Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:47, контрольная работа
Эволюция классической политической экономии во Франции связана с именем выдающегося последователя и популяризатора учения А. Смита, самого авторитетного экономиста, лектора и публициста первой половины XIX ст. Жана Батиста Сея (1767—1832), который воспринял, систематизировал и творчески развил идеи своих предшественников, обосновав ряд фундаментальных экономических принципов.
Введение стр.3
Экономические воззрения Ж.Б.Сея стр.5
Экономические воззрения Ф.Бастиа стр.17
Заключение стр.23
Литература
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «История экономических учений» Тема: «Экономические воззрения Ж.Б.Сея, Ф.Бастиа» Новосибирск 2011 План Введение Экономические
воззрения Ж.Б.Сея Экономические
воззрения Ф.Бастиа Заключение Литература Введение. Эволюция классической политической экономии во Франции связана с именем выдающегося последователя и популяризатора учения А. Смита, самого авторитетного экономиста, лектора и публициста первой половины XIX ст. Жана Батиста Сея (1767—1832), который воспринял, систематизировал и творчески развил идеи своих предшественников, обосновав ряд фундаментальных экономических принципов.
Теоретико-методологические Пропагандируя концепцию экономического либерализма и гармонии экономических интересов субъектов рыночной экономики, Ж.Б. Сей: четко изложил свое видение предмета и методологии экономической науки. "Знания истинной природы богатства... всех трудностей, которые придется преодолевать для его приобретения, знания того, как оно распределяется в обществе, как можно пользоваться им, а также всех последствий этих разнообразных факторов — писал ученый — составляет науку, которую принято теперь называть политической экономиею". Заслугой автора стало определение политической экономии как науки о производстве, распределении и потреблении богатства, которое в дальнейшем приобрело широкое признание. Другой французский экономист - Фредерик Бастиа (1801-1850) выдвинул и обосновал теорию услуг, а также концепцию "экономических гармоний". В теории услуг производство трактовалось как обмен услугами. В результате такого обмена, по мнению Бастиа, создается полезность, представляющая одну из частей совокупного продукта в виде товаров или услуг. Таким образом, идея Бастиа близка идее Сэя. Рабочий создает определенную полезность, которая воплощается в готовом продукте.
На основе теории услуг Бастиа
разработал идею утверждения
экономических гармоний, складывающихся
в условиях развития свободной
торговли и свободного
Рыночная экономика в учении
Бастиа - это подлинное царство
свободы и гармоний, поскольку
все члены рыночного общества
"вынуждены оказывать друг
другу взаимные услуги и Французский экономист первой трети XIX ст. Жан Батист Сей (1767—1832) родился в семье лионского купца. Получил в детстве хорошее домашнее образование. Преданность протестантской церкви заставила семью Ж.Б. Сея эмигрировать в Швейцарию. Он оставил на некоторое время учебу и работал в торговой конторе отца. Потом вместе с братом посетил Англию, где ему удалось продолжить образование. Промышленный
переворот и расцвет В 1792 г. Жан Батист Сей присоединился к якобинизму, вступил волонтером в революционную армию и принял участие в ряде походов. По возвращении из армии он работал секретарем администратора Клавьера — будущего министра финансов Франции. Именно в этот период состоялось знакомство Ж.Б. Сея с гениальным трудом А. Смита.
В 1794 г. Ж.Б. Сей стал редактором
солидного журнала, лидером Расположение к концепции экономического либерализма, практический опыт и глубокие теоретические знания нашли отображения в труде ученого "Трактат из политической экономии, или Простое изложение способа, которым формируются, распределяются и потребляются богатства", которая была опубликована в 1803 г. Книга Ж.Б. Сея привлекла внимание общественности и была замечена Наполеоном, который проводил политику жесткого протекционизма и всесторонней регуляции экономики. Первый консул пригласил ученого к себе и предложил автору доработать произведение в духе правительственной политики. Но Ж.Б. Сей отказался пропагандировать политику, которую он считал гиблой для Франции. Результатом этого стала многолетняя опала ученого и запрещение переиздания трактата. Оставив на некоторое время экономические исследования, Ж.Б. Сей открыл текстильную мануфактуру, на которой наладил работу передовой английской техники. Он одновременно исполнял обязанности механика и управляющего. Это способствовало улучшению материального положения ученого и обогатило его экономические представления относительно природы и сущности предпринимательства. В 1812 г. он вернулся в Париж и осуществил второе издание "Трактата о политической экономии", которое увидело мир в 1814 г. — после падения Наполеона и восстановления Бурбонов. Книга принесла Ж.Б. Сею не только реабилитацию, но и славу. Она была переведена намного языков и осталась основным научным трудом, французского исследователя. В этот период по поручению правительства Ж.Б. Сей посетил Англию с целью изучения опыта бурного экономического развития. Полученные ученым впечатления от поездки и встреч с британскими экономистами, в частности из Д. Рикардо, нашли отображение в труде "Англия и англичане" (1814), в которой Ж.Б. Сей с гордостью писал о предложенной ему должности заведующего кафедры, которую раньше возглавлял А. Смит. При Бурбонах Ж.Б. Сей был избран академиком. Он продолжал активную научную деятельность, читал в Париже курс лекций по политической экономии. В 1817 г. вышел в свет концентрированный вклад его лекционного курса "Катехизис политической экономии", какой положил начало традиции короткого (тезисного) изложения теоретического материала с указаниями на его углубленное изучение. В 1817, 1819 и 1826 годах увидели мир еще три доработанные автором издания "Трактат о политической экономии". В 1821 г. книга была издана английским языком, и она на долгие годы стала стандартным учебником из политэкономии в Англии и Америке. В 1819 г. Ж.Б. Сей учредил кафедру промышленной экономики при французской консерватории искусств и ремесел, где читал "Курс индустриальной экономики". Опыт, практика, искусство систематизации, и изложении материала в доступной форме способствовали чрезвычайной популярности его лекций. Из
1830 г. и до последних лет своей
жизни ученый возглавлял специально
созданную для него кафедру политической
экономии в Коллеж, где Франс. Он
вел активную переписку из Т. Мальтусом,
Д. Рикардо, С. Сисмонди, стал основателем
собственной школы За несколько лет до смерти (1828—1829) Ж.Б. Сей выдал "Полный курс практической политической экономии" в 6 томах. Характерные
черты методологии ученого Как справедливо заметил Сей, наиболее полезно уделить внимание разъяснению самих основ нашей науки, теоретического, абстрактного характера экономической науки, призванной формулировать принципы, а не рекомендации, для государственных чиновников, поскольку причины существующих в ней самых грубых ошибок кроются в недостатке глубоких знаний ее элементарных идей. И это не удивительно: ветвь может быть поражена болезнью, а все дерево будет оставаться здоровым, но заражение корня распространяет болезнь на все дерево. Упрекая А. Смита за уступки нормативизма, Ж.Б. Сей считал, что задание ученого-экономиста заключается в том, чтобы: "сказать обществу, как и почему такой-то факт является следствием другого. Согласится оно с этим следствием или отбросит его, этого будет для него достаточно, оно знает, что ему делать, но никаких поучений"; необходимости сочетания индуктивного и дедуктивного методов исследования и отрицании противопоставления теории и практики; положить начало субъективной концепции ценности. Трактуя производство как процесс влияния человека на природу, результатом которого является создание богатства, Ж.Б. Сей отождествлял товарную форму последнего с суммой полезных вещей. В отличие от предшественников, французский исследователь не считал труд стоимостной основой товаров, отмечая, что А. Смит сделал ошибочный вывод относительно того, что все стоимости созданы человеческим трудом. Отмечая то, что полезность составляет "первооснову ценности" товаров, Ж.Б. Сей писал: "люди признают за предметом определенную ценность... лишь относительно его приложения: что ни на что не годится, потому не дают никакой цены". Трактуя полезность как "возможность известных предметов удовлетворять разные потребности человека", ученый был убежден в том, что " производство не создает материю, но создает корыстность", которая "придает предметам ценность". Исходя из того, что " ценность каждого предмета, пока она не установлена, абсолютно произвольная и неконкретна ", французский исследователь считал мерилом последней цену. Он отстаивал мысль о том, что "цена предмета служит... правильным указанием полезности, которое люди признают в предмете, если только обмен предметами, что между ними происходит, не нарушается никаким для их полезности посторонним влиянием, подобно тому, как барометр показывает атмосферное давление лишь постольку, поскольку никакое постороннее влияние не нарушает влияния атмосферы на него". Анализируя пропорции обмена, Ж.Б. Сей определил цену как результат взаимодействия спроса и предложения, отмечая, что рост цены прямо пропорциональный спросу и обратно пропорциональное предложению. По мнению французского исследователя, под воздействием конкуренции покупателей и продавцов цены тяготеют к уровню расходов производства, которые состоят из оплаты производственных услуг (заработной платы, прибыли, ренты). Ж.Б. Сей утверждал, что любой труд, направленный на создание выгоды с помощью сил природы, капитала и труда, является производительной. Ученый
не только завершил критику взглядов физиократов
на производительный и непродуктивный
труд, но и пересмотрел подходы А. Смита
к решению этой проблемы. Определив критерием
производительности полезность, французский
исследователь отмечал то, что последняя
может воплощаться как в материальной,
так и в невещественной формах. Обосновав
теорию трех факторов производства, основанную
на идее об определяющей роли полезности
в формировании ценности, отмечая, что
все виды промышленного производства
"складываются из трех разных операций",
ученый утверждал, что в процессе производства
принимают участие три фактора: труд, земля
и капитал, каждый из которых предоставляет
полезную услугу при создании ценности.
Эти факторы являются равноправными источниками
ценности и основными факторами роста
общественного богатства. В то же время
каждый фактор делает свой взнос в производство,
создавая свою часть ценности. Этот взнос
(той мерой, которой он признан полезным)
отображают соответствующие факторные
доходы. В связи с этим французский исследователь отделял владельцев капитала от предпринимателей, отмечая, что прибыль предпринимателя складывается, как правило, из двух частей: промышленной прибыли, или процента , на капитал, аккумулированный с помощью времени, производства и бережливости; предпринимательского дохода, или прибыли, от использования капитала, как вознаграждения за "промышленные способности, талант, дух порядка, и управления". Ж.Б.
Сей трактовал Как и Т. Мальтус, Ж.Б. Сей объяснял бедность избытком населения в сравнении со средствами его существования. Он утверждал, что неоправданный рост заработной платы обременяет другой класс дополнительным содержаниям рабочих, принуждая платить за несозданный продукт, отказывая в любом уважении к частной собственности. В то же время ученый обосновал мысль, согласно которой низкая заработная плата выгодна и рабочим, и обществу, в целом, поскольку она в результате конкуренции снижает цену продуктов. Положил начало анализу категории "человеческого капитала". Французский исследователь отмечал то, что "человек не рождается с теми способностями и силами, которые были бы достаточными для выполнения даже наилегчайшей работы. Эти способности и силы можно рассматривать как капитал, который образовался ежегодным нагромождением и последовательным увеличением расходов на его образование ". Рассматривая профессионализм и творческие способности индивида как факторы его производительной силы, которая способствует увеличению объемов производства, ученый утверждал, что средства, потраченные на воспитание рабочего, были потрачены производительно, потому что создали человека, который составляет накопленный капитал". Ж.Б. Сей обосновал "закон рынка", который вошел в казну мировой экономической мысли под названием "закону Сея" и был неопровержимым для представителей классической школы вплоть до начала XX в. Дискуссия вокруг данного закона на сегодняшний день не завершена, поскольку отношение к нему и доныне разграничивает ведущие направления современного макроэкономического анализа. Исследуя проблемы реализации общественного продукта, французский ученый сделал вывод о том, что продукты обмениваются на продукты: "человек в промышленности пытается предоставить ценность своим продуктам, создавая для них какое-либо полезное приложение, и может надеяться, что ее товар будет оценен и продан лишь там, где есть люди, которые имеют средства приобрести его". Из чего состоят эти средства? Из других ценностей, из других продуктов, плодов промышленности, из капиталов, земель. А из этого выплывает... что сбыт для продуктов создается самим производством. Утверждая, что любое производство не только увеличивает предложение товаров, но и порождает доходы, на которые покупаются все товары, ученый был убежден в том, что " каждый продукт с момента его производства открывает собой сбыт для других продуктов на полную сумму своей ценности... Как только последний производитель закончил свой продукт, ничего он так сильно не желает, как продать его, чтобы ценность этого продукта не оставалась напрасной в его руках. Но не меньше спешит он избавиться и от денег, полученных от продажи этого продукта, чтобы не оставалась также у него на руках и ценность полученных денег. Но избавиться от денег можно лишь покупкой какого-нибудь продукта. Из этого видно, что один лишь факт производства товара в момент его осуществления открывает сбыт для других продуктов". Таким образом, Ж.Б. Сей главное внимание уделял производству, исходя из того, что полезная продукция всегда найдет своих покупателей. В то же время избыточное потребление ученый трактовал как процесс, который взрывает основы нагромождения и приводит к сокращению производства и доходов. Видя главный интерес всех производителей в обмене одних товаров на других, Ж.Б. Сей отводил деньгам роль пассивных орудий обмена, временного посредника, в товарообменных операциях, подчеркивая, что они "никакого другого приложения иметь не могут". Метафорически сравнивая деньги с тележками, которые перевозят ценность продуктов, ученый определил их как "товар, какой каждый желает приобрести не в силу той пользы, которую он мог бы доставлять сам собой, а в силу той легкости, с которой он мог бы обмениваться на предметы, необходимые для потребления ". Отсюда он делал вывод о том, что деньги исполняют лишь временную роль в процессе. Ж.Б. Сей утверждал, что реализация общественного продукта в рыночной экономике осуществляется полностью и без препятствий, обеспечивая безкризисный экономический рост. По его мнению, при условиях, когда предложение порождает спрос, экономика становится самосбалансированной, что делает невозможными общие кризисы перепроизводства. В
то же время Ж.Б. Сей допускал возможность
возникновения частичных По
мнению ученого, если товары не продаются
"значить они превышают сумму
потребностей у них или потому,
что они были выработаны слишком
много, или скорее потому, что другие
производства дали товаров меньше,
чем нужно. Одних товаров слишком
много потому, что не хватает других
". "Нельзя таким образом говорить: невозможно продать потому что мало денег — отмечал исследователь — нужно говорить: невозможно продать потому, что мало других продуктов". Ученый пришел к выводу, что заданием правительству является стимулирование производства с целью наращивания объемов продукции в одних отраслях для преодоления трудностей сбыта в других. Он доказывал, что гибкое и свободное ценообразование при условиях "природного порядка", взаимовыгодный (при пассивной роли денег) обмен и невмешательство в рыночный механизм гарантируют саморегулирование экономики. Выступая активным сторонником политики экономического либерализма и свободы внешней торговли, ученый был убежден, что" защитная но запретительная система очень препятствует промышленности и увеличению народного богатства". В
связи с этим Ж.Б. Сей сформулировал
такие выводы: В
стране, которая пользуется представительским
управлением, каждый гражданин должен
изучать политическую экономию уже
потому, что там каждый призванный
принимать участие в обсуждении
государственных дел. Идеи ж.Б. Сея легли в основу последующего исследования проблем взаимодействия спроса и предложения, экономического равновесия, теории предельной полезности, предпринимательства, цикличности экономического развития, и нашли отображение в неоклассическом направлении экономической мысли. К
теоретическим достижениям определение политической экономии как науки о законах, которые управляют производством, распределением и потреблением общественного богатства; теорию трех факторов производства, которая легла в основу факторного анализа и метода производственной функции, которые широко используются в современных экономических исследованиях; субъективную
концепцию ценности, основанную на
анализе полезности и мотивов
рыночного поведения концепцию предпринимательства, определения предпринимателя, как организатора, новатора и носителя технического прогресса; теорию рынков, основанную на анализе общего экономического равновесия и взаимоотношений покупателей и продавцов.
В последующем отношение к "закону рынков"
Ж.Б. Сея разделило экономистов на сторонников
классических либеральных традиций и
альтернативных (прежде всего кейнсианских)
подходов. В XX ст. идее ученого нашли продолжение
в теории "Supply-Side" , согласно которой
трудности сбыта и неравномерность ценовой
динамики автоматически преодолеваются
стихийным рыночным механизмом без вмешательства
государства и несостоятельного Ж.Б.
Сей был первым или одним из
первых писателей на континенте, который
правильно выкладывал учение Адама
Смита и более чем кто-нибудь
из иностранных писателей вместе
взятых, способствовал разъяснению
европейским народам общих |
Ф. Бастиа родился в июне 1801 г., и первая книга этого автора увидела свет, когда ему было уже больше 40 лет, в 1845 г. Полное собрание сочинений Бастиа, изданное впоследствии, составляет шесть томов со статьями и памфлетами, написанными блестящим пером рыцаря экономической свободы.
Клод-Фредерик Бастиа родился в семье именитого купца, занимавшегося торговлей с Испанией. Он был единственным сыном. В девять лет Фредерик остался круглым сиротой. Родственники отправили мальчика в первоклассную школу. В нем рано обнаружились литературные склонности. Фредерик получал награды, товарищи ценили его дружелюбие и "деликатность чувств". После окончания школы молодой Бастиа возвращается в родной Байон, и дядя устраивает его в торговую контору. Одаренный юноша осваивает бухгалтерию, но увлечение гуманитарными науками продолжается. Бастиа изучает иностранные языки романской группы, а также английский. Интерес к политической экономии в нем пробудил "Трактат" Сэя.
После смерти дяди, являвшимся опекуном Фредерика, он оставляет службу в конторе, уезжает в доставшееся по наследству поместье, предполагая заняться сельским хозяйством. Но в этой области молодого Бастиа подстерегали неудачи. Несмотря на склонность к экономике, он так и не смог стать "практикующим хозяином" земельных угодий и лишь впоследствии сожалел о том, что забросил имение. Фредерик много читает, встречается с друзьями, ведет, как говорится, светский образ жизни.
Бастиа приветствовал революцию 1830 г., сочинил обращенный к избирателям манифест, писал статьи. Работая в эти годы в муниципальном суде, он накопил богатый опыт общения, познал, так сказать, изнанку человеческой натуры. Счастливый случай помог Бастиа радикально изменить жизнь.
В 1834 г. он был назначен генеральным советником департамента и замыслил основать в городах Бордо и Байон кафедры политической экономии. Одновременно Бастиа ринулся в бой против консервативной таможенной политики. В его публикациях впервые появились размышления по поводу понятия "ценности". Молодой ученый постепенно становится проповедником свободной торговли.
Во
Франции того времени были как
приверженцы, так и противники новой,
прогрессивной экономической
Революционная волна 1848 г. принесла экономические бедствия, но, несмотря на них, конец 40-х годов XIX в. можно назвать плодотворным периодом в творческой деятельности Бастиа. Появились "Экономические софизмы" и "Экономические гармонии", направленные против теорий и проектов социал-утопистов, против так называемых коммунистических преобразований. Статьи "Что видно и чего не видно", "О даровом кредите", "Из переписки с Прудоном" и другие стали венцом последних лет жизни больного Бастиа. В 1849 г. ученый, публицист и политик избирается членом Законодательного собрания страны. Но его деятельность на этом политическом поприще оказалась кратковременной. Бастиа умер в конце 1850 г. в возрасте 49 лет.
Cборники "Экономические софизмы" и "Экономические гармонии" были переведены на русский язык и опубликованы в 1896 г.
В советские времена труды Бастиа не издавались. Чаще всего нам приходилось читать о том, что он был апологетом и адептом буржуазных порядков, хотя именно Бастиа собирался написать "Историю грабежа", посвященную изучению первоначального накопления.
Что
касается экономических постулатов,
то здесь внимание привлекает стремление
Бастиа объяснить соотношение
"Капитал, - замечает Бастиа, - основывается на трех способностях человека - умении предвидеть, разуметь и воздерживаться".
Проблемными стали в конце XX в. инфляционные кризисы, когда рост цен превышает увеличение номинальной оплаты труда и процентной ставки, хотя значительная часть ценового прироста на товары и услуги изымается государством в форме налогов.
Размышляя над законами, управляющими экономикой и общественным развитием, Бастиа выдвигает идею равновесия, или гармонии. Если интересы гармоничны, то решение задач следует искать в свободе, если же они враждебны друг другу, то необходимо использовать принуждение. В первом случае не надо только мешать, во втором - мешать необходимо. Все зависит от точки зрения на взаимодействие интересов.
Смысл понятия свободы Бастиа заимствует у Руссо. Здесь любопытно разделение между словосочетаниями "быть свободным" и "уметь пользоваться свободой", в том числе и правом голоса.
"Английский
народ думает, что он свободен,
но он сильно ошибается, так
как бывает действительно
Уже упоминавшийся нами автор "Истории политической экономии" О. Бланки утверждал, что путеводным стал вклад Сэя и Бастиа в теорию сбыта, их фундаментальный тезис о том, что каждая нация оплачивает иностранные продукты только продуктами собственного производства и все законы, запрещающие покупать за рубежом, ограничивают экспорт. Бедствия, возникшие в одном месте, непременно отзываются в другом. Неурожаи, например, весьма чувствительны для мануфактур, а благоденствие одной страны полезно для ее соседей, частью ввиду усиливающегося спроса со стороны первой, частью в результате удешевления товаров при их обилии. От войн и иных безрассудств страдают и сами победители. Выступая против близорукой политики правительств, Сэй приглашает к взаимопомощи и поддержке в международных отношениях.
Бастиа называет протекционизм неким странным силлогизмом (умозаключением), находящим тем не менее распространение в патриотически настроенной среде. Посылка такова: чем больше работаешь, тем оказываешься богаче; но чем больше препятствий, тем упорнее становится труд; следовательно, чем больше препятствий, тем ты становишься богаче. Перевернутая логика всегда была достаточно распространенной.
Концептуальное отношение Бастиа к государственному регулированию четко обозначено в небольшой статье под названием "Закон": "Бросьте взгляд на земной шар. Когда народы бывают самыми счастливыми, самыми нравственными, самыми миролюбивыми? Когда закон реже всего вмешивается в частную деятельность, когда правительство меньше дает себя чувствовать, когда личность имеет наибольшую силу, а общественное мнение наибольшее влияние, когда состав управления немногочислен, когда легче и равномернее налоги...".
В
одном из очерков Бастиа определяет
государство как громадную
Труды
Клода-Фредерика Бастиа явились
продолжением идей, высказанных Сэем.
В предисловии к своей книге
"Кобден и Лига" Бастиа пишет, что
после выхода в свет произведений
Сэя прошло уже более 20 лет, общественный
интерес к политической экономии
ослаб и французская
Фредерик Бастиа начинает свой главный труд эпиграфом из Кеплера [Иоганн Кеплер (1571-1630) - немецкий астроном, открывший закон движения планет]: "Жребий брошен... книга, которую я пишу, может долго ждать своего читателя". Я не открыл, замечает далее Бастиа, ни одной тайны природы, а лишь осмелился повторить слова этого великого человека. Тем не менее и во Франции придется подождать читателя, поскольку он спит сном неведения относительно возможностей индустриальных и коммерческих преобразований. "Благотворный свет воссияет с Севера, когда Британия откроет все свои порты и освободит торговлю от всех преград", - возвещает Бастиа о набирающем силу фритредерстве, рассказывает о деятельности Манчестерской лиги и перспективах переселения в Америку.
Бастиа был убежден в незыблемости авторитетов Смита и Сэя, в том, что французская наука освободится от апокалиптических нелепостей, причудливых утопий, владевших умами поколения 40-х годов XIX в.
Один
из бельгийских клубов носит имя
Фредерика Бастиа и с 1886 г. проводит
периодические собрания с целью
обсуждения и популяризации идей
Сэя - Бастиа, изучения "экономики
здравого смысла".
Информация о работе Экономические воззрения Ж.Б.Сея, Ф.Бастиа