Экономическая теория

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 15:02, шпаргалка

Описание работы

ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. РАЗДЕЛЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Работа содержит 1 файл

Новые ответы по эконом.теории.doc

— 620.00 Кб (Скачать)

      Инфраструктура  выполняет следующие  функции:

1. Обеспечение  непрерывности процесса купли-продажи  товаров, ресурсов и капиталов;

2. Распределение  товарных потоков по отраслям  и регионам;

3. Формирование  рыночной конъюнктуры и достижение сбалансированности рынков;

4. Повышение  оперативности и эффективности  функционирования рыночных субъектов  на основе специализации отдельных  субъектов экономики и видов  деятельности.

 

15. КРУГООБОРОТ РЕСУРСОВ, ПРОДУКТОВ И ДЕНЕГ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ. 

 

Простая модель экономического кругооборота ресурсов, продуктов и доходов  в условиях чистого  капитализма 

      Домохозяйства на рынке ресурсов выступают в качестве поставщиков ресурсов и их продавцов (осуществляют предложения ресурсов). Фирмы выступают покупателями ресурсов на рынке ресурсов, предъявляя спрос на ресурсы. В этой схеме взаимодействие спроса и предложения на рынке ресурсов определяют цену каждого из ресурсов.

      Платежи, производимые фирмами за полученный на рынке ресурс, являются для них издержками производства, а для домашних хозяйств – доходами.

      На  рынке товаров и услуг фирмы, продавая свои товары домохозяйствам, получают валовую выручку, которые затем покроют свои издержки и получат чистую прибыль. Домохозяйства выступают покупателями, осуществляя потребительские расходы для приобретения товаров в целях удовлетворения своих потребностей. Следовательно, домохозяйства и фирмы: и продают и покупают.

      В результате кругооборота возникает  замкнутый поток товаров, в виде ресурсов, товаров и услуг (против часовой стрелки), а также поток денег в виде доходов и расходов (по часовой стрелке).

      В смешанной экономике основными  субъектами выступают домохозяйства, фирмы и государство 

 

16. НЕСОВЕРШЕНСТВО (ФИАСКО РЫНКА). ФУНКЦИИ, МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСРЕГУЛИРОВАНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ. 

  Рыночная  экономика способна к саморегулированию, основанному на механизме свободной  конкуренции. Вместе с тем рынок  не в состоянии обеспечить эффективное решение ряда стратегических задач развития экономики и социальных проблем. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику вызвано причинами:

  1. В результате усиления конкурентной  борьбы с рынка удаляются наименее  эффективные, старые производства. То есть рынок сам по себе не способен обеспечить защиту слабых, наименее приспособленных к рынку производителей и работников.

  2. В рыночной экономике имеется  целая группа товаров и услуг,  производство которых не может быть монополизировано. Они называются «общественными благами». К ним относятся  освещение городов, охрана окружающей среды, система здравоохранения, образования, обороны и др. Производством таких благ занимается государство.

  3. Рынок самостоятельно не может  защищать производителей и потребителей  от недобросовестной деловой  практики: выпуска некачественных товаров, недобросовестной конкуренции, установления необоснованно высоких цен и т.д. Это делает государство.

  4. Рынок сам по себе не способен  рационально использовать ресурсы  в интересах всего общества. Это  берет на себя государство.

  5. Рынок самостоятельно не может  бороться с инфляцией, безработицей  и т.д. Это может сделать  только государство (правительство).

       Кроме того, саморегулирование экономики на основе свободного рынка ограничено деятельностью крупных фирм-монополистов. контролирующих производство и сбыт продукции целых отраслей.

     Наличие у рыночного механизма существенных недостатков (фиаско рынка) приводит к необходимости его регулирования путем вмешательства государства в экономическую жизнь.

      Осуществляя регулирование рыночной экономики, государство выполняет ряд экономических функций.

     1. Правовое обеспечение функционирования рыночного механизма. Государственное законодательство определяет "правила игры", обязательные для всех экономических субъектов, оно защищает права собственности, гарантирует соблюдение контрактов, создаёт денежную систему, вводит стандарты измерения и качества продукции, обеспечивает общественный порядок

      2. Защита конкуренции. Рынок, предоставленный сам себе, неизбежно рождает монополию, поскольку в результате конкуренции происходит процесс концентрации и централизации производства и капитала. Государство должно противодействовать неограниченной власти монополий посредством антимонопольного законодательства.

      3. Перераспределение дохода и богатства. Рыночная система влечёт за собой значительное неравенство в распределении национального дохода, неприемлемое с точки зрения социальной эффективности. Государство уменьшает нежелательное для общества неравенство, проводя социальную политику.

      4. Корректировка объёмов и структуры общественного производства. Рыночная система не всегда рационально, с точки зрения социальной эффективности, распределяет ресурсы на производство некоторых благ и производит их в недостаточном количестве (услуги образования и здравоохранения, социальная защита и т.д.) или не производит их вообще (национальная оборона, общественная безопасность, фундаментальная наука и т.д.). Рынок не в состоянии реализовать стратегическую структурную перестройку экономики, он не имеет экономического механизма защиты окружающей среды.

      Государство организует производство некоторых социально-значимых товаров и услуг, а также корректирует производство других благ с помощью налогов и субсидий.

      5. Стабилизация макроэкономических колебаний. Рынок не в состоянии самостоятельно предотвратить экономические кризисы и спад производства, безработицу и инфляцию. Поэтому государство осуществляет мероприятия стабилизационной политики.

Методы  госрегулирования экономики делятся на: административные и экономические. Экономические методы не содержат приказов и предполагают формирование общих условий хозяйствования. Они делятся на прямые (прямое воздействие на экономический интерес хозяйствующего субъекта: госзакупок, финансирования за счет государственных средств и др.) и косвенные экономические методы (формируют общие предпосылки для соответствующей хозяйственной деятельности: стимулирование инвестиций, занятости, экспорта и т.д.)

      Государство, стимулируя рыночные отношения, использует следующие инструменты:

      - фискальную политику (политику расходов и доходов государства);

      - денежно-кредитную политику;

      - планирование, программирование, прогнозирование;

      - социальную политику.

 

17. СПРОС: ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ И ГРАФИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ.

      Спрос – количество продукта, которое потребители желают приобрести в единицу времени при данных экономических условиях.

      Величина спроса выражает платёжеспособную потребность покупателей.

      Зависимость объёма спроса на определённый товар  от соответствующих факторов выражает функция спроса: QDX=f (PX, PY…PN, Т, I, Е…), где

QDX – объём спроса на товар Х, PX – цена данного товара, PY…PN – цены других товаров, Т – вкусы и предпочтения потребителя, I – денежный доход потребителя, Е – экономические ожидания покупателя и т.д.

 Если все  факторы кроме цены данного товара неизменны, то функция спроса примет форму функции спроса от цены: QDX=f (PX), Эта функция выражает содержание закона спроса, который графически интерпретируется с помощью кривой спроса (рис.1).

Закон спроса – существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на данный  товар.

Отрицательный наклон кривой спроса объясняется наличием эффектов дохода и замещения (субституции).

Эффект  дохода: снижение цены товара увеличивает реальный доход (покупательную способность) потребителя и приводит к расширению объёма спроса.

      Эффект  замены (субституции): снижение цены данного товара означает его относительное удешевление по сравнению с другими товарами, что приведёт к их замещению в потреблении данным товаром и увеличит объём спроса на него.

Индивидуальный  спрос – спрос конкретного потребителя с его вкусами и особенностями.

Рыночный  спрос – сумма индивидуальных спросов отдельных потребителей при разных возможных ценах.

      Следует различать два понятия: изменение  величины спроса и изменение спроса. Изменение величины спроса выражается в перемещении с одной точки в другую точку на одной и той же кривой спроса в результате изменения цены данного товара. Изменение спроса выражается в сдвиге кривой спроса под воздействием изменения неценовых факторов спроса (цены других товаров, вкусы и предпочтения потребителя, денежный доход потребителя, и т. д) причем, при увеличении спроса кривая сдвигается вправо, а при уменьшении – влево (рис.3).

 Р              Р   

                                                                       

           S       

     

       P D2

       

                Do 

                           

                   D1  

            Q1                   Q2 Q             Q

Рис.2. Изменение  величины спроса.   Рис. 3. Изменение спроса. 
 
 

18. ПРЕДЛОЖЕНИЕ: ПОНЯТИЕ,  ФАКТОРЫ И ГРАФИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ. 

      ПРЕДЛОЖЕНИЕ (SUPPLY) – это готовность производителей продать определенное количество блага по определенной цене за определенный период времени.

      Цена  предложения – это минимальная  цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество товара.

      Объем предложения – это максимальное количество какого-либо товара, которое согласен выставить на продажу продавец в единицу времени при определенных условиях.

          Зависимость между  объемом и ценой предложения  выражается в законе предложения.

    ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ выражает прямую зависимость между ценой и величиной предложения блага в течение определенного периода времени.

    КРИВАЯ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ представляет собой графическое выражение взаимосвязи между  ценой  и количеством предлагаемого товара, и  имеет положительный наклон (Рис. 1.).

    Детерминанты  предложения: цены на данный товар (ценовой  фактор предложения); цены на товары товары (Pb, P2), цены на ресурсы (TC), количество производителей (h), налоги (T) и субсидии (S), технология производства (L), государственная политика и другие особые неценовые факторы (EN). Зависимость предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения.

    Qsa = f (Pa, Pb,... Pz, ТС, L, T, S.....∑N)

    Если  все факторы, кроме цены на данный товар, остаются неизменными, то

    Qsa = f (Pa)

     ИЗМЕНЕНИЕ ОБЪЕМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Движение вдоль кривой предложения вызвано изменением цены на конкретный данный товар и представляет собой изменение объема (величины) предложения блага (Рис.1.) Изменение в предложенном сдвиге всей кривой предложения отражает изменение в предложении, которое  связано с изменением неценовых факторов. Сдвиг кривой предложения вправо показывает расширение предложения блага, а влево его сокращение (Рис. 2).

Информация о работе Экономическая теория