Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 08:47, курсовая работа
Цель моей курсовой работы: проанализировать основные экономические функции государства в современной рыночной экономике.
В связи с целью работы я поставила перед собой следующие задачи:
Изучить литературу по исследуемому вопросу.
Выявить роль государства в рыночной экономике.
Рассмотреть основные экономические функции государства.
Проанализировать необходимость вмешательства государства в рыночную экономику.
Именно оттого, что рыночный механизм не способен наиболее полно удовлетворять потребности общества, экономика должна регулироваться государством.
Введение
Глава 1. Сущность государства в рыночной экономике…..................6
Роль государства в рыночной экономике……………………………….6
Задачи государственного регулирования……………………………….8
Глава 2. Функции государства в рыночной экономике …………………..9
2.1. Стабилизационная функция государства………………………………..9
2.2. Аллокационная функция государства…………………………………….10
2.3. Распределительная функция государства………………………………11
2.4. Регулирующая функция государства……………………………………...13
3. Глава 3. Экономическая роль государства в современной России…..16
3.1. Социально-экономический кризис России: основные черты..……17
3.2. Роль государства в кризисной экономике……………………………………19
3.3. Основные причины возникновения мирового экономического кризиса в России……………………………………………………………………………………………24
Заключение
Роль
государства качественно
Усиление роли государства – новый ориентир в проведении курса реформ в России.
3.1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС В РОСИИ: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
Главная причина социально-экономического кризиса лежит в сфере политики российского государства, допустившего односторон¬нюю ориентацию реформ на стабилизацию финансов (политика монетаризма) в ущерб интересам населения и реальному сектору экономики.
Социально-экономический кризис характеризуется следу¬ющими чертами:
— резкое падение уровня жизни.
Каждый пятый житель страны получает доходы, которые не позволя¬ют приобрести товары и услуги, включенные в состав потребительской корзины. Гарантированная государством ставка оплаты труда не дости¬гает 20% прожиточного минимума. Заработная плата составляет около 40% доходов населения и не дает возможности основной массе граждан достойно жить за счет заработка по основному месту работы. Особенно не¬терпимы неплатежи по заработной плате, противоречащие принятым на себя Россией международным обязательствам, а также пенсий, которые уменьшают и без того крайне низкий уровень Доходов населения;
—деградация социальной сферы.
Так, в России в процентах от ВВП расходы на науку, образование и здравоохранение в 3-5 раз меньше, чем в развитых странах Запада. Упа¬док социальной сферы сопровождается ее вынужденной коммерциализа¬цией, уходом наиболее квалифицированных работников из промышлен¬ности в сферу услуг, слабым притоком молодых и перспективных кадров;
— высокая безработица, составляющая 20-25% самодеятельного населения.
Налицо угроза дальнейшего роста безработицы в связи с реструктури¬зацией промышленности. Для многих регионов Центральной и Северной России, Южной Сибири и Дальнего Востока уровень безработицы при¬ближается к социально опасным пределам. Государственные органы не готовы к регулированию рынка труда и проведению эффективной поли¬тики занятости;
— опасное нарастание социальной напряженности.
В 1998 г. забастовочная волна заметно усилилась, захватив большие категории служащих и интеллигенции, которые прежде не участвовали в акциях протеста;
— растущая дифференциация доходов и концентрация огромного богатства в руках очень узкой группы граждан.
В условиях высокой дифференциации доходов не может сложиться средний класс, который является источником экономического процвета¬ния и социально-политической стабильности во всех современных обще¬ствах;
— острый демографический кризис.
По показателю
продолжительности жизни Россия
находится в пятом-шестом десятке стран
мира. Очень высок уровень заболеваемости
и инва¬лидности, распространяются болезни,
обусловленные социальным не¬благополучием,
возникают эпидемии опасных инфекционных
болезней, обостряется проблема социальной
защиты престарелых;
— утрата населением доверия к власти.
Это оборачивается развитием «теневой» экономики, низкой нормой сбережений в государственных и особенно негосударственных банках, «долларизацией» экономики, бегством капитала, недоверием предпри¬нимателей государственной финансовой политике. Опыт стран, осуще¬ствлявших глубокие преобразования, однозначно свидетельствует: успех возможен только в том случае, когда реформы пользуются поддержкой большинства населения и ведут к росту его благосостояния.
Ряд законодательных и нормативных документов по вопро¬сам экономической политики, находящихся в настоящее время на рассмотрении Правительства РФ (законопроект о порядке ин¬дексации минимального размера оплаты труда, о государственных ми¬нимальных социальных стандартах, проекты решений о пересмотре и отмене ряда действующих льгот, о реформировании системы страхова¬ния и др.), не свидетельствует о намерении нового Правительст¬ва РФ скорректировать экономический курс в направлении по¬вышения социальной защиты населения. Напротив, в них ус-матривается стремление государства минимизировать социаль¬ные стандарты и гарантии и переложить ответственность за их реализацию с федерального уровня на субъекты РФ без доста¬точного ресурсного обеспечения.
Пренебрежение российским государством своими социаль¬ными обязательствами в огромной мере отражает устаревшее понимание роли социальной сферы в экономике. Правительст¬ву необходимо отказаться от практики «латания дыр» в соци¬альной сфере и исходить из того, что социальные расходы государства имеют не меньшее значение для экономиче¬ского развития, чем накопление капитала.
Для преодоления
кризиса в России необходимо глобально
изменить курс проведения реформ, а
это означает: усилить роль государственного
регулирования экономики.
3.2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В КРИЗИСНОЙ ЭКОНОМИКЕ
В кризисной ситуации стране необходимо эффективное государство. При этом важно руководствоваться критерием сохранения рыночных свобод, поскольку понятие эффективного государства никоим образом не тождественно возврату к централизованной хозяйственной деятельности. Оно должно проявить умение в использовании той собственности, которой располагает, для увеличения инвестирования в реструктуризацию и развитие экономики.
Российское правительство особое внимание уделяет концептуальной и законодательной проработке государственного строительства в трех основных направлениях:
— формирование эффективной системы государственного управления, обеспечение экономической, организационно-правовой активности государства в целях стимулирования экономического подъема;
— развитие правовых и налогово-бюджетных основ федераль¬ного устройства государства;
— легитимизация диалога между всеми ветвями власти в интересах общественного согласия и стабильности.
Важным направлением государственной деятельности является поддержка законодательных инициатив, содействующих развитию конкурентной среды и предпринимательской деятельности. Сам процесс государственного правотворчества должен осознанно вписываться в широкий исторический контекст развития страны.
Государство должно активизироваться как в создании технических, а так и организационных условий формирования рынка капитала. Необходимо помочь развитию институтов и технологий, трансформации внутренних сбережений предпринимателей и населения в производственные инвестиции.
Одновременно государство должно наладить систему управления своими активами. В противном случае права собственника принимают на себя директор и промышленный управленческий аппарат, что порождает уродливые формы управления, когда руководители акционерных обществ присваивают право распоряжаться чужими капиталами. Бесхозность государственной собственности — один из тормозов на пути к экономическому росту, причина невыплаты налогов и источник скрываемых доходов. Налаживание эффективного управления государственными предприятиями, грамотное управление государственными активами в рыночном режиме расчищают дорогу экономическому росту.
Все должно
работать на вектор поступательного
движения вперед. Необходимо наладить
партнерство между
Поддержка отечественного предпринимателя и обеспечение конкуренции — важные функции государства, которые, однако, оно выполняет с большим отставанием. Например, антимонопольное регулирование является одним из наименее разработанных направлений на макроэкономическом уровне. На этом фоне все остальные вопросы, решаемые государством, приобретают подчиненный, кратковременный и инструментальный характер. Трудно уповать только на автоматизм рыночных регуляторов в переходной экономике, в которой мотивация выживания господствует над стимулами к производительному труду. На смену универсальным социалистическим монополиям пришли не столько естественные монополисты (не в них главный источник наших трудностей), сколько крупные финансовые корпорации — организационно аморфные, высоко рисковые, слабо поддающиеся общественному воздействию.
Вся прежняя картина проведения курса реформ в России показала несостоятельность государственного регулирования экономикой.
В последние годы государство предпринимало неоднократные попытки для создания условий экономической стабилизации, но они не дали ожидаемых результатов. К одной из них можно отнести ориентацию на селективную, ограниченную поддержку приоритетных направлений промышленного развития. Суть данного направления проста: определение государственными органами приоритетов, проведение на конкурсной основе отбора эффективных проектов, выделение государством до 20% необходимого объема средств. Но никто не нашел необходимых средств, и в первую очередь само государство. Да и программа промышленной политики с приоритетами так и не была утверждена. Средства не нашлись потому, что государственное регулирование в интересах финансовой стабилизации оказалось несовместимым с какой-либо промышленной политикой. Выход из кризиса и будущее экономического развития во многом зависят от взаимодействия государства и частной собственности, многоукладности экономики, финансовой стабилизации, укрепления национальной валюты, роста внутренних накоплений населения, благоприятной реструктуризации нашего внешнего долга и устойчивого положительного сальдо внешней торговли и т.д., но эти благоприятные факторы не смогут «заработать» автоматически.
Государственная политика в финансовом секторе идет в разрез с интересами промышленности. Чтобы переломить эту тенденцию, ведущую к деградации промышленных мощностей, следует дополнительно использовать два пути : 1) активизацию долгосрочных инвестиций в основной капитал для создания новых производств и 2) увеличение вложений в оборотные фонды для более полного использования производственного и трудового потенциала.
Источники привлечения долгосрочных инвестиций ограничены. В нынешних условиях средств нет ни у государства, ни у коммерческих банков, которые находятся на грани де-финансирования. На иностранных инвестициях при высокой рискованности вложений в российскую экономику и неразвитости института страхования и гарантий невозможно обеспечить собственный рост.
Осталось два неиспользованных источника: средства населения и амортизационные отчисления. Средства населения можно вовлечь в инвестиционный процесс как минимум при условии предоставления абсолютной государственной гарантии от возможных рисков. Амортизационные же отчисления, исчисляемые сотнями миллиардов рублей, в условиях безденежья идут на заработную плату, оплату сырья, топлива и энергии, что абсолютно недопустимо. Попытка законсервировать амортизацию на инвестиционных счетах неизбежно приведет к дальнейшему сокращению действующих производственных фондов.
Настоящий тупик. Что делать?
Видимо, придется решать вопрос эмиссионной политики, дополняя ее действенными средствами контроля за прохождением и использованием денежных средств на производственные цели.
Видимо, потребуется принять законодательные акты, устанавливающие ответственность за целевое использование средств.
Государство
должно выступать инициатором
Государству предстоит поддержать новое направление в банковской деятельности — реструктуризацию банковской системы. Здесь предстоит серьезная законотворческая работа, внесение новых законов и соответствующих поправок в действующее законодательство.
В конечном итоге, необходимы новая мотивация и новая дисциплина труда, социальное партнерство при строгом соблюдении взаимных обязательств всеми сторонами — правительством, предпринимателем и работником. Эффективное и ответственное государство, свобода выбора и предпринимательства, личный интерес, труд, соединенный с законом и гарантированными гражданскими правами, — должны стать движущими силами нового этапа экономического развития России.