Экономические выгоды и издержки региональных интеграционных соглашений

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 17:44, контрольная работа

Описание работы

Мировое экономическое развитие во второй половине, и особенно в конце XX века убедительно показало, что высшей формой развития мирового воспроизводственного процесса является интеграция, представляющая собой объективный процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Предпосылки и цели региональной интеграции………………………………6
Показатели интенсивности интеграционных связей в региональных экономических группировках………………………………………………….11
«Новый регионализм». Мегарегиональная интеграция……………………...12
Статистические и динамические эффекты региональных
интеграционных соглашений…………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы……………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая5.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

   В-третьих, наличие взаимодополняющих структур экономики интегрирующихся стран (их отсутствие— одна из причин низкой эффективности интеграции в Африке, в арабском мире).

   В-четвертых, общность хозяйственных и иных проблем, которые реально стоят перед странами того или иного региона.

   В-пятых, политическая воля государств, наличие стран - лидеров интеграции.

   В-шестых, так называемый «демонстрационный эффект». Под влиянием успехов тех или иных интеграционных объединений, как правило, и у других государств появляется желание вступить в эту организацию. Так, демонстрационный эффект ЕС стимулировал 10 стран ЦВЕ к подаче заявок на вступление в Евросоюз.

   В-седьмых, «эффект домино». Поскольку интеграция ведет к переориентации экономических связей стран-членов на внутрирегиональное сотрудничество, остальные страны, оставшиеся за пределами объединения, испытывают некоторые трудности, а подчас и сокращение торговли со странами, входящими в группировку. В результате они также вынуждены вступить в интеграционное объединение. Например, так возникла «Группа трех» в Латинской Америке после того, как Мексика стала членом НАФТА (с ней подписали соглашения о свободной торговле Венесуэла и Боливия).

   Региональная  интеграция имеет вполне конкретные цели.

   • Повысить национальную конкурентоспособность, совместно противостоять вызовам глобализации.

   • Использовать преимущества «экономики масштаба», позволяющие расширить размеры рынка, снизить трансакционные издержки, создать новую комбинацию факторов производства, стимулировать приток прямых иностранных инвестиций. Такие цели преследовали МЕРКОСУР, Андское сообщество, АСЕАН.

   • Содействовать модернизации и структурным реформам в экономике.

   • Подключить страны, создающие рыночную экономику или осуществляющие глубокие экономические реформы, к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем развития; рассматривать этот процесс как важнейший канал передачи хозяйственного опыта. Более развитые страны, подключая своих соседей к процессам интеграции, тоже заинтересованы в ускорении реформ, создании там полноценных емких рынков.

   • Получить для национальных производителей более широкий доступ к финансовым, трудовым, материальным ресурсам, к новейшим технологиям, работать на более емкий рынок.

   • Укрепить добрососедские отношения между странами по всем направлениям. Происходит исчезновение условий для конфронтации. Создание благоприятной внешнеполитической среды — цель, особенно характерная для стран Ближнего Востока, Африки.

   • Усилить позиции участвующих стран на мировом рынке. Решаются определенные задачи торговой политики. Интеграция позволяет выступать совместно в международных организациях, укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних переговоров. 
 

Показатели  интенсивности интеграционных связей в региональных экономических группировках

   Интенсивность развития интеграции в различных  РИГ можно проследить по совокупности нескольких показателей.

   Довольно  распространенный показатель — доля в процентах от суммарного валового национального продукта, приходящаяся на внутрирегиональный товарооборот, экспорт, импорт. При этом важна и динамика этого показателя, позволяющая установить, усиливается интеграционная составляющая в экономическом развитии или нет. 
 
 
 
 

   «Новый регионализм». Мегарегиональная интеграция

   Процессы  глобального развития, охватившие большинство  регионов и секторов мирового хозяйства, принципиально изменяют соотношение между внешними и внутренними факторами развития национальных хозяйств в пользу первых. Ни одна страна не в состоянии рационально сформировать и осуществить экономическую политику не учитывая требований глобализирующегося мирового хозяйства  норм поведения основных участников мирохозяйственной деятельности. При этом следует учитывать, что качество развития, его темпы, от распевая структура во многом задаются мировой экономикой, новым] условиями, которые предопределяет глобализация. Активное использование преимуществ хозяйственной глобализации, открытость экономики наряду с многочисленными позитивными последствиями, шансами (которые хорошо известны) сопряжены и с серьезными рискам для безопасности страны: например, односторонней зависимостью о международного финансового рынка, быстрыми и крупномасштабны ми «миграциями» портфельных инвестиций и пр.    

   Региональные  экономические комплексы нужно  рассматривать в качестве важнейших  компонентов глобализации развития, а не его сегментации. Регионализация создает дополнительные возможности, стимулы, механизмы для либерализации торговли, движения капиталов, всех факторов производства в международной экономике, она — один из ответов на вызовы глобализации.                                            

   Формирующийся новый мировой порядок во многом вырастает снизу, постепенно кристаллизуясь вокруг наиболее сильных государств: Соединенных Штатов Америки, объединяющейся и расширяющейся Европы, несколько особняком стоящей Японии. На базе геоэкономических интересов этих и других центров конкуренции вырастает «мегарегиональная интеграция», принимающая различные формы — от зоны свободной торговли до идущих к конфедерации объединений (ЕС).

   Особый  интерес к стратегическому регионализму проявляют Соединённые Штаты  Америки.

   1.Начиная  с 1995 г. подписана серия крупных  документов между США и ЕС в направлении создания нового трансатлантического рынка (New'Transatlantic Marketplace) и идут дебаты, в том числе на официальном уровне, по поводу дальнейшего расширения этого союза, превращения его в Трансатлантическую зону свободной торговли (TAFTA). Высказываются идеи включения в TAFTA всех стран ОЭСР; а также объединения TAFTA с АТЭС (Форумом Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества).

   2. Параллельно предпринимаются попытки объединения двух Америк (Северной и Южной) и создания в Западном полушарии Всеамериканской зоны свободной торговли (FTTA). Его участниками будут НАФТА и страны Латинской Америки.

   3. Европейский Союз за счет намеченного в ближайшее десятилетие расширения может резко нарастить свой ресурсный потенциал, образовав рынок, охватывающий не 15, как сегодня, а 28 государств, чья совокупная доля в мировом ВВП может составить ,22-23%.

   4. Форум Азиатско-тихоокеанского сотрудничества уже включает в себя 21 экономику, в том числе США, Японию, Канаду, Австралию, растущий Китай, Россию, новые индустриальные страны. Стратегия этого блока пока не совсем ясна, хотя провозглашена программа, как уже отмечалось выше, создания в регионе зоны свободной торговли и свободного движения инвестиций до 2020 года.

   Новая политико-экономическая конфигурация мирового хозяйства все больше привлекает внимание исследователей. Некоторые аналитики полагают, что таким образом закладываются основы нового политического устройства мира. По их мнению, суперрегионы движутся в направлении интегрий — наднациональных хаотических объединений со своей валютой, моделями экономического регулирования, правовыми институтами, структурами управления, системами безопасности. Поэтому в перспективе можно говорить не о государственных, а о квазигосударственных образованиях. Каковы  будут их конкретные формы — союзы, конфедерации, — не столь важно.

   Взаимодействие  России с многополюсным, миром должно уже сегодня быть в центре внимания политиков и управленцев. Здесь  необходима, на наш взгляд, многовекторная интеграция.

    лидерство в СНГ на евразийском пространстве;

   • активное сближение с ЕС, очевидно, в какой-либо «мягкой» форме присоединения;

   • наконец, активное участие в азиатско-тихоокеанской интеграции (АТЭС), членом которого Россия является.

   Несомненно  одно:

   1. Глобализация мировой экономики и регионализм представляют собой серьезные вызовы для России. Более того, без правильного отношения к экономической глобализации и регионализму, без учета этих тенденций при разработке мер по возрождению России, без разумной и эффективной политики адаптации России к экономической глобализации и регионализму России не только не занять достойного места в глобализирующейся мировой экономике, но и не решить проблем внутриэкономического развития.

   2. Регионализм (в том числе «новый регионализм» мегаинтеграционных объединений) — это один из компонентов новой парадигмы МЭО. 
 
 

   Статистические  и динамические эффекты  региональных интеграционных соглашений 

   Становление теории экономической интеграции и, в частности, таможенных союзов обычно связывают с именем канадского ученого Джэкоба Вайнера. В основе анализа лежит сравнение торговли между странами в условиях существования у каждой из них собственного таможенного тарифа и в условиях заключения между ними соглашения о таможенном союзе, устраняющего тарифную взаимную торговлю. В соответствии с теорией таможеного союза Вайнера в результате его создания в экономике возникают два типа эффектов:

  • статические - экономические последствия, проявляющиеся немедленно после создания таможенного союза как его непосредственный результат;
  • динамические эффекты - экономические последствия, проявляющиеся на более поздних стадиях функционирования таможенного союза.

   Среди статических эффектов наибольшее значение имеют эффекты создания торговли и отклонения от торговли.

       Эффект создания торговли

    В результате создания таможенного союза может возникнуть ситуация, когда товары, которые традиционно закупались на внутреннем рынке, окажутся дороже, чем такие же товары, произведённые за рубежом. Если до создания таможенного союза местные производители находились под защитой импортных пошлин, что делало невыгодным закупать товар за рубежом, то после их отмены в рамках таможенного союза зарубежный товар оказался дешевле местного, и потребители стали покупать его из-за рубежа. В результате возник импортный товарный поток, которого раньше не было, и ресурсы стали использоваться более эффективно.

       Создание торговли - переориентация местных потребителей с менее эффективного внутреннего источника поставки товара на более эффективный внешний источник, ставшая возможной в результате устранения импортных пошлин в рамках таможенного союза.

      Главным признаком возникновения таможенного союза является устранение таможенных пошлин во взаимной торговле стран-членов.

      

      Эффект отклонения торговли

    Создание  таможенного союза означает предоставление взаимных торговых преференций его  членами друг другу, но не другим странам. В результате взаимного устранения таможенных пошлин может возникнуть как эффект создания торговли, так и эффект отклонения торговли, по сути противоположный эффекту создания торговли, поскольку источник поставки товаров из стран, участвующих в интеграции, далеко не всегда является самым эффективным источником. Зачастую страны, не участвующие в интеграции, но отгороженные от нее общим таможенным барьером интегрирующихся стран, могли бы обеспечить поставки того же товара по значительно более низким ценам.

      Отклонение торговли - переориентация местных потребителей с закупки товара у более эффективного внеинтеграционного источника поставки на менее эффективный внутриинтеграционный источник, произошедшая в результате устранения импортных пошлин в рамках таможенного союза.

        Теория «второго лучшего»

    До  возникновения теории таможенного  союза считалось, что свобода  торговли как модель торговой политики однозначно обеспечивает повышение  совокупного благосостояния всех стран  мира. Теория таможенного союза показала, что такие союзы подкрепляют  положительный эффект политики свободы торговли, только если в результате введения таможенного союза тариф в отношении третьих стран не повышается. Устранение тарифов внутри таможенного союза рассматривается как региональный шаг по пути свободы торговли. Однако, как было показано Вайнером, в результате создания таможенного союза помимо положительного эффекта создания торговли может возникнуть негативный эффект отклонения торговли, который может перевесить положительный эффект.

      Такая ситуация свидетельствует, что таможенный союз как модель торговой политики не может рассматриваться как однозначно позитивное явление в международной экономике. После политики свободы торговли нет второй альтернативной торговой политики, воздействие которой на международное благосостояние было бы однозначно позитивным. На этом построена идея «второго лучшего», высказанная английским экономистом Дж. Мидом в 1955 году.

Информация о работе Экономические выгоды и издержки региональных интеграционных соглашений