Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:06, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ циклического развития экономики.
Согласно поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1)Дать определение понятию цикл и экономический кризис;
2)Выявить причины и основные виды циклов и кризисов;
3)Рассмотреть как в теории, так и на примере конкретных статистических данных последствий кризисов и цикличности развития экономики, а также их влияния непосредственно на экономику России;
4)Выявить методы борьбы государства с нестабильностью экономики;
Введение………………………………………………………..………………….3
Глава 1 Цикличность развития экономики
1.1 Экономические циклы: виды и фазы …………………….………………….5
1.2 Экономические кризисы: сущность и виды ………………….……………..8
1.3 Экономические и социальные последствия экономических кризисов и цикличности развития экономики……………………....……………………….12
Глава 2 Особенности и последствия экономических кризисов в России
2.1 Экономические и социальные последствия кризиса 1998 года…................19
2.2 Мировой кризис и Россия: особенности и последствия …………………...21
Глава 3 Антициклическое регулирование экономики
3.1 Стабилизационные программы государства: неоклассический и неокейнсианский подходы……………………………………………………….26
3.2 Антикризисные меры России……………………………………………….29
Заключение ……………………………………………………………………….32
Список литературы ……………………………………………………………...
Сокращение жилищного и социально-бытового строительства приводит к тому, что жилищные и бытовые условия у подавляющего большинства семей не улучшаются, а подчас ухудшаются.
Наконец, кризис пагубно отражается на здоровье нации. У значительной части населения, по которой кризис особенно больно ударил – одних увольняют, других выселяют из жилья из-за неуплаты ипотеки, третьих объявляют банкротами из-за неуплаты различных кредитов, – все это вызывает депрессию. Длительный стресс самым негативным образом сказываются на здоровье и работников, и членов их семей. Именно в эти периоды происходит всплеск сердечнососудистых заболеваний, увеличивается смертность от инсультов и инфарктов, обостряются хронические болезни, растет число психических больных, самоубийств.
Из положительных последствий
экономического кризиса в России можно
выделить оздоровление экономики, оживление
предпринимательской инициативы, замещение
импортных товаров - отечественными. Разорение
неконкурентоспособных предприятий и
развитие более эффективных и жизнеспособных.
Повышение уровня конкуренции и как следствие,
снижение цен на некоторые товары. Кризис
в России уже вызвал снижение цен на бензин, на недвижимость
и землю.
Глава 3 Стабилизационные программы государства
3.1 Антициклическое регулирование
Стабилизационная политика государства - это комплекс мероприятий макроэкономической политики, направленных на стабилизацию экономики на уровне полной занятости, или потенциального выпуска. 10Для поддержания экономической стабильности в обществе государство проводит антициклическую политику, направленную, прежде всего, на смягчение циклических колебаний. Важнейшими инструментами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема — на его сдерживание. Так, в фазе подъема дорожает кредит, вводятся новые налоги, повышаются старые, отменяется ускоренная амортизация и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.
Таким образом, происходит переплетение стихийно-рыночного механизма функционирования экономики в форме циклических кризисов с сознательным государственным воздействием на воспроизводственный процесс.
Как уже отмечалось в п. 1.1, существуют
различные взгляды на причины
циклических колебаний, отсюда -
и различные подходы к
В зависимости от исходных установок и
ориентиров сторонники того или иного
направления по-разному решают проблемы
сглаживания циклических колебаний, по-разному
оперируют инструментами, находящимися
в распоряжении государства, которое можно
использовать для этих целей. Сторонники
кейнсианской политики большее внимание
уделяют бюджетной политике (главным образом
это связано с увеличением или уменьшением
расходов государства) и налоговой политике
(манипуляции с налоговыми ставками в
зависимости от состояния экономики).
Сторонники
неоконсервативных рецептов уделяют большое
внимание проблеме денег и кредита. Главным
образом это вопрос объема денежной массы
и его регулирования. По-разному решается
проблема участия государства в происходящих
процессах - в политике регулирования
экономики в целом и в области сглаживания
циклических колебаний.
Несмотря на такие, казалось бы, существенные различия, есть общее понимание этими концепциями того факта, что, во-первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности. Существует и общее понимание того, какова должна быть в целом линия поведения государства, направленная на преодоление циклических колебаний. В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше полагаются на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а, в конечном счете - и производства. Сторонники неоконсервативных взглядов большее внимание уделяют налогам, снижение которых ведет к росту деловой активности, но в целом они рассматривают налогово-бюджетную политику как дополнение к кредитно-денежной политике.
В обратном случае, то есть в период подъема экономической конъюнктуры, государство в целях предотвращения перегрева экономики и связанных с этим болезненных явлений в хозяйственной жизни проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики. Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями в области проведения амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики кейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к сглаживанию покупательской способности, а значит, и спроса, что ведет, в конечном счете, к некоторому спаду экономической активности.
В целом политику, которую должно проводить государство в целях сглаживания амплитуды циклических колебаний, можно охарактеризовать
как политику противодействия, т.е. мероприятия, направленные на смягчение циклических явлений, должны идти в направлении, противоположном
существующим
на данный момент колебаниям экономической
конъюнктуры.
3.2 Антикризисные меры государства РФ
Основными приоритетами
Согласно прогнозу развития
Согласно плану антикризисных
мер, на снижение
Антикризисные меры будут
Правительство РФ намерено
Будет продолжена работа с
крупнейшими предприятиями
Правительство собирается
Продолжится политика
Для привлечения отечественных
и стратегических иностранных
инвесторов правительство РФ
будет сокращать долю
Заключение
В данной работе была достигнута поставленная цель и решен ряд задач. На основании проведенного анализа можно сделать ряд выводов:
1)Цикличность экономического развития неизбежное явление рыночной экономики;
2) Экономический
кризис влечёт тяжелые
3)Кризис экономики имеет и положительные последствия, главная из которых способность усложнения структуры производства и создание новой технологии;
4)Ведущая роль в борьбе с нестабильностью экономики отводится государству, которое осуществляет антициклическую (антикризисную) политику;
Итак, несмотря
на то, что избежать кризисных явлений
и нестабильности экономики не представляется
возможным, эффективные и своевременные
меры государства способны смягчить
их тяжелые последствия, не только для
экономики, но и для населения
страны.
Список литературы
1.Матвеева Т.Ю. Макроэкономика: Курс лекций для экономистов – М: издательство , 2001
2. Галаева Е.В., Корсакова А.А., Марыганова Е.А., Назарова Е.В., Юрьева Т.В. Макроэкономика. Учебное пособие. / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, - М.: Юрист: 2003.
3..Воронцов А.В., Волович В.Н., Минаев Н.Ф. Мировой кризис и его социально-экономические последствия для России.- M.: Союз, 2009
4. Иохин В. Я. Экономическая теория – М.: Экономистъ, 2007.-861с.
5. Т.В. Юрьева, Е.А. Марыганова Экономическая теория: Макроэкономика
/Учебно-методический комплекс. – М.: 2008. – 286 с.
6. Сидорович
А.В. Курс экономической
7. Ивашковский С. Н. Макроэкономика / 2-е изд., испр., доп. - М.: Дело,2002.