Экономическая теория прав собственности и трансакционные издержки

Автор: m**********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Трансакция – это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом. Такое определение имеет смысл (Коммонс) в силу того, что институты обеспечивают распространение воли отдельного человека за пределы области, в рамках которой он может влиять на окружающую среду непосредственно своими действиями, т. е. за рамки физического контроля, и, следовательно, оказываются трансакциями в отличие от индивидуального поведения как такового или обмена товарами.

Содержание

Введение 2
1.Экономическая теория прав собственности. 4
1.1. Общая и частная собственность. 7
1.2. Государственная и коллективная собственность. 8
1.3. Национализация. 8
1.4. Приватизация. 8
1.5. Денационализация. 9
1.6. Реприватизация. 9
1.7. Марксистская теория. 10
1.8. Неоинституциональная школа. 12

2.Транзакционные издержки. 13
2. 1. Понятие трансакционных издержек. 13
2.2. Типология трансакционных издержек. 14
2.3 Классификация К. Менара. 16
2.4. Теорема Коуза. 18
2.5. Трансакционные издержки и контрактные отношения. 20

3.Заключение. 24
4.Список литературы. 26

Работа содержит 1 файл

kursovik.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

      2.2.4. Издержки спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты. Некоторые авторы (Д. Норт) добавляют сюда же затраты на поддержание в обществе консенсусной идеологии, поскольку воспитание членов общества в духе соблюдения общепринятых неписаных правил и этических норм является гораздо более экономным способом защиты прав собственности, чем формализованный юридический контроль.

      2.2.5. Издержки оппортунистического поведения. Это самый скрытый и, с точки зрения экономической теории, самый интересный элемент трансакционных издержек.

      Различают две основных формы оппортунистического  поведения. Первая носит название морального риска. Моральный риск возникает  тогда, когда в договоре одна сторона полагается на другую, а получение действительной информации о ее поведении требует больших издержек или вообще невозможно. Самая распространенная разновидность оппортунистического поведения такого рода - отлынивание, когда агент работает с меньшей отдачей, чем от него требуется по договору.

      Особенно  удобная почва для отлынивания  создается в условиях совместного труда целой группой. Например, как выделить личный вклад каждого работника в совокупный итог деятельности <команды> завода или правительственного учреждения? Приходится использовать суррогатные измерения и, скажем, судить о производительности многих работников не по результату, а по затратам (вроде продолжительности труда), но и эти показатели сплошь и рядом оказываются неточными.

      Если  личный вклад каждого агента в  общий результат измеряется с  большими ошибками, то его вознаграждение будет слабо связано с действительной эффективностью его труда. Отсюда отрицательные стимулы, подталкивающие к отлыниванию.

      В частных фирмах, и в правительственных учреждениях создаются специальные сложные и дорогостоящие структуры, в задачи которых входят контроль за поведением агентов, обнаружение случаев оппортунизма, наложение наказаний и т. д. Сокращение издержек оппортунистического поведения - главная функция значительной части управленческого аппарата различных организаций.

      Вторая  форма оппортунистического поведения - вымогательство.  Возможности для него появляются тогда, когда несколько производственных факторов длительное время работают в тесной кооперации и настолько притираются друг к другу, что каждый становится незаменимым, уникальным для остальных членов группы. Это значит, что если какой-то фактор решит покинуть группу, то остальные участники кооперации не смогут найти ему эквивалентной замены на рынке и понесут невосполнимые потери. Поэтому у собственников уникальных (по отношению к данной группе участников) ресурсов возникает возможность для шантажа в форме угрозы выхода из группы. Даже когда <вымогательство> остается только возможностью, оно всегда оказывается сопряжено с реальными потерями (Самая радикальная форма защиты от вымогательства - превращение взаимозависимых (интерспецифических) ресурсов в совместно владеемое имущество, интеграция собственности в виде единого для всех членов команды пучка правомочий).  

      2. 3. Классификация К. Менара:

  1. Издержки вычленения.
  2. Информационные издержки.
  3. Издержки масштаба
  4. Издержки поведения.

      С введением в анализ трансакционных издержек необходимо уточнить структуру  издержек фирмы.

    В рыночной экономике издержки фирмы можно разделить на три группы: 1) трансформационные; 2) организационные,;3) трансакционные.

      Трансформационные издержки - издержки по трансформации  физических свойств продукции в  процессе использования факторов производства.

      Организационные издержки - издержки по обеспечению контроля и распределению ресурсов внутри организации, а также издержки по минимизации оппортунистического поведения внутри организации.

       Трансакционные  и организационные издержки являются взаимосвязанными понятиями, увеличение одних ведет к уменьшению других и наоборот.

      В современном экономическом анализе трансакционные издержки получили операционное применение. Так в некоторых исследованиях воздействие трансакционных издержек на спрос и предложение аналогично введению налогов.  

      Также использование трансакционных (TС) издержек позволяет выразить через них  функцию спроса на институты при  анализе институционального равновесия и институциональной динамики. В качестве предложения институтов «н а институциональном рынке» выступают издержки коллективного действия (CAC).   
 
 

      САС - это предельные издержки по созданию институтов, ТС - выражают предельную полезность институтов, выраженную через их альтернативную стоимость в форме трансакционных издержек.  

       

      2. 4. Теорема Коуза

      Теорема Коуза имеет в современной  научной литературе множество трактовок, с половиной из которых вряд ли согласился бы сам Р. Коуз.

      В начале кратко остановимся на круге  проблем и понятий, которые фигурируют в теореме Коуза.

      Внешние эффекты (экстерналии) - дополнительные издержки или выгоды, не получившие отражения в ценах.

      Положительные внешние эффекты возникают тогда, когда деятельность одних экономических  субъектов приводит к возникновению  дополнительных выгод для других субъектов, причем это не отражается в ценах на производимое благо.

      Отрицательные внешние эффекты возникают тогда, когда деятельность одних экономических субъектов вызывает дополнительные издержки для других.

      Традиционно в неоклассической теории проблема внешних эффектов связывалась с «провалами рынка», что оправдывало государственное вмешательство,  и решалась с помощью «налога Пигу». 

       

                          

      «Налог  Пигу» должен быть равен MEC, тогда MSB=MSC.

      Коуз  предложил оригинальную гипотезу, следуя которой, отрицательные внешние  эффекты могут быть интернализированы с помощью обмена правами собственности на объекты, порождающие экстерналии при условии, что эти права четко определены и издержки обмена незначительны. И в результате такого обмена рыночный механизм приведет стороны к эффективному соглашению, которое характеризуется равенством частных и социальных издержек.

      Трудности при реализации положений данной теоремы заключаются: 1) в четком определении прав собственности; 2) в высоких трансакционных издержках.

      Наиболее  распространенным является формулировка теоремы Коуза, данная Джорджем Стиглером: «в условиях совершенной конкуренции (при нулевых трансакционных издержках, т.к. в этом случае монополии будут вынуждены действовать как конкурентные фирмы В.В.) частные и социальные издержки будут равны».

      Формулировка  Коуза несколько отличная: разграничение прав (собственности В.В.) является существенной предпосылкой рыночных трансакций … конечный результат (который максимизирует ценность производства) не зависит от правового решения (только В.В.) при предположении нулевых трансакционных издержек.

      Коуз  подчеркивал, что Стиглер не учел при формулировке теоремы то, что  при равенстве частных и социальных издержек ценность производства будет максимизироваться. Это очевидно если принять следующую трактовку социальных издержек, которую дает Коуз.

      «Социальные издержки представляют собой наивысшую  ценность, которую могут принести факторы производства при их альтернативном использовании». Но любой предприниматель приступит к производству в случае, когда его частные издержки будут меньше, чем ценность продукта произведенного с помощью привлеченных факторов. Следовательно, равенство социальных и частных издержек подразумевает максимизацию ценности производства.

      Иногда  ошибочно на основании этой теоремы  делается вывод о том, что «Коузианский мир» - это мир с нулевыми трансакционными издержками. В действительности это не так.

      Коуз  наоборот, своей теоремой показывает значимость трансакционных издержек для  экономического анализа «реально происходящих событий».

      «В  мире с нулевыми трансакционными издержками ценность производства будет максимизироваться при любых правилах об ответственности». Иными словами при нулевых трансакционных издержках правовые нормы не имеют значения для максимизации.

      «При  ненулевых трансакционных издержках  закон играет ключевую роль в определении того, как используются ресурсы… Внесение всех или части изменений (ведущих к максимизации производства В.В.) в контракты оказывается делом чересчур накладным. Стимулы к осуществлению некоторых шагов, которые бы привели к максимизации производства, исчезают. От закона зависит, каких именно стимулов будет недоставать, поскольку он определяет, как именно нужно изменить контракты, чтобы осуществить те действия, которые максимизируют ценность производства».

      Получается  парадоксальная ситуация, в случаях «несостоятельности рынка» мы де-факто признаем наличие положительных трансакционных издержек, в противном случае рынок автоматически приводил бы в состояние оптимальности, обеспечивающие максимизацию ценности производства.  

      2.5. Трансакционные издержки и контрактные отношения

Образование фирмы дает экономию на общих издержках путем трансформации трансакционных издержек независимых агентов на открытом рынке, в организационные внутри фирмы. Поэтому для анализа природы фирмы понадобилось расширить содержание понятия контракт (сделка) далеко за рамки договора о единичной купле продаже. Так появилась возможность трактовать природу фирмы, как проблему выбора оптимальной формы контракта. Многообразие контрактных установлений выводится из многообразия трансакционных издержек.

     Проблема  контрактов и связанных с ними трансакционных издержек основывается на формировании формальных и неформальных правил, которые эти издержки снижают (или наоборот увеличивают). Источником правил является общество, далее они опускаются на уровень прав собственности и затем на уровень индивидуальных контрактов.

     Контракты отражают структуру стимулов и анти-стимулов, коренящуюся в структуре прав собственности и механизмов их обеспечения. Таким образом, набор альтернатив, открывающихся перед игроками, и те формы организаций, которые они создают при заключении конкретных контрактов, проистекают из структуры прав собственности.

      Хозяйственная практика выработала три основных типа контракта, каждый из которых имеет  свою преимущественную область применения.

  1. Классический контракт. Классический контракт носит безличный характер, и его отличительной чертой является присутствие четко оговоренных пунктов («если,…то»). Поэтому все возможные будущие события сводятся в нем к настоящему моменту. В классическом контракте не имеет значения личность контрагента – его участником может быть любой. Классический контракт тяготеет к стандартизации. Записанные условия сделки имеют в нем перевес над устными, основной акцент делается на формальных документах. С выполнением сделки он прекращает существование. Контракт носит двухсторонний характер: четко оговариваются санкции за нарушение санкций контракта и все споры по нему решаются в суде.
  2. Неоклассический контракт. Это долговременный контракт в условиях неопределенности. Не все будущие события могут быть оговорены в качестве условий при его подписании. Оптимальную адаптацию к некоторым событиям невозможно предвидеть пока они не произойдут. Поэтому участники такого контракта соглашаются на привлечение третейской стороны, решение которой обязуются выполнить в случае наступления неоговоренных в контракте событий, поэтому контракт приобретает трехсторонний характер. Споры по нему решаются не судом, а органами арбитража.
  3. Отношенченский (или обязательственный) контракт. Такие контракты складываются в условиях долговременных, сложных, взаимовыгодных отношений между сторонами. Обоюдная заинтересованность в продолжении отношений здесь играет решающую роль. Дискретность отношений, присущая двум предыдущим формам контрактов здесь полностью исчезает – отношения становятся непрерывными. Неформальные условия имеют перевес над формальными пунктами, иногда договор вообще не оформляется в виде документа. Личность участников здесь приобретает решающее значение. Поэтому споры разрешаются не путем обращения к формальному закону или авторитету третейского лица, а в ходе неформальных переговоров, двухстороннего торга. Нормой, на которую ссылаются стороны, служит, поэтому не первоначальный контракт, а все отношение в целом.
 

      Каждой контрактной форме соответствует специфический механизм управления договорными отношениями:

  1. Безличный рыночный механизм. Подходит  к одноразовым и повторяющимся сделкам по поводу стандартных товаров.
  2. Арбитраж. Распространяется на нерегулярные сделки по поводу товаров средней и высокой степени специфичности.
  3. Двухсторонняя структура управления. Это тип характерен для отношенческих контрактов. Сфера применения  этого механизма управления – регулярные сделки по поводу товаров средней степени специфичности.
  4. Унитарное управление (иерархия). Отношения между участниками договора регулируются прямыми командами и приказами, а не рыночными сигналами.

Информация о работе Экономическая теория прав собственности и трансакционные издержки