Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 13:25, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть содержание предмета и функции экономической теории.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Исходные признаки экономики, ее структурные элементы и ее роль в жизни общества. Человек и экономика.
2. Предмет экономической теории, ее основные части, функции и границы.
3. Методы экономической теории.
1. Введение 3
2. Исходные признаки экономики, ее структурные элементы и 5
ее роль в жизни общества. Человек и экономика
3. Предмет экономической теории, ее составные части, 10
функции и границы
4. Методы экономической теории 15
5. Заключение 17
6. Список использованных источников 18
Таким образом, феномен экономической границы состоит в следующем.
1. Экономическая
граница играет разную роль
в описании экономической
2. Экономическая
граница экономического
3. Форма
экономической границы имеет
значение для выявления
4. Для
экономической территории форма экономической
границы не имеет первостепенного значения.
В данном случае определяющим моментом
является площадь территории.[ 16]
Глава
3.Методы экономической
теории
Основная задача современной экономической науки состоит в том, чтобы описать, проанализировать и объяснить динамику экономических процессов, происходящих в производстве, при распределении произведенного продукта, его обмене и потреблении. Выводы экономической науки необходимы для определения экономического поведения общества и отдельных рыночных агентов. Сложность поведения людей и изменений в социальной жизни не позволяет надеяться на достижение той степени точности, которая присуща исследованиям в области естественных наук. В ходе экономического анализа не представляется возможным проводить контролируемые эксперименты. В выводах приходится многое упрощать, абстрагироваться от бесконечной массы деталей. То, что считается благоразумным для отдельного человека или фирмы, может быть подчас безрассудным для нации или государства.
Всякая наука вырабатывает и применяет свой инструментарий, конкретные способы и приемы познания действительности. Экономисту, как и астронавту, приходится довольствоваться главным образом "наблюдением". Но для получения достоверных выводов сначала надо научиться объективно, оценивать то, что является предметом наблюдения. Явления и процессы должны изучаться в их всеобщей связи и взаимозависимости, в состоянии непрерывного развития и изменения. Здесь нельзя обойтись без статистики, без построения динамических рядов, таблиц, без применения системного подхода к анализу явлений. С переходом к рыночной экономике предварительно надо было обосновать и выдвинуть целый ряд гипотез, показывающих, как будут развиваться хозяйственные связи, изменяться цены, в каком направлении будет происходить социальная дифференциация населения, какие изменения произойдут в структуре производства, валовом продукте, его качестве. Не лишним было бы рассмотреть различные гипотезы развития межнациональных отношений и нравственности.
Таким образом, метод познания - это не продукт субъективного взгляда, а правильное отражение в сознании людей объективного процесса развития данной реальности.
Экономическая
теория применяет преимущественно
такие методы познания экономических
явлений и процессов: диалектический метод;
научная абстракция; анализ и синтез; индукция
и дедукция; исторический и логический
методы; экономический эксперимент; экономическое
моделирование и др.
Диалектический метод – общий для всех наук метод познания, в том числе и для экономической теории. Он базируется на использовании законов и принципов философии, сущность которых состоит в познании экономических явлений и процессов в их связи и взаимодействии в состоянии непосредственного развития, в понимании того, что накопление количественных изменений предполагает изменения качественного состояния.
Научная абстракция как метод состоит в углубленном познании реальных экономических процессов путем выделения основных признаков сторон определенного явления, очищенных (абстрагированных) от всего случайного, несущественного.
Анализ и синтез как метод исследования применяется в единстве двух его составных. При анализе объект исследования раскладывается на составные части, любая из которых изучается в отдельности; при синтезе происходит объединение разных элементов, сторон объекта в единое целое с учетом взаимосвязей между ними.
Индукция и дедукция. Индукция – это метод познания отдельного к общему, от знаний низшей ступени к знанию высшей степени (от фактов к выводам, теории). Дедукция – метод познания от общего к единичному (проверка гипотез фактами).
Исторический и логический методы используются для исследования экономических процессов в их единстве, целостности. Исторический метод изучает эти процессы в той исторической последовательности, в которой они возникли, развивались и изменялись один за другим в реальной жизни. Логический метод исследует экономические процессы в их логической последовательности, двигаясь от простого к сложному, освобождаясь при этом от исторических случайностей и подробностей, не присущих этому процессу.
Экономическое
моделирование – это
Экономический
эксперимент – искусственное
воспроизведение экономических
процессов и явлений с целью
изучения их при оптимально благоприятных
условиях для дальнейшего практического
внедрения. В частности, экономический
эксперимент дает возможность на практике
проверить обоснованность научных гипотез
и рекомендаций, чтобы предупредить ошибки
и провалы в экономической политике государства.
Таковы
основные методы организации научного
анализа и поиска оптимальных
решений экономических задач. В заключении
можно сказать, что от правильно принятого
метода зависит реальность результатов.[
8, c. 24-31
Заключение
Экономическая наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни. Но предметом ее исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни. Каждый сколько-нибудь достойный человек отдает хозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как и в других областях, он подвержен влиянию личных привязанностей, представлений о долге и преданности высоким идеалам. Правда, самые способные изобретатели и организаторы усовершенствованных методов производства и машин посвящают этому делу все свои силы, движимые скорее благородным духом соревнования, нежели жаждой богатства как такового. Но при всем этом самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание получить за нее плату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу. Она затем может быть израсходована на эгоистичные или альтруистические, благородные или низменные цели, и здесь находит свое проявление многосторонность человеческой натуры.
Однако побудительным мотивом выступает определенное количество денег. Именно это определенное и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило экономической науке далеко опередить все другие науки, исследующие человека. Но экономическую науку нельзя приравнять к точным естественным наукам, ибо она имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры.
В заключение
можно сказать, что поставленные
цели в начале работы были выполнены.
Были найдены ответы на все поставленные
вопросы.
Список
используемых источников
1. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: учеб. пособие / А.В. Сидорович [и др.]; под ред. А.В. Сидоровича. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Изд-во «ДИС», 1997.- 215 c.
2. Курс экономической теории / под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. Киров: «АСА», 2004.- 305 c.
3. Макконнелл, К. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К. Макконнелл, С. Брю. пер. с 13-го англ. изд. М.: ИНФРА-М, 1999.- 930 c.
4. Экономическая теория: учеб. пособие: В 3ч. Ч.3. Макроэкономика: курс лекций / Э.А. Лутохина [и др.]; под общ. ред. Э.А. Лутохиной. Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006.- 230c.
5. Экономическая теория: учеб. пособие / И.В. Новикова, [и др.]; под ред. И.В. Новиковой. Минск: БГЭУ, 2006.- 260c.
6. Журавлева, Г.П. Экономика: учебник / Г.П. Журавлева. М.: Юристъ, 2002.- 456c.
7. Лемешевский, И.М. Экономическая теория: Основы. Вводный курс. учеб. пособие для студентов экон. специальностей вузов / И.М. Лемешевский. 2-е изд., доп. и перераб. Мн.: ФУАинформ, 2005.- 367c.
8. Экономика: учеб. пособие / М.И. Плотницкий [и др.]. под ред. М.И. Плотницкого. М.: Новое знамя, 2002.- 345c.
9. Иохин, В.Я. Экономическая теория: учебник. / В.Я. Иохин. М.: Юристъ, 2001.
10. Экономическая теория: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой. М.: Издательство «Экзамен», 2004.- 560c.
11. Курс экономической теории / Под ред. Рузавина Г. И. – М.: Издат. объединение ЮНИТИ, 1994.
12. Экономическая теория. Хрестоматия / Сост., коммент., словарь, предмет. указ. – Борисов Е. Ф. – М.: Высшая школа, 1995.
13. Борисов Е. Ф. Основы экономической теории. - М.: новая волна, 2004.
14. Fetter F. The Economic law of market areas // Quarterly journal of Economics, 1924. May (XXXVIII). P. 520
15. Hyson C. D , W. P. Hyson The economic law of market areas //Quarterly journal of economics. 1950. Vol. 64, may. P. 319
16. http://websites.pfu.edu.ru/