Экономические циклы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 00:16, курсовая работа

Описание работы

Мировая экономика не стоит на месте. Её долгосрочное развитие носит постоянный эволюционный характер. Это утверждение подразумевает, что в целом мировая экономическая система при отсутствии резких катастрофических внешних воздействий движется в одном направлении. В качестве постоянных долгосрочных тенденций можно отметить: рост населения, увеличение общего объёма производства, развитие технологий. В мировой истории, пожалуй, не удастся найти убедительные факты технологического регресса (ну, скажем – “возвращение к сохе”). На мой взгляд, именно прогресс в области технологий является наиболее убедительной долгосрочной тенденцией и предопределяет постоянный эволюционный характер развития мировой хозяйственной системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Экономический цикл: причины, типы, структура.......................5
1.1. Теория циклического развития экономики…………………..……….5
1.2. Основные фазы цикла……………………………………………………7
1.2.1. Рецессия (спад)…………………………………………………….8
1.2.2. Депрессия (низшая точка спада)………….…………………….9
1.2.3. Подъем (оживление)……………………………………………....10
1.2.4. Развитие (экспансия)……………………………………………..10
1.3. Классификация циклов………………………………………………….11
1.4. Циклы Кондратьева, или Теория длинных волн конъюнктуры
и современность…………………………………………………………...13
Глава 2. Проблемы цикличного развития экономики…………...……….23
2.1. Современный мировой экономический кризис:
закономерность или случайность? ………………………………………….23
2.2. Экономический кризис в России 2008-2009...........................................29
Заключение…………………………………………………………………37
Литература……………………………………………….…………………39

Работа содержит 1 файл

Курсовая оттредактированная 39 стр..doc

— 454.50 Кб (Скачать)

     Анализируя  зарождение пятого Кондратьевского цикла, можно выявить все характерные особенности, предшествующие этому процессу, на которые указывал Кондратьев. Знаковые изменения произошли в области кредитно-денежного обращения – речь идёт, прежде всего, об отказе от Бреттон-Вудской системы фиксированных валютных курсов в начале 70-ых гг. В ходе восходящей волны пятого цикла было ещё два важнейших изменения в монетарной сфере:

      1. появление банкоматов и пластиковых  карт, обусловившее падение спроса  на наличные деньги и изменение скорости обращения денег;

      2. глобализация финансовых рынков, снявшая многие границы на  пути перемещения капиталов. 

     В области технологий восходящей волне пятого цикла предшествовало ключевое событие – разработка компанией INTEL первого в мире микропроцессора (1971г.), положившая начало эре компьютеров (основы полупроводниковой техники были заложены в середине века, однако, на что указывал ещё Кондратьев – наиболее важным для экономической конъюнктуры является не фундаментальное открытие, но начало его претворения в жизнь, а массовое внедрение персональных компьютеров стало возможным лишь после появления микропроцессора и соответствующей элементной базы). Полупроводниковая техника создала абсолютно новые рынки – персональные компьютеры, программное обеспечение, дала толчок автоматизации производств и развитию отрасли связи. Другим ключевым изобретением восходящей волны пятого цикла, поддержавшим её экспансию, стал интернет, появление которого, во-первых, поставило новые задачи перед создателями полупроводниковой техники (резко возросли требования к скорости передачи данных, к системам обработки и хранения информации), а, во-вторых, ознаменовало собой переход из эры компьютерной в эру информационных технологий. Нельзя, по-видимому, вычёркивать из списка технологических достижений пятого цикла и освоение Космоса – хотя оно произошло ещё на понижательной фазе четвёртого цикла (как и создание полупроводниковых технологий), но его коммерческое использование совпало с восходящей волной пятого цикла; сегодняшние информационные технологии уже трудно представить без спутников связи.

     Ну и, наконец, ещё  одно ключевое изменение, произошло  в сфере мировой торговли. На сей  раз, в сферу мирового рынка были вовлечены страны распавшегося СССР и страны, так называвшегося, соцлагеря. Тут опять имеет смысл сделать небольшое отступление относительно причин и следствий больших циклов, и возвратиться к работам Кондратьева, который указывал, что “совершенно ясно, что при капитализме вовлечение в оборот новых территорий исторически происходит именно в периоды обострения нужды стран старой культуры в новых рынках сбыта и сырья”. Весьма показательно, что вовлечение новых стран в мировой рынок происходит, обычно, в самый разгар восходящей фазы цикла, т.е. тогда, когда экономическая конъюнктура уже разогрета и необходимость в новых рынках сбыта и сырья становится как никогда острой. На примере восходящей волны пятого цикла можно сказать, что первым сигналом этой острой необходимости стал фондовый крах в США в октябре 1987г. – к тому времени первый импульс, порождённый появлением компьютеров, уже прошёл, стали намечаться первые признаки ослабления конъюнктуры, и для дальнейшей экспансии остро требовались новые рынки.

     Развивая  тему вовлечения новых рынков в орбиту мировой экономики, можно несколько  расширить её и сформулировать не просто как вовлечение, но вовлечение/исключение новых рынков. Действительно, Кондратьев ничего не говорил о таком феномене, как выпадение некоторых рынков из мировой торговли. Однако в свете событий последнего десятилетия этот факт нам представляется бесспорным. Речь идёт о кризисах развивающихся рынков, которые в массовом порядке наблюдались в 90-ых гг. 20-ого века. Лишь благодаря скоординированным сверхусилиям США и Европы удалось предотвратить глубокую экономическую депрессию в Мексике, которая виделась практически неизбежной в начале 1995г. (падение ВВП достигло почти что 10%, но благодаря финансовой поддержке МВФ, оказалось краткосрочным). Ситуация повторилась уже через два с половиной года в другой части света – валютный кризис в странах ЮВА, и опять потребовалось экстренное вмешательство МВФ, чтобы избежать глубокого экономического спада. Российский кризис 1998г означал временное существенное ослабление внешнеторговых связей нашей страны с мировым рынком (по сути, наш рынок оказался временно закрытым для мировых производителей). Ещё один тревожный звонок прозвучал в самом начале 1999г, когда произошла девальвация бразильского реала – резкое выпадение бразильского рынка из сферы мировой торговли могло бы иметь куда более драматичные последствия для развитых стран, чем потеря ещё не успевшей к тому времени полностью вписаться в мировую экономику России. Неудивительно поэтому, что спасение Бразилии продолжалось на протяжение всех последних лет, чего стоит, к примеру, беспрецедентная кредитная линия МВФ в размере $40.5млрд., открытая в 1999г. Не менее масштабные кредиты МВФ потребовались и для спасения Турции (порядка $17млрд). А вот кого не удалось спасти, так это Аргентину – глубочайшая рецессия, которая продолжается уже более пяти лет, четырёхкратная девальвация национальной валюты, дефолт по внешним долгам – всё это выбило многие транснациональные компаний с данного рынка. Как будет показано ниже, открытие новых рынков сопровождается обычно, сменой политических режимов с “национально-независимых” на, условно говоря, “либерально-рыночные”, политику которых уже трудно назвать самостоятельной. В случае же выпадения рынков, происходят обратные процессы – к власти возвращаются режимы первого типа. Подобная тенденция наметилась в России, но она не получила развития – высокие цены на нефть очень быстро вновь вернули нас в рамки мировой экономики. Посмотрим, в какую сторону двинется Бразилия, где осенью 2002г к власти пришло национально-независимое правительство (по крайней мере, предвыборные тезисы позволяют так его классифицировать).

     Почему  происходит выпадение рынков? В качестве гипотезы можно предложить следующее  объяснение (условно назовём его  “эффектом экономического резонанса”), идею которого мы позаимствовали из физической науки. Для начала, одно наблюдение – “выпадают”, как правило, страны, относительно недавно вписавшиеся в мировую экономическую систему, и классифицирующиеся на сегодняшний день, как развивающиеся. До того момента, как новые рынки были открыты мировому капиталу, экономики этих стран двигались по своим собственным траекториям, т.е. имели свою собственную цикличность. Мы предполагаем, что открытие этих рынков не может в один момент поломать внутренние циклы и подчинить динамику внутренней конъюнктуры мировому циклу; для того, чтобы национальная экономика гармонично и в полной мере вписалась в мировую экономическую систему требуются, возможно, десятилетия (безусловно, это утверждение требует глубоких исследований и более чётких доказательств). Таким образом происходит наложение внутреннего цикла и внешнего (мирового). Эти циклы, имеющие разную частоту, в определённый момент совпадают по фазе, и хорошо, если это восходящая фаза (в этом случае резонанс приводит к скачкообразному ускорению экономического роста), но если это нисходящая волна, то хрупкие развивающиеся экономики не выдерживают, отрываются от мирового цикла и вновь начинают двигаться по собственной траектории. Такой резонанс произошёл в России в 1998г, когда спад внутренней конъюнктуры (в начале года затормозила промышленность, придавленная дорогим рублём) наложился на провал внешней конъюнктуры (обвал мировых цен на нефть).

     Кондратьев  отмечал, что в рамках длинных  циклов присутствуют средние (7-11 лет) и  короткие (около 3.5 лет) волны. Исследования последней восходящей волны 5-ого Кондратьевского цикла, подтверждают это утверждение – действительно, восходящая волна в этом случае состояла из 2-3 циклов, в каждом из которых также можно выделить 2-3 коротких цикла. Более того, продолжительности этих волн, указанные Кондратьевым, точно совпали. Объяснение трёхволновой структуры можно представить следующим образом:

  • первоначальный импульс экономика получает благодаря радикальным изменения в кредитно-денежной сфере и появлению принципиально новых технологических продуктов, которые, как правило, появляются в фазе нисходящей волны предыдущего длинного цикла;
  • этот импульс через некоторое время начинает затухать, в основном, в силу естественных причин (первоначальное насыщение рынков; неготовность многих технологий для активного коммерческого использования – они ещё слишком дорогие), возникает острая необходимость в новых рынках и дальнейших технологических инновациях;
  • мировая экономика вовлекает в свою орбиту новые рынки, что обеспечивает ей очередной импульс;
  • появление новых рынков активизирует развитие технологий;
  • последний этап, характеризующийся наложением двух основных факторов – технологии и рынки – обычно сопровождается взрывными темпами экономического роста, которые приводят к очень быстрому насыщению новых и старых рынков. На этом этапе новые технологии существенно удешевляются и становятся готовы к активному коммерческому использованию (персональные компьютеры, появившиеся в начале 80-ых, стали доступны широкому кругу потребителей лишь в 90-ых). Данная фаза описывается, в основном, эпитетами превосходной степени: наиболее интенсивная, наиболее продолжительная (в последней волне, это, ориентировочно, 1995-2000гг), наиболее нестабильная. Характернейшей чертой самого пика этой волны, очень наглядно проявившейся в конце 20-ого века и начале нынешнего, является инвестиционный бум на фоне катастрофического падения эффективности инвестиций (бесплодные инвестиции в интернет-компании в конце 90-ых), что в итоге приводит к сокращению объёмов капитала. Последнее и предопределяет фундаментальную основу для дальнейшей продолжительной депрессии.

     Ещё одной характерной чертой завершающей  фазы восходящей волны, как отмечено выше, является процесс выпадения  рынков (это и предопределяет нестабильность данной фазы). По сути, это завершающий  аккорд периода процветания. 
 
 
 

Глава 2.

Проблемы  цикличного развития экономики.

    2.1.  Современный мировой экономический кризис: закономерность или случайность?

 

     Зная  о событиях, которые происходили  в прошлом веке, невольно проводишь  аналогии с сегодняшним мировым экономическим кризисом. Можно с легкостью найти общее у Великой Депрессии и мирового экономического кризиса 2008 года.

     Все опять началось в США, все опять  началось с финансового сектора, а затем перекинулось на реальную экономику, фондовый рынок обрушился, потребительский спрос падает, безработица  растет, деньги обесцениваются… Что будет дальше? Неужели нас ждет еще одна Великая Депрессия, которая теперь коснется и России?

     По  проявившимся в настоящее время  тенденциям разворачивающегося глобального  кризиса видно, насколько более  тяжелым в сравнении с рецессиями 1991, 1998-1999 и 2001 годов он угрожает стать. Одновременно ясно, что начавшийся в 2008 году глобальный кризис не связан только с товарным перепроизводством, а является следствием системных противоречий мировой экономики. Разворачивающийся кризис не может просто сбросить накопленную товарную массу, после чего экономика вновь быстро выйдет на кривую роста. Происходящие в США распродажи заполнивших рынок товаров не приведут к оздоровлению американской и глобальной экономики. В результате кризиса должны оказаться разрешенными некоторые противоречия в мировой экономике, что равнозначно смене неолиберальной модели на новую.

     Мировая экономика после Великой депрессии 1929-1933 годов прошла несколько стадий развития, повышательных и понижательных  волн по Кондратьеву. С 1933 по 1948 год имела место понижательная волна. После кризиса 1949 года до 1973 года продолжалась повышательная волна, характеризовавшаяся удорожанием рабочей силы и капиталов, а также активным технологическим обновлением производства. В этот период растущая европейская и американская промышленность испытывали потребность в рабочей силе, которая ввозилась из стран периферии. В западном обществе господствовал кейнсианский подход, реализовывались принципы социального государства. Резко возрос образовательный уровень населения, высшее образование стало массовым. Однако к началу 1970-х годов глобальная хозяйственная система оказалась в тупике. В немалой степени новый кризис возник из-за страхов деловой элиты перед возросшей силой организованных рабочих, включавших теперь и людей еще недавно привилегированных профессий. Большую роль сыграли события во Франции 1968 года, массовые выступления в США. Вместе с тем, произведенная в бывших колониях модернизация открывала широкие возможности для использования ресурсов периферии по-новому.

     По  итогам четырех экономических кризисов 1969-1971, 1973-1975 (отмеченного скачком  цен на нефть и высокой инфляцией), 1978-1980 и 1981-1982 годов в глобальном хозяйстве произошли качественные изменения – повышательная волна  сменилась понижательной. В результате двух последних кризисов, оказавшихся особенно тяжелыми для индустриально развитых стран, начался массовый перенос промышленности в зону мировой периферии, ставшую к 2008 году не сырьевой, а промышленной периферией. Одновременно политика технологического переоснащения индустрии со ставкой на высококвалифицированных работников сменилась ориентацией на дешевую рабочую силу в странах «третьего мира». Успешность новой политики обеспечило быстрое развитие коммуникационных технологий, прежде всего связанных со сферой управления: компьютеры, Интернет, спутниковая связь. Резко возросла скорость перемещения капиталов, возникли электронные деньги. Национальные монополии из «первого мира» превратились в транснациональные корпорации. Идеология кейнсианского развития сменилась неолиберальной доктриной открытой экономики. Новая хозяйственная эпоха получила название финансовой глобализации.

     В результате глобализации 1975-2008 годов, явившейся новой стадией развития мировой экономики, целые регионы планеты превратились из аграрных в промышленные. Сотни миллионов людей оказались вынуждены оставить традиционные натуральные хозяйства, став наемными рабочими. Произошла беспрецедентная в мировой истории пролетаризация. Пространство рыночных отношений расширилось, рабочая сила оказалась дешевле промышленных технологий. В «старых индустриальных странах» правительства стали проводить политику «сбрасывания балласта»: ликвидацию социальных завоеваний, приватизацию, снижение расходов на образование и иные общественные сферы.

     Неолиберальная  экономическая модель имела в  своей основе противоречия, развитие которых определяло конец ее существования. Производимые в странах периферии  товары должны были продаваться в  центре – развитых западноевропейских и североамериканских странах. Но по мере выноса из них производства потребительские возможности населения уменьшались, лишь очень ограниченно компенсируясь «новой экономикой»: сферой услуг и информационных технологий. Рост потребительских рынков стран промышленной периферии не мог покрыть растущий дефицит спроса.

     В период глобализации капиталы начали свободно перемещаться из одной зоны планеты в другую, но рабочая сила была искусственно заперта в национальных границах. Корпорации имели возможность  выбирать себе любой из множества рынков труда. Закрытые государственные границы и жесткие антимиграционные законы препятствовали рабочим покидать зоны, где не действовало трудовое и социальное законодательство, а люди были бесправны. Даже если рабочие нелегально вырывались в ЕС, США и другие страны (с некоторых пор и Россию), они оставались почти бесправными. Такая политика облегчала корпорациям снижение оплаты труда для граждан «старых индустриальных стран», а также свертывание социального и трудового законодательства. В итоге в целом ряде отраслей американской и европейской экономики «третий мир» оказывался внутри «первого». Дестабилизированные социальные системы периферии продолжали выбрасывать миллионные массы эмигрантов на рынки труда в страны центра. Если в 1960-е и в начале 1970-х годов эмиграция из бывших колоний на Запад была связана с растущим там спросом на рабочую силу, то с конца 1990-х годов массовое переселение превратилось в инерционный процесс, подстегиваемый социальным кризисом Юга и стремлением людей приобщиться к потребительскому обществу. В свою очередь, на Севере эти демографические и социальные сдвиги способствовали росту расистских, ультраправых и неофашистских политических сил.

Информация о работе Экономические циклы