Экономические блага и их классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 22:14, реферат

Описание работы

Материальной основой любой экономики является производство, которое представляет собой процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества. При этом совокупность природных, социальных и духовных сил, участвующих в создании товаров, услуг и иных ценностей, составляет источники или ресурсы производства.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………...3
1. Экономические блага и их классификация………………………………5
2. Сущность общественных благ…………………………………………...11
3.Ограниченность благ………………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………21
Список литературы………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

Реферат Экономика 1курс.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

     Общественное  благо – один из случаев несовершенства рынка, когда необходимо вмешательство  государства. Многие экономисты не соглашались  с тем, что государственное вмешательство  требуется только в ситуации с чистыми (или близкими к чистым) общественными благами. Одной из таких попыток стала теория достойных благ, выдвинутая Р. Масгрейвом в конце 1950-х гг.

     В случае общественных благ вмешательство  государства необходимо из-за неспособности рынка обеспечить размещение ресурсов в соответствии с данными индивидуальными предпочтениями, что предполагает соблюдение суверенитета потребителя. В противоположность этому достойные блага представляют собой случай, когда индивидуальные предпочтения не считаются более заданными, а сами являются объектом корректировки. Достойные блага удовлетворяют потребности, которые общество считает нужным поддерживать и которые у индивидов не сформированы должным образом, в основном из-за неполной информированности, а также из-за того, что «мы ленивы и не любопытны». Как следствие, индивиды выбирают меньший объем потребления этих благ, чем следовало бы. В качестве примеров можно привести бесплатное образование, школьные обеды и завтраки, театры и концертные залы, субсидируемое жилье для малообеспеченных семей. Противоположный случай – недостойные блага, потребление которых общество считает нужным ограничивать. К ним относятся алкогольные напитки, табачные изделия, наркотики и т.п.

     Обоснование нарушения суверенитета потребителя в указанных случаях требует поиска места для концепции достойных и недостойных благ в теории благосостояния. Существует три ключевых аргумента в пользу полного или частичного отказа от нормативного идеала следования индивидуальным предпочтениям.

  1. Достойные блага могут обладать некоторыми свойствами общественных благ (примеры – образование и здравоохранение).
  2. Считается, что при определенных условиях информированная часть населения должна влиять на решения остальных индивидов (образование, здравоохранение, защита интересов меньшинств, контроль за продажей наркотиков и т.п.). В случае образовательных программ, например, качество выбора может быть улучшено за счет делегирования права выбора более информированному специалисту в этой области (на самом деле множеству специалистов). Индивидуальные предпочтения, здесь принимаются во внимание (при выборе учебного заведения, специальности), но полное соответствие им (или их доминирование) не является нормативной целью.
  3. Идеал суверенитета потребителя также может нарушаться из-за агрессивной рекламы и других способов воздействия на покупателя. Рациональный выбор может быть нарушен в ситуации риска и неопределенности или в результате недооценки потребителем отдельных факторов. В частности, будущее потребление люди склонны недооценивать по сравнению с сегодняшним, а ценность общественных товаров и услуг может быть завышена или, например, занижена, как следствие крайне негативного отношения к уплате налогов.

     Одна  из интерпретаций теории достойных  теории достойных благ заключается в принятии индивидами, как членами какого-либо сообщества, определенных ценностей этого сообщества, даже если эти ценности противоречат предпочтениям индивида. Эта ситуация отличается от схожего случая следования моде, когда индивид воспринимает общественные предпочтения как свои собственные. Сознательное принятие ценностей сообщества может выразиться в изменении потребления частных благ (например, алкоголь) или отношения к финансированию общественных благ. Частные и общественные блага, потребление и предоставление которых изменилось в соответствии с ценностями сообщества, можно считать благами, имеющими особые достоинства, или их противоположностями, если речь идет о сокращении потребления. 

3. Ограниченность благ. 

       Как уже было сказано, для получения  недостающих потребительских благ, нужны косвенные экономические  блага - ресурсы. Если бы ресурсы имелись  в неограниченном количестве, то и  все блага, необходимые для удовлетворения потребностей общества, производились бы в достаточном объеме. Но ресурсов, недостаточно для удовлетворения всех потребностей, то есть для производства необходимых благ. Ограниченность благ зависит от ограниченности ресурсов, используемых для создания данных благ. Если ресурсы абсолютно ограничены, то и блага из этих ресурсов  не смогут производить вечно. Например, если запасы нефти ограничены, то и бензин невозможно будет произвести, когда кончится нефть. К тому же потребности общества постоянно растут, следовательно и бензина будет требоваться больше. Но не исключено, что люди найдут другой ресурс, для получения топлива (имеется ввиду неизвестный в настоящее время), запасы которого будут менее ограничены, чем запасы нефти. Если же ресурсы относительно ограничены, если они способны к возобновлению, то и количество благ, получаемых из этих ресурсов будет относительно ограничено, а не абсолютно.  
 

       Понятно, что блага не могут служить  вечно, ведь если бы не нужно было заменять вышедшие из строя блага на новые, то не вставала так остро проблема ограниченности благ. Замена старых благ, на новые происходит в процессе общественного воспроизводства. Это процесс постоянного повторения и возобновления производства. В любом обществе процесс воспроизводства включает в себя следующие основные моменты:

       1. Воспроизводство материальных благ.

       Средства  труда в процессе производства изнашиваются, предметы труда потребляются, предметы потребления тоже потребляются. Поэтому  одна часть общественного продукта направляется на возобновление и  расширение средств производства, другая на восстановление потребленных предметов потребления;

       2. Воспроизводство рабочей силы.

       Чтобы участвовать в процессе производства, работник должен постоянно восстанавливать  свою способность к труду. Воспроизводство  рабочей силы в широком смысле означает подготовку нового поколения работников, которые обладают профессиональными качествами. Воспроизводство рабочей силы необходимо для воспроизводства благ;

       3. Воспроизводство природных ресурсов  и среды обитания человека.

       Речь идет о постоянном восстановлении плодородия почвы, лесных массивов, поддержании чистоты воздушного бассейна, тех ресурсов, без которых невозможен или затруднен процесс производства благ;

  1. Воспроизводство отношений между людьми, возникающих в производстве, распределении, обмене и потреблении.

         Особое место среди благ, необходимых человеку, роль которых возрастает, занимают услуги.

         Услуги — это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека. 
 

       Для понимания благ большое значение имеет их классификация. Существует множество критериев, на основе которых  выделяют различные группы (виды) благ.

          Наиболее распространенным является подразделение благ на материальные и нематериальные.

       1) Материальные блага включают: естественные дары природы (земля, воздух, климат); продукты производства (продукты питания, здания, сооружения, машины, инструменты и т.д.).

       2) Нематериальные блага — это блага, воздействующие на развитие способностей человека, они создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство, кино, театр, музеи и т.д.

             Различают две подгруппы  нематериальных благ:

       - внутренние — блага, данные  человеку природой, которые он  развивает в себе по собственной  воле (голос; пение, декламация; музыкальный слух; способности к науке и т.д.);

       - внешние — это то, что дает  внешний мир для удовлетворения  потребностей (репутация, деловые  связи, протекция и т.д.).

       Особое  значение имеет подразделение благ на экономические и неэкономические.

              К экономическим благам (этот термин принадлежит субъективистской школе экономической науки; представитель — известный итальянский экономист А. Пезенти) относятся те, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, т.е. которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми потребностями.  С экономическим благом связана проблема редкости благ, обусловливающая соответствующее поведение человека (хозяйственная производственная деятельность) в условиях ограниченности (редкости) ресурсов, благ.

             Неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без приложения человеком усилий. Эти блага существуют в природе

«свободно», в количестве, достаточном для  полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, свет и т.д.).

            Таким образом, именно соотношение между потребностью (или в терминологии К. Менгера, видного представителя австрийской школы, — надобностью) и доступным для распоряжения количеством благ делает их экономическими или неэкономическими. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В ходе написания данной работы были рассмотрены такие основные понятия : экономические блага и их классификация, на основе изложенного материала сделаны следующие выводы.

     Экономические явления складываются в результате решений отдельных субъектов  экономики. Одним из базовых понятий  экономической теории является понятие  блага. Для получения недостающих  потребительских благ, как правило, нужны косвенные экономические блага.

       В повседневной жизни люди сталкиваются с необходимостью покупать и продавать, получать денежные доходы, распределять их, формировать личные, семейные и  государственные бюджеты, откладывать  и использовать сбережения. Мало кого оставляют равнодушными изменение цен и инфляционные процессы. Материальное положение людей во многом зависит от состояния дел на биржах, валютных курсов и процентных ставок. Все эти многообразные явления и образуют экономическую жизнь общества.

     В любом обществе решается проблема: что производить, как производить и для кого производить. Любое общество располагает ограниченным количеством экономических ресурсов. Потребности людей постоянно растут. В этой связи встает проблема рационального использования этих ресурсов.

     Главное значение экономики состоит в создании богатства, способного удовлетворять материальные потребности людей.

 

        Список литературы: 

          1.    Липсиц И.В. Экономика. - М: Изд-во «ВИТА-ПРЕСС», 2010.

          2.          Сажина М.А., Чибриков Г.Г.  Экономическая теория. - М: Изд.- во НОРМА , 2006.

     3.  Учебник по основам экономической теории / Под ред. М. Камаева - М.: Владос, 2004; 
 

Информация о работе Экономические блага и их классификация