Экономические воззрения Ж.Б.Сея, Ф.Бастиа

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:47, контрольная работа

Описание работы

Эволюция классической политической экономии во Франции связана с именем выдающегося последователя и популяризатора учения А. Смита, самого авторитетного экономиста, лектора и публициста первой половины XIX ст. Жана Батиста Сея (1767—1832), который воспринял, систематизировал и творчески развил идеи своих предшественников, обосновав ряд фундаментальных экономических принципов.

Содержание

Введение стр.3
Экономические воззрения Ж.Б.Сея стр.5
Экономические воззрения Ф.Бастиа стр.17
Заключение стр.23
Литература

Работа содержит 1 файл

История эконом. учений !!.docx

— 50.51 Кб (Скачать)
 
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«История  экономических учений»

Тема:

«Экономические воззрения Ж.Б.Сея, Ф.Бастиа»

                                                       
 
 
 
 
 

                                                                 
 

  
 

Новосибирск 2011

План 
 
 
 

Введение                                                                                                        стр.3 

Экономические воззрения Ж.Б.Сея                                                            стр.5 

Экономические воззрения Ф.Бастиа                                                                  стр.17 

Заключение                                                                                                   стр.23 

Литература                                                                                                  стр.25

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             Введение. 

       Эволюция  классической политической экономии во Франции связана с именем выдающегося  последователя и популяризатора учения А. Смита, самого авторитетного  экономиста, лектора и публициста первой половины XIX ст. Жана Батиста  Сея (1767—1832), который воспринял, систематизировал и творчески развил идеи своих  предшественников, обосновав ряд  фундаментальных экономических  принципов.

         Теоретико-методологические особенности  экономических исследований Ж.Б.  Сея, нашли отображение в его  основных трудах: "Трактат политической  экономии, или Простое изложение  способа, которым формируются,  распределяются и потребляются  богатства" (1803), " Англия и англичане " (1814), "Катехизис политической экономии" (1817), "Полный курс политической экономии" (1828—1829).

       Пропагандируя концепцию экономического либерализма и гармонии экономических интересов субъектов рыночной экономики, Ж.Б. Сей: четко изложил свое видение предмета и методологии экономической науки. "Знания истинной природы богатства... всех трудностей, которые придется преодолевать для его приобретения, знания того, как оно распределяется в обществе, как можно пользоваться им, а также всех последствий этих разнообразных факторов — писал ученый — составляет науку, которую принято теперь называть политической экономиею".

       Заслугой  автора стало определение политической экономии как науки о производстве, распределении и потреблении  богатства, которое в дальнейшем приобрело широкое признание.

       Другой  французский экономист - Фредерик Бастиа (1801-1850) выдвинул и обосновал теорию услуг, а также концепцию "экономических  гармоний". В теории услуг производство трактовалось как обмен услугами. В результате такого обмена, по мнению Бастиа, создается полезность, представляющая одну из частей совокупного продукта в виде товаров или услуг. Таким образом, идея Бастиа близка идее Сэя. Рабочий создает определенную полезность, которая воплощается в готовом продукте.

         На основе теории услуг Бастиа  разработал идею утверждения  экономических гармоний, складывающихся  в условиях развития свободной  торговли и свободного предпринимательства.  По его мнению, капитал создается  в результате усилий или лишений  с целью приобретения каких-либо  выгод в будущем. Следовательно,  уступить капитал - значит лишить  себя выгоды, оказать услугу другому  лицу. Оказавший услугу, таким образом, имеет право на получение соответствующего вознаграждения, которое имеет место в виде арендной платы, ренты, процента и т.д.

         Рыночная экономика в учении  Бастиа - это подлинное царство  свободы и гармоний, поскольку  все члены рыночного общества "вынуждены оказывать друг  другу взаимные услуги и взаимную  помощь ради общей цели". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Французский экономист первой трети XIX ст. Жан Батист Сей (1767—1832) родился в семье лионского купца. Получил в детстве хорошее домашнее образование. Преданность протестантской церкви заставила семью Ж.Б. Сея эмигрировать в Швейцарию. Он оставил на некоторое время учебу и работал в торговой конторе отца. Потом вместе с братом посетил Англию, где ему удалось продолжить образование.

       Промышленный  переворот и расцвет предпринимательства оказал значительное влияние на мировоззрение Ж.Б. Сея. Он с интересом встретил буржуазную революцию во Франции в 1789 г.

       В 1792 г. Жан Батист Сей присоединился к якобинизму, вступил волонтером в революционную армию и принял участие в ряде походов. По возвращении из армии он работал секретарем администратора Клавьера — будущего министра финансов Франции. Именно в этот период состоялось знакомство Ж.Б. Сея с гениальным трудом А. Смита.

         В 1794 г. Ж.Б. Сей стал редактором  солидного журнала, лидером кружка  республиканцев, на заседаниях которого  обсуждались произведения экономического  содержания. Находясь на острие  социально-политической жизни Франции,  он прославился благодаря независимости  и неординарности суждений, критической  оценке действий правительства  и предложениям в отрасли финансовой  политики.

       Расположение  к концепции экономического либерализма, практический опыт и глубокие теоретические  знания нашли отображения в труде  ученого "Трактат из политической экономии, или Простое изложение  способа, которым формируются, распределяются и потребляются богатства", которая  была опубликована в 1803 г.

       Книга Ж.Б. Сея привлекла внимание общественности и была замечена Наполеоном, который проводил политику жесткого протекционизма и всесторонней регуляции экономики. Первый консул пригласил ученого к себе и предложил автору доработать произведение в духе правительственной политики. Но Ж.Б. Сей отказался пропагандировать политику, которую он считал гиблой для Франции. Результатом этого стала многолетняя опала ученого и запрещение переиздания трактата. Оставив на некоторое время экономические исследования, Ж.Б. Сей открыл текстильную мануфактуру, на которой наладил работу передовой английской техники. Он одновременно исполнял обязанности механика и управляющего. Это способствовало улучшению материального положения ученого и обогатило его экономические представления относительно природы и сущности предпринимательства.

       В 1812 г. он вернулся в Париж и осуществил второе издание "Трактата о политической экономии", которое увидело мир в 1814 г. — после падения Наполеона и восстановления Бурбонов. Книга принесла Ж.Б. Сею не только реабилитацию, но и славу. Она была переведена намного языков и осталась основным научным трудом, французского исследователя.

       В этот период по поручению правительства  Ж.Б. Сей посетил Англию с целью  изучения опыта бурного экономического развития. Полученные ученым впечатления  от поездки и встреч с британскими  экономистами, в частности из Д. Рикардо, нашли отображение в труде "Англия и англичане" (1814), в которой Ж.Б. Сей с гордостью писал о предложенной ему должности заведующего кафедры, которую раньше возглавлял А. Смит.

       При Бурбонах Ж.Б. Сей был избран академиком. Он продолжал активную научную деятельность, читал в Париже курс лекций по политической экономии.

       В 1817 г. вышел в свет концентрированный  вклад его лекционного курса "Катехизис  политической экономии", какой положил  начало традиции короткого (тезисного) изложения теоретического материала  с указаниями на его углубленное  изучение.

         В 1817, 1819 и 1826 годах увидели  мир еще три доработанные автором издания "Трактат о политической экономии".

         В 1821 г. книга была издана  английским языком, и она на  долгие годы стала стандартным учебником из политэкономии в Англии и Америке.

       В 1819 г. Ж.Б. Сей учредил кафедру  промышленной экономики при французской  консерватории искусств и ремесел, где читал "Курс индустриальной экономики". Опыт, практика, искусство систематизации, и изложении материала в доступной форме способствовали чрезвычайной популярности его лекций.

       Из 1830 г. и до последних лет своей  жизни ученый возглавлял специально созданную для него кафедру политической экономии в Коллеж, где Франс. Он вел активную переписку из Т. Мальтусом, Д. Рикардо, С. Сисмонди, стал основателем  собственной школы экономической  мысли, которую позже представляли Ф. Бастиа, М. Шевалье, Ш. Дюнауайте и  другие.

         За несколько лет до смерти (1828—1829) Ж.Б. Сей выдал "Полный курс практической политической экономии" в 6 томах.

       Характерные черты методологии ученого нашли  отображения в признании: — универсальности  и первоочередной фундаментальных  экономических законов, которые  выплывают из сущности вещей и  руководят. "Для того, что бы предусмотреть результаты мероприятий, которые применяются — писал французский исследователь — необходимо считаться с принципами экономической науки так же, как придется руководствоваться законами динамики или гидравлики тому, кто хочет крепко построить мост или корабль".

       Как справедливо заметил Сей, наиболее полезно уделить внимание разъяснению самих основ нашей науки, теоретического, абстрактного характера экономической науки, призванной формулировать принципы, а не рекомендации, для государственных чиновников, поскольку причины существующих в ней самых грубых ошибок кроются в недостатке глубоких знаний ее элементарных идей. И это не удивительно: ветвь может быть поражена болезнью, а все дерево будет оставаться здоровым, но заражение корня распространяет болезнь на все дерево.

       Упрекая А. Смита за уступки нормативизма, Ж.Б. Сей считал, что задание ученого-экономиста заключается в том, чтобы:

       "сказать обществу, как и почему такой-то факт является следствием другого. Согласится оно с этим следствием или отбросит его, этого будет для него достаточно, оно знает, что ему делать, но никаких поучений";

       необходимости сочетания индуктивного и дедуктивного методов исследования и отрицании  противопоставления теории и практики;

       положить начало субъективной концепции ценности.

       Трактуя производство как процесс влияния  человека на природу, результатом которого является создание богатства, Ж.Б. Сей  отождествлял товарную форму последнего с суммой полезных вещей. В отличие  от предшественников, французский исследователь  не считал труд стоимостной основой товаров, отмечая, что А. Смит сделал ошибочный вывод относительно того, что все стоимости созданы человеческим трудом.

       Отмечая то, что полезность составляет "первооснову ценности" товаров, Ж.Б. Сей писал: "люди признают за предметом определенную ценность... лишь относительно его приложения: что ни на что не годится, потому не дают никакой цены".

       Трактуя полезность как "возможность известных предметов удовлетворять разные потребности человека", ученый был убежден в том, что   " производство не создает материю, но создает корыстность", которая "придает предметам ценность". Исходя из того, что " ценность каждого предмета, пока она не установлена, абсолютно произвольная и неконкретна ", французский исследователь считал мерилом последней цену. Он отстаивал мысль о том, что "цена предмета служит... правильным указанием полезности, которое люди признают в предмете, если только обмен предметами, что между ними происходит, не нарушается никаким для их полезности посторонним влиянием, подобно тому, как барометр показывает атмосферное давление лишь постольку, поскольку никакое постороннее влияние не нарушает влияния атмосферы на него".

       Анализируя  пропорции обмена, Ж.Б. Сей определил  цену как результат взаимодействия спроса и предложения, отмечая, что  рост цены прямо пропорциональный спросу и обратно пропорциональное предложению. По мнению французского исследователя, под воздействием конкуренции покупателей  и продавцов цены тяготеют к уровню расходов производства, которые состоят  из оплаты производственных услуг (заработной платы, прибыли, ренты).

       Ж.Б. Сей утверждал, что любой труд, направленный на создание выгоды с помощью сил природы, капитала и труда, является производительной.

       Ученый  не только завершил критику взглядов физиократов на производительный и непродуктивный труд, но и пересмотрел подходы А. Смита к решению этой проблемы. Определив критерием производительности полезность, французский исследователь отмечал то, что последняя может воплощаться как в материальной, так и в невещественной формах. 
Исходя из того, что производство означает продуцирование полезных услуг, ученый признавал любой полезный труд (в том числе труд учителей, врачей, торговцев) производительным.

       Обосновав теорию трех факторов производства, основанную на идее об определяющей роли полезности в формировании ценности, отмечая, что все виды промышленного производства "складываются из трех разных операций", ученый утверждал, что в процессе производства принимают участие три фактора: труд, земля и капитал, каждый из которых предоставляет полезную услугу при создании ценности. Эти факторы являются равноправными источниками ценности и основными факторами роста общественного богатства. В то же время каждый фактор делает свой взнос в производство, создавая свою часть ценности. Этот взнос (той мерой, которой он признан полезным) отображают соответствующие факторные доходы. 
По мнению ученого: труд порождает заработную плату как вознаграждение за услуги рабочих; капитал порождает прибыль предпринимателей как плату за их производительные услуги; земля порождает ренту как соответствующее вознаграждение землевладельцев. Развивая идею Смита о том, что стоимость (а значит и цена) складывается из доходов, Ж.Б. Сей отбрасывал возможность эксплуатации при условиях свободного предпринимательства, Он отмечал то, что предприниматели, рабочие и землевладельцы, взаимодействуют и взаимодополняют друг друга в процессе производства. "Владелец и рабочий — писал Ж.Б. Сей — одинаково нуждаются друг в друге, поскольку первый не может получить никакой прибыли без помощи другого". 
Ж.Б. Сей отмечал ведущую роль машинного производства и технического прогресса у промышленности как важнейшего источника богатства нации. Рассматривая производство сквозь призму индустриализации, Ж.Б. Сей подчеркивал важную роль машин в сокращении затрат труда и увеличении объемов производства полезных вещей. "Так как человек с помощью машин завоевывает природу и принуждает работать на себя естественные силы — писал ученый — то выгоды очевидны: здесь всегда наблюдается или увеличение продукта, или уменьшение расходов производства". 
Ж.Б. Сей понимал, что использование машин может оставить часть работников без работы, провоцируя рост безработицы. Однако, по мнению ученого внедрение и распространение новых машин осуществляется очень медленно, так что рабочие, которые могут пострадать, всегда имеют достаточно времени, чтобы принять меры пресечений; внедрение новых машин нуждается в дополнительном труде, который способствует росту занятости. Положение потребителей, а значит и рабочего класса, улучшается в результате удешевления продукции, которая производится с применением новой техники. Следовательно ученый сделал парадоксальный, на первый взгляд, вывод о том, что "рабочий класс больше других заинтересованный в техническом совершенствовании производства, поскольку именно этот класс извлекает наибольшую пользу от дешевизны товаров и больше всего страдает от дороговизны. Если бы до этого времени не могли превратить зерно в муку иную как ручным трудом, то рабочему было бы намного тяжелее приобрести хлеб по доступной цене. Ж.Б. Сей Трактовал предпринимателей как ключевую фигуру экономического развития, способную взять на себя ответственность за "все шансы успеха или неудачи производства". Ученый уважал инициативных деловых людей, способных к новаторству. Он писал о том, что предприниматель должен быть "человеком зажиточным, известным своим умом, рассудительностью, любовью, к порядку, честностью". 
По мнению Ж.Б. Сея, предпринимательская деятельность требует таких моральных качеств, которые не часто совмещаются в одном лице: здесь необходим здравый смысл, настойчивость, знание людей и понимание окружающих обстоятельств, умения правильно оценивать важность продукта, потребность, которую он должен будет удовлетворить, средства производства; часто здесь существует потребность вовлечь в дело значительное количество людей, приобрести сырье, материалы, собрать рабочих, привлечь потребителей, обнаружить стремление к порядку и справедливости — одним словом, владеть талантом управления. Кроме того предприниматель должен правильно подсчитывать расходы производства в сравнении с ценностью, которую будет иметь продукт, который продается. Во время производства необходимо будет преодолевать много препятствий, переживать много волнений, исправлять неудачи, изобретать новые способы производства и так далее .

       В связи с этим французский исследователь  отделял владельцев капитала от предпринимателей, отмечая, что прибыль предпринимателя  складывается, как правило, из двух частей: промышленной прибыли, или процента , на капитал, аккумулированный с помощью времени, производства и бережливости; предпринимательского дохода, или прибыли, от использования капитала, как вознаграждения за "промышленные способности, талант, дух порядка, и управления".

       Ж.Б. Сей трактовал предпринимательский  доход как вознаграждение за важную общественную функцию рационального сочетания всех факторов производства. Утверждал, что рабочие не могут претендовать на весь продукт труда, поскольку вознаграждение за их взнос ограничивается заработной платой, определяя последнюю естественной ценой труда.

       Как и Т. Мальтус, Ж.Б. Сей объяснял бедность избытком населения в сравнении  со средствами его существования. Он утверждал, что неоправданный рост заработной платы обременяет другой класс дополнительным содержаниям рабочих, принуждая платить за несозданный продукт, отказывая в любом уважении к частной собственности. В то же время ученый обосновал мысль, согласно которой низкая заработная плата выгодна и рабочим, и обществу, в целом, поскольку она в результате конкуренции снижает цену продуктов.

       Положил начало анализу категории "человеческого капитала". Французский исследователь отмечал то, что "человек не рождается с теми способностями и силами, которые были бы достаточными для выполнения даже наилегчайшей работы. Эти способности и силы можно рассматривать как капитал, который образовался ежегодным нагромождением и последовательным увеличением расходов на его образование ". Рассматривая профессионализм и творческие способности индивида как факторы его производительной силы, которая способствует увеличению объемов производства, ученый утверждал, что средства, потраченные на воспитание рабочего, были потрачены производительно, потому что создали человека, который составляет накопленный капитал".

       Ж.Б. Сей обосновал "закон рынка", который вошел в казну мировой экономической мысли под названием "закону Сея" и был неопровержимым для представителей классической школы вплоть до начала XX в. Дискуссия вокруг данного закона на сегодняшний день не завершена, поскольку отношение к нему и доныне разграничивает ведущие направления современного макроэкономического анализа.

       Исследуя  проблемы реализации общественного  продукта, французский ученый сделал вывод о том, что продукты обмениваются на продукты: "человек в промышленности пытается предоставить ценность своим продуктам, создавая для них какое-либо полезное приложение, и может надеяться, что ее товар будет оценен и продан лишь там, где есть люди, которые имеют средства приобрести его". Из чего состоят эти средства? Из других ценностей, из других продуктов, плодов промышленности, из капиталов, земель. А из этого выплывает... что сбыт для продуктов создается самим производством. Утверждая, что любое производство не только увеличивает предложение товаров, но и порождает доходы, на которые покупаются все товары, ученый был убежден в том, что " каждый продукт с момента его производства открывает собой сбыт для других продуктов на полную сумму своей ценности... Как только последний производитель закончил свой продукт, ничего он так сильно не желает, как продать его, чтобы ценность этого продукта не оставалась напрасной в его руках. Но не меньше спешит он избавиться и от денег, полученных от продажи этого продукта, чтобы не оставалась также у него на руках и ценность полученных денег. Но избавиться от денег можно лишь покупкой какого-нибудь продукта. Из этого видно, что один лишь факт производства товара в момент его осуществления открывает сбыт для других продуктов".

       Таким образом, Ж.Б. Сей  главное внимание уделял производству, исходя из того, что полезная продукция всегда найдет своих покупателей. В то же время избыточное потребление ученый трактовал как процесс, который взрывает основы нагромождения и приводит к сокращению производства и доходов.

         Видя главный интерес всех производителей в обмене одних товаров на других, Ж.Б. Сей отводил деньгам роль пассивных орудий обмена, временного посредника, в товарообменных операциях, подчеркивая, что они "никакого другого приложения иметь не могут". Метафорически сравнивая деньги с тележками, которые перевозят ценность продуктов, ученый определил их как "товар, какой каждый желает приобрести не в силу той пользы, которую он мог бы доставлять сам собой, а в силу той легкости, с которой он мог бы обмениваться на предметы, необходимые для потребления ". Отсюда он делал вывод о том, что деньги исполняют лишь временную роль в процессе.

       Ж.Б. Сей утверждал, что реализация общественного продукта в рыночной экономике осуществляется полностью и без препятствий, обеспечивая безкризисный экономический рост. По его мнению, при условиях, когда предложение порождает спрос, экономика становится самосбалансированной, что делает невозможными общие кризисы перепроизводства.

       В то же время Ж.Б. Сей допускал возможность  возникновения частичных диспропорций между спросом и предложением на отдельных товарных рынках.

       По  мнению ученого, если товары не продаются "значить они превышают сумму  потребностей у них или потому, что они были выработаны слишком  много, или скорее потому, что другие производства дали товаров меньше, чем нужно. Одних товаров слишком  много потому, что не хватает других ". 
Таким образом, любое перепроизводство Ж.Б. Сей трактовал как временное явление, утверждая, что на втором полюсе всегда возникает дефицит.

        "Нельзя таким образом говорить: невозможно продать потому что мало денег — отмечал исследователь — нужно говорить: невозможно продать потому, что мало других продуктов". Ученый пришел к выводу, что заданием правительству является стимулирование производства с целью наращивания объемов продукции в одних отраслях для преодоления трудностей сбыта в других. Он доказывал, что гибкое и свободное ценообразование при условиях "природного порядка", взаимовыгодный (при пассивной роли денег) обмен и невмешательство в рыночный механизм гарантируют саморегулирование экономики.

       Выступая  активным сторонником политики экономического либерализма и свободы внешней торговли, ученый был убежден, что" защитная но запретительная система очень препятствует промышленности и увеличению народного богатства".

       В связи с этим Ж.Б. Сей сформулировал такие выводы: 
"Чем больше в каждом государстве производителей, чем более многочисленное производство, тем более легкий, более разнообразный и более широкий сбыт продуктов".

       В стране, которая пользуется представительским  управлением, каждый гражданин должен изучать политическую экономию уже  потому, что там каждый призванный принимать участие в обсуждении государственных дел. 
Для того, чтобы народ мог воспользоваться преимуществами хорошей экономической системы, еще недостаточно, чтобы правители его были способны усвоить наилучшие планы, необходимо еще, чтобы народ был в состоянии воспринять их.

       Идеи  ж.Б. Сея легли в основу последующего исследования проблем взаимодействия спроса и предложения, экономического равновесия, теории предельной полезности, предпринимательства, цикличности экономического развития, и нашли отображение в неоклассическом направлении экономической мысли.

       К теоретическим достижениям выдающегося  французского ученого, которые в  дальнейшем приобрели развитие и  признание, следует отнести:

определение политической экономии как науки  о законах, которые управляют  производством, распределением и потреблением общественного богатства;

 теорию трех факторов производства, которая легла в основу факторного анализа и метода производственной функции, которые широко используются в современных экономических исследованиях;

субъективную  концепцию ценности, основанную на анализе полезности и мотивов  рыночного поведения производителей и потребителей;

концепцию предпринимательства, определения  предпринимателя, как организатора, новатора и носителя технического прогресса;

теорию  рынков, основанную на анализе общего экономического равновесия и взаимоотношений  покупателей и продавцов.

         В последующем отношение к "закону рынков" Ж.Б. Сея разделило экономистов на сторонников классических либеральных традиций и альтернативных (прежде всего кейнсианских) подходов. В XX ст. идее ученого нашли продолжение в теории "Supply-Side" , согласно которой трудности сбыта и неравномерность ценовой динамики автоматически преодолеваются стихийным рыночным механизмом без вмешательства государства и несостоятельного 
правительству.

       Ж.Б. Сей был первым или одним из первых писателей на континенте, который  правильно выкладывал учение Адама  Смита и более чем кто-нибудь из иностранных писателей вместе взятых, способствовал разъяснению  европейским народам общих принципов  этой прекрасной и благотворной системы и особенно успел расположить отдельные части этой науки в логическом и поучительном порядке, обогатив ее многими оригинальными точными и глубокими исследованиями.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Ф. Бастиа родился в июне 1801 г., и первая книга этого автора увидела свет, когда ему было уже больше 40 лет, в 1845 г. Полное собрание сочинений Бастиа, изданное впоследствии, составляет шесть томов со статьями и памфлетами, написанными блестящим пером рыцаря экономической свободы.

       Клод-Фредерик Бастиа родился в семье именитого  купца, занимавшегося торговлей  с Испанией. Он был единственным сыном. В девять лет Фредерик остался  круглым сиротой. Родственники отправили  мальчика в первоклассную школу. В нем рано обнаружились литературные склонности. Фредерик получал награды, товарищи ценили его дружелюбие и "деликатность чувств". После окончания школы молодой Бастиа возвращается в родной Байон, и дядя устраивает его в торговую контору. Одаренный юноша осваивает бухгалтерию, но увлечение гуманитарными науками продолжается. Бастиа изучает иностранные языки романской группы, а также английский. Интерес к политической экономии в нем пробудил "Трактат" Сэя.

       После смерти дяди, являвшимся опекуном Фредерика, он оставляет службу в конторе, уезжает  в доставшееся по наследству поместье, предполагая заняться сельским хозяйством. Но в этой области молодого Бастиа подстерегали неудачи. Несмотря на склонность к экономике, он так и не смог стать "практикующим хозяином" земельных угодий и лишь впоследствии сожалел о том, что забросил имение. Фредерик много читает, встречается с друзьями, ведет, как говорится, светский образ жизни.

       Бастиа  приветствовал революцию 1830 г., сочинил  обращенный к избирателям манифест, писал статьи. Работая в эти  годы в муниципальном суде, он накопил  богатый опыт общения, познал, так  сказать, изнанку человеческой натуры. Счастливый случай помог Бастиа радикально изменить жизнь.

       В 1834 г. он был назначен генеральным  советником департамента и замыслил основать в городах Бордо и  Байон кафедры политической экономии. Одновременно Бастиа ринулся в бой  против консервативной таможенной политики. В его публикациях впервые  появились размышления по поводу понятия "ценности". Молодой ученый постепенно становится проповедником свободной торговли.

       Во  Франции того времени были как  приверженцы, так и противники новой, прогрессивной экономической политики британского образца. Став постоянным подписчиком английского коммерческого  журнала, Бастиа знакомится с деятельностью так называемой Манчестерской лиги, о существовании которой во Франции просто не знали (Манчестерская лига объединяла передовых экономически ориентированных людей Англии, добивавшихся, в частности, отмены старинных хлебных законов - ключевого элемента британского протекционизма). Деятельность Лиги способствовала их отмене. Рукопись Бастиа "О влиянии французских и британских тарифов на будущее народов" была подготовлена в 1844 г. Опубликованная в виде статьи, она произвела во Франции эффект разорвавшейся бомбы. В 1845 г. выходит книга "Кобден и Лига". Бастиа становится душой общества, собиравшегося в "гостиной Монтескье", организует кружок "Свободного обмена", объединявший прогрессивных ученых и журналистов (Полное название книги Бастиа - "Кобден и Лига, или Английское движение в пользу свободы торговли"). С французским публицистом Кобденом Бастиа состоял в дружеской переписке.

       Революционная волна 1848 г. принесла экономические  бедствия, но, несмотря на них, конец 40-х  годов XIX в. можно назвать плодотворным периодом в творческой деятельности Бастиа. Появились "Экономические софизмы" и "Экономические гармонии", направленные против теорий и проектов социал-утопистов, против так называемых коммунистических преобразований. Статьи "Что видно и чего не видно", "О даровом кредите", "Из переписки с Прудоном" и другие стали венцом последних лет жизни больного Бастиа. В 1849 г. ученый, публицист и политик избирается членом Законодательного собрания страны. Но его деятельность на этом политическом поприще оказалась кратковременной. Бастиа умер в конце 1850 г. в возрасте 49 лет.

       Cборники "Экономические софизмы" и "Экономические гармонии" были переведены на русский язык и опубликованы в 1896 г.

       В советские времена труды Бастиа не издавались. Чаще всего нам приходилось  читать о том, что он был апологетом и адептом буржуазных порядков, хотя именно Бастиа собирался написать "Историю  грабежа", посвященную изучению первоначального  накопления.

       Что касается экономических постулатов, то здесь внимание привлекает стремление Бастиа объяснить соотношение заработной платы и прибыли исходя из закона гармонии, предполагающего рост в  абсолютном выражении обеих составляющих национального дохода при возрастании  относительной доли труда. В качестве главного доказательства этой неумолимой тенденции Бастиа приводит фактор уменьшения нормы процента - явление, заметное в странах Европы XIX в. Сказать, что  эта идея является бесспорной, было бы некорректным. Тенденция к падению  наблюдается в динамике процентной ставки и в XX в., хотя процесс этот отличается крайней неравномерностью. Более существенным и определенным выступает рост предпринимательского дохода. Он увеличивается быстрее, чем  средняя зарплата, особенно в периоды  технологических взлетов, успехов  в организации производства, эффективного финансового управления.

       "Капитал, - замечает Бастиа, - основывается  на трех способностях человека - умении предвидеть, разуметь и  воздерживаться".

       Проблемными стали в конце XX в. инфляционные кризисы, когда рост цен превышает увеличение номинальной оплаты труда и процентной ставки, хотя значительная часть ценового прироста на товары и услуги изымается  государством в форме налогов.

       Размышляя над законами, управляющими экономикой и общественным развитием, Бастиа выдвигает  идею равновесия, или гармонии. Если интересы гармоничны, то решение задач  следует искать в свободе, если же они враждебны друг другу, то необходимо использовать принуждение. В первом случае не надо только мешать, во втором - мешать необходимо. Все зависит от точки зрения на взаимодействие интересов.

       Смысл понятия свободы Бастиа заимствует у Руссо. Здесь любопытно разделение между словосочетаниями "быть свободным" и "уметь пользоваться свободой", в том числе и правом голоса.

       "Английский  народ думает, что он свободен, но он сильно ошибается, так  как бывает действительно свободным  только во время выборов членов  парламента, но когда они избраны,  народ снова раб, и ничего  более", - писал Руссо в XVIII в.

       Уже упоминавшийся нами автор "Истории  политической экономии" О. Бланки утверждал, что путеводным стал вклад Сэя  и Бастиа в теорию сбыта, их фундаментальный  тезис о том, что каждая нация  оплачивает иностранные продукты только продуктами собственного производства и все законы, запрещающие покупать за рубежом, ограничивают экспорт. Бедствия, возникшие в одном месте, непременно отзываются в другом. Неурожаи, например, весьма чувствительны для мануфактур, а благоденствие одной страны полезно для ее соседей, частью ввиду  усиливающегося спроса со стороны первой, частью в результате удешевления  товаров при их обилии. От войн и  иных безрассудств страдают и сами победители. Выступая против близорукой политики правительств, Сэй приглашает к взаимопомощи и поддержке в международных отношениях.

       Бастиа  называет протекционизм неким странным силлогизмом (умозаключением), находящим  тем не менее распространение  в патриотически настроенной среде. Посылка такова: чем больше работаешь, тем оказываешься богаче; но чем больше препятствий, тем упорнее становится труд; следовательно, чем больше препятствий, тем ты становишься богаче. Перевернутая логика всегда была достаточно распространенной.

       Концептуальное  отношение Бастиа к государственному регулированию четко обозначено в небольшой статье под названием "Закон": "Бросьте взгляд на земной шар. Когда народы бывают самыми счастливыми, самыми нравственными, самыми миролюбивыми? Когда закон реже всего вмешивается в частную деятельность, когда правительство меньше дает себя чувствовать, когда личность имеет наибольшую силу, а общественное мнение наибольшее влияние, когда состав управления немногочислен, когда легче и равномернее налоги...".

       В одном из очерков Бастиа определяет государство как громадную фикцию, посредством которой все стараются  жить за счет всех. Взаимный грабеж есть все-таки грабеж, который не становится менее преступным из-за того, что  совершается по закону. Эта, с позволения сказать, деятельность не прибавляет благосостояния для народа, а, напротив, уменьшает  его на сумму, которую изымает  государство как посредник. Критикуя правительственную политику неуемных расходов, Бастиа саркастически замечает, что маленькому человеку Франции  остается лишь одно благо - возможность  гордиться тем, что он француз (очерк "О сборщике налогов"). Эти высказывания публициста не лишены жестокого смысла.

       Труды Клода-Фредерика Бастиа явились  продолжением идей, высказанных Сэем. В предисловии к своей книге "Кобден и Лига" Бастиа пишет, что  после выхода в свет произведений Сэя прошло уже более 20 лет, общественный интерес к политической экономии ослаб и французская экономическая  школа уходит в область истории. Слова эти вырвались у Бастиа в обстановке политических катастроф, когда интерес к чистой науке  отошел на второй план.

       Фредерик  Бастиа начинает свой главный труд эпиграфом из Кеплера [Иоганн Кеплер (1571-1630) - немецкий астроном, открывший  закон движения планет]: "Жребий брошен... книга, которую я пишу, может долго  ждать своего читателя". Я не открыл, замечает далее Бастиа, ни одной  тайны природы, а лишь осмелился  повторить слова этого великого человека. Тем не менее и во Франции придется подождать читателя, поскольку он спит сном неведения относительно возможностей индустриальных и коммерческих преобразований. "Благотворный свет воссияет с Севера, когда Британия откроет все свои порты и освободит торговлю от всех преград", - возвещает Бастиа о набирающем силу фритредерстве, рассказывает о деятельности Манчестерской лиги и перспективах переселения в Америку.

       Бастиа  был убежден в незыблемости авторитетов  Смита и Сэя, в том, что французская  наука освободится от апокалиптических нелепостей, причудливых утопий, владевших  умами поколения 40-х годов XIX в.

       Один  из бельгийских клубов носит имя  Фредерика Бастиа и с 1886 г. проводит периодические собрания с целью  обсуждения и популяризации идей Сэя - Бастиа, изучения "экономики  здравого смысла". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Экономические воззрения Ж.Б.Сея, Ф.Бастиа