Экономические и социальные последствия экономических кризисов и цикличности развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ циклического развития экономики.
Согласно поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1)Дать определение понятию цикл и экономический кризис;
2)Выявить причины и основные виды циклов и кризисов;
3)Рассмотреть как в теории, так и на примере конкретных статистических данных последствий кризисов и цикличности развития экономики, а также их влияния непосредственно на экономику России;
4)Выявить методы борьбы государства с нестабильностью экономики;

Содержание

Введение………………………………………………………..………………….3
Глава 1 Цикличность развития экономики
1.1 Экономические циклы: виды и фазы …………………….………………….5
1.2 Экономические кризисы: сущность и виды ………………….……………..8
1.3 Экономические и социальные последствия экономических кризисов и цикличности развития экономики……………………....……………………….12
Глава 2 Особенности и последствия экономических кризисов в России
2.1 Экономические и социальные последствия кризиса 1998 года…................19
2.2 Мировой кризис и Россия: особенности и последствия …………………...21
Глава 3 Антициклическое регулирование экономики
3.1 Стабилизационные программы государства: неоклассический и неокейнсианский подходы……………………………………………………….26
3.2 Антикризисные меры России……………………………………………….29
Заключение ……………………………………………………………………….32
Список литературы ……………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 89.32 Кб (Скачать)

         Сокращение жилищного и социально-бытового строительства приводит к тому, что жилищные и бытовые условия у подавляющего большинства семей не улучшаются, а подчас ухудшаются.

          Наконец, кризис пагубно отражается на здоровье нации. У значительной части населения, по которой кризис особенно больно ударил – одних увольняют, других выселяют из жилья из-за неуплаты ипотеки, третьих объявляют банкротами из-за неуплаты различных кредитов, – все это вызывает депрессию. Длительный стресс самым негативным образом сказываются на здоровье и работников, и членов их семей. Именно в эти периоды происходит всплеск сердечнососудистых заболеваний, увеличивается смертность от инсультов и инфарктов, обостряются хронические болезни, растет число психических больных, самоубийств.

       Из положительных последствий экономического кризиса в России можно выделить оздоровление экономики, оживление предпринимательской инициативы, замещение импортных товаров - отечественными. Разорение неконкурентоспособных предприятий и развитие более эффективных и жизнеспособных. Повышение уровня конкуренции и как следствие, снижение цен на некоторые товары. Кризис в России уже вызвал снижение цен на бензин, на недвижимость и землю. 
 

Глава 3 Стабилизационные программы государства

3.1 Антициклическое  регулирование

        Стабилизационная политика государства - это комплекс мероприятий макроэкономической политики, направленных на стабилизацию экономики на уровне полной занятости, или потенциального выпуска. 10Для поддержания экономической стабильности в обществе государство проводит антициклическую политику, направленную, прежде всего, на смягчение циклических колебаний. Важнейшими инструментами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема — на его сдерживание. Так, в фазе подъема дорожает кредит, вводятся новые налоги, повышаются старые, отменяется ускоренная амортизация и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.

           Таким образом, происходит переплетение стихийно-рыночного механизма функционирования экономики в форме циклических кризисов с сознательным государственным воздействием на воспроизводственный процесс.

          Как уже отмечалось в п. 1.1, существуют  различные взгляды на причины  циклических колебаний, отсюда -  и различные подходы к проблеме  их регулирования. Однако, несмотря  на значительный разброс взглядов  и различную расстановку акцентов  при выработке антициклической  политики, в целом можно сказать,  что все концепции регулирования  циклов тяготеют к одному из  двух направлений регулирования: неокейнсианскому или неконсервативному, развивавшемуся на базе классической школы. Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, а второе - на регулирование совокупного предложения

          В зависимости от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которое можно использовать для этих целей. Сторонники кейнсианской политики большее внимание уделяют бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства) и налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).  
           Сторонники неоконсервативных рецептов уделяют большое внимание проблеме денег и кредита. Главным образом это вопрос объема денежной массы и его регулирования. По-разному решается проблема участия государства в происходящих процессах - в политике регулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний.

           Несмотря на такие, казалось бы, существенные различия, есть общее понимание этими концепциями того факта, что, во-первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности. Существует и общее понимание того, какова должна быть в целом линия поведения государства, направленная на преодоление циклических колебаний. В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на  новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше полагаются на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а, в конечном счете - и производства. Сторонники неоконсервативных взглядов большее внимание уделяют налогам, снижение которых ведет к росту деловой активности, но в целом они рассматривают налогово-бюджетную политику как дополнение к кредитно-денежной политике.

          В обратном случае, то есть в период подъема экономической конъюнктуры, государство в целях предотвращения перегрева экономики и связанных с этим болезненных явлений в хозяйственной жизни проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики. Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями в области проведения амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики кейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к сглаживанию покупательской способности, а значит, и спроса, что ведет, в конечном счете, к некоторому спаду экономической активности.

           В целом политику, которую должно проводить государство в целях сглаживания амплитуды циклических колебаний, можно охарактеризовать           

как политику противодействия, т.е. мероприятия, направленные на смягчение  циклических явлений, должны идти в  направлении, противоположном

существующим  на данный момент колебаниям экономической  конъюнктуры.  

3.2 Антикризисные меры государства РФ

        Основными приоритетами действий  правительства в наступившем  году станут поддержка социальной  стабильности и обеспечение полноценной  социальной защиты населения,  а также поддержка оживления  экономики, обеспечение устойчивости  наметившихся положительных тенденций.

       Согласно прогнозу развития экономики  в 2010 году, в целом за год  инфляция может составить 6,5-7,5%, рост инвестиций в основной  капитал составит 2,9%, индекс промышленного  производства вырастет на 2,8%, реальная  заработная плата за 2010-2012 годы  вырастет на 6,5%, общая численность  безработных в стране сократится  до 6,3 миллиона человек (в 2009 году - 6,4 миллиона). Темпы прироста ВВП  в 2010 году составят около 3,1%. При этом, как подчеркивается в прогнозе, в российской экономике есть потенциал быстрого возврата к траектории роста в 5-6%. В плане сообщается, что социальные пособия и выплаты в 2010 году будут проиндексированы на 10%, что выше предполагаемого уровня инфляции. 11При этом положительные тенденции оживления экономики сопровождаются резким замедлением инфляции. Это позволяет предположить, что начавшийся экономический рост в России является сбалансированным и не основан на появлении новых "пузырей" на отдельных рынках.

          Согласно плану антикризисных  мер, на снижение напряженности  на рынке труда из федерального  бюджета будет выделено 36,3 миллиарда  рублей. Предусматривается, что в  2010 году удастся удержать прогнозную  численность безработных граждан,  зарегистрированных в органах  службы занятости, на уровне 2009 года. То есть эта цифра сохранится на уровне 2,2 миллиона человек.12 Одновременно правительство особое внимание намерено уделить выводу из "тени" иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории РФ.

         Антикризисные меры будут направлены  на закрепление положительных  тенденций в ключевых секторах  российской экономики. В частности,  продолжится ряд мероприятий,  предусмотренных пакетом антикризисных  мер правительства на 2009 год. Объем  расходов на их реализацию  составляет 233 миллиарда рублей.

         Правительство РФ намерено сохранить  кредитную поддержку регионов  и предоставление госгарантий  системообразующим предприятиям. Будет  также продолжена закупка федеральными  органами власти автомобильной  техники, предоставление субсидий  авиакомпаниям-перевозчикам пассажиров  при отзыве лицензии и ряд  других мер.

         Будет продолжена работа с  крупнейшими предприятиями ключевых  секторов экономики в целях  "расшивки" их долгов под  обязательство реализации программ  развития, выпуска новой продукции,  завершения крупных проектов. В  частности, такая работа будет  проводиться в отношении "Объединенной  авиастроительной корпорации", ОАО  "Оборонпром", ОАО "Автоваз", ОАО "Уралвагонзавод". При этом господдержка предприятиям будет оказываться только при наличии согласованной с банками-партнерами программы развития конкретного предприятия.

         Правительство собирается начать  реализацию политики по реструктуризации  экономик моногородов, таких,  в частности, как Тольятти и  Нижний Тагил. На разработку  и реализацию программ оздоровления  моногородов в 2010 году из федерального бюджета будет выделено 10 миллиардов рублей в виде субсидий и еще 10 миллиардов в виде кредитов регионам.13

           Продолжится политика формирования "длинных денег" в экономике.  Для этого будут задействованы  такие источники, как пенсионная  и страховая системы. Кроме  того, к формированию долгосрочного  инвестиционного ресурса должны привлекаться иностранные инвесторы, для чего, как говорится в плане, будут создаваться совместные с иностранными инвесторами фонды инвестиций в стратегических секторах, требующих модернизации (сельское хозяйство, фармацевтика, доступное жилье, инфраструктура и так далее).

         Для привлечения отечественных  и стратегических иностранных  инвесторов правительство РФ  будет сокращать долю госсобственности  в экономике, проводя приватизацию  на основе конкурсов и аукционов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

В данной работе была достигнута поставленная цель и решен ряд задач. На основании проведенного анализа можно сделать ряд выводов:

1)Цикличность экономического развития неизбежное явление рыночной экономики;

2) Экономический  кризис влечёт тяжелые последствия  как для экономики, так и  для общества. Он проникает всюду - в производство, строительство, занятость, доход, на фондовую биржу, и в политику. Даже такие неэкономические явления как рождаемость и браки ощущают на себе всю полноту кризиса;

3)Кризис экономики имеет и положительные последствия, главная из которых способность усложнения структуры производства и создание новой технологии;

4)Ведущая роль в борьбе с нестабильностью экономики отводится государству, которое осуществляет антициклическую (антикризисную) политику;

Итак, несмотря на то, что избежать кризисных явлений  и нестабильности экономики не представляется возможным, эффективные и своевременные  меры государства способны смягчить их тяжелые последствия, не только для  экономики, но и для населения  страны.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1.Матвеева Т.Ю.  Макроэкономика: Курс лекций для  экономистов – М:  издательство , 2001

2. Галаева Е.В., Корсакова А.А., Марыганова Е.А., Назарова Е.В., Юрьева Т.В. Макроэкономика. Учебное пособие. / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, - М.: Юрист: 2003.

3..Воронцов А.В., Волович В.Н., Минаев Н.Ф. Мировой кризис и его социально-экономические последствия для России.- M.: Союз, 2009

4. Иохин В. Я. Экономическая теория – М.: Экономистъ, 2007.-861с.

5. Т.В. Юрьева, Е.А. Марыганова  Экономическая теория: Макроэкономика

/Учебно-методический комплекс. – М.: 2008. – 286 с.

6. Сидорович  А.В. Курс экономической теории  – М.: “Дело и сервис”, 2001

7. Ивашковский С. Н. Макроэкономика / 2-е изд., испр., доп. -  М.: Дело,2002.

Информация о работе Экономические и социальные последствия экономических кризисов и цикличности развития