Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 11:46, курсовая работа
Постоянное повышение потребностей человечества, уменьшение
традиционных ресурсов, увеличение численности населения обуславливают
необходимость постоянного повышения экономического роста и эффективности
экономики.
Экономический рост и есть увеличение объема создаваемых полезностей а,
следовательно, повышение экономического благосостояния и жизненного уровня
населения.
1. Введение.
2. Понятие экономического роста.
3. Типы экономического роста.
4. Источники и факторы экономического роста.
5. Роль государственного регулирования в экономике и ее росте.
6. Заключение.
7. Список литературы.
и пр.) невозможны
без использования
Успех государственного
роста, улучшения структуры хозяйства, росте занятости, здоровом платежном
балансе, снижении темпов инфляции, повышении жизненного уровня, а также
отражаются в показателях, не всегда поддающихся точному количественному
измерению: в уровне социальной напряженности (забастовки, демонстрации,
различные выступления), оценки государственного регулирования экономики
средствами массовой информации, состояние окружающей среды, качество жизни
в городах.
Анализ развития национальной экономики нашего государства за
последние годы показывает, что поддержание высоких темпов роста ВВП при
ограниченном использовании методов рыночной саморегуляции далее невозможно.
Беларусь, следуя общему направлению реформ в России и других странах,
начиная с 1991г. активно разрушала институты централизованного управления,
осуществляя либерализацию своей экономики. Однако желаемый успех на
начальной стадии переходного периода не был достигнут, поскольку рыночные
импульсы не получили адекватных откликов в обществе. И это объяснимо,
поскольку создание формальных (законодательных) и тем белее неформальных
(моральных норм, традиций и т.д.) институтов цивилизованного рыночного
хозяйства - процесс длительный. Этап создания сильных государственных
институтов при одновременном замедлении процессов либерализации экономики
начался с 1994г. Задача состояла в том, чтобы путем прямого субсидирования
и налогового субсидирования, ужесточения контроля на всех кровнях экономики
остановить падение темпов развития и одновременно создать необходимую
институциональную среду и инфраструктуру рынка. Однако по мере ее решения
созданная среда стала тормозить экономический рост. Чтобы преодолеть эту
фазу необходимы дальнейшие либерализация дебюрократизация экономики,
проведение административной реформы, которая исключала бы оперативные
исполнительно-
сосредоточив их преимущественно на политических и на механизмах рыночной
саморегуляции. Реструктуризация и приватизация крупных предприятий,
поддержка малого и среднего бизнеса продемонстрирует странам –партнерам и
международным структурам приверженность Белоруссии рыночным принципам и
свободам; создаст предпосылки для формирования среднего класса в обществе;
повысит устойчивость и адаптивные возможности народнохозяйственного
комплекса страны.
Благоприятная институционная среда –инстремент к решению проблемы
старения основного капитала. В белорусской промышленности коэффициент
обновления основных фондов на протяжении последних лет колеблется в
пределах 1,5-2,4. Это значит, что их полное обновление можно осуществить за
42-66 лет. Сократить этот срок способен лишь приток инвестиций. Доля
инвестиций в основной капитал на уровне 16-18% ВВП не-достаточна и в
отличие от развитых стран не позволяет нормально обновлять производство.
Один из эффективных источников инвестиций –увеличение доли валового
накопления в составе доли инвестиций ВВП. Это можно достичь или за счет
снижения доли конечного потребления, или путем привлечения иностраннывх
инвестиций, что как правило ведет к дефициту торгового баланса. Первый путь
ограничен низким уровнем жизни населения и может осуществляться постепенно
на основе опережащего роста валовых накоплений по отношению к росту
конечного потребления в условиях ВВП. Но тогда проблему старения решить в
ближайшее время не удасться, так как для этого необходимо удвоить долю
инвестиций в ВВП.
Второй путь более приемлемый, тем более что иностранные инвестиции
вызывают одновременно не только рост импорта инвестиционных товаров в
страну, но и увеличение загрузки мощностей отечественных производителей и,
как следствие, рост ВВП и потребления населения. Иностранные инвестиции
имеют более высокую отдачу, так как основаны, как правило, на более
прогрессивной технике и технологиях с использование более эффестивного
менеджмента. Определенные возможности для обновления активной части
основных фондов лежат в изменений структуры инвестиций. Необходимо
поддерживать складывающуюся в последние годы тенденцию на увеличение доли
инвестиций производственного назначения. Для приведения к более выгодному
соотношению ВВП и основных фондов целесообразно постепенно выводить из
производства неиспользуемые мощности, консервируя их до появления
возможности разрузки или продавая тем, кто может их эффекивно использовать.
В стратегическом плане
правильный выбор отраслевых приоритетов. Сегодня это продовольствие, жилье,
экспорт. Однако такое доминировпние можно оспорить. Строительство жилья-
импортоемкое производства, требующее в год (с учетом потребления ипортных
ресурсов смежными производствами) около 1 млрд USD. Таким образом,
строительство стимулирует импорт, что в условиях дефицита торгового баланса
создает большие проблемы. Кроме того «наращивание» жилищного строительства
«оттягивает» значительные ресурсы в ущерб инвестициям в производство.
Обеспечить население
задачу, чтобы все основные продукты производились в стране, большая часть
которой относится к полосе рискованного земледелия, вряд ли разумно, так
как ведет к неэффективному расходованию ресурсов и снижению экономической
безопасности. К тому же при экстенсивном расширении сельского хозяйства,
без реформирования АПК деньги просто «закапываются в землю», а
самообеспеченность продовольствием только снижается. При формировании
приоритетов экономического развития Белоруссии необходимо исходить из ее
особенностей малой страны с открытой экономикой. Системный анализ
показывает, что приоритетом для нас должна быть экспортная ориентация,
основанная на более полном освоении и развитии тех конкурентных преимуществ
и ограниченных ресурсов, которыми она обладает. Например, развитие
высокотехнологических и наукоемких производств, оказание
высокоинтеллектуальных,
научных и образовательных
услуг транспортного комплекса и телекооммуникаций, развитие производств
химической и тефтехимической промышленности, развитие деревообрабатывающей
и целлюлозно-бумажной промышленности, развитие отрасли добычи и переработки
калийных солей, развитие конкурентноспособных и смежных производств
тракторов, холодильников, телевизоров, алкогольных и безалкогольных
напитков и т.д). Обеспечив развитие этих смежных с ними отраслей, Беларусь
сможет создать базу для повышения благосостояния народа, оздоровления
нации, появления ресурсов для массового жилищного строительства. Развитие
остальных отраслей должно диктоваться требованиями экономической
безопасности и рыночными процессами.
Необходимо отметить, что из анализа Основных положений программ
социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг. и
2005-2010 гг. важнейшей целью государства является обеспечение устойчивого
роста уровня жизни и сокращение бедности населения. Государство оставляет
за собой приоритет развития устойчивой экономики путем регулирования
бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики. Эти факторы
должны стать конкурентными преимуществами Белоруссии. Будет
совершенствоваться налоговая политика в интересах семьи. Социальная
политика государства будет направлена на дальнейшее развитие и укреплений
таких отраслей, как социально – культурного комплекса, главной задачей
которого является формирование духовно богатого и физически здорового
человека нового общества, развитие здравоохранения (объем финансирования к
2005г. планируется довести до 7,5% к ВВП), развитие образования,
возрождение и развитие национальной культуры., жилищного строительства, где
будут создаваться новые формы финансирования жилищного строительства,
позволяющие использовать ранее накопленный материал, это прежде всего
систему ипотечного кредитования. Новое жилье в 2001 –2005 гг. получат около
300 тыс. семей.
В качестве главной задачи инновационной политики ставится ускоренное
освоение в производстве передовых отечественных и зарубежных научных
разработок с целью насыщения рынка современной конкурентноспособной
продукцией. Доля расходов на науку и научное обслуживание в ВВП в 2005г.
составит 1,8%.
Из анализа вышеизложенной
Экономический рост в масштабе всей национальной экономики может быть
представлен как увеличение объема производства товаров и услуг за некоторый
период времени. Важным является тот факт, что при анализе экономического
роста во внимание принимается только изменение реального роста ВНП (ВВП).
Тенденция изменения номинальных показателей не может рассматриваться как
экономический рост. Следовательно, уточняя первое определение
экономического роста, можно сделать вывод о том, что указанная категория
представляет собой увеличение реального ВНП (ВВП) за период времени.