Википедия – свободная энциклопедия. – Электрон. данные. -http://ru.wikipedia.org/wiki/Экономическая_мысль_античности

5. Кузнецова О. Д. История экономики. М.: ИНФО-М, 2008. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Экономические взгляды мыслителей Древней Греции и Древнего Рима