Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 15:07, реферат
С началом истории цивилизованного общества возникает система наук, которая изучает социум, т.е. такое сложное явление, как ассоциация людей. Экономическая теория не выступает в единственном числе. К наукам, изучающим общество, относятся: философия, история, политика, социальная психология, экономическая география, демография др. Каждая из них имеет свой интерес и сегмент в изучении социума. Дело не ограничивается самостоятельной ролью общественных наук.
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАК НАУКА, ЕЕ ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ
1.1. Научные
основы экономической теории
С началом истории цивилизованного
общества возникает система наук, которая
изучает социум, т.е. такое сложное явление,
как ассоциация людей. Экономическая теория
не выступает в единственном числе. К наукам,
изучающим общество, относятся: философия,
история, политика, социальная психология,
экономическая география, демография
др. Каждая из них имеет свой интерес и
сегмент в изучении социума. Дело не ограничивается
самостоятельной ролью общественных наук.
Все науки находятся во взаимодействии,
они дополняют друг друга и, в конце концов,
составляют целостность гуманитарных
наук, т. е. наук, которые имеют предметом
своего изучения не отдельной человека,
а всю совокупность людей, начиная со времени,
когда человек выделился из животного
мира и стал жил сознательно, целеустремленно,
создавая первоначально идеально в своей
голове, а затем материализуя в свою действиях
и отношениях окружающий мир. Общество
с тех древних времен стало развиваться
не только под влияние природы, но и специфических
законов развития общества ассоциированных
людей.
Экономическая теория, как и другие науки
об обществе, имеет общую основу в виде
современной философии. Для нее большое
значение имеют те разделы философии,
которые выражают происхождение и сущность
сознания закономерности изменений явлении
природы и общества, особенность познания
в области экономических явлений и процессов.
В этой главе рассматриваются две проблемы:
проблема мировоззрения, без уточнения
которого нельзя приступать к систематизации
экономической теории, и проблема методологии
познания, обобщения практики, способов
умозаключения и теоретических выводов,
отражающих реальное состояние предмета
экономической науки в нынешнем этапе
ее понимания.
Богатство философии используется для
разработки парадигмы экономического
развития, которая, являясь методом исследования
практики, служит для создания теории
совершенствования жизни людей. В недрах
экономической науки всегда накапливаются
знания, которые могут синтезироваться
в рамках единой парадигмы. Для дальнейшей
развития науки следует обновить, модернизировать,
упорядочить, сменить парадигму, предоставив
тем самым возможность обобщения практики
(эмпирического материала) под другим
ракурсом, чтобы новые данные науки могли
адаптироваться на новом витке процесса
познания. Таким образом, теория вместе
с новой парадигмой может сделать следующий
шаг более полного и глубокого познания
законов развития общества, обеспечив
науке плюрализм и борьбу мнений, без чего
невозможно дальнейшее обогащение знаний
общества о законах собственного развития,
об окружающей среде, философия - не описательная
наука. Ее применение в процессе познания
усиливает активную роль всех отраслей
науки.
Общие основы экономической науки включают
в себя толкование основного вопроса философии
- что первенствует: материальное или идеальное.
В истории человечества материя и сознание
шли рядом, дополняя друг друга. Общество,
в попытке объяснить мир и его движение,
разделилось на два противоположных лагеря
- материалистов и идеалистов. Материалисты
считают, что источник развития находится
в объективном мире идеалисты отдают предпочтение
духовному, мыслительному началу, этот
спор длится более 2500 лет. Становится всё
понятнее, что противопоставлять материю
и ее сознательную форму для объяснения
законов развития обществе нельзя, если
наука не желает получить искаженную картину
цивилизации и ее истории. Происходит
взаимное проникновение и отражение: материальных
интересов - в сознании, сознательных представлений
причин и следствия - в материальном бытии.
В современной экономической науке эти
два направления представляют собой единство
противоположностей Теория рынка, а именно
она излагается в курсе, представляет
борьбу за единство материального и духовного.
В экономике материальные интересы и предпосылки
обеспечивают общий интерес в производстве
и в сохранение жизни, но право выбора
формы собственности, своей ниши на рынке,
организации труда и производства, методов
вхождения человека в ассоциированную
общность, крепость уз в ней остаются во
многом предметом выбора предметом предпочтения
индивидуума. В историческом плане по
порядку происхождения и по условиям сохранения
жизни материальное первенствует над
идеальным. Однако происходит и определенное
чередование материального и духовного
на первых ролях, когда варианты материального
развития господствуют в духовной жизни
или обществе создает духовные конструкции
жизни, которые не противоречат материальному
интересу.
В индустриальном и постиндустриальном
обществе, где высок уровень материального
производства и духовного творчества,
происходит диффузия: материальный результат
становится следствием работы интеллекта
- прежде чем создать, человек строит конструкцию
в своей голове, а духовное качество общества
постепенно снижает свою зависимость
от материального развития. Экономическая
наука имеет дело с идеальными моделями
хозяйственного механизма и тем способствует
развитию материального производства.
Последнее не останавливается в своем
развитии, порождает производство с новым
качеством и ставит новые задачи перед
познанием его законов. Сами идеи - если
они разделяются всеми слоями населения
- приобретают материальную силу в развитии
общества. Таким образом, для цивилизации
единство представляется в том, что для
человека нет материального без идеального,
идеального без материального. Отсюда
следует, что философское понимание противоположности
заключается в том, что материализм и идеализм
чередуются и попеременно, в зависимости
от состояния среды обитания у производительных
сил общества, занимают первое место среди
факторов развития общества.
Если постоянно выделять материальную
сторону, то в конце концов это выльется
в преуменьшение значения активной сознательной
деятельности людей, чье творческое начало
отнюдь не ограничивается только техникой
и познанием природы. Конструировать общественные
системы и управлять их развитием - не
только нравственная обязанность человека,
но и одно из объективных условий существования
цивилизации. Плюрализм и возможность
выбора вариантов развития подчеркивают
генерирующую роль человеческого сознания,
его духовную ценность.
Материальное преувеличение приводит
к гиперболизации экономики, обезоруживает
человека, делая экономическую науку разновидностью
догмы, которая приобретает сверхъестественное
значение. В этом случае различия между
объективным и сверхъестественным теряют
свои границы.
Между тем процесс познания материи продолжается.
После открытия "физического поля"
как совокупность элементов и частиц с
бесконечным числом средней свободы многие
нации пересмотрели свои оценки собственных
структур. Все большее число ученых признает
экономическое поле, которое обеспечивает
взаимодействие человек его производственных
ориентации с мотивацией поведения на
хозяйственной арене. При этом степень
свобод настолько велика, что человек
может выбирать рациональные и иррациональные
системы хозяйствования, может осуществлять
большие исторические эксперименты, успех
которых не гарантирован, как это имело
место в СССР.
Экономическое поле как среда определенного
сочетания времени и пространства деятельности
хозяйствующих людей делает условия развития
приемлемыми для подавляющего числа людей.
Экономическое поле становится носителем
реально-объективного и реально-субъективного,
материального и идеального, управленческого
морально-нравственного, т. е. тех составляющих
частиц и элементов сложнейшей системы
хозяйствования, которую нельзя обрисовать
какой-либо одной краской. В этом случае
в экономических процессах природа и человек
работаю на тенденцию к равновесию.
Единство противоположностей не является
монополией материального и духовного.
Все явления жизни формируются в парные
категории, оказывающие влияние на развитие
общества, когда категории, которые отработал
свой ресурс распадаются, для того чтобы
создать новое единство.
Общественные отношения в целом и в той
части, в которой они отражаются в экономической
науке, в критически периоды исторического
развития усложняют взаимодействие своих
частей и элементов внутренних структур
Движение напоминает броуновское движение
атомов и молекул, но не природы, а общества;
простых и сложны; элементов, составляющих
единое целое поле общественных структур,
обеспечивающих их динамику.
В транзитивной экономике движение ускоряется.
Разрушение старых и возникновение новых
пар единств; противоположностей осуществляется
быстрее и качественнее. Случайность в
условиях новых скоростей увеличивает
шанс распада устаревшего единства противоположностей
и формирование их новых пар. Чем выше
скорость движения, тем больше вариантов
подвергается исторической экспертизе,
а случайность работает на необходимость
где в качестве критерия выступает степень
прогрессивности. Чем больше история в
единицу времени может перебрать вариантов,
тем меньше возможностей впасть в ошибку
и нанести ущерб прогрессу. Оценка прогрессивного
происходит не с позиций идеологических
представлений, а с позиций практики как
критерия истины.
Еще одно важное философское положение
экономической науки. Оно состоит в том,
что единство и борьба противоположностей
самообеспечивают динамику элементов
общественного развития. Как это понимать?
Вся история человечества свидетельствует
о том, что развитие общества предполагает
управление: управление - импульсы; импульсы
- интересы; интересы - власть; власть -
противовесы; противовесы - борьбу. Если
этот порядок изменить, то можно представить
цепь причинно-следственных связей развития
и создания базы и импульса для последующего
шага в преодолении противоречия. Таким
образом, противоречия становятся внутренне?
пружиной развития. Чередуя фазы возникновения
обострения, преодоления распада, противоречие
самообеспечивает динамику социально-экономических
процессов.
Система социально-экономических процессов
развивается под воздействием закона
отрицания. Одна система отношений заменяется
другой, но только затем, чтобы создать
условия для старения этих отношений и
их отрицания. Возникает важная философская
категория - соотношение. Экономическая
система состоит из множества категорий,
и возникает проблема их соотношения как
качественного содержания и количественной
определенности. К таким отношениям, например,
относятся отношения свободы и необходимости,
объективного и субъективного, цели и
средства, сознательного и стихийного,
производительных сил и производственных
отношений.
При использовании экономических законов
развития общества имеет место еще одна
форма соотношений - сознательность и
стихийность. Сознательные процессы получают
преломление в головах людей, но отсутствие
мыслей в той или иной голове не свидетельствует
о стихийности их поведения, С другой стороны,
стихийность - отсутствие четких предсказуемых
результатов общественного поведения
людей - не означает отсутствие сознательного
решения о личном участии в хозяйственном
процессе.
Стихийность - непознанная необходимость, сознательность
Сила стихийного - тесноте и прочности причинно-следственных
связей, а сознательного - в выводах и аргументированной
информации о степени прогрессивности
объективных связей и о путях осознанного
влияния на причины корректировки последствий.
Слабость сознательного - в чрезмерно
заинтересованной оценке объективной
экономической среды. В связи с этим люди
лишь приближаются к истине в оценке потенциала
экономического роста и эффективности
его использования.
В хозяйственном организме качественное
положение в соотношении двух и более
факторов зачастую определяется равновесием.
В рыночной экономике это выражается в
равновесной точке спроса и предложения,
в равновесии цен реализуемых товаров
и услуг и количества бумажных денег, необходимых
для обращения в условиях равновесия.
Однако и здесь не обходится без противоречий.
Разные факторы роста генерируют противоположные
тенденции. Пропорциональность текущего
производства обусловливает равновесие
между спросом и предложением. Более того,
равновесие - самый экономный вариант
роста. Между тем научно-технический прогресс
находит в равновесии серьезного противника,
который может затормозить экономический
рост и повышение эффективности производства.
Обществу нужны не равновесие, волнообразные
движения, которые знают равновесие только
как момент. В эту "дыру" устремляется
научно-технический прогресс со всеми
его противоречиями и социально-экономическими
неожиданностями. Постоянное несовпадение
тенденций диктует необходимость ограничивать
условия при решении задач на оптимальность,
т. е. находить варианты, которые не имеют
конкурентов по заданному критерию.
1.2. Предмет экономической
теории
Задача любой науки состоит
в анализе реальных процессов, фактов,
выявлении внутренних взаимосвязей, определении
закономерностей и тенденций изменения
явлений. Не является исключением из этого
и экономическая теория. Вся история экономической
теории показывает, что это был постоянный
поиск целостного системного анализа
экономической жизни общества, стремления
описать, объяснить и предвидеть тенденции
развития, выяснить законы экономической
жизни, обосновать способы наиболее рациональных
экономических решений.
Экономическая теория, как и другие социальные
науки, имеет ряд особенностей по сравнению
с естественными науками. Во-первых, экономическая
теория имеет дело с деятельностью людей
и в силу этого является общественной,
социальной наукой в отличие от естественных
наук, которые изучают не опосредованные
волей и сознанием людей явления и процессы.
Во-вторых, экономические действия и, следовательно,
экономическая теория прямо связаны с
экономическими интересами и идеологией.
Это ставит перед экономической теорией
задачу постоянно обращаться к другим
социальным наукам и дисциплинам: социологии,
политологии, истории и т. д. В-третьих,
в силу прямой связи экономической теории
с экономическими интересами людей экономическую
теорию интересуют не просто рациональные
экономические решения, а необходимость
реализации этих решений при учете социально
справедливого распределения продуктов
и благ, признаваемого обществом.
Предметом экономической
теории являются экономические отношения
обществе.
Поскольку экономические отношения представляют
в обществе целостную систему, то предмет
экономической теории имеет и другое определение.
Экономическая теория
- это наука о системах экономических отношений
в обществе.
Экономическая теория, анализируя экономические
отношения, должна ответить на ряд принципиальных
вопросов:
1. Что собой представляет экономическая
система, как она устроена, каковы ее основные
структурные элементы, цели и формы движения?
2. Как функционирует экономическая система,
как осуществляется взаимосвязь ее элементов
в процессе функционирования и какое влияние
оказывает принятие экономических решений?
3. Как система экономических отношений
взаимодействует с другими сферами общества
и, прежде всего, с социальной сферой и
политикой?
Экономическая теория, опираясь на изучение
реальных экономических процессов, вырабатывает
основу для принятия эффективных решений
применительно как ко всей экономике,
так и при решении конкретных задач. Поскольку
принятие этих решений предполагает в
первую очередь всестороннее изучение
объекта, т.е. того, что он собой представляет,
исходная задача экономической теории
- определение содержания и структуры
экономической системы. Только поняв систему,
ее особенности, можно принять рациональные
экономические решения, сделать правильный
экономический выбор.
В силу сложности экономических систем
экономическая теория в современных условиях
представлена совокупностью направлений
и школ. Однако, несмотря на имеющиеся
различные методологические подходы к
анализу экономики, в современных условиях
сформировалась достаточно стройная структура
современной экономической теории
Составные части современной экономической
теории и непосредственный предмет ее
отдельных частей могут быть правильно
определены в контексте двух основополагающих
признаков.
1. Экономическая теория развивается вместе
с обществом - экономика и теоретические
взгляды на экономику эволюционируют
вместе с развитием реальных экономических
отношений.
2. Усложнение экономических отношений,
появление новых моделей экономических
систем неизбежно порождает дифференциацию
экономической теории и возникновение
новых направлений и школ.
1.3. Методы экономической
теории
Экономическая теория изучает
отношения и закономерности, складывающиеся
в процессе экономического роста при ограниченных
ресурсах, необходимых для жизни и развития
общества. Специфика предмета предполагает
специфику методологии и методов исследования.
Методология - это общий подход к изучению
экономических явлений, система методов
и приемов анализа при определенном философском
подходе: субъективном, диалектико-материалистическом,
эмпирическом, рационалистическом. В настоящее
время в науке господствует рационалистическая
методология, которая предпо-лагает изучение
и открытие объективных рациональных
законов экономической цивилизации на
основе целостного исследования экономической
системы независимо от классового состава
населения. В качестве инструментария
используется математический аппарат,
эконометрика, кибернетика. Результатом
исследования выступают экономические
модели, схемы, графики.
Рационалистический метод предполагает
анализ объективной реальности в постоянной
динамике, включая, анализ внутренних
связей, законов производства, распределения,
обмена и потребления. Наиболее полно
взаимосвязь рационалистического и аналитического
подходов прослеживается в анализе процессов
воспроизводства и экономического роста.
Методология основывается на методах.
Метод - это совокупность приемов, способов,
принципов, с помощью которых определяются
пути достижения целей. Если предмет науки
и ее методология характеризуются тем,
что исследуется, то метод как исследуется.
Одно вытекает из другого. От правильно
принятого метода зависит реальность
результатов.
В экономической теории применяются различные
методы познания: позитивный, нормативный,
систематизация факторов, научная абстракция,
эксперимент и др.
Позитивный метод предполагает создание
определенной философии экономической
науки, формулирование знаний об экономике,
категориях и законах развития экономической
среды на основе описания и систематизации
факторов, опыта, рыночных наблюдений
и т. д. Так. философия экономической науки
формирует учение о равновесии и эволюции
систем командно-административной и рыночной,
их структуре и инфраструктуре.
Нормативный метод познания предполагает
анализ практической деятельности человека,
базирующейся на принципах максимальной
эффективности. Главный принцип этого
метола в том, что он направлен на получение
результатов, приносящих пользу всем субъектам
хозяйственной деятельности. Применение
этого метода предполагает использование
математических приемов ранения экстремальных
задач на минимум или максимум, решение
системных ситуаций и проблем.
Развитие экономической науки в современный
период предполагает использование такого
метода как сбор информации, се анализ
и синтез.
Экономическая жизнь это скопление фактов,
которые существуют в конкретной действительности.
Поэтому данный метод связан со сбором
большого количества данных. Однако, чтобы
познать эти факты, необходимо от их обозрения
подняться на более высокую ступень, к
научному обобщению.
Один из методов, активно используемый
в экономической науке, - метод восхождения
от абстрактного к конкретному, от сущности
к явлению. Если попытаться сохранить
для научной оценки все богатство сущного
и найти главное определяющее движение,
связи и экономические законы, то можно
запутаться в многообразии явления и упустить
сущность. Абстракция позволит высветить
ту основу, причинно-следственную связь,
которая дает возможность управлять ситуацией.
Однако и здесь нужна оптимизация. Слишком
усиленная абстракция уводит науку от
объективной реальности. Прекращается
связь науки с практикой, последняя выступает
критерием истинности и ценности теории.
Находясь в длительном отрыве от практики,
наука может создавать "идеальные модели",
не отражающие реальную действительность
и позволяющие подчинить волю людей на
структурах искажающих, деформирующих
законы развития.
Метод научной абстракции приобретает
огромное значение именно в общей экономической
теории. Общественную жизнь нельзя изучать
в лабораторных условиях. Научная абстракция
есть мысленное отвлечение (абстрагирование)
от несущественных сторон, свойств явлений
и отыскивание главного, наиболее существенного
в них. Таким образом, улавливается сущность
явления. В результате абстрагирования
выводятся экономические категории. Они
выступают как теоретические выражения
реальных сторон экономики (прибыль, цена,
товар, деньги, зарплата). В совокупности
экономические категории образуют понятийный
аппарат. Дальнейшее познание направлено
на изучение связи экономических явлений.
Абстрактное мышление порождает метод
анализа и синтеза.
Анализ экономических явлений предполагает
расчленение изучаемого явления на отдельные
элементы и исследование каждого элемента
как необходимой составной части целого.
Синтез предполагает, что явление первоначально
изучается как состоящее из различных
частей, а затем исследуется соединение
элементов в единое целое и делается общий
вывод.
Определенную роль среди используемых
методов общей экономической теории играет
эксперимент и экономические реформы.
Они занимают особое место в исследовании
и требуют тщательной подготовки, расчета,
обоснования, научной проработки. В общей
экономической теории широко используется
принцип сочетания ис-торического и логического.
Исторически общество развивается от
простого к сложному, но развитие это не
свободно от отступлений и забеганий вперед.
Изучение истории помогает понять внутреннюю
логику предмета, а знание внутренних
структур общества придает истории научный
характер. Единство исторического и логического
- методологический принцип, который помогает
концентрировать внимание науки на усилении
аргументации, обоснованности выводов.
Как в самих исследованиях, так и в логических
построениях при изложении ее результата
необходим постоянный взаимоконтроль:
логику исследования надо постоянно контролировать
историческим сопоставлением, а факты
истории - располагать в логической последовательности,
вытекающей из парадигмы экономической
науки. Однако единство исторического
и логического нужно понимать как определенную
тенденцию, достаточно свободную в своем
колебании. Жесткая связь исторического
и логического может породить догматическое
представление о некоторых эпизодах истории
или возвести формальную логику в научный
аргумент.
Таковы основные методы и приемы организации
научного анализа и поиска оптимальных
решений экономических задач.
Информация о работе Экономическая теория как нака, ее предмет, метод и функции