Экономические кризисы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: КРИЗИС, ЦИКЛИЧНОСТЬ, ЭКОНОМИКА, ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА, БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА, РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ, СПАД

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ЦИКЛИЧНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕГО ТИПЫ. ФАЗЫ ЦИКЛОВ 6
2. ПРИЧИНЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ В ТРАКТОВКЕ РАЗЛИЧНЫХ АВТОРОВ 12
3. ПОСЛЕДСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ 17
4. ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСОВ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА И ПУТИ ВЫХОДА 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В

Работа содержит 1 файл

Экономические кризисы.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

     В эти два ключевых документа вошли  мероприятия по поддержке банковской системы и организаций реального сектора экономики.

     С учётом сокращения спроса на внешних  рынках и соответственно снижение экспорта отечественной продукции и поступлений  валюты в республике реализуются  меры по стабилизации ситуаций на валютном рынке, привлечению внешних заимствований международных финансовых организаций наряду с мерами по сокращению расходов государственного бюджета и в государственном секторе экономики.

     Реализуемые в стране мероприятия оперативно корректируются с учётом зарубежного опыта борьбы с негативными проявлениями мирового финансового кризиса и отдельных антикризисных решений, принятые в соседних странах.

     Очевидно, что для преодоления возможных  последствий кризиса национальных мер недостаточно. В этой связи  Беларусь координирует действия по стратегическим направлениям со своими партнерами по интеграционным объединениям.

     Так 30 января 2009 года подписан план совместных действий Правительства Республики Беларусь и Правительства Российской Федерации по минимизации последствий  финансового кризиса, улучшению параметров платёжного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли, в стадии согласования план реализации совместных мер государств - членов ЕврАзЭС по преодолению последствий мирового финансового кризиса. Аналогичная работа ведётся в рамках СНГ, ЕврАзЭС и с отдельными странами на двусторонней основе.

     Последствия финансового кризиса для Белоруссии могут быть более ощутимыми, если расценки на газ, поставляемый Россией, повысятся, что увеличит нагрузку на бюджет страны. Общая экономическая и финансовая обстановка в мире продолжит оказывать свое влияние на стабильность положения в Белоруссии, и кризисная ситуация еще проявит себя во всей красе в виде ухудшения платежного баланса страны.

     Но, вполне возможно, что при помощи своевременного принятия мер, прослеживания  кризисных явлений и внесения корректирующих действий, улучшить или  стабилизировать ход самого кризисного процесса. Это зависит от профессионализма и политической гибкости тех, кто находится у руля власти.

     Переходная  экономика нашей страны и других постсоциалистйческих стран представляет собой переходный этап от централизованно  регулируемой к рыночной экономике. Поэтому сущность "нашей переходной экономики в том, что это смесь, сочетание административно-командной и современной рыночной систем.

     Содержанием же переходной экономики является создание рыночных отношений, реформирование экономической  политики и методов хозяйствования, преобразование социально-экономических  отношений в направлении демократизации и либерализации.

     Целью идущих преобразований в Беларуси и  других странах СНГ является социально  ориентированная модель рыночной экономики. Она отличается от других моделей  тем, что в ее основе лежит широкий  плюрализм форм собственности, причем значительное место в экономике занимает госсектор. Государство здесь играет активную роль в обеспечении экономического роста и повышении эффективности экономики, регулировании доходов населения и занятости. Но нужно учитывать, что в каждой стране складывается своя социально-экономическая ситуация. Есть также своя история, культура, наконец, менталитет населения, которые накладывают свой отпечаток на формируемую экономику. Поэтому естественно, что создаваемая рыночная модель белорусской экономики, при наличии общих признаков, будет отличаться от других существующих моделей социально ориентированной, экономики.

     Основная  трудность переходного периода  — это создание институтов рыночной экономики. Институты в широком  смысле представляют собой правила экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования. В переходный период формируются институты, без которых не может нормально функционировать рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура и др.[6, c. 90].

     Особенности кризисов переходных экономик обусловлены  особенностями функционирования экономик данного типа.

     Сложность протекания кризисных явлений в переходной экономике обусловлено тем, что данные экономики не имеют отлаженных рыночных механизмов, не подчиняются законам рынка и к ним не может применяться общий подход экономической теории в развитии кризисных явлений. Переходная экономика не порождает экономический кризис, а испытывает его последствия.

     В целом, принципы экономических реформ в странах с переходной экономикой следующие:

     1. Макроэкономическая стабилизация, означающая: минимизацию дефицита  госбюджета, прекращение избыточной денежной эмиссии и льготного кредитования субъектов хозяйствования.

     2. Либерализация цен. Предполагает, что: цены формируются на основе  спроса и предложения.

     3. Формирование частной собственности,  в том числе в сельском хозяйстве,  гарантированной законом, защищающем права собственников.

     4. Приватизация государственной собственности,  включая легализацию прав частных  лиц на создание новых предприятий,  продажу большей части государственной  собственности и демонополизацию  производства в различных отраслях.

     5. Становление экономики открытого  типа, включая свободные торговые  отношения с зарубежными странами, надлежащую защиту иностранных  инвестиций, предоставление возможности  для репатриации прибылей в  конвертируемую национальную денежную  единицу.

     6. Ограничение прямого государственного вмешательства в экономику. Это означает отказ от большей части функций, которые государственные учреждения выполняли в условиях командной экономики. Т.е. государственные заказы на большинство видов продукции, одобрение государством большей части инвестиционных проектов, государственное установление большинства цен, государственную монополию на внешнюю торговлю.

     Сильное влияние государства на развитие экономических процессов в стране с переходной экономикой может положительно сказаться на развитии государства в период мировых кризисов.

     Общеизвестно, что экономика развивается циклически - экономический рост сменяет спад или рецессия. Сама по себе рецессия экономики явление абсолютно  нормальное и закономерное. Однако иногда рецессия выходит из под контроля и незаметно переходит в кризис. Что же такое финансовый кризис? Финансовый кризис это целый комплекс экономических явлений, синдром, основными симптомами которого являются - инфляция, нарастающий кризис ликвидности, а также курсовое падение или даже девальвация рубля (или другой местной валюты).

     Обычно  финансовый кризис неизбежно перерастает  в экономический кризис, а это  уже принципиально другой круг явлений. Дефолт, банковский кризис, а затем  и банкротство банков, девальвация  рубля и коллапс всей финансовой системы в целом - это еще только начало. Кризис экономики это сокращение производства, безработица, падение уровня жизни, рост преступности, дефолт по социальным гарантиям государства, стагфляция и пр.

     Текущий глобальный экономический кризис свидетельствует о необходимости отказа от стандартных подходов и требует принятия коллективных, согласованных на международном уровне решений, направленных, по своей сути, на создание системы управления процессом глобализации. Всем странам нужно действовать максимально решительно, чтобы восстановить устойчивое экономическое развитие, а также доверие и стабильность на финансовых рынках.

     Новая международная архитектура финансовых отношений должна строиться на принципах:

     - совместимости деятельности и гармоничности стандартов национальных и международных институтов регулирования;

     - демократичности и равномерной  ответственности за принятие  решений;

     - достижения эффективности на  основе легитимности механизмов  международной координации;

     - прозрачности деятельности всех участников;

     - справедливого распределения рисков.

     Таким образом, хотя государство вынуждено  активно вмешиваться в деятельность финансового сектора, когда возникает  угроза системного кризиса, но уже на этой стадии оно должно не только думать об отражении сиюминутных угроз, но и иметь долгосрочный план возвращения ведущей роли частному сектору. 
 

 

     Заключение 

     В соответствии с поставленными задачами в курсовой работе можно сделать  следующие выводы.

     Динамику развития рыночной экономики отражает волнообразная линия, где каждая волна характеризует целый цикл этого развития. Каждый цикл имеет свои фазы, свою длительность. Классический цикл общественного воспроизводства включает в себя четыре основных этапа: кризис, депрессия, оживление, подъем.

     К настоящему времени экономическая  наука различает несколько типов  циклов. Самые элементарные из них  — годовые, краткосрочные (40 мес.), среднесрочные (7-12 лет).

     Наиболее  опасными для рыночной экономики  и менее предсказуемыми являются строительные и большие циклы, которые вызываются главным образом динамикой НТП.

     Обновление технологической основы общественного воспроизводства является одной из причин, провоцирующих цикличность, а следовательно, и кризисные явления в функционировании системы.

     Исходной  причиной непостоянных и изменчивых колебаний цикла являются внешние факторы, такие как: технические нововведения, демографическая ситуация, политические потрясения и т. д. Однако частота и регулярность циклов зависят от внутренних факторов, например таких, как совокупные чистые инвестиции, темпы роста производства, занятость.

     Последствия экономического кризиса могут быть самыми разными, кризис вызывает как положительные, так и отрицательные изменения в экономике. Экономический кризис вызывает в первую очередь падение производства и снижение доходов населения. В странах, где национальная валюта прикреплена к доллару или евро происходит снижение курса национальной валюты по отношению к другим валютам, то есть девальвация рубля (резкая или плавная). Происходит замещение частного капитала государственным.

     Особенности кризисов переходных экономик обусловлены  особенностями функционирования экономик данного типа.

     Сложность протекания кризисных явлений в  переходной экономике обусловлено  тем, что данные экономики не имеют  отлаженных рыночных механизмов, не подчиняются законам рынка и к ним не может применяться общий подход экономической теории в развитии кризисных явлений. Переходная экономика не порождает экономический кризис, а испытывает его последствия.

     Сильное влияние государства на развитие экономических процессов в стране с переходной экономикой может положительно сказаться на развитии государства в период мировых кризисов.

     Особенность мировой экономики, особенно развитых стран, является защитным панцирем для  экономик развивающихся стран, в первую очередь Республики Беларусь. Современный экономический кризис в Белоруссии проходит «мягко» потому, что финансовая деятельность осуществлялась и была ориентирована на внебиржевые операции, поэтому влияние фондовой биржи на стабильность экономики была максимально снижено.

     Последствия финансового кризиса для Белоруссии могут быть более ощутимыми, если расценки на газ, поставляемый Россией, повысятся, что увеличит нагрузку на бюджет страны. Общая экономическая  и финансовая обстановка в мире продолжит оказывать свое влияние на стабильность положения в Белоруссии, и кризисная ситуация еще проявит себя во всей красе в виде ухудшения платежного баланса страны.

     Экономический кризис – это путь к оздоровлению экономики, это процесс санации экономической системы, ее очищения от различных явлений, таких, как спекулятивный перегрев, высокая коррупционность, чрезмерный монополизм отдельных структур и других, становящихся серьезным тормозом на пути ее прогрессивного развития. Экономический кризис высвобождает финансовые, трудовые, интеллектуальные, материальные ресурсы за счет сворачивания деловой активности в стагнирующих отраслях экономики. Выход из кризиса начинается в тот момент, когда общество оказывается способным создать новые точки роста и сформировать механизмы по постепенному перемещению ресурсов в новые, перспективные, направления хозяйственной деятельности. И в этом смысле экономический кризис – это шанс перехода Республики Беларусь к качественно более высокому уровню экономического развития.

Информация о работе Экономические кризисы